Чудесная поп-культура
Блог

«Меня часто спрашивают: «А когда ты умрешь?» Разработчица с раком делает игру про болезнь

Лера Клименко разбивает нам сердце.

Я встретил Леру Клименко, разработчицу игры Anemone, у входа в офис Кибера. Она отлично выглядела: красивая, стильно одетая и очаровательно виноватая за задержку на жалкие десять минут. Уже в лифте мы разговорились – о погоде, общих знакомых и плюсах жизни вдали от центра столицы.

Пары мгновений хватило, чтобы я назвал Леру легкой, позитивной и вообще человеком, с которым хочется дружить. Вы бы сказали о ней то же самое. И точно бы не распознали шокирующего факта: Лера с детства живет с онкозаболеванием.

📌 Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!

О жизни с болезнью

«В детстве я не понимала, что со мной происходит и почему родители постоянно водят по больницам. Помню книжку с картинками, где объяснялись процессы в организме. Помню, как врачи рассказывали о процедурах и их значении. Но родители не говорили внятно о моем состоянии. Думаю, это было сложно для них. В итоге болезнь была во мне, но меня в ней будто не было. Я лучше поняла все только во взрослом возрасте, когда снова столкнулась с болезнью – и вместе с этим появилось больше страхов и трудностей». 

У Леры с ранних лет хватало увлечений, амбиций, отличительных черт, но в глазах общества она в первую очередь оставалась девочкой с раком, о котором нельзя говорить. Болезнь будто затмевала ее саму и вечно вынуждала людей делать грустное лицо и хлопать мокрыми глазами. «В этом марафоне жалости не осталось ничего связанного со мной как с личностью».

Почему люди реагируют так? Одну из причин Лера видит в репрезентации болезни в поп-культуре. В сериалах постоянно показывают людей, которые в начале эпизода заболели раком и к финалу уже сгорели, оставив зрителей рыдать. Такая слезовыжималка отлично продается, но не всегда связана с реальностью.

«Когда люди узнают, что у меня онкозаболевание, часто спрашивают: «А когда ты умрешь? А почему у тебя волосы не выпали? Может, лечение не помогает?» Я не обижаюсь, просто трагический образ онкобольного уже записан на подкорке. Этот образ подкрепляется СМИ. Нельзя просто написать, что человек умер от онкозаболевания. Лучше распишем, что он сгорел как спичка. Я не отрицаю серьезность некоторых форм заболевания, но у людей в голове сформировано всего одно видение. С ним приходит страх и даже нежелание лечиться».

Онкозаболевания непредсказуемы, но Лера уверена: больной может прожить счастливую жизнь, самореализоваться и запомниться не только как человек со злокачественной опухолью.

«Мне нравится игра Impostor Factory, где главная героиня – онкобольная. На этом не делают упор, не выжимают слезу. Болезнь – просто данность. Она не помешала героине состояться и многого добиться».

Что будет с Лерой дальше? Этого никто не знает – как и того, что будет с любым другим человеком.

«Над моей головой на тоненькой ниточке висит кирпич, который никуда уже не денется. Со временем я поняла, что этот кирпич висит над всеми – и он не обязательно связан с болезнями. Погибнуть можно в любой момент и от чего угодно. Нельзя ждать смерти, она приходит внезапно. И если появились новые вводные по болезни, это просто новые вводные, с которыми нужно жить дальше».

📌 «Я всегда восхищался, что в России есть люди, которым мы нравимся». Интервью с Винсом Дези, создателем Postal

О разработке игры

Для своей дипломной работы Лера пересмотрела, наверное, весь контент про онкозаболевания: «Виноваты звезды», «Хорошие дети не плачут», «Спеши любить». Эти фильмы снимали для здоровых людей, которым нужны душераздирающая история и буря эмоций. Но больному требуется нечто иное – почва под ногами и понимание, что жизнь впереди. Именно об этом Лера и делает игру.

«Anemone не о том, что у вас все будет всегда хорошо. Это игра про принятие своей болезни, чтобы делать что-то дальше».

В семье Леры компьютерные игры как минимум не одобрялись. Девочке ведь стоит заниматься чем-то более женственным и интеллектуальным. Леру все равно тянуло в разработку: с 16 лет она пыталась сделать что-то сама, но столкнулась с непониманием. В те годы споры о женщине даже как об игроке были бурными. 

Ее не остановило ни непонимание со стороны окружения, ни поступление в Питер на факультет графического дизайна. Помучавшись там год, Лера услышала, что в Москве в Институте бизнеса и дизайна стартует курс геймдизайна – и перевелась туда. Спустя пять лет Лера защитила дипломную работу по Anemone, стала дипломированным разработчиком и познала синдром самозванца. «Многопрофильность – это хорошо, но порой мне кажется, я умею делать все, но на самом деле ничего».

В семье поступление на геймдизаймера поначалу не поняли. Что это такое? Кем она станет? Не потеряет ли время и не упустит ли возможности? Это нормально, родители желали ребенку лучшего и старались защитить от неудач. Спустя годы отношение изменилось. Потому что Лера показывала прогресс, а идеи, заложенные в Anemone, оказались близки родителям. Игра меняла в том числе их отношение к болезни, помогала лучше понять дочь.

Anemone рассказывает о девушке с онкозаболеванием. Часть игры она проводит в больнице, где собирает квестовые предметы, решает головоломки, посещает процедуры и общается с другими пациентами. Другую часть – исследует морские глубины во снах и ищет косатку, в которую хочет переродиться. Несмотря на многозначительный сюжет, Лера не считает игру душераздирающей.

«Вникать в историю вообще необязательно. Знаете ABZU, где игроки просто плавают и медитируют? Но если погрузитесь в сюжет, отыщете много смыслов. Это игра о жизни после смерти, экологии, древних цивилизациях. Каждый берет то, что ему нравится. В Anemone я хочу добиться похожего: при желании узнаете о чувствах онкобольной, в ином случае погрузитесь в подводное приключение и умиротворенно поплаваете с рыбами».

Любопытно, что эксперты особо не верят в игру. Способен ли медитативный квест со сложным посылом собрать много вишлистов и заработать впечатляющие суммы? Может, лучше сделать мобилку в жанре «три в ряд»?

«Мне советуют не делать Anemone и, наверное, считают глупой. Но услышьте: я совершаю ошибку осознанно. Я не тупая и понимаю: моя игра – не на миллион проданных копий. Вы переживаете за меня и за потенциальный провал. Спасибо, но я знаю, что делаю».

Мем от Леры: «Все, кто верит в мой провал. Спасибо, что думаете обо мне»

Сейчас Лера уверена в себе и своем проекте, но совсем недавно могла бросить разработку.

«Я столкнулась с личными проблемами, о которых не хочу говорить. Я будто врезалась в картонную стену и сломалась: много месяцев не выходила из дома, ничего не делала. В голове крутился вопрос: «Имею ли я право разрабатывать Anemone и говорить о важном, если сама такая слабая и ничтожная?»

Помню, что ехала в метро и была так подавлена, что пропустила остановку. Тогда на телефон пришло сообщение. Онкобольная девочка из сообщества Anemone нарисовала картинку с героиней. Это был первый момент, когда я сказала себе, что делаю игру не зря. Что она нужна не только мне, но и другим людям. Главное, я почувствовала, что не одна».

Тот самый фан-арт от Sonneru

Со временем Лера нашла единомышленников. Они сами приходили в сообщество, писали «Чем я могу помочь?» и со временем становились частью команды, работая на энтузиазме.

«Я без шуток очень везучий человек: встретила людей, которые меня понимают. Мне очень с ними повезло. Порой не даю ребятам четких референсов, но они делают свою работу, и я вижу: «Да, это то, что нужно».

Когда релиз?

Впереди у Леры много испытаний. Завести страницы в Steam и на других площадках, отполировать игру, прокачать визуал, сохранить энтузиазм коллег и, главное, оправдать ожидания и не оттолкнуть людей, для которых рак – фобия.

«Недавно участвовала в съемках документалки «Мы в игре» о нашем геймдеве и потом увидела негативную обратную связь. Есть люди с канцерофобией, это нормально. Для меня их отклики – новый опыт, постараюсь уделить им внимание. 

Понимаю, что не могу нравиться вообще всем, но раз столкнулась с осуждением, стоит в него вникнуть. Быть может, я что-то сказала не так, допустила ошибку, напугала? При этом здраво оцениваю, что залечить чужие травмы не могу, это не моя работа. Остается еще больше стараться. Возможно, результаты успокоят чужие страхи» 

Лера нацелена на релиз ориентировочно осенью 2025 года.

«Это опасное время для релиза. Значит, нужно быть готовым, заниматься маркетингом, прикладывать все больше усилий. 

Конечно, иногда переживаю: «Вдруг ничего не получится?» Тогда я анализирую свой путь. Та, кем я была год назад, считала бы нынешнюю меня просто огромной. Интересно, какой стану еще через год. Очень важно оглядываться назад и замечать, сколько маленьких целей достигнуто. Не зацикливаться на отношении к себе в моменте».

Если хотите следить за Anemone, подписывайтесь на телегерам-канал игры или группу VK.

* * *

6 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
спасибо за крутое интервью! очень тронула концепция игры и визуал, обязательно добавлю anemone в вишлист 🙏🏻
+8
0
+8
Лера невероятная, очень целительное интервью, буду часто перечитывать (и ждать игру, конечно)
+8
0
+8
Держись, Лера, и создавай те игры, которые тебе хочется создавать.
+8
0
+8
Мне уже нравится идея и визуально как выглядят кадры игры, поэтому точно в нее сыграю. Буду ждать релиза :) Спасибо за искреннее интервью! Лере от всего сердца желаю, чтобы у нее все получилось. Очень близка ее философия о жизни, болезни и рандомности смерти в принципе. Так что только вперед и ни шагу назад.
+5
0
+5
Удачи Лере!
+4
0
+4
С кайфом прочитал, удачи Лере!!!
+4
0
+4
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий