5 великих старых фильмов, снятых в ограниченном пространстве. Есть даже один советский
Великий фильм можно снять даже на опушке леса.
Когда события фильма происходят в одном тесном помещении, история становится напряженнее и плотнее. Актеры лучше взаимодействуют с окружением, а зритель к концу фильма уже ориентируется на месте действия, как будто сам участвует в событиях. Не просто так многие культовые фильмы сняты в ограниченном пространстве. Сегодня рассказываем о них.
«Правила игры»
На первый взгляд «Правила игры» – это устаревшая театральная мелодрама, где герои говорят ни о чем. На самом деле – предвоенный шедевр Жана Ренуара с ритмичным монтажом, бесподобной актерской игрой и сложной проблематикой.
«Правила игры» провожает прекрасную эпоху. Прощается с остатками аристократии, вычурными и циничными людьми, которые благородны только по происхождению. Фильм предвидел будущее Франции, надвигающуюся трагедию и ее героев, которые появятся уже в фильмах Новой волны.
Персонажи и сюжет раскрываются в обстановке богатого дома, где проводит время скучающая элита. Например, дверь в комнаты прислуги специально сливается со стеной, чтобы они были незаметны для знати. Снятые с глубокой фокусировкой коридоры словно проглатывают героев. Ренуар создает в антураже продолжение характеров: хозяин дома обожает жутковатые механические игрушки, такие же безжизненные, как он сам. В «Правилах игры» дом – отражение человека и человечества. Поэтому главному герою в нем так неуютно, он один живой среди механических истуканов.
Но не стоит забывать, что Ренуар – француз. Он любит своих героев даже когда они дурны, поэтому фильм не превращается в отповедь и приговор, скорее насмешку. Работая со сценой, он создает чудной мир коридоров, залов и спален, в которых решается судьба одного человека и всей старой Франции.
«Расемон»
События главного фильма раннего Акиры Куросавы (если не считать «Жить») происходят в феодальной Японии на развалинах храма. Три героя: монах, скептичный крестьянин и вор-нигилист − укрываются от дождя. Они обсуждают детали судебного разбирательства об убийстве самурая и изнасиловании его жены.
Разрушенный храм становится ареной для столкновения идеологий и мнений о том, кто виновен. Пространство здесь подчеркивает крушение веры. То, какие люди маленькие в сравнении с колоссальными развалинами. С помощью проработки сцены Куросава передает простую, но страшную мысль: «правды не существует».
В «Расемоне» поражает глубина рекурсии. Герои вспоминают показания свидетелей убийства, которые по-своему интерпретируют события. Когда они начинают рассказ, действие переносится на опушку леса, где и случилось преступление.
Снимая на натуре, Куросава создал такую сценографию, будто лес специально собрали для фильма. Внимательный зритель легко отличит лживую версию событий по расположению предметов в кадре. Например, хвастливый разбойник Тадземару говорит, что украл драгоценный кинжал. Но мы знаем, что он остался на месте преступления, потому что его унес другой человек. В одной из версий самурай погиб в кустах, в другой – в стороне.
Благодаря таким деталям зритель понимает, что ни одна версия не достоверна. Зритель оказывается в одном положении с тремя путниками в храме и вместе с ними ужасается при мысли, что в мире нет правды. Впрочем, один из героев смог найти в мире добро.
«Гараж»
Эльдар Рязанов любил камерные произведения. Его лучшие фильмы «Ирония судьбы» и «Небеса обетованные» тоже сняты без резких смен локаций, но именно в «Гараже» он обошелся всего одним помещением.
Сотрудники института оказались заперты на заседании по распределению мест в гаражном кооперативе. Каждый ждал заветный документ как манну небесную. Вдруг за запертыми дверьми выясняется, что одному из присутствующих гаражей не хватило. Научные деятели тут же начинают грубить, подсиживать остальных и кляузничать.
«Женщина есть женщина»
Весь фильм возлюбленные ссорятся. Анжела хочет ребенка, Эмиль хочет гулять с друзьями и жить беззаботно. Их квартира – сцена для игры с чувствами, пространством и четвертой стеной. Не просто так сюжет начинается с фразы Анжелы «Перед тем как ломать спектакль, нужно поклониться зрителю» и поклона в сторону камеры.
Интерьер играет ключевую роль в театрализованном фильме. Например, герои берут книжки с полок, чтобы заканчивать их заголовками гневные тирады. Эмиль катается по столовой на велосипеде, герой Бельмондо, влюбленный в Анжелу, доказывает свое мужество, боксируя с торшером.
Округа квартиры тоже вписана в повествование до мелочей. Лестница дома, где 24\7 целуется молодая пара, улица с кафе, где героям наливают в долг, и пустующий стрип-клуб, в котором работает Анжела. Сама улица – тоже часть истории. В одной из сцен Эмиль бросается на настоящих парижских прохожих и предлагает им сделать ребенка Анжеле. Все для того, чтобы поссориться, вернуться в квартиру и продолжить игру.
В пересказе сцены могут звучать странно, но именно благодаря работе с пространством на первый взгляд безумные вещи вызывают восторг. Смотря на то, как свободны в четырех стенах герои «Женщина есть женщина», – понимаешь, что это ты замкнут по сравнению с ними. Ведь Анжела и Эмиль заперты не только в квартире, но и в пределах хронометража фильма, и при этом куда свободнее нас.
«Веревка»
Альфред Хичкок обожал игру со зрителем: доводить его до истерического ужаса, обманывать ожидания и попросту насмехаться. Король саспенса был известным пранкером. Он мог заставить зрительный зал доверять убийце, мог убить главного героя в середине фильма и показать убийство в формате ситкома.
В Голливуде секса тоже не было – работал кодекс Хейса. 5 самых абсурдных запретов в кино
Благодаря тому, что «Веревка» Хичкока снята на статичную камеру и почти без монтажных склеек, действие напоминает жуткий спектакль. Два студента убили своего знакомого, чтобы в духе Раскольникова переступить нормы морали. Чтобы доказать себе свою исключительность, они спрятали тело в комоде, на котором накрыли стол для гостей. Хичкок умело играет с театральностью происходящего, заставляет зрителя неотрывно следить за светскими беседами со знанием, что в гостиной лежит мертвец.
Заперев зрителя в тесной квартире с трупом, Хичкок показывает нравственное уродство телеформата: эстетизацию насилия, иллюзию собственной исключительности и фашизацию искусства. Без склеек актеры вынуждены каждую секунду играть волнение, усиливая саспенс. А статичная камера как будто с насмешкой не дает оторвать глаз от триллера.
* * *
Я включил в подборку только самые неординарные фильмы в ограниченном пространстве. Но в эту подборку могли бы войти и «Бёрдмэн», и «Омерзительная восьмерка», и «Женщина в песках», и «12 разгневанных мужчин», и «Окно во двор», и «Дорогая Елена Сергеевна». Обилие таких лент говорит само за себя: пространство – один из героев фильма, который помогает хорошему автору создавать шедевры.
А какой у вас любимый камерный фильм?
Что если «Властелин колец» сняли бы с советскими актерами? Мы подобрали фото
Мы все живем в Зоне. Почему фильм «Сталкер» – про каждого из нас
Ставим диагноз Даниле Багрову: герой эпохи или психопат?