Геймдев и мир
Блог

Олимпийская чемпионка по стрельбе из России обожает видеоигры. Вот ее письмо о любви к «Ведьмаку», Cyberpunk 2077 и The Last of Us

Перечитывала сагу перед Токио.

Виталину Бацарашкину знают как звезду Олимпиады и двукратную чемпионку Токио-2020 (победа в стрельбе из пневматического пистолета на 10 м – первая золотая медаль сборной на Играх). Но геймеры знали о Виталине и раньше – она уже несколько лет выступает на соревнованиях с атрибутикой из игры «Ведьмак». Мы поговорили с Витой о ее увлечении. Ниже – открытое письмо чемпионки о любви к видеоиграм и чему они могут вас научить.

Осторожно: в письме есть небольшие спойлеры к нескольким концовкам «Ведьмака» и одной концовке Cyberpunk 2077.

Деталь, которую вы не заметили: первое золото России завоевали с ведьмачьим медальоном на шее

Подпишитесь на наш инстаграм и телеграм про игры

* * *

Видеоиграми я начала увлекаться с самого детства. У дяди был компьютер с кучей разных игр – я наблюдала, как он играет, мне нравилось. 

В детстве я обожала «Как достать соседа». Когда подросла и появился ноутбук, играла в Point Blank (Sports.ru: условно-бесплатный шутер, аналог CS:GO) – дядя меня познакомил с ней, даже взял в клан, я ходила на кланвары. 12-13 лет, совсем ребенок еще. Потом начались постоянные тренировки – и я все забросила на какое-то время.

История «Как достать соседа». Десятки клонов и необъяснимая популярность у нас

Но в 2013 году на сборах у нас появилась PlayStation 3 с Mortal Kombat 9. Мы каждый день приходили после тренировок и полчаса-час до обеда рубились в MK – победитель оставался на следующий матч, проигравший менялся. Среди девочек я была лучшей, с пацанами зарубалась тоже, но с профи было сложновато тягаться.

Оказалось, что так можно приходить после тренировки и расслабляться, выплескивать эмоции. Тот сбор сподвиг меня на покупку приставки. В 2015 году я взяла себе PlayStation 4 – и завертелось. 

Где-то через год я начала брать с собой приставку. До этого казалось, что так много всего нужно с собой взять – а ничего обременительного. Теперь всегда с собой в рюкзак кладу приставку.

В детстве я не могла долго играть – училась, компьютер был нужен и родителям. А уже во взрослом возрасте… Когда идет акклиматизация, первые дни организму абсолютно не понятно, когда вставать, когда ложиться – так я один раз играла 13 часов подряд. Естественно, с перерывами на обед и душ. Когда игра увлекает, ты не то что не можешь остановиться – тебе просто не нужно останавливаться. У меня не было задач на этот день – могла посвятить себя играм. 

На сборах иногда засиживалась за играми допоздна – успокаивает тем, что это может помочь на соревнованиях

Сейчас я больше всего люблю сюжетные игры – те самые ААА (Sports.ru: высокобюджетные видеоигры). Хочется расслабиться, поиграть во что-то, чтобы не нагружать мозг, не напрягаться. Игры – это же как фильм, только ты еще можешь сам принимать решения.

В онлайне я не люблю играть – мне, наверное, и так в жизни хватает общения с людьми. Хочется расслабиться, побыть одной. Еще я перестала играть по сети, потому что у меня интернет не везде есть. Ну или он очень плохой. Ты выбираешь что-то одиночное для себя – скачать заранее, а потом запустить и забыть об интернете.

Спортсмены тоже любят поиграть. Если у тебя есть свободное время – почему бы и нет? Я не играю перед стартами, но иногда могу заиграться ночью на сборах – попадается что-то прямо интересное, хочется узнать, что же там дальше. И в итоге получается ситуация «Ой, уже час ночи, пора спать». Вот такая своебразная подготовка организма к стрессовым ситуациям – как если бы ты перед важным стартом не мог заснуть. 

Я себя успокаиваю, [это] как будто я специально на сборах делаю себе встряски: не выспался, но должен идти на тренировку. Такая ситуация в любой момент на турнире произойти может, лучше быть подготовленным.  

Перед важными стартами я максимально сосредоточена. В том же Токио я играла только в первые дни, когда сборная только приехала. А потом ты каждый день встаешь в пять-шесть утра, в десять вечера тебя уже срубает.

Фишки как у Андреа Пирло, который поиграл в приставку, а вечером выиграл ЧМ, у меня не получилось бы. У нас же соревнования с утра начинались – в 10 ты уже стреляешь, а еще до тира ехать час. 

Обожает пасхалки. А опыт в одних играх помогает в прохождении других

Убить время игрой? У меня не так много его, чтобы убивать. А вот провести его с пользой за хорошей игрой – другое дело. Для меня видеоигры – это эмоции, которые ты получаешь. В том числе, когда ты узнаешь что-то новое. Или находишь отсылки к другим произведениям. 

В Cyberpunk 2077 я сама нашла лопату Ключника из «Ведьмака» (Sports.ru: оружие босса из дополнения «Каменные Сердца»). Думаю: «О, круто! Я же видела ее в «Ведьмаке». Вспомнила сцену из «Ведьмака», как Ключник поворачивался ко мне: «О, как же сейчас мне будет больно!» 

Там же я нашла BB (Sports.ru: «Бридж-Бэби», эмбрион, который позволял видеть монстров в Death Stranding). Просто по квесту проходишь мимо какого-то места, и тут щелкает в мозгу: «Я где-то это уже видела». Разворачиваешься и понимаешь: «А, это же совсем из другой игры». Такая несостыковка в голове, как будто шаблон порвали. Интересно еще в интернете читать про пасхалки: «О, а я не нашла. Надо зайти посмотреть».

Я долго не могла пройти в Last of Us момент, где надо мимо орды Щелкунов пробраться. У меня никак не получалось, и я забросила прохождение. Полгода играла в другое – в том числе, Assassin`s Creed Black Flag. И после нее я вернулась в Last of Us – и смогла пройти тот уровень по стелсу! Щелкуны даже особо не пытались гнаться за мной. Получается, навыки из одной игры помогли в прохождении другой! 

(Щелкуны – монстры из The Last of Us)

Опыт Last of Us и Assassin`s Creed помог в Death Stranding – там я не особо попадалась на глаза тварям. В DS мне понравился сюжет – там хорошо задвинули по поводу пятого вымирания, что все между собой связано (Sports.ru: массовое вымирание – глобальная катастрофа, когда большое количество видов организмов вырождалось за небольшой промежуток времени. По сюжету игры, мир находится на пороге шестого вымирания – оно приведет к концу света). И, конечно, там невероятно красивые пейзажи – Норвегия такая, фьорды. Расслабляет очень – ходишь, гуляешь, и будто сам там находишься. Разгрузка сильная – особенно когда сидишь один и никуда нельзя выходить.

Death Stranding – о чем она? Почему герой – курьер? При чем тут младенцы и Трамп?

Виталина обожает «Ведьмака». Читает книжную сагу перед Олимпиадами, несколько раз прошла третью часть

Началось все с «Ведьмака 3». Просто встречала в интернете новости о том, что это будущая игра года. Начиталась восторженных отзывов и захотела проникнуться историей. 

В первые две части я не играла, и на ютубе прохождение тоже не смотрела – мне это не очень нравится, легче даже просто пересказ прочитать. Знала, что игра сделана по мотивам книг Сапковского, но решила их прочитать уже после прохождения. В итоге изучала сагу перед прошлой Олимпиадой. Был момент, когда я заболела и лежала 4 дня с температурой в номере, – так первые 4 книги залпом прочитала. Потом темпы сбавила. 

5 лет до Токио я не возвращалась к книгам, но перед этой Олимпиадой все-таки перечитала. Такая традиция вышла – читать «Ведьмака» перед Олимпиадами.

Самые теплые воспоминания у меня о первых двух книгах, где Сапковский собрал именно отдельные рассказы. Любимый – «Крупица истины», переиначивание «Красавицы и чудовища», про человека-медведя Нивеллена.

Третьего «Ведьмака» я проходила несколько раз. Он научил меня не бояться, всегда стоять на своем. Ну и нейтралитету, конечно же. Я же и в детстве жила в стиле «моя хата с краю»: никто меня не трогал, я никого не трогала, никаких конфликтов не было. А потом познакомилась с серией – оказалось, что Геральт-то тоже в нейтралитете со всеми. 

Но у него воинственный нейтралитет – «Если мне понадобится выбрать из двух зол, я предпочту не выбирать вовсе», а в итоге приходится выбирать. Всегда хочет как лучше, а все на него по итогу смотрят, как на чудовище. Хорошо, что у меня таких ситуаций не происходило.

Главный спор фанатов «Ведьмака» – Йеннифэр или Трисс (Sports.ru: две чародейки, соперничащие за внимание Геральта. Йен была основной спутницей ведьмака в книгах, в игровой трилогии Трисс немного изменили характер и расширили любовную линию – девушка заботилась о Геральте после потери памяти и помогала по ходу сюжета). Тут я не совсем определилась – так что «Предпочту не выбирать вовсе». Но, наверное, все-таки Йеннифэр, это более канонично. Они так органично смотрятся – постоянные колкости в диалогах друг с другом, так забавно. Два сарказма друг с другом встретились, каждый их разговор – просто бомба! А вообще я все три варианта любовной линии выбила в игре – каждое прохождение работала на разных персонажей.

Цири – один из любимых персонажей, я выступала с ее медальоном. Это медальон Школы Кота – на самом деле, я еще просто люблю котиков. Ну и он был поменьше размером, чем у Школы Волка – не отвлекает весом на соревнованиях. 

Кто-то даже пытался нас сравнивать с Цири, говорили, что мы чем-то похожи. Но нет, у нее все-таки судьба совсем другая, е-мое. Испытаний на ее долю побольше выпало, такого мне не хочется!

 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Vitalina Bates (@vita_bates)

Раньше я выкладывала свои рисунки – Цири и других персонажей. Но это по большей части перерисовки – что-то свое я рисовала в детстве, сейчас на собственные арты нет времени. Мама училась в художественной школе. Ее друзья видели, что я тоже неплохо рисую, и постоянно спрашивали, почему она не отдаст меня в художку. Она отвечала: «Нет, спасибо, у меня и так сколиоз от этого, ей такого не надо. И так хорошо рисует – пускай развлекается».

В «Ведьмаке» мне нравятся все позитивные концовки – те, где Цири хотя бы выжила. Логика игры меня вела всегда к ним – я не могла выбрать плохие варианты ненамеренно. В «Каменных сердцах» по тому же принципу я спасла Ольгерда. 

В Туссенте я постаралась, что обе сестры выжили – несколько раз переигрывала, потому что не понимала, что нужно отвечать. Каждый вариант приводил к плохой концовке! А потом до меня все же дошло, что нужно делать. Ну, зато все концовки посмотрела в итоге.

Помню, как в 2016-м купила дополнения: «Каменные Сердца» и «Кровь и вино». Я тогда была постоянно на сборах, жила с Катей Коршуновой, тоже пистолетчицой. Ей было интересно, но играть нервов не хватало. Я вместе с ней перепроходила игру, показывала ей сюжет. А когда ее рядом не было, то все вопросики открывала и дополнительные квесты выполняла.

Вот тогда мы и прошли первое дополнение, а чуть позже и второе. 

Выбирали с ней, что отвечать в диалогах:

– Катя, что выбирать-то?
- Ой, дай подумать, дай подумать…

Как будто стримила для нее в реальном времени! 

Баги в Cyberpunk 2077 не мешали (напоминали о реальности), первое прохождение – суицид

Зимой вышел Cyberpunk 2077, новая игра от разработчиков «Ведьмака». Я скачала ее на выходе и проходила на сборе. Все ее хейтили за огромное количество багов, но мне показалось, что их было не так уж и много. Да, игра вылетала каждые два-три часа, но это даже хорошо. Играешь, вылетела, и ты такой: «Блин, спать пора». Родительский контроль!

Был момент, когда мне нужно было драться с боссом. Я 10 минут на него убила, а игра глюканула и сохранение сломалось. В итоге пришлось переигрывать миссию с самого начала. Своеобразный экспириенс из Dark Souls – чтобы пройти босса, сначала нужно пострадать.

Вообще в Cyberpunk любая концовка грустная, с какой стороны ни посмотри. Но, может, так игру и задумывали – показать, что в будущем особо и нет места радости?

Обзор Cyberpunk 2077: хороший экшен, но никакая RPG

Перед последней миссией я сохранилась отдельно, чтобы попробовать все концовки. В первую очередь я выбрала простой способ – самоубийство. Мне было интересно увидеть, как они это обставят. Был долгий разговор по душам, а потом… Грустно, но Ви с Джонни вместе приняли такое решение – хоть в конце договорились друг с другом, приняли смерть. Правда, я посмотрела на это и решила: «Не, не охота так заканчивать. Надо остальные концовки посмотреть».

Какие игры вы должны попробовать, если ни во что не играли: два не самых очевидных варианта

Кто-то считает, что видеоигры – детское развлечение, что они вредны. Это не совсем так. 

Человеку, который не знаком с играми, но очень хочет их изучить, я бы показала GTA. Пятую часть или даже что-то более раннее. Это открытый мир – можно не идти по сюжету, а просто веселиться. 

Папа у меня обожал GTA: Vice City – просто взять гранатомет и пойти шмалять по местному населению. Мир, в котором ты можешь делать, что угодно – не то что тебе ничего за это не будет (есть полиция), но можно оторваться. Ощущение свободы, но не затрагивающее свободу других. И даже не онлайн, где ты можешь кому-то помешать. Просто сел, поиграл, погромил всех, покатался по Майами.

Возможно, человек увидит это, и ему покажется, что игры круто, потому что там стреляют и бесятся. Альтернативный вариант, который подойдет всем, – Unravel (или вообще любые головоломки). В ней достаточно взрослый сюжет, не каждый ребенок поймет глубину – там подается в том числе через визуальный опыт. Если вникнуть и пройти – это будет отличный опыт и для подростка, и для взрослого человека. Мы Unravel 2 проходили и с мужем, и с подружками на сборах. Всем понравилось.

Там же еще и музыка шикарная – особенно когда пожар в лесу начинается, и тебе нужно быстрее бежать. Подружки прямо в панике были! Вот эта смесь музыки и визуала прямо повышает пульс – люди забывают, что им надо делать, что они умеют играть в игру, руки трясутся.

Есть jRPG (Sports.ru: вероятно, Виталина имела в виду гача-игры – условно-бесплатные проекты с платными механиками, как у японских игровых автоматов), когда люди всю зарплату туда вкидывают и живут игрой – это, конечно, один вариант. Но есть сюжетные проекты, или те, в которых можно просто расслабиться и выпустить пар. Почему бы и нет? Часик-два в день или пару раз в неделю поиграть – я не считаю это чем-то плохим.

Проникновенное письмо стримера с ДЦП: играет ногами (и в шутеры тоже!), нашел любовь на Твиче

«Парни выиграют. Парни выиграют. Они не могут не выиграть». Киевский мейджор, который мы запомнили навсегда

12 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Спасибо за статью, очень интересно!
+6
0
+6
Подскажите ей начать стримить! С бэкграундом олимпийской чемпионки быстро наберет подписчиков :)
+6
0
+6
Полностью согласен с Виталиной, что два сборника рассказов про Ведьмака - самое лучшее из написанного паном Анджеем. Всё в них кратко, чётко, по делу. А в романах начала проявляться графомания и чем дальше, тем хуже
+5
0
+5
Подскажите ей начать стримить! С бэкграундом олимпийской чемпионки быстро наберет подписчиков :)
Особенно если на шутеры пересядет, она ж чемпионка по стрельбе)
+4
0
+4
если человек смог пройти киберпанк с кучей багов, то он достоин не медали, а памятника наверное. у меня он на компе до сих пор вылетает
+3
0
+3
Ответ De Koy
если человек смог пройти киберпанк с кучей багов, то он достоин не медали, а памятника наверное. у меня он на компе до сих пор вылетает
я на базовой пс4 прошел, после пары патчей вылетов уже не было)
+1
0
+1
Любит игры, котиков и рисовать, а еще и двукратная Олимпийская чемпионка и дважды серебряный призер. Идеальный человек, что ли?
+1
0
+1
Ответ De Koy
если человек смог пройти киберпанк с кучей багов, то он достоин не медали, а памятника наверное. у меня он на компе до сих пор вылетает
Где мой памятник?! У меня не вылетел ни разу. При этом я играл с просадками по фпс и на низких настройках, ибо ноут не тянул особо.
0
0
0
Хорошее письмо!

Любим Виталину "БЦЖ" Бацарашкину!😍🥰 Главное -- не забыть её лицо через месяц, а то пневмопистолетчиц не часто кажут в ящике и сети, увы и ах.....!🤷🤷‍♂️
0
0
0
Лив ми элоун!
0
0
0
хм JRPG это немного про другое
0
0
0
А ещё откуда-нибудь она стрелять умет? Шикарный заголовок.
0
0
0
Комментарий удален
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий