Блог Games Herald

Чешский ответ Tomb Raider. Обзор Shade: Гнев Ангелов

Всем привет!

Снова предлагаю вам обзор игры из прошлого. Сегодня это будет Shade: Wrath of Angels ("Гнев Ангелов" в локализации). Также я продолжаю освоение монтажа видео и записи своего голоса, поэтому буду рад, если вы оцените видеообзор. В нём я более наглядно смог рассказать о некоторых игровых моментах.

Вернёмся к текстовому обзору.

Ах, этот 2004 год!.. Сколько же годных игр вышло в это время. Sacred, Fable, Vampire the Masquerade – Bloodlines, Star Wars: Kotor II, The Bard’s Tale… Космические Рейнджеры 2, в конце-то концов! И это только среди RPG. Если продолжать вспоминать, то можно откопать ещё Tom Clancy's Splinter Cell: Pandora Tomorrow, Warhammer 40,000: Dawn of War и много другой годноты.

Успеть поиграть во все хиты того года было просто невозможно. А о некоторых релизах можно было попросту не услышать. В моём случае так произошло с Shade: Wrath of Angel. О существовании этой игры я впервые услышал в 2020 году. Нормальный человек прошёл бы мимо, но я полез искать подробную информацию.

Игру разработала чешская студия Black Element Software. В составе студии были опытные сотрудники, которые занимались разработкой игр ещё с начала 90-х. Но “Гнев Ангелов” стала дебютной для Black Element. Сейчас же эта компания является пражским филиалом Bohemia Interactive – разработчиков ARMA. Но вернёмся к игре.

Википедия рассказала мне чудесную историю о том, что Shade – это RPG от третьего лица на 30 часов геймплея. С элементами экшн/адвенчуры. Главный герой может использовать оружие или использовать заклинание на 20 разных видах врагов. Ещё есть возможность апгрейдить магию и здоровье.

Описание игры с сайта Игромании тоже порадовало. Там рассказывается о сюжете игры. Главный герой – представитель Ватикана, который приехал в небольшую европейскую деревушку расследовать убийство священника.

Если честно, я удивился. Всегда считал себя фанатом RPG-игр, но о подобной игре услышал впервые. Но это неудивительно…

На самом деле...

Не совсем понимаю, откуда взято описание сюжета на сайте Игромании, но оно явно повествует о другой игре. Shade же рассказывает историю некоего мужчины, который приехал спасать своего брата из беды. Правда, игра не раскрывает подробностей о главном герое, поэтому утверждать, что он НЕ является представителем Ватикана, я не могу.

Герой находит пистолет, который оставил ему брат, и идёт по его следам. Довольно быстро он сталкивается с таинственным нематериальным существом. Это существо говорит, что может помочь герою найти брата, но для этого нужно собрать сердца ангелов, которые когда-то воевали с богами и проиграли.

Собственно, поисками этих сердец мы и занимаемся до самого конца игры.

Мир, в котором происходит действие игры, довольно сложный. Вроде бы действие происходит в нашем, относительно современном мире, но позднее наш герой побывает в вариации средневековья, древнего Египта и даже в каком-то подобии Ада. При этом локации раскрыты, на мой взгляд, неравномерно. У Египта есть много предыстории и даже свои боссы. Наша призрачная подруга расскажет о боге Сете и его приближённых. А вот что за другие боги, которые воевали с ангелами – непонятно. До уровня с Египтом я вообще думал, что в игре нет мифологии, и основой является некая религия, основанная на монотеизме. Но нет.

К ангелам тоже остались вопросы. Ангел Веры – это та самая нематериальная сущность, которая обещает нам встречу с братом после сбора сердец. На удивление, ангел дарит герою силу демона. Это важная игровая способность, которая позволяет на короткое время становиться страшным монстром, который мне напомнил о The Suffering. Как-то не очень по-ангельски, не находите?

Но выбора нет – нужно следовать приказам ангела. Других ангелов нам покажут лишь в конце игры, поэтому наслаждайтесь Верой.

История, кстати, нелинейная. Когда мы соберём сердце ангела, нам дадут выбор – усилить свой меч (который, кстати, дико напоминает мне об Антоне Городецком из «Дозоров») или усилить демона… то есть слугу, как называет его ангел. От этого выбора будет зависеть финал. Который спойлерить я вам не буду – может найдутся желающие попробовать. Поэтому перейдём к геймплею.

На мужика сменили Ларку... И дали меч ей - как добавку

Хотя википедия называет Гнев Ангелов RPG, причин на такую жанровую принадлежность я не нашёл. Игра представляет собой экшн от третьего лица. Главный герой может орудовать мечом, а также стрелять из пистолета и арбалета. Так же есть возможность применить демонический облик, в котором изначально можно лишь драться вблизи и кидать слабенькие фаерболы, но потом можно будет открыть мощные заклинания. Для этого нужно найти светящуюся комнату, которая напоминает кадры из “Матрицы”. Я довольно долго собирал желтые светящиеся сферы, чтобы добыть самое дорогое заклинание, и не пожалел – оно показалось мне даже дисбалансным.

Способности демона и удары меча расходуют синюю полоску. Как её назвать – я даже не знаю. Если это выносливость, то что тогда вот эта шкала, которая уменьшается при беге? Если это какая-то магическая сила, то почему она тратится из-за удара мечом? С другой стороны, иначе герой мог бы заспамить врагов ударами. А тут получается такая боёвка, которую в современной игре сразу бы окрестили “соулс-лайком”. Только перекатов нет – если только просто прыгать в сторону самому.

Боёвка реализована странно. Драться мечом не особо интересно. Каких-то комбинаций нет, кроме тех, что будут открываться по сюжету. Да и не комбинации это, по сути. Скорее некие спецприёмы. Сначала я даже не понял, что мне показывает игра. Какая-то иконка меча и стрелки. Я пытался жать удар и стрелку, блок и стрелку – бесполезно. Оказалось, что нужно зажать блок вместе с кнопкой удара и нажать вот эти самые стрелки. Надо ли говорить, что это не особо удобно? Так что бои выглядят своеобразно…

Стрельба напоминает о ранних играх серии Tomb Raider. Как и лазанье по всяким скалам и древним храмам – прямо-таки конкурент Unchartred мог бы получиться в другой вселенной. Пистолетные патроны восстанавливаются только в комнате, где приобретаются усиления для демона. Видимо, тонкий намёк на то, что пистолет – орудие дьявола. То есть, я понимаю, почему герой не может найти патроны в разных мирах, которые представлены в игре. Это логично. Но откуда они берутся в той комнате? Но это не столь важно. По итогу, в первой половине игры стрельба из пистолета реально выручает, а потом враги становятся слишком плотными, и стрелковое оружие не слишком эффективно.

В отличие от формы демона, которая ломает боевую систему. Демон не тратит здоровье, а тратит синюю полосу. Поэтому в этой форме можно максимально безопасно чувствовать себя. При желании можно “абузить” трансформацию. Отбегать от врагов, ждать восстановления способности и заново влетать в битву. Учитывая, что лечение в игре ограничено особыми исчерпываемыми точками, куда герой может воткнуть меч – форма демона часто будет приходить вам на помощь. На челлендж “Пройти Гнев Ангелов на среднем уровне без использование формы демона” я бы не согласился.

Возможность подобрать оружие врага – вроде бы интересно, но на практике довольно бесполезно. Вражеское оружие обладает меньшим количеством ударов, чем меч героя, а урон больше только у всяких огромных секир. Вот только за время замаха этой секирой можно получить много урона. Не слишком эффективно.

Порадовало разнообразие врагов. Есть нежить: скелеты, зомби, мумии. Демонические враги, средневековые рыцари, египетские воины и лучники, маги. Ну и куда же без разных насекомых. Огромные пауки, скорпионы и скарабеи – всё, что вашей душе угодно. До кучи есть боссы. Парочка интересных и парочка просто здоровых монстров с большим количеством жизни.

Искусственный интеллект – дополнительная проблема боевой системы. Тупить могут все: от рядового врага до самого сильного босса. Неудивительно, что во время одной из битв с боссом у игрока отнимают всё стрелковое оружие. Босс сильно тупит и, если бы была возможность атаки на расстоянии – он был бы легкой прогулкой. А тут остаётся лишь меч, и приходится подходить к нему и помогать драться.

Помимо битв игра “порадует” 3D-платфомером со всякими задачками и поисками предметов. Задачек штуки 2-3 было за всю игру, но как факт они есть. Некоторые из загадок очень странные. Вот, к примеру, классическая арена, с которой падают плитки, когда герой наступает на них. Логичным кажется решение в виде определённого пути по плиткам. Но нет – решение, это каждый раз прыгать с края, перемещаться на другую плитку, которая висит в воздухе, подтягиваться на ней, падать и лезть к другой плитке. И так до победного конца.

Игра не поощряет исследование – она довольно линейная. Есть несколько тайных мест со сферами прокачки демона или точкой лечения, но их можно пересчитать по пальцам. В остальном же, мои попытки поискать что-то на уровне обычно заканчивались либо тем, что я упирался в стену, либо падал. Падал в этой игре я много раз… Да и просто много умирал. Иногда вообще не понимая из-за чего. Может игра кривая, а может я. Не буду никого оскорблять. Но раз уж заговорил о кривизне – хочется сказать в двух словах о русской озвучке.

Война всегда одна...

Я знаю, как многие российские игроки любят полный перевод игр. Тут он есть. И сделан он в духе польских трэшовых игр из нулевых. Нет, я не придираюсь к игре 16-летней давности, а наоборот. Это местами смешило и помогало немного развеять обстановку. К сожалению, не знаю, как зовут актёра, который озвучил главного героя игры – но ему особая благодарность. Его экспрессивность запоминается.

В отличие от многих игр из прошлого, Гнев Ангела я бы рекомендовать сейчас не стал. Она может вызвать приятные воспоминания у игравшего, ведь для 2004 года тут много интересных механик и всяких новых идей. Банальное сохранение на статуе. Смотрится очень интересно. Поначалу я думал, что это работает как контрольная точка. Но нет. Можно пройти чуть дальше, уничтожить там врагов и сохранить новое состояние игры, где следующая комната будет зачищена. Достаточно разбить статую и поставить новую. Выглядит это интересно.

Но реализация явно подкачала. Не заметить это невозможно. Проект оказался слишком амбициозным. Это особенно чувствуется на финальных локациях, где разрабы пытаются показать какую-то масштабность происходящего, но делают это лишь объемом локаций. В одном из последних уровней я довольно долго плутал, прежде чем наткнулся на обычный камень, который надо было толкать в форме демона. Зачем делать огромную локацию, в которой нужно найти просто определённый камень? Это не иголка в стоге сена, но довольно близко к этому.

Даже финальные титры просто идут по кругу, вместо выхода в главное меню. Складывается впечатление, что разрабы просто забыли это сделать. Но это я уже нагнетаю, пожалуй.

В целом же, Гнев Ангелов — это просто проходная игра того времени. Она не выдерживает сравнений с многими другими проектами 2004-го. Скорее всего, виноваты в этом амбиции. Игра меняла название до релиза, и не удивлюсь, если она ещё и меняла сюжет, концепцию и прочее. Это бы объяснило дезинформацию на википедии и сайте Игромании, о которой я говорил в начале. Возможно, там указана какая-то информация ещё со времени анонса игры, которая давно не актуальна, но кому до этого есть дело? 16 лет было всё равно, а сейчас и подавно.

Если игра вас привлекла – конечно же попробуйте. Но не ожидайте от неё RPG или же какой-то триллер с участием Ватикана. Иначе вы увидите средненький экшн про братскую любовь.

*****

За сим у меня всё. Если вам понравилось моё чтиво (либо видос) - буду рад вашим плюсам и подписке на блог. Обсудить же игру (или просто какие-то интересные игры того времени) предлагаю в комментариях. До скорых встреч!

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья