«Меню» с Аней Тейлор-Джой – лучший триллер 2022-го. Он шокирует и учит кайфовать от жизни
Главные актеры бесподобны.
Я ничего не ждал от «Меню». Западные зрители посмотрели кино еще 4 месяца назад и отреагировали сдержанно: оценки средние, сборы скромные. А на днях «Меню» вышло в цифре. Если бы не впечатляющий каст с Николасом Холтом, Аней Тейлор-Джой и Рэйфом Файнсом, я бы пропустил фильм и не узнал, что речь о лучшем триллере 2022-го. Но чем так удивляет «Меню»?
Фильм учит кайфовать от жизни
Шеф-повар Словик – истинный гений. Ради его блюд гости плывут на остров и платят тысячи долларов. Среди поклонников Словика – герой Николаса Холта, который приглашает на ужин подругу Марго (Аня Тейлор-Джой) и заглядывает кумиру в рот.
Ресторан и правда впечатляет. Ингредиенты добывают прямо на острове, каждое блюдо сопровождает многозначительная история и яркий перформанс, и в целом еда напоминает произведение искусства.
Вот только герои смотрят на высокую кулинарию по-разному. Персонаж Холта сходит с ума от каждой детали в еде гениального повара, а Марго плевать на изысканные морские гребешки и сервировку. Лучше подайте ей стандартный чизбургер и не выпендривайтесь. Но какой подход мудрее?
Авторы находят истину где-то посередине и устами Словика выдают главную мудрость, о которой нужно помнить каждый день. «Я прошу вас всего об одном: не ешьте. Пробуйте, наслаждайтесь, смакуйте, думайте о каждом кусочке, который кладете в рот, будьте осознанны – но не ешьте».
Шефа играет бесподобный Рэйф Файнс, звезда «Списка Шиндлера», «Залечь на дно в Брюгге» и фильмов про агента 007. В каждое слово актер вкладывает столько любви и жизненной мудрости, что не проникнуться цитатой трудно. После речи и правда хочется не «есть», а «смаковать и наслаждаться»: даже если на тарелке не кулинарный шедевр, а вареники из ближайшего магазина. Тогда блюдо, как и жизнь в целом, станет в разы приятнее.
Это еще и классный триллер, где не все доживут до финала
Трапеза только кажется обычной: уже на втором блюде замечаешь неладное. Повар откровенно насмехается над посетителями и раскрывает их темные секреты. А от представлений Словика становится не по себе. Нерв натягивают умело: все начинается с невинных шалостей, а заканчивается тотальным безумием.
При этом объясняют происходящее неторопливо, зритель ломает голову почти до финала. Чего добивается Словик? Чем гости заслужили издевки? Для чего в ресторане герои Холта и Тейлор-Джой? Правда ли шеф сотворит то, что обещал?
Эти вопросы круто держат в напряжении, а над ответами размышляешь даже после концовки. Титры уже закончились, а ты все еще формируешь отношение к героям.
Кино рассказывает, как бороться с выгоранием
Герои «Меню» в основном богаты и гениальны, но проблемы у них обычные – они выгорели. Взять хотя бы Словика, который жаждет внимания гостей к деталям, но те забывают, что подавали в начале ужина. Тяжело каждый день выкладываться на кухне и творить шедевры, а затем понять, что старания не ценят.
К финалу режиссер дает классное решение. Вернуться в начало пути. Вспомнить, что когда-то даже готовка простого блюда приносила удовольствие. Творить не для себя, а ради гостя, который не всегда ищет гениальности. Звучит просто, но благодаря классной актерской игре Файнса и Тейлор-Джой мысль доносят элегантно.
Посмотрите, если любите еду, триллеры и философию
В «Меню» есть проблемы. Не все сюжетные линии достаточно раскрыты. Второстепенные актеры порой переигрывают. Перформансы Словика иногда нелепые. Но ради актерской игры, напряженного сценария и многозначительных идей на минусы закрываешь глаза. Речь все равно о самом впечатляющем триллере 2022 года.
иронично, что фильм о высокой кухне оказался кино-фаст-фудом.
из-за переписываний сценария и смены режиссеров вышла невнятная и сырая каша, по уровню раскрытия мотивации и сюжета равная театральным капустникам
7.3 на IMDb обеспечил визуал, но фильм на один вечер