Попкорн
Блог

Кевин Файги сделал Marvel великой студией. До этого ему 5 раз отказали в киношколе – продюсер пробил путь упрямством и любовью к комиксам

Любимый кинопродюсер пользователей Sports.ru.

Фильмы Кевина Файги в мировом прокате собрали больше 26 млрд долларов, что делает его самым успешным продюсером всех времен. Пользователи Sports.ru в недавнем опросе выбрали именно Файги своим любимцем: он сумел обойти таких великих деятелей индустрии как Джеймс Кэмерон, Стивен Спилберг и Уолт Дисней. Разбираемся в творческом пути обычного американского парня в кепке и принципами его работы.

Как Кевин оказался в Marvel

Кевин с детства хотел работать исключительно в кинобизнесе. Ключевое влияние на него оказал дедушка Роберт Шорт, который в 50-х годах занимался продюсированием мыльных опер. Файги не сразу смог поступить в Школу кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии, которую оканчивали легенды вроде Джорджа Лукаса: ему отказывали пять раз, но настырный парнишка стоял на своем и таки поступил с шестой попытки.

Практику он проходил под руководством Лорен Шулер Доннер. Причем мог выбрать Ричарда Доннера, режиссера «Супермена» и франшизы «Смертельное оружие», но чутье подсказывало ему, что работая с Лорен Доннер он будет чаще присутствовать на съемках. По окончании университета Доннер наняла Файги в ассистенты. На этой должности он работал, например, над созданием мелодрамы «Вам письмо». В том числе Файги успел научить актрису в главной роли Мег Райан работать с электронной почтой.

В 2000 году Доннер, которая продюсировала фильм «Люди Икс», повысила Файги, назначив его одним из продюсеров. Свое решение она обосновала чрезвычайно большими познаниями Файги в области комиксов, что весьма пригодилось при создании фильма. Например, Кевин поднял шум, когда увидел первую прическу Росомахи: она была далека от вида супергероя в комиксах, и Файги настоял на переделке ближе к классическому образу. Лорен Доннер: «Он помог нам убедиться, что мы выбрали правильный путь. Кевин следил, чтобы мы оставались верными комиксу, и при этом могли переложить историю на киноязык».

Фильм хорошо выступил в прокате, собрав почти $300 млн при бюджете в $75 млн. Ави Арад, в то время глава Marvel Studios и по совместительству еще один продюсер фильма «Люди Икс», увидел в этом большущий вклад Файги и переманил его от Доннеров. Благодаря продюсированию нескольких успешных крупнобюджетных блокбастеров Файги стремительно продвинулся в Marvel по карьерной лестнице, и в 2007 году занял место главы Marvel Studios после ухода Ави Арада с этого поста.

Зарождение Кинематографической вселенной Marvel (MCU)

В начале нулевых Marvel не снимала фильмы, а продавала права на своих персонажей другим голливудским студиям. Зарабатывала же студия за счет продажи комиксов, игрушек и мерча. Самых громких своих героев она продала Sony и 20th Century Fox: Человек-паук, Фантастическая четверка и Люди Икс оказались под патронажем других студий. Но Файги не слишком огорчался и в 2005 году сумел убедить владельцев, что пришло время самостоятельно производить фильмы. Однако их бюджет был очень ограничен и права на ошибку не было.

У Marvel была масса супергероев всех мастей, оставалось выбрать беспроигрышный вариант. Сейчас Файги говорит, что киновселенную начали развивать именно с Тони Старка, потому что он «уникальный персонаж, отличающийся от всех других героев комиксов». Но Кевин явно лукавит, давно известно, что студия проводила массовый опрос среди детей, где спрашивала – игрушку с каким героем им больше всего хочется? Лидерами стали Железный человек и Халк, вот с этих героев Marvel и начала.

На производство и маркетинг денег не хватало, и студия взяла кредит в банке в размере $525 млн. К тому времени Файги взял на себя главную ответственность за производство фильмов и нанял на пост режиссера Джона Фавро, несмотря на отсутствие у того опыта работы с супергероями. Сейчас Кевин вспоминает, что сложнее всего в начале работы с MCU было убедить руководство Marvel в том, чтобы взять Роберта Дауни-младшего на роль Железного человека и снять фильм о Капитане Америка в сеттинге Второй мировой войны. Дауни-младший тогда только-только восстанавливал свою репутацию после долгих лет зависимости и неподобающего поведения на съемочных площадках. А еще он никогда не снимался в блокбастерах. Тем не менее Файги с Фавро поверили в актера и посчитали, что он лучше всех понял такого необычного героя как Тони Старк.

Риск оправдался и фильм заработал $585 млн. Очень кстати, ведь в случае провала и невозможности погасить кредит, банк бы забрал себе немалую часть интеллектуальной собственности Marvel! Фильм понравился публике не в последнюю очередь потому что создавали его фанаты комиксов: Файги и Фавро с командой. Этот подход Файги постарался соблюдать и при работе над следующими картинами.

Успех первых же фильмов дал поверить в концепцию MCU, а вместе с ней и в идею о том, что персонажи из одной кинофраншизы могут противостоять героям другой вселенной или, напротив, объединиться в борьбе против общего врага.

Быть фанатами и много работать

Эти простые принципы, видимо, и привели MCU к ошеломительному успеху. Ни один из 28 фильмов франшизы не провалился в прокате: окупились все, а большая часть принесла значительный доход.

«Кевин подходит ко всему этому с точки зрения фаната, а не как бизнесмен или продюсер», – считает Крис Хемсворт, сыгравший Тора в фильмах Marvel. «Он действительно создает истории, которые нравятся ему самому».

Файги с детства любил вселенные «Звездных войн», «Индианы Джонса», «Звездного пути» и мечтал работать над ними, улучшать: «Я никогда не относился к сиквелам цинично. Мне всегда было интересно видеть, как персонажи, которых я любил, будут расти и меняться. И каждый раз, когда фильм разочаровывал меня, я сидел и думал, что бы я сделал иначе. Я не писал сценарий, но дразнил его в своей голове. Во многом это не так уж отличается от того, чем я занимаюсь сейчас».

Когда Файги размышлял о причинах неудачи «Бэтмена и Робина» (франшиза DС надолго стала на паузу после провала ленты), то пришел к однозначному выводу: фильм создавали не фанаты, а люди, которые хотели заработать на продаже комиксов и игрушек на волне интереса к фильму. Так что в первую очередь Кевин искал режиссеров среди очень заинтересованных людей, по сути гиков. Большая часть режиссеров пришла в MCU из инди-сегмента. Уоттс до Паучка успел снять только «Полицейскую тачку», Хлоя Чжао с «Наездником» была молодой звездочкой фестивалей, а Ганн снимал трэш и чернуху вроде «Слизняка».

Джон Фавро считает, что стратегия поиска звезд арт-хауса восходит к временам, когда Marvel была независимой студией с недостаточным финансированием. «Это подход из фильма «Человек, который изменил все». У них есть опыт поиска недооцененных талантов и помощи им в прорыве и продолжении прекрасной карьеры».

Сам Файги формулирует три принципа успеха: «Уважай оригинальный материал. Нанимай увлеченных и преданных режиссеров, не обращая внимание на то, сколько заработал их последний фильм. Бери на роль лучших актеров вне зависимости от их текущей рыночной цены». Правда, при этом Кевин предпочитает все-таки приглашать на главные роли не слишком известных актеров и сам делает их звездами.

Брук Барнс из The New York Times подчеркивает тщательное соблюдение Файги баланса между консерватизмом и риском. Файги в своих экранизациях комиксов старается придерживаться первоисточника, прекрасно понимая, чем в первую очередь привлекают поклонников персонажи вселенной Marvel, такие как, например, Железный человек. Сам он заявлял, что «проблемы возникают тогда, когда люди пытаются заново изобрести колесо» и что «если вы откроете комикс, то найдете любую нужную вам глубину повествования».

Файги сравнивают со Стэном Ли, говоря о том, что в 60-х годах Ли смог объединить множество интересных персонажей в единую вселенную, а в нулевых Файги сделал то же самое с экранизациями этих комиксов, объединив несколько франшиз в MCU. Любопытно и общее правило Marvel: «Ни одна идея не считается слишком сложной или сумасшедшей, даже если она приходит в последнюю минуту. Любая хорошая идея достойна изучения».

Режиссер четырех фильмов саги Джо Руссо: «Кевин – самый настоящий бунтарь. Вся эта идея создания историй и их переплетения ведь была настолько разрушительной. Это грандиозный эксперимент, который мог провалиться почти на каждом этапе. Если один или два из этих фильмов не сработали бы, все было бы кончено».

Но все сложилось наилучшим образом. После результатов первого уик-энда «Мстителей» 2012 года Кевин понял, что франшиза разрастется до гигантских размеров. С тех пор он начал работать еще больше. А с 2019 года Файги стал креативным директором Marvel Entertainment и продюсирует не только фильмы, но и сериалы для Disney+, которые полноценно встроены в MCU. Сейчас ее авторы планируют четкий план премьер примерно на пять лет вперед. Общее направление развития вселенной же может затрагивать намного больший временной промежуток.

При этом, разумеется, работают они очень много. Количество вещей, которыми Файги приходится жонглировать одновременно абсолютно безумно. Сейчас он не только прыгает туда-сюда между более чем 25 проектами в работе – какая-то часть еще находится на ранних стадиях разработки; он также активно участвует в открытии целого раздела Disneyland, посвященного Marvel, большая часть которого основана на MCU. Несложно предположить, что этот человек – робот, который не спит и не нуждается в пище, а питается только работой в Marvel, чтобы продолжать функционировать.

Расписание всего одного рабочего дня Кевина Файги
 

Сценарист «Доктора Стрэнджа» С. Роберт Каргилл плотно поработал с героем статьи: «Кевин – гений. Он действительно понимает, как превратить комиксы во что-то доступное даже для людей, которые никогда не слышали об этих персонажах, сделав их фанатами. Для меня было честью и огромным удовольствием работать с ним. Я восхищаюсь его трудовой этикой. Он часто не возвращается домой до полуночи. Он живет Marvel».

Сам Файги так объясняет работу креативщика: «Продюсер не делает ничего – и делает все. Мы не пишем, не режиссируем, не сидим за монтажным столом. Но мы работаем со всеми этими людьми. Задача креативного продюсера, на мой взгляд, – довести проект до конца, начиная с первоначальной идеи».

Считается, что Marvel не рискует и снимает одномерное кино, не углубляясь в персонажей и сложный киноязык. Тем не менее сложно спорить с тем, что в сольниках супергероев студия регулярно экспериментирует. «Первый мститель: Другая война» выглядит параноидальным триллером, «Человек-муравей» – комедия про ограбление, а «Черная пантера» – геополитический боевик. Хоть персонажи одни и кочуют из фильма в фильм, но практически каждый сольник имеет собственную интонацию и сеттинг. Каждый раз, когда поклонник франшизы идет в кинотеатр, он может быть уверен в том, что фильм не упадет ниже планки его ожиданий и при этом, возможно, сумеет чем-то удивить или даже поразить.

Файги много думает, как сделать каждый фильм более понятным и доступным, не перебарщивая с пасхалками и отсылками к другим картинам киновселенной. Важную роль в этом играют тестовые показы – полезный инструмент, который помогает устранить недочеты, незаметные во время производства.

Кевин: «Это кошмарная вещь. Это больно, настоящий ужас. Ведь приходит столько людей, никогда не снимавших кино, которые говорят: «Да, сейчас я выскажу вам свое мнение!» Мне хочется забиться куда-нибудь в угол, натянуть бейсболку пониже. Но я сижу на месте и слушаю. Потому что очень многое ты не сможешь увидеть сам. Например проверить, работает ли какая-то шутка или нет, все ли в порядке с внутренней логикой фильма. А может быть, осталась какая-то слишком глубокая отсылка? И ты понимаешь: «Ладно, этот момент поймет только три человека, оно того не стоит».

Я всегда вспоминаю о «Гарри Поттере». Сам я никогда не читал оригинальных книг. Но я смотрел каждую часть «Гарри Поттера» в первые же выходные проката. Я смотрел фильм, получал удовольствие, и забывал почти все о том, что увидел. Даже не задумывался о нем до тех пор, пока не выходило продолжение. И ведь эти фильмы настолько хорошо сделаны, что я прекрасно понимал, что в них происходит. Да, иногда приходилось вспоминать какого-то персонажа, но в остальном все было ясно. Так пытаемся работать и мы».

Ошибаются все

Файги не боится признать и свои редкие ошибки. Древнего в «Докторе Стрэндже» сделали белой женщиной, что не понравилось части фанатов первоисточника: «Мы собирались избежать клише, не показывать типичного мудрого, старого, покрытого морщинами азиата, и думали, что это умный ход, демонстрирующий то, какие мы передовые. Но затем прозвенел тревожный звоночек: «Погодите-ка, а разве нельзя решить эту проблему иначе? Может, можно и избежать стереотипов, и взять на роль актера из Азии?» Ответ на этот вопрос, конечно, «да».

Уже в «Шан-Чи и легенда десяти колец» Marvel Studios не повторили эту ошибку. Здесь практически все главные роли достались актерам азиатского происхождения: сценаристы не стали перерабатывать персонажей, меняя их расы.

Раньше Файги гордился, что каждый фильм, над которым работала студия, имел четкий график, который неукоснительно соблюдался: «Отчасти это проблема, а отчасти – удовольствие. Последнее заключается в том, что вы четко знаете: вы работаете над сценарием, который обязательно будет экранизирован, вы не будете вечно в аду разработки – у вас есть финишная черта». В 2020 году пандемия разрушила четкий график не только Файги, но и всей остальной индустрии. С тех пор Кевин не боится передвигать даты релиза, если проект нуждается в доработке, как это случилось с новым «Доктором Стрэнджем», который переехал с марта на май.

Фан-факты

  • Самым важным персонажем Marvel и величайшим супергероем всех времен Файги называет Человека-паука.
  • Любимый фильм главы Marvel Studios по комиксам DC – «Супермен» 1978 года.
  • Он не любит появляться в камео. Один раз Кевин снялся в сцене для первых «Людей Икс», в которой носил капюшон, маску и очки. Эпизод не вошел в финальный монтаж.
  • Файги не хочет быть режиссером и говорит, что ему слишком весело работать над несколькими фильмами одновременно.
  • Кевин признался, что в детстве был тем еще нердом: вел дневник и записывал каждый фильм, который видел: где его смотрел, сколько раз его смотрел – даже какой была аудиосистема.
  • Отдыхать предпочитает с семьей в Walt Disney World.
  • Женат на медсестре – специалисте по сердечно-сосудистым заболеваниям. Они воспитывают двух детей-подростков.

* * *

Он делал инди-фильмы про копов и клоунов, а теперь снимает «Человека-паука». История внезапного успеха Джона Уоттса

Мстители передали перчатку «Аватару». Посмотрите, какие милые открытки дарят режиссерам Голливуда

Кто лучше всех сыграл «Человека-паука»? Лишь один актер идеально вписался в канон

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные