Блог Metahumans

Команды, которые меняли доту. Team DK

Приближается The International – турнир, который ежегодно меняет наше представление о том, что такое дота. Cyber.sports.ru продолжает серию статей о командах, которые писали историю игры. 

8 июля 2010 года, во время прямого эфира на ESPN, Леброн Джеймс произнес фразу, впоследствии ставшую легендарной: «Я собираюсь увезти мои таланты на южное побережье». По степени влияния на массовую культуру она стоит где-то между «Это один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества» и «Вот эта команда ***** щас уйдет отсюда». Ею Король обозначил свое желание самостоятельно организовать первый в истории лиги тим-ап главных звезд поколения, уставших со стороны наблюдать за разборками альфа-самца с западного побережья с большим зеленым трио из штата Массачусетс.

Решение Леброна – уникальное событие для НБА по многим причинам. Если эта тема вам интересна, вы просто обязаны прочитать вот этот текст, если еще не читали. Но при чем здесь дота? При том, что здесь тоже был свой аналог Решения, только в коллективной роли Леброна выступили сразу два игрока.

Первым из них был BurNIng. “Бог первого поколения” китайской доты, лучший керри в истории, человек, в честь которого переименовали Антимага – все это про него. И все это осталось в первой доте. После перехода в Dota 2, карьера живой легенды развивалась не то чтобы вяло или несоответственно завышенным ожиданиям тысяч (сотен тысяч? миллионов?) фанатов. Скорее – никак.

Карьеру во второй доте BurNIng начал в Team DK. Тогдашний состав команды: BurNIng, LongDD, Yaphets – просто не мог не получить инвайт на The International 2011. И, тем не менее, в Кельн китайский гигант не попал. Официальная версия – отсутствие стабильности в составе и проблемы с визами. Неофициальная – Team DK выдали инвайт, но на Яфетса накатил очередной приступ голубиной лихорадки, и он просто перестал выходить на связь с кем-либо из одноклубников.

Король голубей и 30к Антимаг

Команда не успела вовремя найти замену и согласовать ее с Valve и пролетела мимо чемпионата мира. Так BurNIng не выиграл свой первый TI.

Переход из первой доты во вторую дался команде с огромным трудом. В период между TI1 и TI2 Team DK, согласно Ликвипедии, не заработала ни юаня – но все равно получила прямой инвайт на The International. И, хотя к лету команда набрала приличную форму, этого даже близко было недостаточно для того, чтобы побороться за победу. Пока IG и LGD собирали мощнейшие составы, Team DK приходилось довольствоваться теми, кто остались не нужны двум грандам. Invictus Gaming избавилась от xiao8 и собрала из двух своих неплохих составов один несокрушимый: Ferrari_430 на пике формы, стабильные Zhou, Faith и YYF и лучшая четверка своего времени Chuan. Сам же Директор, голодный до побед, примкнул к LGD, вытянул из World Elite крутейшего на тот момент молодого керри Китая (а может быть и всего мира) – Сайлара, и отправился в свой крестовый поход за Аегисом.

Team DK была добротной команды, но ей противостояли два сильнейших тега Китая и Na’Vi. На TI2 BurNIng сыграл против всех трех претендентов и всем троим проиграл. LGD раздавила на групповом этапе всех (14-0), и в том числе Team DK; Natus Vincere отправили их в нижнюю сетку в первом же раунде плей-офф; будущие чемпионы IG официально оформили для Team DK итоговое четвертое место на турнире. Так BurNIng не выиграл свой второй TI.

 

Третья попытка не сулила меньше трудностей. На Западе зародилась и окрепла новая сила; к тому же, никуда не делись Na’Vi. Китайцы не смогли вовремя уловить веяния меты, которую во многом диктовали как раз Alliance и Na’Vi, и закономерно провалились. Если на предыдущем чемпионате мира китайские команды заняли 3 из 4-х первых мест, то на TI3 лучшим для них стало 4-е место Tong Fu. Так BurNIng не выиграл свой третий TI.

В этот момент Император сказал: «Довольно».

***

25-летний BurNIng к тому моменту позабыл вкус побед. Но его репутация получила гораздо меньший урон, чем его самомнение. Он все еще высоко котировался на Востоке, у него была огромная фан-база и возможность практически единолично распоряжаться ресурсами своей организации. Продолжать играть плюс-минус тем же составом было бессмысленно – он знал это по своему опыту. Фактически, у Бернинга было два пути: либо закончить карьеру (ну, вы знаете, знаменитый “китайский” выход на пенсию), либо собрать состав, равного которому в Китае еще не было. Тогда-то он и пришел к своему Решению.

Второй половиной воображаемого Джеймса в этой истории стал Mushi. Как и BurNIng, он пропустил TI 2011 и включился во вторую доту уже после первого турнира на миллион. На его пути тоже были драмы, сложности и предательства. Пожалуй, их было даже больше, чем у Бернинга.

Я не уйду, пока не стану чемпионом

Все, что случилось с Mushi до TI3, можно считать лишь прелюдией. Origin story, если угодно. Первый сезон он пропустил, во втором набирался сил, но к третьему подошел уже не сайдкиком китайских титанов, а полноценным главным героем. Если BurNIng в этой истории по большей части ответственен за организационную часть, то Mushi– за все остальное.

За многолетнюю историю проведения The International было несколько случаев тотального доминирования одного конкретного игрока над всеми оппонентами. например, Сумаил-2015. Про него можно было сочинять анекдоты в стиле “сколько нужно игроков, чтобы справиться с Сумаилом на линии?”, потому что стоять против него один в один было не так много желающих. Юный мидер подчинил себе игру и по щелчку пальцев вызывал руны регенерации при игре на Шторме и двойного урона для ВР или Эмбера. Случай Mushi на TI3 – это непревзойденный пример доминирования игрока над своими тиммейтами.

Mushi был лучшим. Не лучшим мидером или керри (по ситуации и в зависимости от пика он свободно он отыграть на любой линии и любом герое, что в 2013-м году было в диковинку). Не лучшим капитаном. Просто лучшим. Он был вожаком прайда, альфа-самцом, боссом доты (прости, Funn1k). Он собрал вокруг себя лучших игроков своей страны, но все равно не покидало ощущение, что он скован по рукам и ногам кучкой чокеров и бездарностей. Он выигрывает свою линию – они проигрывают остальные.

Он выигрывает ВСЕ линии – они денаят Аегис прямо у него перед носом.

В рейтингах GosuGamers и Joindota он был назван лучшим мидером года как по мнению экспертов, так и по результатам голосования читателей. Уникальный случай, учитывая что эти два мнения практически никогда не сходятся. Так, лучшим керри года жюри GosuGamers назвали Лоду, а читатели – Хвоста. Лучшим оффлейнером – Бульдога и Айсайсайса соответственно. А вот позиция лучшего мидера вопросов не вызывала ни у кого. Но даже в статусе лучшего игрока в мире Mushi не смог подняться выше третьего места.

Партнеры Mushi в Orange были не готовы бороться за Аегис в первую очередь с психологической точки зрения. Они не выдерживали напряжения высоких стадий плей-офф, а Mushi со своим статусом лучшего игрока в мире не только не помогал им, а наоборот усугублял ситуацию. Партнерам нужно было не просто соответствовать статусу претендентов на титул, но и быть ровней Mushi, что было невозможно. Ему были нужны не просто тиммейты, равные ему по уровню игры, но и с тем же менталитетом победителя, что был у него самого. В этот момент Mushi пришел к своему Решению.

***

Китайцы провернули величайшую трансферную кампанию в истории доты на удивление тихо. О первых в истории игры “Галактикос” стало известно только тогда, когда четыре из пяти новобранцев уже подписали контракты с командой. Только с Айсайсайсом пришлось договариваться несколько дольше, чем с остальными, но и он в итоге примкнул к суперзвездному составу.

Комментарии игрового сообщества тогда разделились на две неравные доли. Около 80% реддиторов, читателей JoinDota и прочих порталов уже в сентябре 2013-го короновали Team DK как будущих чемпионов TI4. Остальные 20% попросту не могли поверить, что настолько мощный по именам состав уже собран. Хотя, назвать тот состав просто мощным было бы оскорблением для Team DK.

