Блог JoyStick

Самый провальный запуск консоли в истории

В этом месяце выходят консоли нового поколения - Xbox Series X/S и Playstation 5. Мы весь год могли наблюдать Фила Спенсера, который был буквально везде, выступал на конференциях, давал множество интервью и, конечно, делал много крутых анонсов. Sony подошли к раскрутке Playstation 5 с другой стороны, больше полагаясь на не очень частые, но мощные онлайн конференции с разбором железа нового поколения, анонсом игр. И Sony можно понять, ведь у Microsoft и Фила задача гораздо сложнее: им нужно вернуть доверие, утраченное во время запуска Xbox One.

Анонс консоли, рекламная кампания и сам запуск определяют, как для платформодержателя сложится все поколение. Сделаешь не акценты в анонсе, начнешь говорить на непонятном геймерам языке - до свидания. Хрестоматийный пример из недавнего прошлого это как раз анонс Xbox One. После этого фиаско и анонса Playstation 4, Sony выиграла гонку консолей, когда сама гонка еще толком не началась. Microsoft c огромным трудом удалось окончательно не потерять лицо и худо-бедно исправить ситуацию, но ни о каком лидерстве речи уже не шло.

Иногда промахи и ошибки при запуске новой консоли приводят к еще более плачевным итогам.

Знакомьтесь, Sega Saturn

Sega с Mega Drive (Genesis в США) очень неплохо чувствовала себя в противостоянии с SNES, ни в чем в итоге конкуренту от Nintendo не уступив. Особенно хорошо Sega чувствовала себя на американском рынке, самом важном рынке в те годы. Благодарить за это японская компания должна Тома Калинске, возглавлявшему Sega of America. Именно он убедил включить в комплект с консолью Genesis игру Sonic the Hedgehog. Однако такие успехи американского отделения, не очень понравились менеджерам Sega of Japan, которые не смогли навязать Nintendo серьезную борьбу на домашнем рынке. И такое разделение на Sega of America и Sega of Japan и, что самое главное, антагонизм двух отделений одной компании, в будущем погубит Sega.

У самой Sega не было точного плана, какой должна быть консоль нового поколения, не понимали, что должно прийти на смену мега популярной Sega Genesis. Еще в конце ее жизненного цикла Sega пустилась в эксперименты. Сначала выпустила дополнительный модуль Sega Mega-CD, который позволял проигрывать CD, а затем и модуль Sega 32X, призванный добавить мощности устаревающей консоли. Во время работы над Sega Mega-CD глава Sega of America Том Калинске близко сошелся с представителем Sony и решил, что консоль нового поколения от Sega должна иметь технологии CD от Sony. С этой идеей и чертежами он полетел в японской офис Sega, где его идею не поддержали: президент компании Хаяо Накаяма посчитал, что у Sony недостаточно опыта в игровом бизнесе.

Sega Genesis с подключёнными Sega CD и Sega 32X

В японском офисе же уже приготовили Sega Saturn, которая, к слову Тому Калинске не понравилась. Но, так или иначе, нова консоль вышла 22 ноября 1994 года в Японии и стала хитом. Первая партия в 200 тысчонке консолей разлетелась за день. Playstation вышла 3 декабря того же года и уступила консоли от Sega в продажах. Теперь оставалось повторить успех в США.

К делу подошли с размахом. На рекламную кампанию выделили более 50 млн долларов. А субботу 2 сентября 1995 года - день запуска - пафосно нарекли Saturnday. Тому Калинске удалось договориться со сторонними разработчиками и казалось, что все пройдет как по маслу. Но у Sega of Japan было другое мнение на сей счет, и они продавили более ранний запуск консоли, к которому, очевидно, не были готовы ни партнеры Sega, ни разработчики, ни, как оказалось, игроки.

В мае 1995 года в Лос-Анджелесе состоялась первая выставка E3 в истории. Там 11 мая Том Калинске с трибуны объявил: «Продажи начинаются сегодня». Это была катастрофа. Сегодня Тим Кук может позволить себе на презентации, которые смотрят миллионы по всему миру объявить, что новый iPhone доступен «сейчас». А тогда, в 1995 году, интернет не был так распространен, профильный журналы выходили раз в месяц, два в лучшем случае. То есть весь этот анонс был в никуда. Крупные ритейлеры оказались попросту неготовы к такому, а некоторым сетевым магазинам Sega и вовсе отказались поставлять первую партию Saturn. Но самым большим провалом стала цена - $399. Представитель Sony, выступавший после Тома Калинске, выдал самое короткое выступление в истории Е3: «299». Ему аплодировал весь зал. А будущее Sega Saturn было предрешено.

Консоль очень вяло продавалась в США, и Playstation, выпущенная в сентябре по цене $299, за первые дни продаж превзошла Sega Saturn. Чтобы хоть как-то спасти ситуацию пришлось снижать цену на $100 уже в октябре, всего через 5 месяцев после выхода. Но это ничего не изменило.

В Японии Sega Saturn оказалась достаточно популярна, во многом благодаря безумной рекламе с персонажем Сэгата Сансиро. В остальном мире -  провал. Всего было продано 9.26 миллиона консолей. Sega собственноручно похоронила консоль. Хотя на ней было полно хороших игр, но, например, не вышло ни одной части Соника. Для сравнения, можете ли вы представить, чтобы на консоли от Nintendo, не вышло ни одной игры с Марио? Никто не мог, но создатель Соника Юдзи Нака, который работал над Sonic X-treme для Saturn, отказался давать доступ к движку игры американским коллегам. Игру отменили.

Sonic X-treme

Saturn подорвала веру игроков в Sega, а сама компания сделала все, чтобы еще сильнее отпугнуть игроков. Новый глава Sega of America Берни Столар подлил масла в огонь во время Е3 1997 года, когда объявил, что Sega не связывает свое будущее с Saturn. Всего через 2 года после выпуска консоли. Это все потом аукнется при запуске печально известного Dreamcast, а сама Sega окажется на грани банкротства.

Бонус: японская реклама Sega Saturn

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья