Блог Утка думает
Трибуна

Помните Comanche? Наш блогер взял интервью у основателя – про деньги, ошибки и уход состава в «Анжи»

От редакции: вы в блоге «Утка думает». Автор – один из самых активных блогеров Cyber.sports.ru. Он регулярно пишет про разные игры: уже исследовал лор Underlords, отмечал изменения на карте Cache и собирал фотоисторию путешествия Друга в Шанхай. Поддержите его подпиской на блог, плюсами и комментами!

Всем привет. Мне очень повезло взять интервью у CEO команды, которая подавала большие надежды, Алексея Чувашева. Именно его нужно благодарить за создание команды Comanche. И пусть данная команда достаточно давно ушла в инактив, она всегда будет у меня в памяти.

- Чем ты занимался до Comanche?

- Я работал фронтенд-программистом в IT сфере. Какое-то время даже совмещал работу с командой и работу в офисе.

- Как тебе пришла идея создания организации?

- Пару лет до Comanche у меня было хобби – менеджмент полупрофессиональных команд. Тогда мы с братом, он сейчас работает менеджером в Winstrike, организовали свою некоммерческую организацию Энсо, куда вошли лучшие составы по CS:GO и Dota 2 из Кировской области, откуда мы родом. В нашей области было легко конкурировать, уровень команд и соревнований был крайне низок, а в онлайне наши команды не проходили в ключевые стадии, поэтому мы в быстро отказались от идеи регионального клуба и переключились на онлайн-составы со всего СНГ.

Так как клуб был некоммерческий, мы не могли предложить составам зарплату или любые другие условия, которые есть у современных профессиональных команд, поэтому схема была такая, мы с братом безвозмездно помогали составам в качестве менеджеров, а команды играли под нашим тегом. Постепенно мы росли как специалисты и в какой-то момент я познакомился с Денисом Шапкариным, у которого была идея создать свой профессиональный клуб. Он выступил в качестве инвестора («Вождя»), а я специалиста.

04.09.2016, Lan Red Square

- А почему команду назвали в честь индейцев?

- Идея с индейцами пришла нам не сразу, были и другие варианты. Денис хотел создать что-то уникальное, например, чтобы игроки на турнирах выходили на сцену с томагавками, в индейских нарядах, чтобы это была необычная история. Мне его идея сразу понравилась, в детстве я любил книги про вестерны и индейцев, поэтому остановились на этом. Название команды выбирали из названий племен индейцев, были также варианты Сиу, Апачи.

- Понимали ли риски изначально?

- Думаю, нет. Изначально рисков не было, расходы и зарплаты игроков/сотрудников были небольшие. На старте проекта весь штат команды, включая игроков, был максимум 8 человек.

- Как формировался первый состав, какие цели ставили перед собой и командой?

- У нас был небольшой бюджет, поэтому состав мы решили формировать состав из молодых и перспективных игроков. Всего было три варианта. Первые два состава были готовые миксы: киргизские таланты Nolifer5 (Blizzy, Zayac) и микс Арсзика с Андершоком [Prodota Gaming]. Мы хотели сами принимать решения в наборе игроков, а не подписывать готовые миксы, поэтому выбрали третий вариант и позвали таких ребят: iLTW, Misha, Nix, yume. Чуть позже к ним присоединились TTR и Chuvash, который заменил yume.

Один из ярчайших хайлайтов того состава – идеальный санстрайк iLTW в Баратрума на бегу

Так как состав собрали перед квалификациями на The International 2016, то первоначальной задачей было хорошо выступить на квалификациях.

- Были ли какие-то проблемы после проигрыша на квалификациях? [Comanche проиграли в 1/16 открытого отбора]

- Никаких проблем не было, в открытой квалификации мы проиграли только Team Secret, которые тогда играли с Arteezy. При этом игра была до какого-то момента очень ровная, мы даже снесли им одну сторону. Поэтому после проигрыша на квалификации шапкозакидательных настроений ни у кого не было.

- Вы достаточно быстро расстались с CS:GO составом. Только из-за плохих результатов?

- Да, мы решили попробовать в другой дисциплине, но попытка оказалась неудачной.

15.01 Чанчжоу, Китай

- Есть ли смысл молодым организациям пытаться строить составы в нескольких дисциплинах?

- Зависит от конкретной организации, какие цели она ставит, какой у нее бюджет. Организация может быть молодой, но люди, которые принимают в ней решения, могут трезво оценивать риски в этой сфере. Многие люди со стороны и бизнесмены, которые заходят в киберспорт, видят большие призовые, крупные сделки, которые крутятся в киберспорт, но реальность такова, что большинство СНГ-клубов экономически нерентабельны.

- Сколько нужно денег, чтобы просто зайти в киберспорт и держать состав на плаву хотя бы один игровой сезон?

- Зависит от региона, дисциплины и задач. Чтобы конкурировать на самом высоком уровне в популярных дисциплинах как Dota 2 или CS:GO, нужны сотни тысяч долларов на сезон.

- Что произошло после квалификаций на Kiev Major?

- После квалификаций на Kiev Major костяк нашего состава перешел в Cyber Anji. Стратегической ошибкой менеджмента клуба было не заключать долгосрочные контракты с игроками, поэтому мы и несколько перспективных спонсоров потеряли и в дальнейшем просели в результатах.

Фотография после квалификаций, тогда Comanche почти попали в плей-офф.

- Многие обвиняли Хвоста, что он увел ваш костяк команды и буквально разрушил организацию. В обиде на него? Или игроки сами захотели уйти?

- Не в обиде, таков рынок. У нас не было контрактов, а игрокам предложили заманчивые условия и возможность играть с легендой сцены. Другой вопрос, что Cyber Anji оказался фикцией. Насколько мне известно, там не заплатили никому, кроме, может быть, Хвоста.

Почему трансфер игроков Comanche в «Анжи» – это круто

- Вам, наверное, известно, что говорил Shachlo: «Нас водили за нос в течение 3 месяцев и прикрывались контрактами, условия которых организация не соблюдала. Когда мы поняли, что денег нет, мы просто развалились». Прокомментируйте, пожалуйста.

- Максим [Shachlo] говорит про период, который был после моего ухода с руководства команды. К сожалению, я совершил ошибку, доверив команду непроверенным людям, вследствие этого к руководству команды пришли люди, которые больше обещали, чем делали. Это неприятная история.

- Вы продолжали иметь право голоса или все перешло в их руки?

- Я перешел в другую команду – Spartak Esports, и чтобы не было конфликта интересов, полностью передал бразды руководства другим людям. На тот момент Денис, главный столп команды, тоже вышел из проекта как основной инвестор, поэтому команда осталась без первоначальных лидеров, а новые не потянули. В итоге к концу 2017 года у организации стало много долгов и проект перевели в инактив. 

«Тоже «перехожу» в КиберАнжи, фото для анонса (в рамках шутки)», – писал Алексей 23 марта в VK.

- Лично мне всегда был интересен ваш тимбилдинг. Вспомнить того же Flunky [комментатор Comanche, сейчас Maincast] , ему хоть ночью покажешь индейца и он, как мне кажется, крикнет ВИ А КОМАНЧЕ.

- У нас подобрался отличный рабочий коллектив. Flunky – большой профессионал, благодаря его инициативности он попал к нам в клуб и впоследствии много сделал для популяризации команды.

- По поводу киберспортивного рынка. Перегрет ли? Есть ли смысл заходить сейчас новичкам?

- Возможно, какие-то сферы рынка перегреты, например трансферные цены ведущих игроков мира в CS:GO, но в целом ситуация сбалансирована.

Касательно заходить новичкам или нет. Безусловно сфера киберспорта еще будет расти во всех направления, поэтому смысл есть, но важно подходить к этому с умом, сделав бизнес-план, четко определив цели и так далее. В СНГ заходить несколько сложнее. За последние пару лет была масса примеров банкротства нескольких неплохих организаций. В нашем регионе сложнее найти спонсоров и партнеров для поддержки команды, в этом плане мы уступаем другим регионам.

- Можете рассказать об ошибках, которые вы допустили и которые не нужно повторять?

- Конечно. Обозначу ошибки организации в порядке очередности по времени:

  • Открытие своей тренировочной базы. Мы чересчур рано открыли буткемп, потратив на него большие деньги. Пожалуй, мы могли сделать это позже, а потраченные деньги постепенно вложить в развитие организации.
  • Отсутствие контрактов. Было серьезной ошибкой сделать упор на доверительные отношения с составом.
  • Удержание состава. Потеряв состав, мы упустили две большие сделки со спонсорами, которые помогли бы клубу выйти на частичную окупаемость. Возможно, отмотав назад я нашел бы слова и аргументы, чтобы удержать команду, или оперативней найти им замену
  • Передача организации другим руководителям. Правильней было бы сразу перевести проект в инактив, а не надеяться на призрачный успех сторонних людей.

- Чем вы сейчас занимаетесь?

- Сейчас я менеджер состава в организации Unique. Работаю с PUBG и PUBG Mobile составами.

Team Unique, PMSC2019 Taipei

Спасибо за прочтение данного материала. Подписывайтесь на мой блог в VK и Telegram

Valve снова меняет матчмейкинг. Теперь медали могут падать, соло-игроки не попадутся против пати из 5

Стартовала Parimatch League: наконец-то в СНГ есть регулярные соревнования

Опрос


Вы довольны изменениями матчмейкинга?

2236 голосов 2
  • Да. Игра преобразилась
    29%
  • Не совсем. Еще много вещей нужно доработать
    43%
  • Нет. Все стало только хуже
    28%

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья