Все «Игры года» по версии The Game Awards. Пять выиграли чудом
Самые спорные и неожиданные победы.
На днях отгремела десятая премия The Game Awards – крупнейшая наградная церемония индустрии, где собираются толпы разработчиков, журналистов и даже звезды кино. Она однозначно не удалась. Почему – читайте в колонке Стаса Погорского, а здесь я подниму другую немаловажную тему. Среди 10 победителей категории «Игра года» аж половина выиграла непонятно за какие заслуги! Разбираемся в конкретных эпизодах: кто победил и почему, а кого незаслуженно проигнорировали.


Кто выбирает номинантов и победителей
За это отвечает специальное жюри, состоящее из более 100 игровых СМИ со всего мира, включая киберспортивные ресурсы и инфлюенсеров. В октябре пресса номинирует понравившиеся игры, а в середине ноября на сайте The Game Awards открывается пользовательское голосование. Победители определяются смешанным голосованием среди жюри (с весом 90%) и зрителей (с весом 10%).
2014 – Dragon Age: Inquisition

Metacritic – 85
Чем хороша? Поклонники считают ее самой эпичной, большой и красивой ролевкой BioWare. Здесь изобретательный, хоть и спорный опенворлд, проработанный лор и характеры персонажей. Порой авторы удивляют классными заданиями, а сражаться совсем не скучно: тут сочетается риал-тайм боевка и пошаговая тактика.
Кто заслуживал победы больше? А вот минусов у Inquisition столько, что хватит на пятый том «Войны и мира». Ограничусь более-менее общепризнанным мнением, что «Инквизиция» куда ближе к MMORPG, чем к классической ролевке. Отсюда и тьма негативных элементов: от изобилия скучных гринд-квестов с малым количеством очков «влияния» до безжизненного открытого мира.
В 2014-м вышли топовые Destiny, Dark Souls 2 и Middle-earth: Shadow of Mordor, но даже у них были проблемы. Мой явный фаворит – Destiny, которая перевернула индустрию и заставила всех говорить об играх-сервисах. Без нее не случилось бы PUBG и Fortnite, что говорит лучше любых слов. Bungie создала очень красивый шутер, где приятно стрелять из любого оружия. Но проекту не хватало контента на старте, из-за чего пресса его невзлюбила.
2015 – The Witcher 3: Wild Hunt

Metacritic – 92
Чем хороша? Игра-веха и живое пособие по созданию лучшей ролевой игры в индустрии. Да, здесь нельзя намутить собственного героя или управлять сопартийцами. Взамен мы получили одну из лучших историй, харизматичных героев, абсолютно убойные разнообразные квесты и дикое количество мемов. Такие игры выходят пару раз в поколение.
Кто еще мог победить? У остальных проектов за конкретный год шансов было мало. Fallout 4 оттолкнула странными претензиями на конкуренцию с The Sims и феерическим Престоном Гарви, что докучал всю игру. Культовая в ПК-кругах Bloodborne отпугивала техническим состоянием. А MGS 5 просто скучная – мне она показалась «Ведьмаком» в миниатюре, поскольку тоже требовала кучи времени, но давала неизмеримо меньше фана.
Успех «Ведьмака 3» испортил CD Projekt Red. Компания разработчиков превратилась в PR-корпорацию
2016 – Overwatch

Metacritic – 91
Чем хороша? Шутер Blizzard показал силу игр-сервисов. До него мы играли в Destiny, GTA Online, Rocket League, но именно Overwatch поставил жанр на хайп-рельсы. Blizzard отточила баланс и создала запоминающихся героев на любой вкус – речь не только о геймплейном разнообразии, но и внешности персонажей, что важно для игр-сервисов.
Кто заслуживал победы больше? Однозначного лидера в 2016-м нет. Да, Overwatch популяризировала жанр, благодаря чему и получила награду. Но Uncharted 4: A Thief’s End отхватила 190 наград от других изданий – и разве незаслуженно? Экшен Naughty Dog – квинтэссенция ловкого паркура, увлекательной стрельбы и духа приключений. Я за 8 лет с ее релиза так и не встретил игры, которая переплюнула «Путь вора» на ее поле.
2017 – The Legend of Zelda: Breath of the Wild

Metacritic – 97
Чем хороша? «Зельда» нового поколения – игра мечты каждого фаната игр с открытым миром. Она удивительна, ведь вместо типичного опенворлда предлагает живой мир с заданиями, которые решаются массой способов!
Кто еще мог победить? Тут вообще без шансов. Хоть 2017-й год и неплохой для игр, но до Breath of the Wild никто не дотянулся. PlayerUnknown’s Battlegrounds стоило выйти на год раньше, чтобы побороться с Overwatch (два года подряд таким играм все же не дадут победить!) Super Mario Odyssey – классная, но все издания уже отдали победу другой японской игре.
2018 – God of War

Metacritic – 94
Чем хороша? Переосмысление старой серии про орущего полубога Кратоса, который мстит вообще всем Богам. Новый Кратос вроде как другой: тихо воспитывает сына и только что потерял любимую жену. Но если мешать герою на его пути, он вновь станет тем жестоким непобедимым воином, который размажет любого.
Кто заслуживал победы больше? Несомненно, God of War – лучшая игра года, если ориентироваться исключительно на геймплей. Она яростна и продумана: рубить врагов всегда весело, а от оружия – один восторг!
Но игры уже начиная с 2010-х не только про геймплей. Они про повествование, диалоги, прописанных героев, актерскую игру. Про визуальные достоинства: качество текстур, освещение, реалистичные погодные эффекты. Про музыкальное сопровождение и тысячи различных звуков, которые заставляют нас верить в реальность того мира. И в этих отношениях у Red Dead Redemption 2 не было конкурентов.
11 вещей, за которые я все еще люблю Red Dead Redemption 2
2019 – Sekiro: Shadows Die Twice

Metacritic – 90
Чем хороша? Культовая студия FromSoftware чуть ли не каждый год радует поклонников новыми играми. Очередной опус Sekiro стал для фанатов настоящей стеной: пройти самурайский экшен вышло не у всех желающих. Игра беспрецедентно безжалостна к новичкам и тем, кто не готов зубрить тайминги. Но если вы терпеливы и любите испытания, то Sekiro станет вашей любимой игрой студии.
Кто еще мог победить? Яркого фаворита выделить просто не получится. Вот как вам Death Stranding? Единого мнения нет: для одних это симулятор курьера и скучнейшая игра на свете, другие же кайфуют от визуальных решений и сюжетного гения Кодзимы.
Resident Evil 2 – ремейк игры 1998 года – тоже сложновато назвать лучшей игрой, несмотря на влияние оригинала на индустрию и количество свежих ремастеров и переосмыслений.
2020 – The Last of Us Part II

Metacritic – 93
Чем хороша? Как сделать сиквел идеальной игры? Отточить геймплейные элементы до блеска, выжать все соки из старушки PS4 и уничтожить все, что было дорого фанатам оригинальной «Одни из нас»! Чтобы после пересобрать концепт заново и заострить внимание на другой важной теме.
Кто еще мог победить? Part 2 противостояла когорта странных, но клевых игр. Во-первых, инди-хит Hades взял аж 74 награды «Игра года», что показывает нарастающую с каждым годом мощь независимых авторов. Во-вторых, очередной поразительный ремейк культовой игры (Final Fantasy VII) из времен, когда многие читатели этой статьи еще не родились. Ну и последняя на сегодняшний день игра id Software, что запомнилась безостановочным экшеном и форменным творческим безумством!
2021 – It Takes Two

Metacritic – 88
Чем хороша? Сказочные истории происходят и в игровой индустрии. В масенькой шведской студии Hazelight работает всего 72 человека, но благодаря удаче и упорному труду они завоевали главную награду в мире видеоигр!
Кто еще мог победить? 2021 год – слабейший на моей памяти. В It Takes Two нет ничего сверхъестественного – это приятная кооперативная игра, которая проходится за несколько вечеров со второй половинкой или другом. Но остальные проекты еще слабее!
Посудите сами, лучшая высоко оцененная игра среди новинок – аркадная гонка Forza Horizon 5 (92 на Metacritic). Но гонкам GOTY еще не давали, поэтому внимание журналистов частично украли Resident Evil Village и Deathloop, что, разумеется, далеки от такого статуса.
Ну и я не могу забыть про «Киберпанк». Жадность верхушки студии привела к жуткому релизу в декабре 2020 года, когда версии для PS4 и Xbox One походили на несмешной розыгрыш. Если бы не бесконечные обещания инвесторам и игрокам, то у студии были дополнительные месяцы на разработку. Игра вышла бы, например, осенью 2021-го и точно так же попала на церемонию The Game Awards 2021 (напомню, декабрьские релизы идут уже на следующий год). Но вместо смешных двух номинаций за лучшую музыку и RPG года, «Киберпанк» полноценно бы поборолся и в главной категории!
Классное радио было не только в GTA! 6 игр, в которые возвращаешься только ради музыки
2022 – Elden Ring

Metacritic – 96
Чем хороша? Японцы из FromSoftware опять удивили! После самой сложной игры они сделали самую легкую: Elden Ring успешно проходят и новички, благодаря стелсу и нелинейной структуре ролевки. Художники показали мастер-класс, а сценарий писал не только Миядзаки, но и признанный автор романов Джордж Р. Р. Мартин.
Кто еще мог победить? Elden Ring забрала 73% наград сезона, что абсолютный рекорд в годы The Game Awards. Отличный сиквел God of War: Ragnarok пострадал больше остальных: в другие годы он мог бы и выстрадать победу. Остальным проектам достались лишь крохи, а номинация Stray (летнего проекта про кота) на «Игру года» говорит об очередном слабом отрезке для индустрии.
2023 – Baldur’s Gate 3

Metacritic – 96
Чем хороша? Вы и сами знаете. Larian возродила любовь к классическим партийным RPG, да так, что теперь в них играет весь мир! Интерес к игре не сникает с августовского релиза – ролевка удерживает место в чартах Steam, ни разу не выбыв из топ-10.
Кто еще мог победить? В отличие от последних лет, 2023-й просто шикарен на топовые игры! Мой личный фаворит – безумная в хорошем смысле Alan Wake 2, которая, уверен, задала новый тренд в видеоигровом повествовании. А еще она божественно красива даже на консолях!
Alan Wake 2 – моя личная GOTY. В ней собрано все, что обожаю в играх
Но кроме них выходили и другие шедевры. Сиквел гениальной Breath of the Wild расхваливали всю весну, как и ремейк Resident Evil 4 – обновленную версию одного из лучших экшенов в истории. 2023-й настолько хорош, что часть топовых игр просто не получили места в наградном сезоне! Но Starfield, Hogwarts Legacy и Jedi: Survivor все равно заслуживают вашего времени, ведь это чудесные проекты, сделанные с душой.
* * *
4 топовые игры 2023-го, которые даже не номинировали на GOTY
Хоррор Кодзимы и Marvel’s Blade от Arkane! Все главные анонсы The Game Awards 2023
Baldur’s Gate 3 стала игрой года! Здесь – результаты остальных номинаций The Game Awards 2023





















































Скучнейший шлак, сюжет как у режиссеров нетфликса и мыльный графон
Смута и то лучше будет, хотя... они скорее всего на ровне
Это объясняет, как играми года становятся сулслайк дpочильни или детские аркады типа Астробота. Люди, заточенные исключительно на геймплей, не будут даже рассматривать игры с хорошим повествовательным сюжетом и не смогут ни понять, ни оценить нарратив, выраженный в музыке или арт-дизайне, а также и в левел-дизайне. Сам подбор членов этого жюри уже фактически предопределяет победителей. Самая большая кража случилась в 2019 году, когда игрой года стала нишевая Секиро, полностью ориентированная на мышечные рефлексы, а совершенно уникальная и даже гениальная Outer Wilds, представляющая собой мастер-класс по геймостроению, осталась без внимания и без наград.