Блог Блог Энканиса
Трибуна

Как найти работу в киберспорте: практические советы от комментатора WePlay!

От редакции: Комментатор Forge of Masters. WePlay! League Александр «Enkanis» Полищук поделился личной историей того, как стал комментатором Counter-Strike: Global Offensive. Советы, которые будут полезны желающим найти себя в киберспорте, прилагаются.

Значительная часть моей жизни связана с армией. Я рос в семье военных и сам провел на службе не один год. Ниже я расскажу, каким образом из офицера я превратился в комментатора.

Некоторые люди знают мою историю полностью или частично из интервью, стримов и переписок в социальных сетях. Здесь постараюсь воссоздать целостную картину и поделиться личными советами. 

Против Симпла на шоу-матче посадили тренера Astralis. Он чуть не победил Сашу

Детство, юношество и первый контакт с киберспортом 

В детстве я много переезжал с семьей и переводился из школы в школу. Самым ощутимым изменением для меня стал переезд из Бердичева (Житомирская область) в Киев – я тогда еще перепрыгнул четвертый класс школы. С киберспортом я впервые столкнулся в 2004 году. Тогда я узнал, что в Counter-Strike, оказывается, существуют команды, что там можно зарабатывать деньги и что люди реально путешествуют по миру. Как и многие сверстники, я загорелся — захотелось быть богатым и стать уважаемым как профессиональный игрок.

Я говорил родителям, что буду играть на турнирах и зарабатывать деньги, что смогу сам себя обеспечивать и что в этом есть большая перспектива. С первыми тиммейтами познакомился по ICQ — они пригласили меня сыграть на местном турнире. Мы потом пытались попасть на более высокий уровень и тренировались. Конечно, возможностей было мало, но мы старались использовать те, что были.

Хотя киберспортсменом я в итоге не стал, но с того времени интерес к киберспорту у меня лишь возрос. Это одна из причин, по которым я стал искать себя в нем после армии.

Опиши последнюю игру одним словом. Флэшмоб на Sports.ru

Студенческие годы, воинская служба

После школы я поступил в военный институт, переехал за черту города и забросил игру. Я вставал в 5-6 часов утра, приходил на утреннее построение, учился в военном институте, а затем еще и ездил на пары в Университет Тараса Шевченко.

После учебы я получил степень магистра и лейтенантские погоны, и при этом был обязан отслужить определенное время в армии. За высокие академические заслуги и рекомендации от офицеров в военном институте мне разрешили выбрать место службы – я остался в Киеве.

Хотя активно играть не получалось, киберспорт регулярно попадал в поле моего внимания. Я хорошо помню финалы WCG и Киевской Киберспортивной Лиги. Все это было интересно — я приходил, смотрел, слушал и думал. Ведь раньше мне нравился бокс, и там очень круто работали комментаторы, я прямо восхищался теми людьми: как они могут знать, что сейчас лучше сказать; как провести эфир, чтобы зрителю было интересно от начала до конца. 

Когда я приступил к воинской службе (не в качестве студента), жизнь стала более сложной — возникало много проблем, с которыми на зарплату молодого офицера справиться непросто. При этом я знал, что только полюбив текущую работу, можно найти мотивацию и в итоге достичь чего-то большего, поэтому я приспособился и нашел стороны службы, которые были мне по душе. Тем более что контракт после учебы не позволял мне просто так уйти со службы.

NiKo и Coldzera дружили задолго до Faze Clan. Они вместе ходили в тренажерку и выпивали на афтерпати

Мотивацией для меня была возможность отправиться в длительную командировку в аналитический центр НАТО, расположенный в Кабуле (Афганистан). 

Наступил день, когда реальность столкнулась с моими мечтами и показала, что в некоторых сферах деятельности связи важнее личных качеств. Мне часто приходилось слышать эту фразу: «Да, у тебя есть голова на плечах, ты достоин этой должности, но тебя не могут взять».

Со временем у меня появились проблемы со здоровьем, и я покинул службу в звании капитана.

Воинская служба подходит к концу. Нахожу себя в киберспорте

Спасибо отцу за то, что тогда он выслушал и поддержал меня и даже помог решить некоторые материальные вопросы.

В середине 2015 года я активно думал, чем буду заниматься дальше. Так как киберспорт всегда был предметом моей страсти, вначале шерстил разные сайты и сервисы, предлагая свои услуги в качестве редактора — в армии я писал много текстов. Так мне удалось найти выход на команду NAVI, где я некоторое время писал про CS. 

Со временем я понял, что больше не хочу писать, и стал искать другие варианты. Тогда я задумался о комментировании. Если раньше эту мысль я сразу отбрасывал со словами «Ну, нет, какой комментатор?», то теперь эта дверь уже не казалась мне наглухо закрытой.

Когда мысли о комментировании переросли в намерение, я обратился к Олегу «PRB» Булавко (он тогда был главой Storm Studio, входящей в состав NAVI), с которым мы давным-давно играли вместе. Олег вообще олд киберспорта, который работал на киберспортивные сайты года этак с 2005-го и очень многое повидал.

Он сказал прямо: «Скорее всего, у тебя не получится. Лично от меня никакого блата не жди. Я, конечно, посмотрю твое тестовое видео, но не рассчитывай на уступки». Я все же получил реальную помощь от него, но не в продвижении, а в виде советов. Олег рассказал, какой программой лучше пользоваться, какая конфигурация компьютера мне нужна и проконсультировал по еще нескольким техническим моментам.

Electronic в одиночку вынес Liquid. Набил 38 фрагов за карту и затащил два раунда при счете 14:14

С этого момента я начал действовать — познакомился с OBS, просмотрел кучу гайдов по настройке, приобрел наушники с годным микрофоном и купил компьютер, способный стримить игру (пришлось вытрясти личные сбережения). В этот период я пересмотрел десятки демок, слушая, как комментируют наши и англоязычные комментаторы на мажорах. 

Сначала я скачал несколько матчей и начал их комментировать для себя. Методика была простая – беру один матч и комментирую его раз 20. Полностью, все 45 минут. До сих пор помню, как тренировался на встрече между Titan и Team EnVyUs на Dust 2. Та игра закончилась со счетом 16:14, 30 раундов, и все очень активные — было что для себя подметить.

Прокомментировав, я слушал запись сам и давал её послушать девушке. Мы вместе садились, оценивали и думали, как это можно улучшить. Через несколько недель я дошел до более-менее нормальной записи и отправил её Олегу. Также я поделился записью с друзьями – большинство знакомых с сарказмом отнеслись к моему желанию стать комментатором.

Олег сказал, что для первого раза я записался неплохо и предложил прокомментировать китайские турниры. Так вышло, что в конце 2015-го и в начале 2016-го я комментировал китайские квалификации, онлайн-турниры и миноры. На трансляции, которые начинались в районе 03:00 утра, приходило по 200-300 зрителей.

Помню, как мне писали со словами поддержки и указывали, над чем стоит работать. Были, конечно, и негативные сообщения. Но это неизбежно, когда ты выходишь в публичное поле. 

Переход с аматорского на профессиональный уровень

Комментируя для NAVI, я решил все вопросы с уходом из армии и приобрел базовый набор скиллов комментатора. В середине 2016-го Storm Studio перешла в RuHub, и я впервые стал регулярно комментировать не сам, а с сокастером. Алексей «yХo» Малецкий и Арсений «ceh9» Триноженко были топ-парой на все турниры. Вместе с ними работали я и Дмитрий «CrystalMay» Корчевинин.

Дима, наверное, один из немногих дотеров, способных на высоком уровне комментировать CS (думаю, его эти слова не обидят). Он не раз доказал, что способен добиваться целей, недостижимых для многих других. Мы с ним сформировали очень неплохую пару и откомментировали много турниров вместе. С ним я перерос из соло-кастера в профессионала, который умеет работать в паре.

2016 год был полным важных событий для меня. Я прошел испытательный срок в RuHub, отработал свой первый Мажор и стал чувствовать, что занимаюсь любимым делом. В меня поверили Виталий «v1lat» Волочай и Андрей «x3m4eg» Григорьев – я всегда буду благодарен им за поддержку, оказанную в начале моего пути.

В 2017 году я мог полностью содержать себя за счет комментирования. Во время личных стримов люди стали проявлять большой интерес к моей персоне, задавать разные вопросы. Со временем я вышел на лидирующие позиции в RuHub, мне стали доверять финалы и другие важные матчи.

Вывод

Если ты хочешь стать комментатором или найти какую-либо другую работу в киберспорте, полностью повторять мой путь я не рекомендую (есть более эффективные способы, чем сначала идти в армию и становиться офицером). Но я постараюсь отметить факторы и решения, которые, как мне кажется, повлияли на мою карьеру:

1) Я увлекался киберспортом с раннего юношества. Найти своё место в сфере, к которой у тебя есть страсть, намного проще, чем в чем-либо еще, потому что легче поддерживать уровень мотивации. Слово «мотивация» – ключевое в первом, втором и седьмом пункте. Это не случайность.

2) Мне не всегда нравился текущий вид моей деятельности – как в армии, так и в киберспорте. Чтобы продолжать быть эффективным и иметь шанс продвижения, нужно находить в себе мотивацию. В армии моей мотивацией стала длительная командировка. В киберспорте — просто комментирование, затем комментирование на большой сцене. 

3) Увы, не все двери открываются. Но, потерпев неудачу в одном, можно преуспеть в другом. Есть большая вероятность, что если бы я не добивался командировки несколько лет назад, то не был бы комментатором сейчас. Уверен, есть много аналогичных историй, когда человек не преуспел в киберспорте, но добился высот в другой сфере.

4) Не срезай углы, но попроси совет, как стать лучше. В мире немало людей, которые дадут ценный совет и помогут открыть ранее закрытые двери (для меня таким человеком стал Олег Булавко).

5) Как бы хорошо или плохо ты что-то не делал, можно добиться лучшего, если практиковаться, проводить анализ своей работы и привлекать к помощи самых близких.

6) Реакция окружающих — не лучший показатель того, находишься ли ты на правильном пути. Вряд ли кто-то кроме самых близких поддержит тебя в самом начале перехода на новую профессию.

7) Повторю второй пункт еще раз — очень важно помнить, к чему ты стремишься, чтобы сохранять мотивацию. Первая работа комментатором изначально принесла мне воодушевление, но за несколько месяцев восторг сменился рутиной ночных стримов, которые не решали всех моих материальных вопросов. 

«Если я выиграю линию для Юниверса – я выиграю игру». Ppd и Universe созданы друг для друга

Проще купить консоль. Системные требования Red Dead Redemption 2 на PC – жесть

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья