В играх был бы свой «Снайдеркат» – конечно, у Кодзимы. Но Konami будет против
Кодзима – Снайдер?
Если вы пользуйтесь интернетом, то наверняка видели рекламу «Лиги Справедливости» Зака Снайдера. Это режиссерская версия «Лиги» 2017 года, в том виде, в котором ее видел Зак Снайдер до того, как покинул проект.
Cкандальный релиз недоделанной версии, уход создателя – история кажется довольно знакомой, не находите? Очень похоже на Metal Gear Solid V: The Phantom Pain и конфликт Хидэо Кодзимы с Konami. Но вот Кодзимакат MGS V мы вряд ли увидим.
Несмотря на схожесть, речь о двух разных конфликтах
Зак Снайдер покинул производство «Лиги» сам, хотя часть СМИ описали это иначе. Уход Кодзимы из Konami был более скандальным.
В марте 2015 года Konami провела реструктуризацию руководства и сократила пост вице-президента. C 2011 года его занимал Хидэо Кодзима, ветеран компании (работал в Konami с 1986 года) и руководитель важного подразделения компании – студии Kojima Productions. Кроме того, теперь Кодзима не числился сотрудником Konami, а стал подрядчиком.
Вслед за этим появились слухи об уходе Хидэо вместе с другими участниками Kojima Productions после истечения контракта, но это Konami отрицала. «Konami Digital Entertainment (включая господина Кодзиму) продолжит разработку и поддержку продуктов Metal Gear», – так студия комментировала слухи.
Что починят в патче 1.2 для Cyberpunk 2077? Куча исправлений производительности и багов в квестах
Но бренд Kojima Productions удалили еще в марте, вместе с соцсетями подразделения Хидэо. Комментарии компании по поводу ухода Хидэо не менялись: «Мы переводим производство на новую систему управления, чтобы оперативно реагировать на рыночные изменения в сфере цифровых развлечений».
Проработав в Konami 29 лет, в декабре 2015 года Хидэо официально покинул компанию. Причины не назывались, но конфликт был очевиден – слово «Kojima» удаляли из новых рекламных материалов MGS V, а офис Konami в Лос-Анджелесе (ранее – Kojima Productions Los Angeles) вовсе закрыли. Самое неприятное случилось на The Game Awards 2015, где Кодзиме запретили забрать награду за MGS V. – вместо него на сцену вышел актер Кифер Сазерленд, озвучивший Биг Босса.
«Хидэо с нами сегодня нет, и я хотел бы это обсудить. Господин Кодзима очень хотел приехать, но, к сожалению, юристы Konami сообщили ему, что он не имеет права приходить на церемонию и получить награду из-за того, что срок его договора найма еще не истек. Очень жаль, что такой талант, как Хидэо, не может быть с нами и отпраздновать победу вместе со своими друзьями. Хидэо сейчас находится в Токио и смотрит шоу. Мы хотим, чтобы ты знал — мы думаем о тебе и сильно скучаем. Надеемся увидеть тебя на Game Awards 2016», – прокомментировал произошедшее организатор церемонии Джефф Кейли.
Решение оказалось спорным – фанаты писали унизительные хештеги в твиттере, а за студией закрепилось клеймо антагониста.
Со Снайдером обошлись не так жестко. Черновую версию фильма от Зака отверг глава Warner Bros. Кевин Цудзихара. Материал показался Кевину слишком затянутым, и он попросил сократить длительность до двух часов, что показалась Снайдеру невозможным.
В это время к работе привлекли Джосса Уидона, сценариста первых двух «Мстителей» – он должен был «причесать» сценарий. Зак потерял контроль над созданием фильма, но добило его самоубийство дочери – после него он и ушел из команды. Никто не вырезал его имя из титров и не запрещал забирать награды, правда фильм исковеркали настолько, что он мог претендовать лишь на «Золотую Малину».
MGS V пострадала в том числе и из-за характера Хидэо, а вот «Лигу» угробила Warner Bros.
Konami – компания семейства Козуки, где ценится бизнес и умение его вести. Кодзима вести дела с руководством не умел – во время создания MGS V он превысил все мыслимые для Konami границы бюджета и даже не пытался сгладить углы с недовольными боссами.
Рика Муранака, чьи песни часто появлялись в серии MGS, вспоминала: «Кодзима – фантастический автор, возможно лучший создатель игр нашего времени. Но его целью было сделать самую огромную и самую лучшую игру, а целью Konami – получить уже наконец прибыль. Он мог заплатить мне за 30-40 песен, но не выбрать среди них ни одной. Потом попросить написать еще песню и еще, и еще – пока не найдет ту самую, чтобы все звучало идеально и подходило к картинке. Но он откладывал выход, а у Konami заканчивались деньги на его проект мечты. Конфликт был неминуем – Хидэо не пытался сгладить углы. Вместо этого он тратил последние деньги из бюджета на улучшения для игры».
В итоге на MGS V потратили более 80 миллионов долларов – столько же стоила разработка третьего «Ведьмака», но стоит понимать, что речь идет о сравнении сюжетной ролевой игры на сотни часов и линейного стелс-экшена, хоть и в открытом мире.
К сожалению, Konami скрывает данные о стоимости разработки остальных игр, поэтому сравнить с другими проектами студии сложно, но вполне вероятно, что для нее это огромные деньги. Но они отбились – в начале 2016 года студия отчиталась о прибыли в 210 миллионов долларов, но речь идет о игровом подразделении Konami в целом, а не только о MGS V.
Олли Бардер из Forbes через год после ухода Хидэо из Konami писал: «Pro Evolution Soccer приносил Konami прибыль, но та моментально уходила на реализацию идей Kojima Productions. Стоило бы компании открыть тайну расходов на разработку и выпуск игр, и фанаты не получили бы историю со злобной Konami. Kojima Productions – самый дорогой отдел, не приносивший столько же, сколько потреблял. Когда студию возглавил Такуя Кодзуки, сын бывшего президента Konami, он отнесся к ситуации с Хидэо иначе, чем его отец».
Все это время Konami игнорирует конфликт. Критикуют ли компанию или защищают – она делает вид, что ничего не происходит. Сам Кодзима попытался уладить конфликт и в интервью журналу Famitsu рассказал об уважении к студии: «Я стал тем, кем я сейчас являюсь, благодаря 30 годам, проведенным в Konami. Я благодарен Konami и не могу отрицать этот факт». Компания никак не отреагировала. Даже когда в интернете появились слухи, будто бы Хидэо в тайне использовал бюджет Metal Gear Solid V для создания отмененной Silent Hills, комментировала произошедшее Kojima Productions, а не Konami.
В случае со Снайдером все совсем иначе. У Зака уже был готов огромный материал, который просто нужно было грамотно реализовать. Он не требовал больше денег на создание идеального фильма – у него итак все было готово. Но свою роль сыграл провал в прокате «Бэтмена против Супермена». После него режиссеру сказали, что сиквела у «Лиги» не будет, а для того, чтобы Зак не налегал на мрачную эстетику, к нему приставили продюсеров Джеффа Джонса и Джона Берга.
Тест по фактам из Mortal Kombat. Разберитесь – правда ли это или вымысел?
В итоге была использована лишь четверть материала, отснятого Снайдером. Фильм собрал 657 миллионов при бюджете в 300 миллионов – для Warner Bros. это стало провалом.
Konami сделала свою версию MGS V, но выглядело это как насмешка
Сложно винить Konami в требовании показать результат – производственный ад не пошел на пользу ни одной игре. Напомню, что предыдущая номерная часть, Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots, вышла в 2008 году, хотя это не означает, что MGS V была в разработке 7 лет.
Из игры вырезали множество контента – это заметно по сюжету игры (миссии не всегда связаны между собой, а во второй главе катсцен почти нет), причем Konami этого не скрывала. В коллекционное издание MGS добавили раскадровку секретной сцены, некой «Миссии 51», где помимо сюжетных моментов показываются наработки финальной схватки с роботом «Сахелантропом».
В версии для ПК датамайнеры нашли упоминание третьей главы с подзаголовком «Мир» и секретную концовку с ядерным разоружением. Теперь представьте, что после всего этого анонсируют Metal Gear Solid V: The Definitive Experience.
Естественно, фанаты предположили, что Konami нашла способ восстановить вырезанный контент в финальной версии игры. Но нет – это оказался бандл со всеми косметическими DLC и приквелом Ground Zeroes. Никакой дополнительной истории. Но стоит ли удивляться, ведь дополнять сценарий без Кодзимы было бы странно?
Однако это не остановило Konami от выпуска выживалки Metal Gear Survive с отстрелом зомби, строительством, крафтом и микротранзакциями. Фанаты вспомнили про хештег #fuckkonami времен The Game Awards 2015 и рейтинг игры стремительно обрушился сразу после релиза. С тех пор Konami отказалась от разработки AAA-игр и сосредоточилась на создании мобильных проектов для японского рынка.
Как там Konami без Кодзимы?
После MGS V крупных релизов от Konami не было. Серия PES продолжает приносить прибыль, но помимо нее студия только перевыпустила Silent Hill 4: The Room, Metal Gear, Metal Gear Solid 1 и 2, а также сборники Castlevania и Contra для GOG.com. Ходят слухи о перезапуске Silent Hill, но Konami их отрицает.
Сейчас в Konami проходит реструктуризация видеоигровых подразделений – внутренние студии объединяют в одну. Какой будет итог – пока не ясно.
А Кодзима без Konami?
Kojima Productions успешно выпустила дебютный проект, Death Stranding. О продажах известно совсем немного: свыше 3 миллионов цифровых копий в PSN по данным Gamstat и свыше 1 миллиона в Steam по данным Steamspy. Официальные данные по всем платформам издатель не обнародовал. Но уже известно, что студия занята новым неанонсированным проектом.
* * *
История Кодзимы и Konami противоположна Снайдеру Warner Bros. «Лига» 2017 года получила плохие оценки критиков, а сборы оказались хуже, чем у «Бэтмена против Супермена». Зак с тех пор не занимался крупными фильмами, а Warner Bros. продолжила работать с DC и зарабатывать.
Metal Gear Solid 5 – даже с учетом вырезанных частей сюжета – понравилась фанатам и стала коммерчески успешной (в декабре 2015 было продано более 6 млн копий). Вот только после Konami перестала делать AAA-игры, а Kojima Productions создала крупнобюджетный проект с голливудскими актерами.
Что более важно, Metal Gear – франшиза, созданная Хидэо, но оставшаяся в руках издателя. Для Зака DC – любимая вселенная, но не его детище. Сомневаюсь, что мы увидим КодзимаКат пятого MGS в разрешении 4:3 от Konami и Kojima Productions, но возможно, франшиза вернется к Хидэо, если она ему еще интересна.