«Поверь мне, я знаю, как выигрывать». Антон «Sneg» Черепенников объяснил, почему решил подарить Виктору Войтасу «Mercedes»
Глава холдинга Esforce Антон «Sneg» Черепенников в блоге на официальном сайте Virtus.prо рассказал, как заключали контракт с нынешним составом по CS:GO, как изменилась профессиональная сцена за три года и о том, почему он пообещал Виктору «TaZ» Войтасу подарить «Mercedes» в случае победы в DreamHack Masters Las Vegas.
Я расскажу небольшую историю, как появился польский состав Virtus.pro. Впервые поляки выступили под знаменами Virtus.pro в 2014. Сейчас они являются одним из самых стабильных и титулованных составов в мире. Но когда мы начинали, все было совсем по-другому.
Предыстория
Бренд Virtus.pro был создан в 2003 году, а Counter-Strike всегда был его флагманской дисциплиной. Вплоть до 2014 года Virtus.pro представляли игроки из СНГ. Начало 2013-го было достаточно удачным для организации, тогда там играли ANGE1, Kucher, Dosia, AdreN и GuardiaN. Это был именно тот состав, который прервал победную серию NiP. Контракты в киберспорте тогда только появлялись, и, конечно же, чаще всего взаимоотношения между игроками и организациями держались на юридически ничего не стоящих документах.
Так получилось, что СНГ-игроки ушли из Virtus.pro, нарушив свое слово за несколько сотен долларов прибавки к зарплате и призрачных перспектив в Astana Dragons. У нас в составе остался один только GuardiaN. Мы думали закрыть состав полностью, после стольких сил и денег, вложенных в тот состав, просто не хотелось идти дальше.
Нужно учесть, что в 2013 году у CS:GO были туманные перспективы, было много претензий к игре от комьюнити, но не было заоблачных цифр на стримах, дропов сундуков и стикеров. Экономика киберспортивных организаций была очень слаба.
У знаменитых Golden Five дела в 2013-м шли не очень хорошо. CS:GO в начале совсем не поддавался легендарным игрокам. От Golden Five осталось Golden 3, в какой-то момент TaZ и NEO даже пробовали себя в League of Legends, а pashaBiceps всерьез думал о завершении карьеры и обычной работе.
Полякам часто не везло с организациями, и в середине года они опять остались без поддержки. Уже достаточно долго взрослые парни не выигрывали призовые и зарплат им никто не платил. До сих пор не представляю, как они продержались до конца 2013 года, пока, наконец, не выиграли Starladder.
Начало
На самом деле Virtus.pro спас GuardiaN. Он остался в составе один, отказался переходить в Nа’Vi и сказал, что будет ждать, пока мы наберем ему новый состав. Целеустремленность и надежность этого игрока достойна уважения. Вместо закрытия я решил попробовать пригласить трех легендарных поляков и найти еще +1.
В тот момент мы сильно разошлись во мнениях с LeX, ведь он был в Virtus.pro с основания и всеми силами пытался вернуть предыдущий СНГ-состав. Да-да, Astana Dragons просуществовала недолго, игрокам перестали платить зарплаты, и в какой-то момент они попросились обратно.
TaZ понял, что с LeX что-то идет не так, и написал мне напрямую. Я решил, что принципиально не хочу работать с теми, кто подвел, и стал лично вести переговоры, хотя никогда не подбирал игровые составы Virtus.pro до этого, за это отвечал LeX. Оборачиваясь назад, я до сих пор не могу поверить, что нам получилось договориться.
Представьте, как было нелегко TaZ после всех предыдущих неудач с организациями поверить в организацию из СНГ. Как было сложно организации Virtus.pro, у которой все болельщики были из СНГ, весь менеджмент и медиаресурсы были русскоязычными, понять, как работать с зарубежным составом, когда свои же игроки подвели.
Но самый главный спор был в составе. pashaBiceps сомневался, будет ли он играть дальше, TaZ и NEO настаивали на национальной команде без изменений, а я хотел во что бы то ни стало оставить GuardiaN, и было очень рискованно брать молодых и неизвестных byaly и Snax. Больше трех месяцев мы спорили с TaZ чуть ли не каждый день. Не помню, сколько раз мы расходились ни с чем, желали друг друг удачи, а потом каким-то образом опять пытались договориться.
В конце концов TaZ сказал: «Антон, я знаю, что ты тоже играл в Counter-Strike профессионально, но я много лет не просто играл, я выигрывал. Поверь мне, я знаю, как выигрывать, и я сделаю это, если ты мне поверишь. Мне нужен национальный состав, где мы говорим на одном языке, и за который я ручаюсь». Я долго думал, поговорил с GuardiaN, который ждал все эти три месяца и объяснил ему позицию TaZ. На что он спокойно сказал, что если ребята не хотят с ним играть, то он пойдет в Na’Vi и еще напомнит полякам о себе в будущем. Я поверил TaZ.
Наши дни
За последние три года было всякое, взлеты и падения. Внутренняя кухня команд CS:GO очень сложная, взаимоотношения игроков и организаций не регламентированы Valve, и поэтому каждый день это работа над поиском компромиссов. Без нормальных человеческих отношений никакие контракты тут не спасут. После договора с поляками я вернулся к менеджменту организации, виделся с игроками раз или два в год, когда мы договаривались о следующих контрактах.
Но на протяжении всего этого времени я общался с TaZ лично, иногда это были многочасовые разговоры и касались они только одного – удерживать состав без замен во чтобы то ни стало. На самом деле несколько раз ситуация была критическая.
Когда ты выигрываешь, победы забываются на следующий день, но когда ты проигрываешь, желание что-то изменить может преследовать тебя месяцами и кажется таким простым решением. Как следствие, большинство команд выбирает то, что проще.
В конце 2016 года речь зашла о четырехлетнем контракте, беспрецедентном для киберспорта. Я тогда спросил TaZ: «Ты не думаешь пойти работать в организацию, тебе уже 30? Ты уверен, что хочешь играть еще 4 года?».
Он ответил, что я рано списываю его со счетов и что мне просто нужно ему верить. После обидного поражения Astralis на последнем «мейджоре» он написал, что Virtus.pro обыграют их на следующем чемпионате — и опять был прав.
Про историю с «Мерседесом»
Виктор уже выбирает комплектацию. Я хочу сказать, что благодарен ему за его работу лидера. На самом деле это очень сложная ноша и труд. Это не подарок игроку Virtus.pro, они всегда были в равных условиях и я их одинаково ценю. Это мой личный подарок человеку, с которым я лично работал несколько лет, который убедил меня поверить именно в этот состав.
На слово этого человека можно рассчитывать, а ведь это так редко бывает в современном киберспорте. Ну и самое важное, что в наших личных беседах он не просил для себя большего, а всегда просил, чтобы у всех игроков были одинаковые условия. Well deserved.