Почему мы бросаем Доту? Истории бывших игроков
«Дота это такая игра, где ты либо играешь хорошо, либо идешь на хрен».
Онлайн Доты падает.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/86/05262490840908b39f0c48cf0884b.png)
Почему люди уходят из Доты? Что отталкивает их в MOBA, где они провели тысячи часов? Мы собрали истории с Реддита и спросили читателей Sports.ru.
Дота – словно наркотик
«Сперва я посмотрел, сколько часов провел в игре, и ужаснулся, – делится своей историей реддитор Relevant_Town, – 4200 часов... Если бы я провел это время на работе, я бы заработал 50 тысяч долларов. Кроме того, эта игра сильнее других подсаживает на иглу дофамина словно наркотик. Теперь я получаю куда больше удовольствия от жизни.
Я играл на рейтинге Властелин 4 и часто проигрывал матчи из-за слишком различного скилла кор-игроков в командах, так что решил перекалиброваться. В первых пяти играх (подряд) мне попадался фидер, который на пятой минуте шел по центральной линии и руинил игру. У него даже причины не было!
И да: Windranger и Morph – идиотские герои. Обоих невозможно убить с BKB, а Морф с шотганом раз в несколько секунд наносит больше урона, чем ульт Лины... В общем, я ушел из Доты несколько месяцев назад, и ничуть не жалею. Одиночные игры не вызывают такого привыкания».
Valve нужна не «Кровь дракона», а просто Новая Кровь
«Volvo слишком много изменила в игре: карту, предметы, героев. За этим трудно уследить, – жалуется реддитор ScaryPickless, – Игры стали слишком долгими, при этом их качество весьма страдает. На протяжении всей своей жизни я играл в MOBA типа Доты и Хона и не скучаю по ним сейчас. В завязке уже более года».
В Доте нашли новый баг (опять). Друид и нейтральные предметы – любовь
«Удалил Доту буквально на днях, во многом из-за смурфов и волнообразной природы матчмейкинга, – сетует другой реддитор roscocoltrane, – Я осознал, что мой импакт на саппортах не идет ни в какое сравнение с импактом кор-игроков, а сам флоу игры стал очень ограниченным.
Я много думал об игре и пришел к выводу, что Дота – всего лишь тайм-киллер. Дота требует огромного вовлечения, чтобы она приносила удовольствие. А до этого момента игра лишь разочаровывает.
Я считаю, что другие игры куда лучше справляются со смурфами и проблемами матчмейкинга. Valve могла бы убрать все эти препятствия на пути к хорошему игровому опыту, но, как мне кажется, ей не хватает креативности. Она почти не рискует, понимаете? Выпустила безликий клон Dota Chess, такой же бессмысленный клон Magic: The Gathering... Возьмите даже анонсированное аниме: оно базируется на популярнейшей франшизе, а лор завязан на драконах и рыцарях – ну и какой здесь риск? Valve нужна не «Кровь дракона», а просто Новая Кровь».
«Дота – такая игра, где ты либо играешь хорошо, либо идешь на хрен»
Читательница Sports.ru Виктория рассказала свою историю знакомства и прощания с Дотой.
«Изначально из-за любви к парню я начала играть в Prime World (2013 год). Но в тот год вышла Дота 2, и она завирусилась. В итоге мой парень начал с друзьями чаще в нее гамать, и мне пришлось перейти с PW на Доту. Правда, обучение у меня было очень плохое: мной никто не занимался, сама пыталась разобраться, и это было сложно: куча предметов, механик, еще и непривычная карта... Помаленьку в итоге я научилась, и мне понравилось.
Как бросила? Началось все с того, что в Доте пошли различные изменения: новые предметы, нерф персонажей, изменения скиллов. Но это ладно. Прикол в том, что если раньше мне было в кайф читать гайды, смотреть видео, то при поступлении в вуз стало меньше к этому интереса – времени меньше, да и нужды в этом не было. А Дота – такая игра, что либо ты играешь хорошо, либо идешь на хрен. Это как раз причина, почему я ушла.
Ты не можешь тупо почиллить и поиграть, подеградировать. Обязательно найдутся люди, которые тебя захейтят, обосрут. Токсичное общество. Просто капец какое токсичное.
Помню, когда хотела заново научится играть, гоняла за Timbersaw, и меня гнобили (на новом акке на начальных уровнях!). А когда узнавали, что я девушка... Тут было два лагеря: «Вау, круто!» и «Иди на кухню». Всегда было 50 на 50. Меня периодически прямо хейтили из-за пола. Был момент, когда я писала специально в мужском поле, чтобы уменьшить хейт. Но бог с ними, у меня были друзья, и мне было норм.
НО.
Кульминация всего – парень. Не знаю почему, но он был очень токсичен со мной, когда играл: причина до сих пор не ясна. Мы пытались играть отдельно, но не шло. Он пытался быть мягче, но у него не получалось вообще. Поразмыслив, я сказала: «Все, я удалю Доту». Сказала парню, что это нам поможет и решит проблему. И кто мог подумать – у нас действительно наладились отношения!
![](https://oxy.sports.ru/fetch/?url=http%3A%2F%2Fi2.wp.com%2Fwww.vpesports.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F02%2Fnaga-and-slark2.jpg%3Fresize%3D1200%252C550%26ssl%3D1)
Грустно было немного, но я поняла со временем, что в такое общество возвращаться я не хочу совершенно. Сейчас с парнем играем в другие игры, как одиночные, так и совместные, типа Overcooked – очень весело! Наше совместное увлечение расширилось: раньше только Дота была и все.
Я не жалею о потраченном в Доте времени. Если бы я не играла, то не встретила бы многих друзей. Кроме того, Дота была неким местом самовыражения, а то в школе я хикканом была. Ну и из другого приятного: я сильно похудела за игрой. Дота – один из самых веселых и одновременно подростково-сложных периодов в моей жизни».
От локальных лиг до потерянных друзей
«Я иногда могу зайти в Доту, но уже очень далек от тех времен, когда играл в клане по расписанию, – рассказывает реддитор Sosseres. – Причина моего задротства – удовольствие.
Еще в первой Доте я наслаждался игрой и развитием скилла вместе с друзьями: играл в маленьких локальных лигах, участвовал во всех околоигровых движухах.
На заре второй Доты ничего не поменялось: я поровну проводил время и за игрой, и за обсуждением Доты, придумывая стратегии и драфты. Но затем я столкнулся с дилеммой «удовольствие или свободное время?» Трудно найти время на Доту, когда работаешь полную смену и учишься по вечерам. Так как у меня совсем не оставалось времени на что-либо еще, я покинул лиги и перешел к режиму «несколько игр в неделю (чаще – нерейтинговых) в пати».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/33/b9d6ed6b94cbfbf744cf5befc1895.jpeg)
Затем, когда Valve добавила ранг Immortal, я захотел достичь его и вернуть себе скилл. У меня получилось, но с тех пор я потерял много людей, с кем играл вместе – Титаны могут играть в пати только с Божествами и Титанами. Сливать рейтинг – не мое, так что я бросил рейтинговые матчи.
Теперь поиск тиммейтов отнимает слишком много времени: вместо того, чтобы полчаса собирать людей в группе, я беру в руки книгу или иду в другую игру».
Дота приводит к депрессии
«С Дотой познакомился классе в девятом, – рассказывает читатель Sports.ru Дмитрий. – Одноклассники начали играть, затащили меня. Играл стабильно много в течение 2-3 лет, потом начал с перерывами уходить и возвращаться. Сейчас бросил полностью, но за профессиональной сценой поглядываю. В другие игры не играю.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/84/4637949ca4bada647247d9d1a0976.jpeg)
Самая большая проблема Доты – она отнимает очень много сил. Я начал замечать, что, поиграв в Доту, больше ничего не хочется делать. Из-за этого в реальной жизни начинаются проблемы. Вся эта ситуация легко приводит к депрессии. Но бросал я не сам, оно как-то само получалось, когда появлялось что-то интересное в реале. Потом возвращался, пока не заметил закономерности, о которой написал выше. И, закончив однажды, решил больше не возвращаться. Хотя иногда появляются мысли побегать за Паджика:)
Несмотря на все, о времени в Доте не жалею – эмоции были крутые. Наиграл в сумме около пяти тысяч часов».
«Иногда на нее нет времени месяцами, но она всегда рядом»
Автор блога «Шестой игрок» Pavel Lambo бросал Доту десятки раз, но постоянно возвращался к кнопке «Найти матч». Для Sports.ru он поделился эмоциями во время каждого разрыва отношений.
«Не знаю, сколько раз бросал и возвращался в Доту: перестал считать после раза десятого. Свыкся с мыслями, что перерыв не навсегда, а просто отпуск от покупки вардов, который когда-то может стать бессрочным.
Могу попробовать вспомнить несколько причин удаления и возвращения.
1. Одиночество. Dota 2 – командная игра, поэтому опыт и удовольствие в соло или пати различается. Жизнь идет, и твои друзья постепенно удаляют Доту, у них меняются интересы, ваша группа уже не собирает и пятерых. Затем ты пару ночей сидишь даблой. Такая атмосфера обреченности старого хобби угнетала, так что в следующие полгода Дота уже не видела ни одного из нас.
Но я все же вернулся. Почему? Dota 2 – способ убежать от проблем хотя бы на время. Она развлекает твой мозг и выгоняет из него дурные мысли. В 2015 году меня ожидало поступление в один из топовых вузов страны (привет, ВШЭ). Однако радостный этап был омрачен трудностями в семье, когда за жизнь боролся близкий мне человек. Я не мог ходить в универ, бывал там 1-2 раза в неделю. Днями сидел дома, следил, ждал и сопровождал. К счастью, все на этом фронте закончилось хорошо!
Было скучно, долги в универе накапливались как снежный ком, а студенты ВШЭ знают, какую роль играет «активность» на семинарах, на которых меня не было. Возможно, сильный человек взял бы себя в руки, справился с невзгодами, приложил 100500 усилий и все равно бы закрыл первый курс. Но я не сильный человек, для меня Dota – игра слабых, но в этом ничего постыдного. Начал смотреть стримы, затем прошников, а там уже пабы в соло. Думаю, это был переломный момент.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/72/5bb8512a742a49fc063804824187d.jpeg)
Настала эпоха заочного обучения в какой-то шараге и самых популярных причин ухода из Dota:
2. Достиг цели. Кто-то в жизни должен увидеть море, а я желал достичь планки в 6к рейтинга. Абузил со страшной силой, ушел на двух персонажей (Tusk + Clock), выкладывался морально каждую катку. Дота пройдена, можно удалять! Спустя время зависимость никуда не ушла, никакое хобби не встало на место Дотки. И она также тихо вернулась на свое место в компьютере, а вслед за собой потянула следующую проблему.
3. Перегорание. Играть на паре персонажей надоело, а я не был по макро 6к игроком, поэтому вместе с разнообразием героев, несмотря на фулл отдачу морально и ментально, я проигрывал. Много. Выслушивал постоянно что Я – «###, @@@@ и чудак». Рано или поздно начинаешь задумываться: «А нужно ли мне заходить в игру, которая принесет тебе очередной луз, унижения, злобу, несмотря на все твои старания победить?»
4. Dota F. Однако, игра возникала в моем инфополе постоянно. Спустя очередные полгода оказалось, что есть огромный пласт людей, играющих на моем уровне не под пиво... Получается, я не «###, @@@@ и чудак», а обычный игрок, который не хватает звезд с небес и любит разбираться в механиках, искать фишки и делиться ними.
Причем первые пробы были еще в далеком 2015-м. Я установил Dota 2, начал писать мелкие «гайды», которые включали себя описание фишек на различных героев, затем скатился в «псевдоаналитику». С этого момента я не уходил из Dota 2. Иногда на нее нет времени месяцами, иногда выходит Valheim, иногда у тебя диплом, но она всегда рядом и готова помочь тебе разрядиться и отвлечься.
Думаю, Dota – не самое страшное хобби, отпуск от которого когда-то сможет стать бессрочным».
В рейтинге Доты – зомби-апокалипсис. Один зараженный аккбаер может произвести четырех
Почему первая позиция – первая. Она готовит к реальной жизни и воспитывает настоящих лидеров
Единственный плюс, это возможность забыться.
Играя, я спокойно преодолел тяжёлое расставание.
Этим умозаключением человек показывает лишь то, что он обманывает не только нас, но и самого себя, потому что первостепенной причиной потраченного времени является его собственное желание развлечься и отдохнуть, а не пойти на работу и напрягаться.
Это две абсолютно разные задачи, которые даже близко не стоят рядом.
Сейчас я достиг своей цели и повторяю это из раза в раз, потому что очень собой горжусь - в моём профиле снова красуются заветные 3000 рейтинга, правда легенду всё ещё взять не получается, нужно 3100.
Последние несколько дней я беру мирану или пака на 4.Я не привязываюсь к линии, бегаю по карте, нахожу фраги, редко вижу крипов и часто соперников.
Винрейт примерно 5050, может за игр 10 я ушёл в -30 птс, но это максимум.Играй я на аббадоне 3, то выиграл бы 70% из этих матчей, но мне лень.Я хочу отдыхать и развлекаться, чтобы не потерять интерес.
Советую всем вам время от времени менять свой геймплей, брать пуджа или баунти хатера и наводить суету на карте!
Раньше играли с друзьями и веселились так, что я буквально задыхался от смеха каждую вторую игру.
Постепенно веселье сменилось на тильт: все игры превратились в унылую долбежку меты и казино "за какую из команд зайдет очередной задрот на мипо/тб/морфе". Блекхолы в пятерых, тайминговые смоук-ганги во вражеский треугольник, мансы на 10хп - все это перестало приносить радость, как и победы в целом. В конце концов большинство друзей бросило, я продолжил по инерции, но скоро и сам перестал играть.
Больше всего бесит токсичность коммьюнити, а конкретно ЧСВ всех и каждого. Не дай Бог ты попробуешь какую-то новую сборку - керри сразу встанет АФК, потому что "это уже не выиграть", а мидер начнет руинить, потому что " этот чел не заслужил победу". Каждая вторая игра, по словам местных тащеров, проигрывается ещё до крипов. Бери метового оффлейнера, собирай метовые предметы и молись, что вражеский мидер разобьет шмотки до того, как твой кор рейджанет из-за того, что саппорт застилил у него крипа.
Я, к примеру, перестал играть в доту, после того как откалибровался в КС на вторую лычку. Потом вспомнил что у меня 2,5к в доте и понял что я полнейший рак. Смысл играть?
Лучше читать твои статьи на этом замечательном ресурсе!
большинство интернет-друзей, с которыми бахал раньше, уже дропнули давно, а с ними как раз была самая веселуха
годиков уже столько, что нужно и ирл как-то двигаться (вроде и играешь в доту в свободное время, а вроде и головой уже понимаешь, что можно его тоже на развитие какое-то потратить, даже прочесть условную книгу в миллион раз полезнее, чем зарегать паблик с рандомами на 5к)
год не было ланов, а я как раз оч сильно вдохновлялся компетитивом + ставочки любил потыкать, сейчас уже даже матчи лень открывать порой
если года два назад я гордо говорил друзьям: "да я и в 30 лет после работы и ужина зайду скатать одну на сапике любимом, че мне", то теперь я в этом уже не уверен)
Пошаговые стратегии Цива или Герои - наш выбор пока. Ну, или херстоун на телефоне: одной рукой кидаешь карты, второй моешь жопу ребенку)
В мечтах есть конечно отправить семью в другой город к теще, надеть футболку VP с афтографами в которую уже еле помещаюсь и устроить алкомарафон в доту на пару дней. Эх.
Проблема доты в том, что нет притока новых игроков. А такие старперы как я невольно отваливаются просто из за формата игры.
П.С.: Оверкукд забавная игруля, играем всей семьей)
Сыграл десять. В трех смурф за тебя. В трех смурф против тебя. В трех руин/срачи/игра не пошла/мамкины кибератлеты ругают лоускиллов из-за которых они застряли на 3к/еще что-то, и одна игра более-менее боевая и интересная.
Ну и плюс, сам стандарт отношения к игре. Я не подпивасник, но и не задрот игры. И как-то ощущал себя иногда между молотом и наковальней, когда с одной стороны кто-то говорит "мне похер я после работы зашел", а другой в ответ кричит "почему же ты со мной попался, Габен, за что я в скрытом пуле, помоги мне".
Ну и куча всяких мелочей в поведении игроков, типа послать матушку игрока - стерпят, а пингануть что у ренжа мало хп и надо его тыкнуть - сгорит так, что даже вообразить нельзя.
В итоге, замечаешь, что удовольствия от игры мало, внимания требуется много, конфликтов (даже не лично со мной, но вокруг меня) много. И возник вопрос у меня - зачем тратить время и усилия на такую игру. Лучше посмотрю как ОГ сливают сезоны Викингам, чтобы потом иметь Миракла на фонтане в финале Инта.