Реклама 18+
Реклама 18+
Блог Mid or Feed

«Не получилось реализовать мечту». Вилат рассказал полную историю Рухаба

Иван «Mistafaker» Демкин на стриме взял исчерпывающее интервью у Вилата «V1lat» Волочая – о создании RuHub, развитии студии, конкуренции и причинах ухода. 

О создании RuHub

Это была общая идея. Во время работы на StarLadder. Я, Андрей x3m4eg, Рома CaspeRRR, Витя GodHunt, ты [Faker] с нами работал, кто-то еще был — уже не помню… Остальные приезжали в гости и не работали постоянно на StarLadder. Под конец сезона 2015 года там реально начались трудности. Упор компания делала именно на свои турниры, были слухи про систему мейджоров от Valve и про то, что все немножко поменяется.

Упор делали на свои турниры, а возможность комментировать чужие турниры пропадала — ну, это были прямые конкуренты. Например, я не мог комментировать ESL. Мы теряли много контента и много возможностей. Я начал понимать, что если мы хотим как-то что-то делать, то, во-первых, надо объединяться с талантами, которые были разбросаны по другим студиям.

А параллельно с этим развивались Beyond the Summit… Они показали, как круто объединять комментаторов и создателей контента. Эта идея в голову залезла, я ее обсуждал очень долго с начальством StarLadder — к сожалению, мы не пришли к общему выводу, — и ближе к 2015 году… Квалификации к TI разделили на две части: команда в Стокгольме и команда в Лос-Анджелесе. Если помнишь, там были NAHub и EUHub. У Джеймса котики были, если помнишь. На фоне этой популярности возникла идея договориться о больших квалификациях вместе: это будет классно, и вы увидите, что нам мешают дружить только договоренности у начальства. Мы сделали те квалификации к TI5 в Киеве. Было классно, было весело. 

Мы с Экстримчигом, Ярославом Кузнецовым, Сашей Смаглюком — он был главным режиссером StarLadder, перешел в RuHub через год и вот сейчас ушел — встретились и решили поговорить перед турниром. Можно сказать, что эти четыре человека на самой первой встрече, где обсуждалась идея создать компанию RuHub. 

***

Базы не было. Ну, мы решили, что уже не будем работать со Старладдером, да и он не был заинтересован. Единственное: олдскулы могут помнить, что у меня была студия, которая даже BlizzCon официально освещала. Мы за свое купили компьютеры, пульты, свет и так далее. Верили, что сможем окупить, и частично так и получилось. Когда мы уже поняли, что с этого много чего не заработать, пришла идея RuHub.

Раз есть хоть какие-то компьютеры, камера, съемная квартира в Киеве — мы вчетвером это с друзьями делали, — мы с Вовой Дубравиным (переводчиком) решили что-то воссоздать на этой аппаратуре. Учитывая, что Смаглюк Саша остался работать на StarLadder, первыми сотрудниками стали я и Вова. Он был техником, режиссером и всем подряд. Работали на трехкомнатной квартире, пробовали делать стримы оттуда.

О главной мечте RuHub

[Основной идее было] консолидировать все таланты и собрать лучшее на русском языке. Чтобы зрители знали, что они могут зайти на канал и посмотреть «Доту». Чтобы комментатор знал, что если он на топовом матче, то это RuHub. Чтобы организатор знал, к кому обратиться, если нужна хорошая трансляция.

Немцу сложно понять, кто такие StarLadder, Storm Studio и Game Show. Поэтому мы хотели создать большой канал как BTS, который бы консолидировал контент и был местом для талантов. Чтобы они знали, что если они приходят и полноценно работают, то их увидят, мы будем защищать их права и помогать ним, а они — нам. Была вот задача создать такое место. Забегая вперед, скажу, что не вышло.

***

Когда начинались разнообразные турниры, мы много ездили. Если ты помнишь, мы ездили на Summit, на Nanyang в Сингапур, на тот самый Major All Stars, на DAC, куда англоязычных чуть ли не не стали везти. Мы хотели сделать так, чтобы комментаторы или хотя бы съемочная команда были на каждом турнире. Для этого надо продать это. Люди думают, что отправить бригаду в Шанхай дешево, но это не так. Даже монтажник, репортер и звукарь — это около шести тысяч долларов на неделю. Это огромные деньги, которые надо зарабатывать.

Нам немножко помог [сезон] 2015/2016 с тремя мейджорами. Все приехали, все отработали за деньги Valve. Казалось, что остальные турниры были не так важны. Но когда мейджора стало два и возникли другие турниры, стало понятно, что заработать эти деньги и как-то продать услуги RuHub сложно. И мы начали все меньше и меньше [ездить]. В CS было то же самое.

Права были на многие турниры, но поехать куда-то — организаторы говорят: «Мы выделим вам стол, но вам надо привезти четырех комментаторов, звукаря, оператора, монтажника»… Грубо говоря, 12 тысяч долларов — окупить эти деньги невозможно. Когда это происходит на протяжении полугода, ты думаешь, что ладно. Но когда это уже после The Boston Major 2016 — ты едешь только на «Эпицентр» и «Инт»… Не можешь договориться с организаторами, никуда не ездишь — и руки опускаются.

Никто не говорил в RuHub: «Нет, мы не будем этого делать». Просто у меня и у менеджмента не получилось реализовать эту голубую мечту, чтобы на каждом мажоре либо миноре были комментаторы/аналитики или хотя бы съемочная бригада. Как видишь, это провалилось — и это тоже одна из причин, почему опустились руки в RuHub.

О конфликте с Каспером

 

У нас возникли конфликты на фоне его нового стиля комментирования — чисто рабочее. На шанхайском мейджоре вышло интервью какое-то, и у нас появились субтитры с рофлянками… В рабочей конфе были терки. Он был за то, чтобы мы переводили серьезно, плюс он на разных встречах перед турнирами все больше стал пропихивать «ребята, давайте не использовать англицизмы, все должно называться правильно, меньше сленга». Помню, в Шанхае мы очень сильно поссорились из-за титров. Я ему сказал: «Рома, не нравятся титры — проснись на два часа раньше и сделай сам».

У меня возникла мысль, что он обиделся на это. Помню, он просил повышение зарплаты и бюджета не было, но это мелочи. Думаю, мы дошли до момента, когда у нас возникли разные взгляды на то, что мы делаем. У него были постоянно предложения от Старладдера, и он ушел. Единственное что — я уже рассказывал — 30 марта мы комментировали матчи с Годхантом. 1 апреля я должен был комментировать с Каспером, он попросил замену, Годхант согласился помочь. И через 20 секунд Каспер Годханту написал, что ушел на StarLadder. Мне так и не написал.

***

Я обиделся, это факт. Да, взрослый 30-летний мужик — и обиделся. Мне казалось, что мы создаем что-то большое и огромное… Когда-то где-то пьяный, я ему давным-давно сказал: «Блин, хоть бы написал, что есть лучше предложение и хочешь работать там».

Я обиделся, пытался игнорировать. Я прошел через несколько стадий: обида, злость, окей. Будешь делать для конкурентов — будем работать дальше, и я докажу, что мы сделаем лучше. Возможно, его уход даже добавил желание делать больше и лучше.

Мы с ним не враги: ходили на концерты вместе, встречались на днях рождения и так далее. Не то чтобы мы не разговариваем друг с другом, но мы не друзья. Можно так сказать.

***

[на Киевском мейджоре] Саша сказал: «Есть вариант поставить не привычную пару, а Вилата + Каспера. Давайте еще придумаем, чтобы они выходили после команд и так далее». Было интересно.

Я честно скажу, что я ожидал этот матч. Мы весь турнир знали, что комментируем финал. Но мы вообще не обсуждали, как будем комментировать, и в связи с этим были опасения: кто play-by-play, кто ведет и кто ко-кастер. Virtus.pro против OG, 400 тысяч зрителей — было страшно. Мы договорились только о том, что по очереди начинаем каждую карту.

Мы представились, и дальше пошло-пошло-пошло. Не буду рассказывать, как комментировал сам гранд-финал. Честно, я очень переживал, и было видно, что Рома переживал за какие-то моменты. Но нам вроде удалось, мы не показали, что нам было некомфортно.

Знаю, что нам обоим было очень некомфортно, потому что Рома полностью перестроился на другой стиль комментирования. Например, «используют лечение у Святынь», когда я говорю «хилятся на Шрайне». Людям это резало ухо, нам с Каспером резало ухо. Но мы как-то справились, докомментировали, пожали друг другу руки, сказали «было норм» — и на этом закончилось.

О борьбе студий

Ярослав NS Кузнецов вышел на связь, который ни на какую студию не работал — ко-кастил со мной и приезжал в кости на StarLadder. Он сказал, что есть заинтересованный инвестор Антон Черепенников. Мол, ему нравится, что вы делаете, попробуйте договориться в Москве.

Приехали. Он поделился планами, мы поделились видением. И получили первые обещания: «Да, вы получите деньги на то и то. Я понимаю, что у вас мало времени». Договорились с Антоном — и на франкфуртские квалификации выделили деньги под то, что мы никуда не убежим и будем делать RuHub вместе.

Появилась возможность брать людей. И самое главное — решение, из-за которого мы взлетели, — понимание, что мы будем конкурировать с другими студиями. И мы решили сделать бесшовный 24-часовой эфир. Это было моей «идеей фикс» довольно давно. Чтобы реализовать ее, нужно было четыре комментатора, шесть аналитиков, два ведущих. Ты помнишь, как это было сложно. В одной комнате сидят комментаторы, во второй wejustzik на диване рассказывает истории…

Тем решением сделать стрим 24/7 мы сразу показали, что если наши конкуренты не будут постоянно придумывать и делать такой же размах, как мы — хотя никакого размаха: это было дешево, просто много работы, — то шансов у них не будет. Я уже после первых квалификаций, когда у нас было что-то вроде 70/30, понял, что все будет хорошо.

***

— Я боялся, и это понятно. То же самое, что перед Франкфуртом, но тогда было два-четыре человека у «штормов» — вроде были CrystalMay и Mortales. Мы реально готовились, придумывали игры, интерактивы, опять-таки две смены, опять воевали за приглашенных людей. Я помню, что мы просили дополнительный бюджет, поскольку есть конкурент и нужно его обойти. Я на этих квалификациях спал меньше, чем когда-либо. Заходил на Twitch круглосуточно и проверял, у кого больше зрителей. «Блин, как бы стрим не упал, у нас же марафон — главная фишка».

Но на третий день я увидел, что зритель не идет на те же каналы, которые я сам раскачивал лет пять, а идет к нам, я как-то успокоился. Но цель была не 80/20 или сколько там было, а 100/0. Чтобы люди понимали, что есть одна студия, и ты идешь туда. Цель была сделать так, чтобы все шли сюда. Чтобы не было ни одного человека, который сказал бы: «Ай, пойду на StarLadder посмотрю».

На квалификациях TI было что-то вроде 97/3%. Рома на меня сгорел, что я сманипулировал и взял зрителей за одну отметку. Но да, я дошел до того момента, что у нас было — не совру точно — 95%.

Я понял, что они переориентируются на другое. Так и произошло, это было правильно. У них все больше заходили турниры. Я понимал, что чтобы им серьезно побороться — хотя бы 50/50, — нужны огромные бюджеты, люди и серьезная работа. Даже при одинаковых бюджетах нужна большая работа: расписания, сетки трансляций, составление марафона, подбор режиссеров. Использование идеи, которую мы реализовали на Бостоне — перекличка с разных матчей. И я понял, что если мы на каждой квалификации будем [пробовать] что-то новое — игры со зрителями, новое шоу, перекличка — то нас не догнать.

После квал на The International 2016 я понял, что Старладдеру нас уже не догнать.

Об уходе

 

Месяца за полтора [до закрытия киевской студии] я узнал, что московская студия готова запускаться, что были эфиры и что холдинг планирует централизовать работу в Москве. Да, люди думают, что офис в Киеве — режиссер, оператор, звукарь и два комментатора. Но это еще бухалтеры, финансиcты и офис-менеджеры. Централизация RuHub, наверное, выгодна. Весь уже финансовый персонал работает в Москве. И так получилось, что холдинг принял решение, и я знал об этом. Не видел смысла делать это заранее.

Стал задумываться об уходе уже после закрытия офиса. Когда понял, что вся команда поделена на две части. Ребята в Москве, таланты, с которыми мы очень много проработали, ездили на разнообразные мейджоры; и киевская команда, которая приходила со StarLadder, тоже со Storm Studio — тоже работали по три года, а то и по восемь лет. И приходилось выбирать, с кем я буду работать. Было бы нечестно, что я остался, а кто-то ушел. Когда я понял, что большинство людей не переедет в Москву, я понял, что мое время в RuHub подошло в концу.

***

Я ни с кем не попрощался, потому что 1 апреля я ушел, а 2-го уже работал в эфире DAC. С Лексом было сложно: водку пили, плакали — шучу, не плакали. Я не чувствую, что попрощался. Мы будем работать вместе дальше, будем работать на TI, на «Эпицентре», много где. Надеюсь, что будем работать довольно часто и всегда быть на виду.

***

Хочу комментировать и надеюсь, что буду. Надеюсь, что увидите меня в других проектах. Зрители понимают, что не буду сидеть на месте. Жду Artifact и буду комментировать в любом случае — буду пиратить, если не будут звать, как Арен. Попиратю с Ареном, если что. Было бы весело покастить с ним. Я думаю, какой-то проект мы придумаем, что-то будем предпринимать. Пока никаких точных идей или конкретных вещей, которыми я буду заниматься. Надо перезагрузиться, и что-то мы в ближайшее время расскажем.

Полная расшифровка интервью

Видео:

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья
Реклама 18+