Предыдущие звездные составы становились таковыми уже вместе, завоевывая свой статус через игру и титулы. Изначальный состав NTH выглядел как «Loda, Akke и три нонейма»: мидер, который не подошел даже Team Empire, пабер с пулом в полтора героя в оффлейне и мямлящий канадец на пятерке (как его вообще занесло в стак к четырем шведам?). Na’Vi, в свою очередь, делали лишь точечные замены: оффлейнера вытащить из Империи, еще где-то найти саппорта, и идеальные +2 для Дани, Саши и Клемента готовы. Но чтобы разом собрать готовых суперзвезд на каждую позицию, да еще и на пике формы – такого в доте еще не было.

Единственная встреча Муши и Айсайсайса на TI3 пришлась на финал соло-турнира. Малазиец подошел к той игре явным фаворитом после победы над Денди в полуфинале. Особой мотивации у Mushi не было, и он просто наслаждался игрой против равного себе. Эффектная победа Айса, вслепую попавшего двумя способностями, настолько впечатлила Муши, что впоследствии он лично порекомендует Бернингу взять в оффлейн именно сингапурского раздолбая.

Парой саппортов стали LaNm и MMY. И хотя в первой доте MMY был известен как топовый мидер, а LaNm в своей предыдущей команде, Rattlesnake, тоже играл на кор-роли, магия имен перекрыла очевидные недостатки. Если отбросить придирки вроде “у вас же 4 фармилы, как вы собираетесь играть?”, то у Team DK подобрался идеальный состав хоть для спортивной драмы, хоть для рейда на босса в ММО. В роли пати-лидера/прославленного ветерана с неиссякаемым запасом мотивирующих речей, выступил Бернинг. По совместительству он был еще и лицом для всех постеров. Дамагером/эго-маньяком с амбициями вписать свое имя во все списки с именами стал Mushi. Малоизвестный факт: в прокатной версии фильма “Движение вверх” для Малайзии, Сергей Белов говорит именно голосом Чай Ё Фуна. Вторым дамагером/весельчаком, отвечающим за атмосферу, стал Iceiceice. Танком/игроком, которому пришлось переступить через себя и сменить роль ради команды, был Ланм. Ну и лекарь/парень, который весь фильм в тени и нужен лишь для одного эпизода в самом финале – это MMY. (Главное не показывайте эту идею никому в Фонде кино – я не вынесу Андрея Смолякова в роли xiao8).

***

Самый звездный состав в истории Dota 2 был собран и готов выигрывать. Правда, побед пришлось ждать довольно долго. Первые несколько месяцев ушли на притирку друг к другу и поиск подходящей для команды стратегии. Первым серьезным подтверждением чемпионских амбиций Team DK должен был стать MLG Columbus 2013 – именно там китайская команда впервые встретила своего личного злого гения.

Эпитеты для Артура Бабаева варьировались в диапазоне от “Лучший мидер Северной Америки” до “Американский ссаный школьник” – именно так остро переживающий хейт и нецензурщину в свой адрес Виталий Волочай охарактеризовал Артизи 5 лет назад.

MLG Columbus получился знаковым событием. Спросите у любого болельщика доты со стажем более пяти лет: какой турнир, кроме TI, запомнился ему сильнее других. Многие, в том числе и я, ответят – именно тот самый MLG. На первый взгляд, в нем не было ничего выдающегося. Неплохой, но не поражающий воображение призовой фонд. Довольно стандартный для того времени состав участников (Alliance, Na’Vi, Team DK и кто-то из местных). Не самое удобное место проведения, в котором обладатели VIP-билетов толпились буквально в паре шагов от игроков, которые раскликивались перед играми. Но все недостатки компенсировали игры.

Во-первых, именно на этом турнире Александр Юрьевич решил, что закупать Рапиры впрок – это отличная идея. После полуфинала Na’Vi – Team DK, всех зрителей в зале, сидящих дома у мониторов, да вообще ВСЕХ накрыло такой волной всепоглощающего YOLO-изма, что на серьезную игру в финале между Speed Gaming и Team DK уже никто не рассчитывал. Все просто хотели, чтобы шоу продолжалось.

Во-вторых, Team DK тогда уже подходила вплотную к пику формы, и, несмотря на звездность команды, болеть за нее становилось все тяжелее. Скоро они станут неуязвимыми как Дэвид Данн, и с декабря по май выиграют 5 из 6 ланов, в которых примут участие. Они будут пикать каких угодно героев и выходить на игры с четким осознанием того, что просто не могут проиграть.  Но тогда, в конце ноября 2013-го, у них все еще были слабые места. Китайскому Голиафу противостоял местный Давид – Speed Gaming, играющие с заменой в лице совсем юного, но невероятно талантливого канадского паренька. Большие злые толстосумы, против пацанов с горящими глазами, которым было плевать на авторитет и статус соперника. Победа Speed Gaming над Team DK в финале MLG Columbus – первый и последний в том сезоне пример победы романтизма над системой. Победа Артизи над Муши – предвестник грядущей драмы.

После того поражения, Team DK наконец собрались, и выдали мощные полгода, уместившие в себя полдесятка трофеев. Суперзвезды наконец-то начали показывать суперигру. Команда начала оправдывать выданные ей авансы, и ее успех не мог не повлиять на сцену.

Концепт сборной суперзвезд стал доминирующим трендом в соревновательной доте на ближайшие пару лет. Почти никто больше не хотел искать молодых талантов в пабах, все хотели готовых исполнителей экстра класса. В начале 2014 года в Китае поползли слухи о еще одной Dream Team. Естественно, не обошлось без xiao8, который так или иначе был причастен абсолютно ко всем знаковым событиям, произошедшим в китайской доте в 2011-2015 годах. После победы в Лас Вегасе на Dota 2 League Season 4, капитан LGD написал в своем QQ: “новое начало после 3 лет в LGD, навсегда Dream 5”. Последнее восприняли как намек на Dream Team, хотя на самом деле, китайцы так говорили о пятерке игроков LGD – Sylar, Yao, xiao8, DD, ddc, игравших вместе с 2011-го года: так xiao8 отдал дань уважения своей бывшей команде. К слову, обошелся этот разрыв недешево – Newbee заплатили за своего будущего капитана полмиллиона юаней (примерно $ 81 000). Кроме того, у IG был выкуплен контракт Hao, а из распавшейся Tong Fu подобрали Mu, Sansheng и Banana. 

Трансферный бум, катализатором которого стала Team DK, было уже не остановить. После TI4, уже в качестве чемпионов мира, Newbee заплатят 800 000 юаней за Rabbit из LGD. В 2015-м все те же Newbee и LGD преодолеют психологический барьер в миллион юаней. Именно столько LGD заплатит – угадайте за кого? – все правильно, за xiao8, который хоть и “ушел на пенсию” после победы на TI4, но формально был на контракте с Newbee. И все это только на Востоке. А что в 2015-м творилось на Западе…

***

Но вернемся к весне 2014-го. “Dream Team» и “Галактикос” 6 раз встречались в плей-офф ланов до TI4, из них три раза – в финале. Все три финала остались за Team DK. Осознав, что победить соперника в честной борьбе не получится, xiao8 пошел другой дорогой: заговоры, предательства, теории заговора. И главная – перед TI4 многие китайские команды отказались тренироваться против Team DK. Из спарринг-партнеров у “Галактикос” остались лишь Vici Gaming и CIS.

Версий для прессы было две. Первая: в составе Team DK было сразу два легионера, что существенно снижало лояльность по отношению к команде со стороны довольно сплоченного китайского сообщества (хотя наличие в составе IG малазийца Чуаня никак не мешало команде тренироваться против лучших). Вторая версия: китайцам (говорим китайцам – подразумеваем xiao8) не нравилось, что Team DK якобы несерьезно относилась к тренировкам, постоянно пикала разных героев и только лишь собирала информацию о сопернике. Забавно слышать подобное о команде, которая на лан-финале Старладдера пикнула для Бернинга 9 разных героев в 9 играх.

Закулисная драма обнажила и усугубила реальные игровые проблемы Team DK. Отсутствие сигнатурных героев и рабочих метовых стратегий в Team DK компенсировали высочайшим индивидуальным мастерством игроков. Когда разница в исполнительском мастерстве переставала быть подавляющей, Team DK уже не выглядела так грозно.

Наличие звезд на каждой позиции подразумевало отсутствие полноценных ролевиков. Носить рояль по очереди приходилось кому-то из звезд. Mushi в одном из интервью говорил, что не играет на персонажах, требующих микро-контроля, поэтому, когда Team DK пикали, скажем, Брюмастера, на нем играл номинальный керри BurNIng. Найти достаточно фарма для трех звездных коров стало для Team DK большой проблемой, и это через год после того, как Alliance показала концепт игры, где фармили даже саппорты. Эта команда просто не знала, как выигрывать. В отличие от Team DK, Newbee максимально серьезно подошли не только к предварительному этапу построения команды, но и непосредственно к игровым вопросам, тонко прочувствовав мету: примерно половину своих игр в плей-офф TI команда закончила за 20 минут или быстрее.

Team DK не придумали нового игрового концепта, не совершили тактической революции и даже не сыграли в финале TI. Они создали главную мистификацию в истории доты – что можно собрать в одну команду пять звезд, наплевать на мету, тактику и здравый смысл и стать чемпионом мира. Эта навязчивая идея впоследствии долго преследовала одного западного капитана, все глубже затягивая его в болото однообразных трансферов с одним и тем же исходом. Выбраться из него он сумел лишь перед началом этого сезона.

Тим-ап главных звезд TI3 для победы на следующем чемпионате мира в свое время восприняли как манифест против обыденности, руку провидения, ведущую нас то ли на бесконечный карнавал, то ли в театр абсурда. На самом же деле это был шаг отчаяния. Крутейшие индивидуалисты, фактически, расписались в своей несостоятельности. И BurNIng, и Mushi признали, что они не способны в одиночку выиграть Аегис, что их личных усилий недостаточно, хотя многие годы до этого пытались всех убедить в обратном.

Уже в статусе игрока Team DK LaNm скажет: «Для того, чтобы выигрывать титулы, мои тиммейты должны ставить перед собой такие же цели, как и я. Я составил шорт-лист игроков, с которыми я бы хотел играть, с таким же подходом, как у меня, с таким же желанием побеждать, и с которыми я бы хотел играть в одной команде. Team DK идеально подошла. Нас объединяло то, что мы в прошлом ничего не выигрывали, и горели желанием изменить это». При всей крутости и звездности собранных тогда в Team DK игроков, у них действительно не было никаких титулов. Звезды без титулов остаются звездами до тех пор, пока они могут поддерживать свой статус игрой. Стоит им перестать уничтожать соперников в каждой игре, за них начнут говорить их титулы. Точнее, их отсутствие.

Team DK не планировалась командой на века, но из нее не получилось даже команды на один сезон. А показательнее всего было поражение на TI. Нет, не итоговое поражение (в третьем раунде нижней сетки) от Vici Gaming. Упав в нижнюю сетку, Team DK уже подписали себе приговор: слишком сильным было давление в ситуации, в которую они сами себя загнали. Самое примечательное поражение Team DK случилось в первом раунде плей-офф, против все того же злого гения Артизи. Team DK тогда не просто проиграли, нет – Муши и Бернинг передали Артуру эстафету. В будущем тот самый канадский школьник не раз окажется в эфемерной сборной суперзвезд в безуспешной погоне за манящим его Аегисом и чемпионским перстнем. А тогда, в 2014-м, обыграв Team DK, он на время почувствует себя королем мира. Потом на его пути встанут китайцы, с которыми на TI4 не справился никто, будут затяжные карты вперемешку с избиениями за 15 минут и итоговое третье место. Так Артур не выиграл свой первый TI.

Команды, которые меняли доту. Alliance

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья