Дежавю
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Дежавю́ — фр. déjà vu — «уже виденное» — психическое состояние, при котором человек ощущает, что когда-то уже был в подобной ситуации или в подобном месте, однако, испытывая такое чувство, обычно не может, несмотря на его силу, связать это «воспоминание» с конкретным моментом из прошлого.
Дежавю напоминает состояние, возникающее при перечитывании давно прочтённой книги или повторном просмотре фильма, который вы раньше смотрели, но уже совершенно забыли, о чём он. Человек, пребывающий в таком состоянии, не может вспомнить, что произойдёт в следующее мгновение, но по ходу событий понимает, что в деталях видел эти несколько секунд в качестве реакции на несколько последовательных событий. Вся сила переживания дежавю состоит в ощущении, словно были сотни вариантов, как мог пройти этот момент, однако пребывающий в состоянии дежавю человек предпочёл все предшествующие действия (правильные или неправильные для него), в результате которых ему было «предначертано» оказаться именно в этой ситуации и в этом месте.
В научном мире господствуют из многих три гипотезы, пытающиеся объяснить данный феномен:
- Расщепление восприятия — мозг обрабатывает дважды полученную информацию от органов чувств, первая попытка не детализирована, рассеяно и\или ухудшено чем-то, закрыто для сознания. Вторая попытка, следующая сразу же после первой, и вызывает чувство узнавания, поскольку мозгом мгновение назад уже частично получен этот кусок информации.
- Ошибка кодирования — мозг, по невыясненным причинам, одновременно «записывает» полученную информацию и в краткосрочную и в долгосрочную память, из-за чего момент, который только-что наступил, кажется виденным и пережитым еще давно.
- Сновидения — Сновидениями можно объяснить практически всё и, в частности, данный феномен. «Уже виденное» пережито нами во снах и в некоторых случаях люди могут испытывать дежавю во сне.
— Боги, что повелевают нами, именуют это «дежавю» — произнес Жрец Теней, перемешивая варево в котле. — Дежавю, — повторил он, словно пробуя на вкус новое слово. — Ты в один момент ощущаешь, что все-то, что случилось с тобой, уже было и причем не раз и не два. Ты знаешь, что где-то, в других тропах судьбы, с тобой случалось всё, что можно случиться и всё, что казалось невозможным.
Все было так. Хускар вспоминал тот миг, когда Даззл спас его жизнь от, казалось бы, неминуемой смерти, пришедшей с топором Акс. Вооруженный топором краснокожий воин уже занес над головой гигантский топор, готовясь нанести последний удар. «Вжжжиккк» и Акс трансформировался в безобидное, беззубое и беззащитное существо. «Всё то, что тебя не убивает – делает тебя сильней!». Израненному, истекающему кровью и черпающим силу от ран Священному Воину не составило труда быстро разобраться с вышедшим из строя противником. В этот миг времени Хускар с предельной ясностью ощутил то самое «дежавю». Всё это когда-то было, происходит и будет. Тысячи тысяч раз разрывается плоть, сгорают в огне, изничтожаются враги, что осмеливаются встать на его пути к Древнему. «Всё то, что тебя не убивает – делает тебя сильней!» - это изречение стало его внутренним кличом или «девизом», как сказал бы жрец теней, используя слово богов. Однако и этот девиз давал сбои, ибо в бесчисленных развитиях событий в Битве его оглушали; усыпляли, в том числе насылая страшные, терзающие душу кошмары; обезоруживали – копья, орошенные его священной кровью, отказывались пронзать цель; священного воина превращали в безобидных зверушек; замораживали, сжигали, связывали... И, что было для него одним из самых страшных вещей, (даже при воспоминании стыла его кровь), сущность, пришедшая из темных глубин ночного неба, замораживала его священно-огненную кровь. «Всё то, что тебя не убивает – делает тебя сильней». Эти слова, которым он верил, которыми он руководствовался, которые давали силу, оказались лживыми. И самая большая ложь этих слов была в том, что они были временами правдивы. Ложь, приправленная щепоткой правды...
Внезапно, (Священный Воин готов был поклясться своей честью), всё замерло на мгновение - пение птиц замолкло, звуки исчезли разом, оставив лишь звенящую пустоту, исчезли запахи - пропал чудесный запах густой мясной похлебки в котле над костром, исчез свет - блики и тени, исчезли сущности - костер, воздух, котёл и стряпня Жреца Теней, хижина и окружающий лес, исчезло тепло, идущее от костра, и тепло Хускара, идущее изнутри воина, исчез вместе с теплом сам Священный Воин, даже время, казалось остановилось, но только не Даззл. В ослепительной вспышке замершего мгновения он продолжал двигаться, помешивая пропавшей на время ложкой пропавший также на время казан с варевом... Послышался тихий недолгий стон ветра, вернувший всё обратно.
— Дежавю. — Повторил Жрец Теней и подбросил в костер дрова. — Боги, что повелевают нами, именуют это — дежавю.
Даззл с помощью горящего посоха осветил котел, подул на густое варево и осторожно прихлебнул из ложки. Удовлетворенно хмыкнул, положил ложку обратно в бездонную котомку и насыпал в котел приправ из той же котомки. Котел сразу забулькал, исторгая дразнящий аромат.
— Расскажи мне о мире Нотл, расскажи о виденном тобою мире, расскажи о богах.
Он помнил всё. И мелодичные голоса аколитов техножрецов, поющих нараспев алгоритмы священного «Нейрономикона». И самих техножрецов, проводящих ритуал теней. И черно-белую вспышку, охватившую весь мир и перенесшую его в мир Нотл...