JoyStick
Блог

История Xbox

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

 

 

К началу 90-х у Microsoft уже было все очень и очень хорошо, и компания стала пытаться выйти за рамки бизнеса программного обеспечения. Microsoft стали вкладываться в интернет-сервисы, кабельное телевидение, начали покупать интересные стартапы. На рынок видеоигр, поначалу, в компании из Сиэтла не особо обращали внимание. Хотя Microsoft и владела правами на Flight Simulator с начала 80-х, это все было несерьёзно. Бум игровых консолей в начале 90-х и растущая популярность игр это изменили.

Doom, вышедший в 1993 году, был установлен на большем числе компьютеров, чем новая Windows 95. Sony PlayStation била рекорды продаж. В Microsoft стали появляться опасения, что более доступные игровые консоли могут очень серьезно повлиять на рынок домашних компьютеров. Так, со второй половины 90-х в Microsoft стали задумываться о выходе на рынок видеоигр, а может даже и о запуске своей консоли.

С играми в 1997 году стало все лучше - Microsoft выпустила Age of Empires. А вот разговоры про консоль так и оставались разговорами до 1999 года. Тогда работать в команду DirectX пришёл Шеймус Блэкли, до того трудившийся в игровых компаниях. Среди коллег он нашёл единомышленников: Кевина Бакус, Теда Хэйза и Отто Беркеса. Позже к ним присоединился Нэт Браун. Но самым главным толчком к началу работ над собственной консолью для Microsoft стал анонс в феврале 1999 года PlayStation 2. 

Начало работ

30 марта состоялась первая рабочая встреча. Под руководством Шеймуса Блэкли команда продумала главные принципы будущей консоли: работать на DirectX, операционная система Windows, встроенный жесткий диск. Главная идея была сделать максимально простую для разработчиков архитектуру, получить домашний компьютер в теле консоли. Проект получили кодовое имя «Мидуэй» (в честь битвы времён Второй мировой, когда американцы нанесли серьёзное поражение Японии). Не слишком политкорректно по нынешним меркам, но зато это весьма красноречиво говорило о намерениях Microsoft. 

Шэймус Блэкли

Однако группа Блэкли была не единственной в Microsoft, кто занимался разработкой консоли. Ранее был куплен перспективный стартап WebTV, который работал над специальной приставкой, позволявшей выходить в интернет с телевизора. Эти ребята были гораздо опытнее во всем, что касалось железа. Более того, некоторые до этого работали над консолью 3DO. И вот эта команда считала, что консоль должна оставаться консолью, а не быть похожей на ПК. Они предполагали, что приставка должна работать на Windows CE.

Приставка WebTV

Все решилось 5 мая 1999 года. Обе команды презентовали своё решение Биллу Гейтсу, и он выбрал именно вариант Шеймуса Блэкли. С этого момента началась настоящая работа. Была создана операционная система на базе Windows, в 2000 году удалось договориться с Nvidia по поводу поставок чипов. Одними из самых интересных решений стали разъём для модема и онлайн-сервис для мультиплеера Xbox Live. 

Финальные приготовления

Консоль представили в марте 2000 на Game Developer Conference под именем Xbox (изначально называлась DirectX Box). И выглядела консоль действительно как Х. К счастью, это был лишь прототип.

Все шло довольно неплохо. Но было одно но: никому не нужна консоль без игр. Microsoft были новички на этом рынки, им нужно было не только привлечь сторонних разработчиков, но и, желательно, иметь свои эксклюзивы. Поначалу в компании решили мыслить широко и попытались купить Sega. У Microsoft уже былы налажены связи (делали Windows CE для Dreamcast), а японская компания начала испытывать финансовые трудности в конце 90-х, Dreamcast не оправдывала надежд. Эта сделка почти состоялась, но Sega передумали в последний момент - их не устроило, что они теряли право голоса. Но Microsoft не остановились и сделали заход на более крупную рыбу. Nintendo согласилась отдаться всего за 25 млрд долларов (почти 38 млрд сегодня). Деньги для Microsoft подъемные, но никто, естественно, тратить такие суммы не собирался. 

Пришлось искать варианты скромнее. Так родилась идея купить компанию Bungie, которая уже тогда анонсировала первую Halo. Но был один нюанс: игру анонсировали на конференции Apple эксклюзивно для ПК и Macintosh и она была от третьего лица. Стив Джобс, к слову, этой сделке был не рад, ведь Bungie тогда были одними из главных разработчиков игр для Macintosh. Но так или иначе, Microsoft уже тогда начала покупать разработчиков игр и  расширять Microsoft Game Studios.

Один из ранних прототипов Halo 

 

Запуск

Финальный вариант Xbox был представлен на Consumer Electronic Show (CES) 6 января 2001 года. Но уже летом на Е3 2001 Microsoft ждал провал. Было анонсировано 80 игр для Xbox, 27 из них с мультиплеером, Halo произвела настоящий фурор. А потом случилась конференция Sony, где представили Metal Gear Solid 2, Gran Turismo 3, Final Fantasy X и ещё много отличных игр. На все это ответа у Microsoft не было, а с мечтами обставить Sony в гонке консолей пришлось распрощаться. И дело не только в библиотеке игр PlayStation 2, но и в том, что Xbox сильно задержался. PlayStation 2 вышла в США осенью 2000 года и уже успела собрать внушительную базу игроков (15 млн консолей было продано к 30 июня 2001). 

Но это были ещё не все беды. 11 сентября произошёл самый крупный теракт в истории США. Рынок на время погрузился в рецессию, и в Microsoft не знали, чего ожидать. Но шаг за шагом Америка оправлялась от шока, и к началу рождественского сезона ситуация на рынке начала налаживаться. 

Была и другая проблема. Запуск Xbox планировали организовать в Нью-Йорке на Таймс-сквер. Из-за теракта 11 сентября в Microsoft сомневались в этичности такого шага. Однако мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани настоял на этом мероприятии - ньюйоркцам нужен был праздник после трагедии. 

Запуск в результате оказался успехом. В полночь 15 ноября открылись продажи на Таймс-сквер во флагманском магазине сети Toys R Us. Первым счастливчикам консоль вручал лично Билл Гейтс. К концу 2001 Microsoft отчиталась о 1,5 млн проданных консолей. Halo, как и ожидалось, оказалась настоящим хитом. 

Ровно через год 15 ноября 2002 Microsoft запустила сервис Xbox Live. Нельзя сказать, что он имел ошеломительный успех (базу в 1 млн. подписчиков получили только к лету 2004), но это была одной из уникальных фишек, ради которой консоль и покупали. У PlayStation 2 не было стабильного онлайн мультиплеера, у Nintendo GameCube онлайн мультиплеера не было совсем. 

 

Первый блин

Xbox Live, хиты вроде Halo, Halo 2, Star Wars: KotOR позволили Microsoft застолбить за собой второе место в консольной гонке, но на фоне PlayStation 2 Xbox выглядел бледно. Консоль от Sony продалась по всему миру в количестве 122 млн единиц, результаты Microsoft были скромнее - 24 млн проданных консолей.

Если оценивать положение Microsoft на рынке консолей, то это был скорее успех. Компания, которая до того занималась программным обеспечением, смогла войти на крайне конкурентный рынок, не имея собственных сильных игровых студий и вообще какого-либо значимого опыта на рынке консолей. Однако же смогла потеснить Nintendo и завоевать армию фанатов. И уже следующая консоль - Xbox 360 - окажется настоящим успехом.

 

 

 

Комментарии
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий