Роулинг пишет не только фэнтези. Актеры вытащили экранизацию ее книг про детектива Страйка
Без них «Страйк» провалился бы.
Серия романов про Гарри Поттера сделала Джоан Роулинг самой высокооплачиваемой писательницей в истории. Над чем она работала после истории о мальчике, который выжил? Британка пробовала разные форматы и не ограничивалась только книгами. Однако дольше всего она работала над сценариями к трем фильмам франшизы «Фантастические твари» и полноценным книжном циклом про детектива Корморана Страйка.
Поначалу Роулинг скрывала авторство, и книгу «Зов кукушки» издали под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. Впрочем, тайное становится явным, и самого хайпового автора современности быстро раскрыли. Однако критики крупнейших изданий США и Великобритании тогда еще не знали про авторство Роулинг. Ей явно было приятно прочесть, что «Гэлбрейт – мастер психологического портрета», а книга «написана замечательно свежо и с юмором».
«Зов кукушки» – классический английский детектив с героями новой эпохи. Топ-модель упала из окна пентхауса, но ее брат не верит в официальную версию самоубийства и нанимает частного сыщика без опыта работы. Помимо закрученного сюжета и глубоких протагонистов, Роулинг мастерски и с любовью выписала портрет Лондона: с его шикарными ресторанами и обшарпанными пабами, смесью ультрадорогих улиц и неприглядных переулков.
Судя по периодичности выпуска книг про Корморана Страйка, Роулинг нравилось писать именно детективы. Продолжения появлялись чуть не каждый год, а читатели с удовольствием глотали их и требовали добавки. Тут подсуетилась британская компания BBC: договорилась с Роулинг и сняла максимально похожую экранизацию.
Вот только если детективы писательницы считаются одними из лучших в жанре, то про сериал такого не скажешь. «Страйку» отчаянно не хватает классной режиссуры. Впрочем, британское кино зачастую статично, – большинство их сериалов смотрятся как телеспектакль. Надо учесть и специфику жанра детектива: редкий режиссер позволяет себе эксперименты в одном из классических киножанров.
У сценария шоу тоже проблемы. Порой он разгоняется и пропускает любопытные сцены из книги – будто бежит вперед, поспевая за ограниченным хронометражем. Последние сезоны поменяли концепт: теперь нам разжевывают вообще всех героев и показывают даже незначительные события. Экранизация буквально влезла в книжную шкуру. Вот только это сделало ее довольно скучным и эфемерным зрелищем.
Хоть минусы и кажутся серьезными, их с легкостью перевешивают чудесный каст сериала и оригинальная история Роулинг. Кастинг-директор шоу BBC прекрасен: столь живых и попавших в образ актеров я не мог себе и представить.
Звездочка сериала – Холлидей Грейнджер, которую вы могли видеть в «Борджиа» и «Золушке». Рыжеволосая красавица весьма тонко играет роль Робин, которая мечтает стать детективом, а дома сталкивается с абьюзом от парня. Их связывают сложные отношения: в прошлом у Робин был жуткий опыт, и Мэттью ее здорово поддержал. Теперь она чувствует себя обязанной выйти за него замуж и быть идеальной женой. Сериал наглядно показывает созависимые отношения, и как сложно из них выбраться.
У второго ключевого героя проблемы другого рода. Корморан Страйк вернулся из Афганистана без ноги и больше не хочет служить в военной полиции. Страйк хорош в розыске и открывает небольшое частное агентство, но сперва дела идут паршиво. Ему нужна секретарша: так судьба и сводит его с Робин.
Главные герои очень разные, но их неизменно тянет друг к другу. И все же взаимная привязанность долго не перерастает в нечто большее. Оба в отношениях, а хлопоты и работа почти не оставляют времени. Каждый ценит коллегу как прекрасного друга и боится все разрушить одним неверным движением. Актеры сумели выстроить ту невидимую химию, что есть у героев Роулинг.
Сериал довольно короткий – события 5 книг уместили в 15 серий. Отличное времяпровождение для неравнодушных к крепким детективам и тонким мелодрамам.
Лично я книг по Страйку не читал и не собираюсь. Смотрел сериал, и мне он очень зашел. В отличие от автора не увидел никакой камерности и слабой режиссуры - как раз наоборот: в отличие от подавляющего большинства современных сериалов в "Страйке" представлен великолепный баланс всех элементов, в нем нет ничего лишнего, натянутого или неуместного, а темп именно такой, какой и подходит этой истории, исходя из общей ее диспозиции.
Единственное с чем соглашусь - с оценкой игры актеров. Том Бёрк и Холли Грейнджер великолепны здесь как по одиночке, так и в связке. Однако и остальной каст подобран крайне удачно, во всех сезонах.
Ну, и, пожалуй, главное - как детектив этот сериал неплох, но не более того, видали и получше. Но это упрек не в сторону сценария или режиссуры, а в сторону Роулинг, она не Агата Кристи, хотя такое впечатление, что воображает себя кем-то не меньшим. Ее истории расследований довольно банальны - тут как ни играй, как ни снимай. а шедевра не получишь. А вот развитие личностей главных героев в том числе через их отношения друг с другом, то, как это подано на экране, когда мимолетные взгляды говорят больше любых слов - это то, ради чего действительно стоит посмотреть "Страйка".