«Кэдиан много репетировал свою речь на китайском». Подробная беседа с Екиндаром о Liquid
Ларионов поговорил с игроком в Китае.
С самых первых матчей на про-сцене Yekindar влюбил в себя фанатов CS зрелищным и агрессивным стилем. После ухода из Virtus.pro он уже два года выступает за Liquid, где какое-то время даже исполнял роль капитана. Теперь он на незаменимой позиции в новом составе под руководством Кэдиана.
Я поговорил с Марексом на IEM Chengdu после четвертьфинала против Faze Clan. За организацию интервью большое спасибо ребятам из Okko, которые транслировали плей-офф турнира в Китае.
* * *
– На IEM Chengdu было видно, что Liquid импрувнулась после неудачного РМР. Как проходила подготовка к этому турниру? Меняли что-то конкретно?
– Изначально, когда мы только собрались, у нас было много разных философий и идей, как именно играть и развиваться. Было сложно найти общий подход и нужную базу, от которой отталкиваться. РМР это показал – мы не победили ни Furia, ни Complexity. Для нас это был сильный удар. Но это не конец света, мы все это понимали. Было много разговоров о том, как нам стать лучше. Понятно, что какие-то карты мы импрувнули, где-то стали играть лучше, но свою роль сыграло и то, что мы уже пятый месяц играем вместе и где-то начинаем понимать друг друга без слов. Сейчас у нас есть такая тонкая грань, что мы можем выигрывать какие-то нереальные раунды, а в некоторых моментах тупим и застываем на месте, потому что видим что-то новое, что раньше не происходило с нами. Но это все часть развития, часть игры.
Думаю, многие люди недооценивают то количество времени, которое нужно новому составу, чтобы сыграться. Особенно когда есть игроки, которые уже пришли из готовых команд со своей системой, своим видением игры. Сейчас мы понемногу двигаемся вперед. Четвертьфинал IEM Chengdu против Faze Clan дал нам большую мотивацию. Потому что очевидно, что никто не был доволен результатами РМР. А выйти в плей-офф и сыграть так против Faze… Нас это порадовало.
– Twistzz рассказывал, что вылет с РМР особенно сильно повлиял на тебя. Как ты справлялся с этим? Стал чаще тренироваться?
– Я и до РМР очень много играл, а после него стал играть еще больше. Я недоволен индивидуальной формой на РМР и IEM Chengdu. Я уверен, что команда хотела бы, чтобы я лучше играл. Так что сейчас я все свободное время посвящаю игре и стараюсь достигнуть пика или хотя бы вернуться на уровень, который был у меня раньше. Я знаю, что мне это по силам. Конечно, на меня сильно повлиял пропуск мейджора впервые за долгое время и смена обстановки в команде. Но я понимаю, что мне просто нужно время.
Рад, что хотя бы против Faze Clan я смог показать уровень и какие-то индивидуальные моменты. Конечно, это поднимает уверенность, ведь если ты долго играешь плохо, то это влияет на ментальную составляющую. А в моей роли уверенность – самое главное.
– Кстати, о роли. Ты всегда был известен за супер агрессивный стиль. В CS 2 тебе сложнее его показывать?
– Мне пришлось подстраиваться по всем позициям, очевидно. Я считаю, что в CS:GO было гораздо больше микро-моментов, за счет которых ты мог побеждать. Это не только гранаты и тайминги, но и то, как ты пикаешь на коротком, сидя, стоя, на широком. Такие микро-моменты сильно влияли на получение той самой необходимой миллисекунды, чтобы дать хэдшот и сделать энтри.
Не хочется так говорить, но в CS 2 все стало более казуально. Микро очень упростилось, где-то вполовину. Мало того, что убрали мувмент, за счет которого игроки могли выигрывать себе дополнительные секунды, так еще и появилась мета выбегать на широком. Если раньше в CS:GO можно было как-то грамотно распикивать в некоторых ситуациях, то теперь все проще. Если не знаешь, что делать – просто выбеги на широком. Это даст тебе буст. Нужно время, чтобы адаптироваться. База все еще одна, но много микро-вещей изменилось.
– Ты исполнял роль капитана в прошлом составе Liquid. Сейчас ты как-то помогаешь Кэдиану? За последние годы мы привыкли, что появляется все больше составов, где капитанят сразу несколько игроков – та же Cloud9.
– Вообще тут все зависит от системы. Поначалу мне было непросто понять, что вообще от меня нужно в плане коммуникации и помощи. Если в VP я понимал свою личную роль и какие-то обязанности, то первое время тут было сложно осознать, что от меня нужно на карте, какую информацию давать, какие у меня личные роли на карте. Но, конечно, с каждым разговором я все больше и больше понимал, что от меня требуется.
Сейчас я больше стараюсь кормить Кэдиана информацией, потому что я играю большинство самых агрессивных ролей за обе стороны. Чаще всего на этих ролях ты понимаешь, что именно происходит на карте. Очевидно, если я вижу даже какую-то самую маленькую вещь, то сразу о ней сообщаю. Я не говорю, что именно нам нужно делать. Я просто даю капитану понять, что с моих глаз происходит на карте. И, наверное, это главное, чем я могу помочь лидеру на данный момент.
– Хотел отдельно поговорить с тобой о твоих тиммейтах. Расскажи поподробнее о Нафе – он действительно такой чилловый и спокойный в жизни, как в знаменитых мемах с ленивцем?
– С Нафом я играю уже почти два года. И мы с ним на всех картах парой держим одни и те же позиции. Я уверен, что любому игроку в мире будет удобно с ним играть, но мне в особенности, потому что я чаще всего делаю какие-то агрессивные мувы в своих зонах, и мне нужен тот, кто посаппортит. А Нафу самому по себе очень нравится саппортить и оставаться в тех позициях, в которых он сияет. Я считаю, что это его основная стихия – когда он второй игрок, который трейдит, доигрывает клатчи, под которого байтят.
А в жизни это один из самых спокойных игроков, которые есть на сцене. Он очень доброжелательный и понимающий, с ним легко находить общий язык. Да, он такой полусонный, полуленивый, но ты привыкаешь к этому. Самое интересное, что даже когда я был капитаном в Liquid, я не просил его делать ничего дополнительно. Потому что я всегда понимал, что он будет готов к игре, что покажет уровень. Я никогда не выводил его из зоны комфорта, не заставлял больше разговаривать. Я просто давал ему пространство, а если он его получает, то всегда будет перформить. NAF – это человек, который интуитивно понимает игру. Чистый талант.
– Не так давно ты рассказывал, что Кэдиан тебе часто напоминает Джейма в плане лидерства. Но при этом у них же есть огромное отличие – они совсем разные по уровню выражения эмоций. Тебе какой вайб ближе – спокойный и тихий как у Джейма или эмоциональный и громкий как у Кэдиана?
– На самом деле мне прикольно, что делает Кэдиан. Я понимаю, что людям интересно за ним наблюдать, да и в играх он дает заряд эмоций. Я до сих пор считаю, что Кэдиан с Джеймом во многом похожи, но при этом и отличий между ними хватает. Возможно, все снайперы-капитаны чем-то похожи друг на друга. Но вот что касается эмоциональности… Здесь в Чэнду я впервые почувствовал, насколько сильно это влияет на фанатов, на команду. Это реально помогает.
– Кэдиан не репетировал свою речь на китайском перед вами?
– Ой, конечно репетировал, очень много раз. Ему это важно было – вдруг что-то не то скажешь. Кэдиан подходил к каждому китайцу и спрашивал, правильно ли он говорит. И какие-то китайцы его не понимали. А он сразу расстраивался: «Да блин, как же мне сделать, чтобы вы меня понимали?». Но в конце концов в арене его поняли – это самое главное.
– Skullz – ваш наименее медийный игрок. Расскажи в паре слов, чем именно он важен для вашей команды.
– Я очень доволен его результатами и прогрессом за эти 5 месяцев. Считаю, что он показывает очень стабильную и классную игру. У него есть особые задачи, потому что когда ты находишься в составе, где есть Twistzz, NAF и Cadian, то у тебя не будет так много личного пространства. Как новичок он выполнил свою задачу на 5 с плюсом. И это видно даже по игре в Чэнду, хотя это была его первая игра на такой арене. Я рад, что он прочувствовал это и показал достойный уровень.
Считаю, что если кто-то плохо играет, то это всегда связано с командой. Это даже касается не Скуллза, а в целом. Возможно, многие люди не понимают, на каких позициях он играет, какие у него задачи. Это командная игра. Люди должны быть более склонными к пониманию того, что в команде не может быть 5 суперзвезд с рейтингом 1,3. Всегда нужен игрок, который будет просто выполнять свои задачи.
– Со следующего года стартует новая система турниров в CS после закрытия франшизных лиг. Говорят, что даже уберут РМР-турниры. Зная, как вы стали жертвой текущей системы РМР на последнем мейджоре, для вас это, возможно, даже в плюс. Какой ты видишь идеальную систему турниров для CS и какое количество чемпионатов в год тебе кажется адекватным?
– Я считаю, что франшизные лиги – одна из причин, почему игра вообще развивалась. Были организации, которые постоянно присутствовали на турнирах, имели фанбазу. Они могли сделать турнир более популярным и более интересным за счет своего имени. И из-за франшизных лиг этим организациям выгодно играть на турнирах. Это была особая экосистема, в которую очевидно сложно попасть, но она была удобна и для комьюнити, и для игроков. Теперь этого больше не будет в угоду более честному попаданию на турниры. Как я понимаю, у всех будут равные шансы, будет много квалификаций. И я считаю, что это честно. Возможно, это раскроет больше молодых талантов и молодых команд.
А что касается количества турниров… Сейчас мы примерно 280-300 дней в году проводим на чемпионатах. У тебя есть два отпуска – зимой и летом. Конечно, хочется чаще побывать дома, увидеться с девушкой и так далее. Но все игроки идут сюда, принимая это. Все готовы лишиться времени с семьей и с девушкой, чтобы побеждать. Раньше где-то в 2018 году был момент, когда шли одни турниры за другими без пауз. Такого, как я считаю, быть не должно, это вообще жесть. Мы слышали все эти истории про выгорание и сложную адаптацию. Нам сейчас, к примеру, после Китая лететь в Америку. Это постоянные смены ритма, смены физических ощущений, которые влияют на тело.
Хочется, чтобы турниры были, но хотя бы с недельными перерывами. Чтобы все было более сбалансировано. Но в то же время мы понимаем, что живем не в сказке. Точнее, живем в сказке, но нам все равно необходимо выполнять какие-то обязанности, это часть нашей жизни. Думаю, все игроки уже привыкли к этому и смирились.