Обзор фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы». Неплохой, но абсолютно ненужный фильм
Пик творческой импотенции.
Когда Lucasfilm только анонсировала «Индиану Джонса 5» с Харрисоном Фордом в главной роли, у всех возник резонный вопрос: «Зачем воскрешать экшен-франшизу с актером, который скоро разменяет девятый десяток?». Очевидно, что студия хотела не просто снять еще один успешный фильм, но и поставить «Индиану» на новые рельсы для потенциальных продолжений и спин-оффов, как это произошло со «Звездными войнами» и «Пробуждением Силы» в 2015 году.
Вот только если космическую сагу Lucasfilm действительно реанимировала, то с «Индианой Джонс» допустила ошибку, которая обойдется студии в сотни миллионов долларов: нет почти никаких шансов, что «Колесо судьбы» получит продолжение или хотя бы окупится. Что иронично, сам по себе фильм неплохой – его похоронил контекст и неудачные решения руководства Lucasfilm.
«Индиана Джонс и колесо судьбы» начинается с 20-минутного вступления в 1944 году, где убедительно омоложенный Харрисон Форд пробирается на нацистский поезд, чтобы выкрасть очередной могущественный артефакт – Копье Лонгина. Правда, оно оказывается поддельным, а настоящий интерес представляет половина совсем другой древней волшебной реликвии – легендарный Антикитерский механизм, созданный самим Архимедом. По версии фильма, первый аналоговый компьютер на самом деле не просто рассчитывал траекторию движения небесных тел Солнечной системы, но еще и позволял путешествовать во времени.
Вылазка Инди заканчивается неоднозначно: ему и его другу Бэзилу Шоу удается сбежать с поезда, но Антикитерский механизм – то самое Колесо судьбы – тонет где-то в реке.
Спустя 25 лет, в 1969 году, уже пожилой Индиана собирается на пенсию – все эти годы он преподавал археологию в институте. И в тот же день покой в жизни главного героя нарушает объявившаяся крестница Елена Шоу (Фиби Уоллер-Бридж). Она мечтает отыскать Антикитерский механизм, которым был одержим ее отец. Индиана, понятное дело, не горит энтузиазмом, но ситуацию меняет появление его старого знакомого – нацистского астрофизика Юргена Фоллера (Мадса Миккельсена), которого Инди впервые встретил 25 лет назад на том самом поезде.
Дальше разворачивается, как ни странно, вполне неплохой фильм об Индиане Джонсе. Крайне удачно выбранный режиссер Джеймс Мэнголд («Логан», 2017) снял картину, которая не смотрится стыдно на фоне оригинальной трилогии и даже имеет все шансы обойти какой-нибудь из старых фильмов в личном рейтинге части фанатов. Харрисон Форд, конечно, уже не такой прыткий из-за своего возраста, но во время просмотра об этом забываешь – значительную часть драк и погонь вполне успешно тащит на себе Фиби Уоллер-Бридж. Да и вообще шарм Инди скорее в его харизме, чем в трюках – в этом плане Форд все так же хорош.
Получается, «Индиана Джонс и колесо судьбы» – хороший приключенческий фильм! Вот только есть очень важный нюанс: это хороший приключенческий фильм относительно первых трех частей, которые вышли 30 лет назад. И как раз эту разницу в эпохах ни Мэнголд, ни сценаристы совершенно не учли. Они были слишком заняты прилежным воссозданием духа оригинальной серии: новый фильм имитирует их цветокоррекцию, сюжетные ходы, типажи персонажей. В каждой большой экшен-сцене бессменный композитор Джон Уильямс не стесняется атаковать зрителя отрывками культовой заглавной темы серии, чтобы как следует дожать ностальгию и затриггерить нужные эмоции.
Еще в ранних отзывах я видел сравнения «Индианы Джонс 5» с искусными подделками произведений искусства – в целом именно так новый фильм и воспринимается. Он дает опыт, очень похожий на оригинал, классно и дорого выглядит, не преуменьшает достоинства первых частей и никак их не портит. Но при этом даже не пытается ответить на вопрос «Зачем?». Неужели кому-то в самом деле нужно было еще одно, честно-честно последнее прощание с культовым персонажем Харрисона Форда? Или даже просто приключенческий фильм, созданный под нужды зрителей ушедшей эпохи, когда у нас полно более модерновых и продвинутых прочтений жанра? Окончательный ответ дадут итоговые сборы фильма, но что-то подсказывает мне, что фильм с треском провалится.
Причем удивительнее всего видеть, что Lucasfilm сдалась незадолго до начала проката – в плане своих грандиозных амбиций. Изначально все подводилось к концовке, в которой Инди так или иначе сделает Елену своей официальной преемницей. Вот только тестовая аудитория забраковала все мыслимые варианты такого финала (по слухам, их сняли аж 6 штук). В итоге «Колесо судьбы», если без спойлеров, заканчивается без какого-либо явного мостика к будущему продолжению. Потому что всем уже понятно: его не будет.
* * *
Как итог, я рекомендую посмотреть «Индиану Джонс и колесо судьбы» только двум типам зрителей. Во-первых, тем, кому очень хочется получить еще немного Инди в своей жизни: после всех доработок и переделок «Колесо судьбы» получилось совершенно нейтральным, безобидным по отношению к наследию культового персонажа. Во-вторых, всем желающим увидеть, возможно, самый дорогой денежный костер (иначе фильм не назовешь) в истории индустрии: не каждый день студия тратит 295 млн долларов (без учета маркетинга!) на произведение, которое объективно способно принести одни убытки.
Оценка Кибера: 6 из 10.