Реклама 18+
Блог Геймдев и мир

Я поехал в Дортмунд не ради «Боруссии», а на турнир по Clash Royale. Кайф!

Мы уже писали, как быстро растет (и как серьезно уже вырос) мобильный киберспорт. Clash Royale – одна из главных соревновательных игр на смартфонах и планшетах, и в начале февраля финская компания Supercell совместно с брендом Red Bull провели в Дортмунде финал чемпионата мира с призовым фондом в 50 тысяч долларов. Cyber.sports.ru побывал в Дортмунде и спешит поделиться впечатлениями.

В Германии только и разговоров, что о футболе

По приезде в Германию переосмысливаешь штамп, что футбол в этой стране – религия. Это действительно так. На паспортном контроле меня спросили не о цели въезда в Германию, а болею ли я за «Шальке» – все из-за шарфа в бело-синей расцветке.

– Нет, это шарф «Динамо», а в Германии я ни за кого не болею. Но знаю, что «Боруссия» в этом году борется за чемпионство, – пограничник сразу же расплылся в улыбке и поставил штамп о въезде в мой паспорт.

– Погоди, а это не у вас играл Кевин Кураньи?

– Да, и играл очень хорошо. Классный игрок.

– Ну, это ты так считаешь, – добавил он с неприкрытым презрением к бывшему игроку «Шальке».

До начала турнира в моем распоряжении была пара часов, так что я решил посетить тот самый «Сигнал Идуна Парк» и Музей немецкого футбола. Кроме компьютерных игр я люблю футбол, поэтому не мог отказать себе в таком удовольствии.

Стадион «Боруссии» величественно возвышается над соседствующими зданиями, еще пара сотен метров от остановки автобуса и перед нами – один из самых больших спортивных объектов Европы (местные упорно доказывали мне, что он самый большой на континенте, но все же как минимум «Камп Ноу» немного впереди и по количеству мест, и по посещаемости).

Рядом с «Сигнал Идуной» расположен фаншоп «Боруссии». Не совру, если скажу, что там можно найти абсолютно все: игровые футболки, куртки, джинсы, брендированную алкогольную продукцию, печенье, жвачки и даже тостеры.

Приятно порадовала работа клуба с маленькими болельщиками: прямо в магазине организована детская зона с приставками, игрушками и аниматорами. Пока ребят учат базовым футбольным навыкам и истории клуба, родители занимаются шоппингом или отдыхают в кафе с видом на стадион, расположенном на втором этаже.

Музей футбола расположен в самом центре города – огромное четырехэтажное здание, похожее на футуристический корабль. Его построили после чемпионата Мира, которых проходил в Германии в 2006 году. Внутри хранится множество исторических артефактов: от обручального кольца Зеппа Хербергера (тренер, выигравший первый Кубок мира для Германии в 1964 году) до бутс Марио Гетце, в которых он забил «золотой гол» на Чемпионате мира в Бразилии.

Об осьминоге Пауле здесь тоже не забыли

Особое место занимает стенд, посвященному голу-фантому в финале 1966 года. В дополнительное время после удара Джеффри Херста в перекладину мяч ударился о землю и выскочил из ворот. Советский лайнсмен Тофик Бахрамов указал, что гол был – Англия тогда выиграла свой единственный титул чемпионов мира по футболу, а у немцев эта рана не зажила до сих пор.

В музее вам предлагают пересмотреть запись удара Херста с разных ракурсов и проголосовать, должны ли были засчитать тот гол – можно почувствовать себя арбитром системы VAR. После экспертного анализа я пришел в выводу, что гол был. Как оказалось, 68% посетителей музея не поддержали мое решение. Хорошо, что мнение об этом голе не спрашивали перед выдачей визы.

***

Футбол – это, конечно, хорошо, но о турнире Red Bull M.E.O. by ESL по Clash Royale я тоже не забыл. Времени после посещения музея оставалось мало, поэтому я сел в такси и отправился прямиком на место проведения турнира – в Warsteiner Music Hall.

Что это за игра?

Clash Royale – условно-бесплатная игра в жанре стратегии в реальном времени с элементами карточных игр. Ее релиз состоялся в 2016 году, а уже через год создатели заработали больше миллиарда долларов. Спустя почти три года игра все также остается в топах по заработку среди «мобилок» – даже мобильный Fortnite приносит меньше денег.

Топ-3 самых доходных мобильных игры на iOS за последние полгода

Геймплей в Clash Royale строится на битвах, где вам нужно атаковать вражеские башни и оборонять свои, выставляя на поле боя карточки с войсками. Каждые карты имеют сильные и слабые стороны и стоят определенное количество эликсира (аналог очков действия) – все ради баланса.

Линий для атаки две, а победа достигается уничтожением центральной (королевской) башни или же преимуществом по уничтоженным второстепенным башням. В случае равенства очков по истечении 3 минут начинается дополнительное время – побеждает тот, кто первым разрушит любую башню оппонента.

Да, в отличие от Hearthstone и других ККИ в Clash Royale все могут решить секунды: у карт разная скорость атаки и передвижения, разный урон и количество очков здоровья. А скорость игры такая, что на продумывание каждого хода у вас не более нескольких секунд.

Важна также скорость восстановления эликсира, который тратится на выставление карт: используешь весь на атаку по одной линии – будешь беспомощно смотреть, как тебя разносят по второй. Несколько раз я был в ситуации, когда слишком увлекался атакой центральной башни и не успевал организовать свою собственную защиту – у королевской башни противника оставалось не более 100 HP, когда его огненный шар уничтожал мою собственную.

В мобильных играх сплошной донат, какой еще киберспорт?

Как и в любой другой мобильной игре, доната в Clash Royale действительно много. Чтобы повысить свой уровень, нужно открывать новые карты и прокачивать старые – все это делается с помощью лутбоксов (здесь их называют сундуками), которые вам выдают за победы в боях.

Открытия самого простого сундука придется ждать около трех часов, а всего в инвентаре их не может быть больше четырех. Хочешь развиваться быстрее и получать больше крутых карт – плати. Как мне удалось узнать у одного из участников турнира, в игру он вложил около тысячи долларов.

Обычно для участия в соревнованиях нужно иметь как минимум 8 уровень. Не вкладывая в игру ни рубля, уже через месяц вы доберетесь до заветного уровня – можно будет записаться на квалификацию какого-либо турнира. Конечно, разнообразием колод и продуманной тактикой на этом этапе вы вряд ли сможете похвастаться, но говорить «я – киберспортсмен!» вам никто не запретит.

В больших турнирах уровни карт и башен приравниваются к девятому – здесь решающее значение играет правильный подбор колоды и ваше самообладание. Как мне объяснили, на каждую карту есть свой контрпик, а также огромное внимание в Clash Royale уделяется таймингам – нужно правильно рассчитать количество эликсира, скорость героев, их уровень атаки и здоровья. Бездумно выкладывать все имеющиеся карты – путь к поражению.

Во время матчей часто встречаются моменты, когда ни один из игроков не выкладывает карт – профессионалы предпочитают до последнего ждать хода соперника и играть от обороны. Неправильное расположение героев на поле или секундная заминка во время обороны или атаки приведет к проигрышу. Отыграться за три минуты против профи практически невозможно.

Арена в локациях «Сталкера»

«Мы лучшие в плане экстремальных видов спорта, но немного опоздали с киберспортом и всей этой движухой [...] Сейчас нагоняем и намерены тут тоже стать первыми», – рассказывает мне менеджер Red Bull. Австрийцы начали экспансию в новую сферу лишь несколько лет назад, но уже ясно – они здесь всерьез и надолго: «Мы открыли Red Bull Gaming Sphere в Лондоне (самая большая киберпортивная арена в Велькобритании – cyber.sports.ru), стали партнером команды OG, подписали одного из топовых игроков и стримеров – Ninja. Помимо этого Red Bull проводит киберспортивные турниры по всему миру, в том числе и в России. Из российских ивентов стоит отметить Red Bull Kumite – турнир по Street Fighter, University League of Legends – студенческий Чемпионат, который проходит уже третий сезон [...] В этом году также планируется турнир по DOTA, а возможно и еще несколько мероприятий».

Red Bull MEO (Mobile Esports Open) by ESL, куда мы отправились, – не единоразовый турнир, а целая платформа для проведения соревнований в мобильных дисциплинах. В первом сезоне совместно с Supercell австрийцы провели чемпионаты по Clash Royale и Brawl Stars. «Популярные игры с большой аудиторией, в которых, помимо казуальной есть и сильная спортивная составляющая», – так мне объяснили выбор именно этих игр.

Но на этом Red Bull не остановится – в следующих сезонах количество игр будет увеличиваться, появятся и игры от других разработчиков.  «Мы кооперируемся с разработчиками и хотим делать что-то крутое вместе с ними», – должен сказать, что на подходе к арене, расположенной в Warsteiner Music Hall прямо напротив законсервированного здания пивного завода, рассказ менеджера Red Bull о «чем-то крутом» казался мне очень странным.

Дождь, слякоть, серые индустриальные пейзажи – я бы не догадался, что мы приехали в нужную локацию. если бы не брендированный автобус и флаги Red Bull. Даже театр в тот момент не казался мне таким странным местом для проведения турнира. Тут скорее должна была проходить презентация продолжения «Сталкера», а не киберспортивный ивент.

Но внутри нас ждала огромная яркая площадка, оформленная в цветах Clash Royale и Red Bull. Спортсмены разместились на диванах перед сценой, а позади них расположились болельщики – около 300 человек (организаторы говорят о цифре порядка 800 посетителей за все время турнира). Единственным барьером между двумя зонами была красная лента и пара накаченных охранников с суровым взглядом.

Ничто не мешало вам выцепить какого-либо игрока во время перерыва и предложить ему сыграть пару каток – практически никто не отказывался. По атмосфере турнир был даже больше похож на ламповые посиделки в антикафе, чем на соревнование с солидными призовыми. Впрочем, для мобильных игр такой подход к устройству арены кажется максимально подходящим.

На сцене сиротливо стояли два диванчика с какими-то подростками, уткнувшимися в смартфоны, а сбоку от них сидели комментаторы и аналитики. Я было подумал, что сейчас технический перерыв, но, оказывается, мы приехали аккурат к финалу турнира по Brawl Stars – недавно вышедшей игры все той же студии Supercell.

Пока победителям вручали призы, в партере уже начался групповой этап – спортсмены играли матчи и передавали результаты администраторам, которые вели подсчет очков. Периодически на сцену приглашали случайную пару – их матчи показывали в прямом эфире на Twitch и на больших экранах в зале.

Финал турнира по Brawl Stars

Поначалу у организаторов возникли проблемы: Wi-Fi упорно отказывался адекватно работать, а администраторы никак не могли найти нужного участника. Я даже невольно подслушал забавный разговор двух админов, которые никак не могли найти игрока из Франции:

– Где ты его найдешь? Ты же не знаешь их в лицо.

– Не знаю, просто буду спрашивать у каждого, не француз ли он.

К счастью, Wi-Fi удалось настроить, а игрокам в итоге выдали маленькие флажки, чтобы их было легче идентифицировать.

Здесь тоже есть читеры и харизматичные персонажи

Мы уже говорили, что в Clash Royale важно контролировать количество эликсира соперника и подбирать правильную колоду для каждого соперника. Как мне рассказали, профессионалы досконально изучают матчи своих будущих соперников, пытаясь подготовиться ко всем возможным сетапам.

Однако французский игрок Грегори «GregEmpire77» Халойн решил упростить себе жизнь – он вышел на сцену с наушником AirPods в ухе. Его менеджер сидел в зале, видел на экране информацию о картах и количестве эликсира соперника и передавал ее Грегори. Удивительно, но даже так Грегори умудрился проиграть немцу под ником Schwarzen со счетом 3-1.

Кроме читеров, в турнире нашлось место и более интересным персонажам. Особо зрителям полюбился харизматичный Лиам «ThunderStruck» Маккэрон из Великобритании. Другие спортсмены практически не показывали эмоций на сцене, а вот британец закидывал ноги на стол, выделялся подвижной мимикой, танцевал после побед и показывал фокусы.

В четвертьфинале он встретился с фаворитом турнира – мексиканцем с ником Sergioramos, чемпионом мира по Clash Royale. Лиам вчистую переиграл лже-Рамоса, а после отметил это исполнением Gangnam Style:

Не удивительно, что в финале симпатии болельщиков были на стороне ThunderStruck, хоть он и выбил немецкого геймера из турнира. 4-3 в финале и кубок чемпиона уезжает на другой берег Ла-Манша.

Победители Red Bull M.E.O. by ESL

Наш игрок попал сюда случайно и выиграл 1000 $

Российский отбор выиграл 16-летний Виталий «Tyky14» Сайчук. Однако уже по комментарию после победы в финале было понятно, что он может и не поехать: «Вообще [родители] сейчас больше хотят, чтобы я нормально выучился в школе и поступил в университет. Придется серьезно пообщаться с ними, чтобы отпустили на финал в Германию».

Так и случилось – по семейным обстоятельствам Виталий не смог приехать в Дортмунд. Его заменил Никита «HekuT» Латрыгин, который буквально в последний момент вырвал путевку в 1/8 финала турнира. К сожалению, в матчах на вылет он проиграл итальянскому спортсмену со счетом 2-3.

Финальный матч Никиты против итальянца Pasti

Юноша не выходил на сцену во время группового этапа, и это сказалось – в самый ответственный момент ему не хватило спокойствия: «Рассчитывал на топ-16, в целом, все получилось. Во время группового раунда я сам не особо хотел на сцену, сейчас вот первый раз вышел… Проиграл из-за того, что волновался, случайно что-то делал, потому что руки тряслись от того, что я на турнире, на сцене».

Никита – студент первого курса МИИТ и хочет стать инженером. Родителям не нравилось то, что он так много играет в Clash Royale – игра как раз вышла в разгар подготовки к сдаче школьных экзаменов. Приглашение на турнир в Дортмунд все поменяло: «Сначала они говорили, что плохо [играть в игры]… Но после того, как узнали, что полечу в Германию… Наоборот, только поддержали меня в этом». Из Дортмунда Никита возвращается с 1000 долларами призовых – такой стипендии в России не дают.

У Clash Royale уже есть замена

Средняя аудитория двухдневного стрима Red Bull M.E.O. by ESL – 6 тысяч человек. Не самые выдающиеся цифры на фоне CS: GO и даже Rocket League, но многие связывают это с постепенным затуханием Clash Royale.

«В игре не было достаточного количества обновлений. Глобально в Clash Royale ничего не менялось уже долгое время. Есть устоявшаяся мета и она держится уже больше года», – объясняет игрок команды TeamLiquid Фрэнк  «Surgical Goblin» Оскам.

У разработчиков уже есть план – недавно была выпущена игра Brawl Stars. Один мой коллега даже назвал ее «CS:GO от мира мобилок».  Мне она больше показалась похожа на вариацию Fortnite с видом сверху – мультяшные персонажи, режим наподобие королевской битвы и упрощенная механика стрельбы.

Хоть на этом ивенте Brawl Stars и была на разогреве, меня активно убеждали, что будущее мобильного киберспорта именно за этой игрой. Она бьет разом во все аудитории: дети найдут здесь забавных персонажей, взрослые – матчи на пару минут во время обеда,  а любители киберспорта – напряженные матчи в формате BO5 с четырьмя режимами. 

 Тату Месси, Леброна и Конора им не принадлежат. Из-за этого на создателей видеоигр подают в суд

Мобильный киберспорт растет с дикой скоростью. Почему я об этом не знаю?

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья