Блог Games Herald

Обзор спустя 21 год - Kingpin: Life of Crime

Доброго времени суток!

Сегодня предлагаю вашему вниманию взгляд на игру 1999 года - Kingpin: Life of Crime. Которую многие могут знать под другим названием - Братан: Преступная Жизнь. Есть видео-версия моего обзора. Буду рад, если зацените:

Когда-то давным-давно мне встретилась такая игра, как Quake 2. На тот момент Q2 стал моим любимым шутером, ведь в нём наконец-то можно было управлять прицелом с помощью мыши, в отличие от первых Wolfenstein и Doom. С большой радостью я прошёл сюжетную кампанию и с не менее большой радостью играл в сетевой режим в компьютерном клубе. 

Позднее мне попадётся в руки "Kingpin: Life of Crime". Точнее, "Братан: Преступная Жизнь". Игра напомнит мне Q2 (ещё лет через ~20 я узнаю, что это из-за одинакового движка), но пройти её я так и не смогу. Долгие годы она напоминала мне о себе. Висела в бэклоге, как скелет в шкафу. За это время я набрался сил и решил закрыть должок. Заодно посмотрел на игру абсолютно под другим углом. И, знаете, Kingpin приятно удивил.  Удивил почти всем, кроме сюжета, с которого предлагаю начать. Он показался мне слишком условным и прямолинейным, как в Super Mario. Если там тебе надо было добраться до принцессы, то тут до главаря местных бандитов. По сути, разница лишь в том, что Марио идёт не за местью Боузеру, а за принцессой.  Безымянный герой игры по каким-то неизведанным причинам оказался жив после бандитской расправы (никогда такого не было и вот опять). Конечно же, криминальный босс, который хотел избавиться от героя, пожалеет об этом. Ведь мы пойдём мстить. Кто наш герой, и почему Кингпин захотел его смерти? Чем занимаются бандиты, и какие тут есть банды? Почему героя не убили? 

Ответами на эти вопросы, да и другими деталями, Kingpin не балует. Какого-то раскрытия персонажей увидеть не получилось. Но сильного сюжета я и не ожидал. Вообще каких-то ожиданий у меня не было. Кроме озвучки, игра будто больше ничем и не впечатлила российских игроков. Не знаю, чем она запомнилась на западе, и запомнилась ли вообще. Возможно тем, что в композиторах игры указана культовая хип-хоп группа Cypress Hill. Вроде бы их мотивы звучат тут довольно атмосферно, но… музыка отметилась скорее тем, что звучат постоянно всего 2-3 трека, которые повторяются. Поэтому запечатлеть в памяти их несложно.  Что точно запомнилось, так это геймплей. И я даже не про перестрелки. С ними всё в порядке – спасибо модифицированному движку Quake2. Шутерную часть я даже вытесню за скобки в этом обзоре. Ведь по итогу, Kingpin оказался для меня не просто шутером.  Начало игры мне даже напомнило о RPG-играх. Ты стартуешь никем, и даже рядовые NPC тебя шпыняют. А ответить тебе нечем, ведь из оружия у тебя только какой-то обрубок трубы. Но стоит только найти пистолет, и справляться с обидчиками станет проще. А там окажется, что за несколько долларов можно взять себе подручного. Вот только игра не скажет, где эти доллары брать. 

Собственно, о том, что в игре можно собирать деньги с убитых врагов, я не знал до повторного прохождения спустя много лет. Кому придёт в голову нажимать на кнопку “использовать” на трупе, предварительно присев? Учитывая, что патроны собираются автоматически. Мне вот в конце 90-х и начале 00-х не приходило.  Деньги очень упрощают жизнь. Это я сейчас про игру. Kingpin разделена на уровни, и пока вы не пройдёте до конечной точки уровня, вы вольны вернуться в магазин и затариться аптечками, бронёй, патронами и прочими вещами. Можно даже купить заранее оружие, хотя все пушки выпадут с врагов по мере прохождения. 

А ещё в игре можно говорить с NPC. Примерно, как CJ разговаривает с девушками пониженной социальной ответственности в GTA:SA. Есть кнопка, позволяющая просто поговорить или же согласиться, а есть кнопка отказа или же оскорбления. Все эти механики делают Kingpin чем-то большим, чем просто шутер. Но, увы, при этом игра является чем-то меньшим, чем immersive sim. 

Immersive sim "на минималках"?

Когда я впервые попробовал поиграть в Kingpin, по неизведанному для меня (на тот момент) стечению обстоятельств я застрял в ней. Это было буквально в первые час-два игры. Мне нужно было найти аккумулятор для мотоцикла на довольно просторной локации, но я облазил все доступные двери и не нашёл ничего.  Единственной зацепкой для меня был бар, в который меня не пускали из-за того, что я устроил стрельбу то ли около него, то ли прямо в нём. Точно сейчас не вспомню. Но не суть. Суть в том, что в бар мне вход был заказан. Возможно, из-за нехватки денег - павшие враги исчезли, вместе с долларами, а вход платный.  В моём понимании, я играл в шутер. То есть я перебил врагов и должен был пойти дальше. А что-то не идётся. Потыкавшись туда-сюда, я решил забросить игру. 

Спустя какое-то большое количество времени я узнал, что прохождение самому себе можно было легко сломать. И таких моментов в игре было несколько. Мне пришлось столкнуться лишь с одним, но он заставил меня удалить игру, так и не пройдя. А был ещё сейф, который нельзя открыть без нужного NPC, и паренёк на уровне с каким-то металлургическим заводом, которого нужно спасти и вернуть барменше.  Если NPC-медвежатник погибнет, или, вот, как в моём случае, вы устроите стрельбу у бара, произойдёт нечто, о чём игра вас не предупредит, как это было в Morrowind. Вы просто будете тыкаться в стены, не понимая, куда идти и что делать. Ведь никакой надписи о проваленном задании игра не даёт. Только в случае с парнем на заводе будет обновлена информация.  По этой причине я бы назвал игру immersive sim’ом "на минималках". Для полноценного представителя этого жанра (или это поджанр? сейчас не об этом) Kingpin’у явно не хватает свободы действия. Ведь что отличает immersive sim’ы от других игр? Именно свобода действия игрока.  Нам (то бишь игроку) дают задание, некую цель. А мы уже сами вольны решать, каким путём к цели добираться. Использовать скрытность, грубую силу, какие-то навыки взлома или что там нам предоставит игра. Различные варианты могут привести к различным интересным последствиям, о которых не всегда даже сами разработчики могли знать. 

Kingpin же довольно прямолинеен. Главная цель здесь одна. Нам нужно устранить этого самого "кингпина", пройдя по ряду уровней. Взлома, скрытности и ещё чего-то, прямо намекающего на некое сходство с System Shock или Thief, в игре нет. Хотя, кто-то определённо посчитает меня сумасшедшим за такое сравнение.  Посудите сами: взаимодействие с NPC, возможность купить экипировку, нанять напарников и даже простенькие побочные задания, которые не то чтобы полноценные квесты, а скорее эдакие задачи в духе поиска ценных припасов. И всё это есть в этой игре. Вот только на очень базовом уровне. Будь это всё проработано сильнее, Kingpin бы запомнился не только озвучкой, которая богата на ненормативную лексику. Ведь потенциала в этой игре хоть отбавляй, поэтому задел на сиквел, который оставили разработчики, неудивителен.  Kingpin даёт уникальные эмоции. Здесь можно испытать личные истории, которые мне напоминают Готику. Например, в начале игры вы крадётесь по складу, чтобы найти деталь, которую вам обменяют на пистолет. Конечно, пистолет можно добыть с побеждённого врага, но сделать это обломком свинцовой трубы очень сложно. Чуть легче это сделать ломом, который можно обменять на 1 доллар у какого-то бомжа. И ликвидация этого парня с пистолетом становится такой вот личной задачей с несколькими вариантами. В том числе – просто пройти мимо. Сама локация этого склада – необязательная. 

Позднее будет враг с дробовиком, которого довольно тяжело победить одному в узком коридоре внутри канализации. Опять же, тяжело, но можно. А можно за 10 баксов нанять какого-то паренька с улицы, и добыть себе дробовик станет куда проще. Всё это добавляет игре иммерсивности. Погружения, проще говоря. Такое в 1999 году мало где можно было увидеть.  Оболочка в виде шутера от первого лица про бандитов и легендарный перевод от “Фаргуса” могут ослабить бдительность игрока, и он подумает, что перед ним самый обычный шутер. Которым Kingpin и является, по сути своей. Но потенциала здесь на самый настоящий хит. Не хватило, на мой скромный взгляд, который офигительно актуален в 2020 году, самой малости. Чуть больше работы над сюжетом и искусственным интеллектом (который иногда очень тупит, зато стреляет невероятно точно с любой дистанции даже на средней сложности).  Атмосфера игры и её механики позволили игре стать чем-то большим, чем Quake II с матом и про бандитов. Может быть, если переиздание Kingpin: Reloaded будет успешным, мы увидим некое продолжение… Хотя кого я обманываю?.. 

На этом у меня всё. Если обзор понравился или был интересен - не стесняйтесь "плюсануть" и подписывайтесь на блог для новых материалов!

До скорых встреч!

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья