Daily Oracle
Блог

Гений Чена ушел из Доты. Он учит Нотейла и Роджера, общался с Айсфрогом, считает Пуппея плохим Ченом

Трогательный монолог и открытое интервью с российским дотером, играющим в нее как в RTS.

Все любители Чена рано или поздно обращались к гайдам этого человека. Sikle – игрок в Доту с 17-летним стажем, он занимает первое место в рейтингах Ченов по версии Dotabuff, Opendota и Stratz одновременно, его пиковый рейтинг – топ-100 Европы, а еще он – один из бета-тестеров первой Доты и общался с Айсфрогом лично. 

Если вы не интересовались Ченом как героем, вы все равно могли видеть посты Сикла на Реддите, где он дотошно разбирал баги и механики игры. Однажды он нашел 8 критических багов у одного маленького нейтрального крипа – Тролля-хилера! 

Разыгрываем две арканы в нашем телеграме. Подпишись!

Полгода назад Sikle дал полуторачасовое интервью Шиспу, где поделился тоннами полезной и удивительной информации о механиках Чена, а в начале 2021 года Sikle сделал шокирующий анонс – он уходит из Доты. Анонс сопровождался пробирающим до мурашек монологом о поиске себя, стримах из сарая вместе с крысами и роли Доты в жизни. Мы приводим полный текст.

* * *

«Больно, но сегодня был мой последний стрим. Я официально и бесповоротно закончил с Дотой и стримами в целом. Давайте я опишу вам свою историю, а потом уже будет причина, по которой я решил так поступить.

Я играю в Доту с самых ранних ее патчей, когда у руля был еще Eul, а после прощупывал почву IceFrog. Точный патч не вспомню, но это было до 6.ХХ. Единственные цифры, что всплывают в голове, это 5.84 и 6.03, но доказательств нет. Мне было 10, сейчас мне уже почти 27. Тогда было много безумств, и о слове «баланс» даже не знали, все играли в кафешках по фану, прогуливая школу. Зарождался форум playdota, над Дотой начало работать большое количество людей-фанатов, именно из-за них стало больше разнообразия, появились Пак, Пудж и др. герои и предметы. Дота строилась фанатами, а не отдельным человеком.

Я был в их числе — предлагал глупые идеи, мой английский хромал, но мне было интересно попытаться повлиять на Доту. В один из дней даже нашел на сайте Плейдоты взломанный файлик robots.txt, в котором был то ли огромный ### [член] из символов, то ли еще какое-то послание Фрогу (именно ему). После моего сообщения на стене у Фрога (тогда у него была личная стена как в VK), ### [член] удалили. Так прошло много лет, я мракобесил на плейдоте и продоте одновременно, сдружился со многими классными людьми, включая человека, который свел меня с Фрогом. После уже сам связался с некоторыми тестировщиками (например, Infrisios из Германии).

Опущу подробности, но я постоянно спамил Фрогу в личку предложения о героях и багах, и просил взять в тестировщики. Он согласился, и я получал какое-то количество карт перед их выпуском, чтобы проверить на наличие ошибок. Помню, как в рождественскую версию, в которую добавляли шапку на Рошана, было мало времени на проверку почему-то. Мне дали патч буквально за час до релиза. Собственно, я не до конца все успел проверить, и люди все рождество в Гарене бегали на карте, в которой с героев не сбивались стрики — все бегали с годлайками и получали по 1к голды за килл. Все из-за шапки, которая выдавалась герою за стрик. Все из-за того, что я плохо потестил.

2011 (?). Появилась Dota 2, я получил 3 ключа (в то время они стоили 4-5к рублей за штуку) — все их раздал друзьям, потому что, в связи с плохим финансовым положением в семье, у меня всю жизнь были слабые ПК и ноуты. Я не жаловался, но в Доту играть не мог.

2013. Попросил разработчика прислать мне еще ключей, чтобы я смог раздать их сообществу как награду в разных конкурсах или просто так.Он мне прислал больше ста ключей: в то время ключ уже стоил 2-3к, но продал я всего 1 или 2, чтобы оплатить за инет и вкусняшки, остальные продать не хватило совести. Зря.

2014 (?). Посрался с Фрогом из-за другого тестировщика, которого за счет Valve пригласили на TI по легкой руке Фрога и Вилата, которому заплатили крупную сумму за «видеоконтент», который он там делал, и вообще чел себе там наварил не мало. Просто потому что. Меня одолевали разные чувства, но сыграла юношеская тупость, и я все высказал Фрогу, дескать: «а чо он, а не я». Он пытался отнекиваться, потом тоже пошел в атаку: «Какое тебе вообще дело?», а после у него сжалось очко, и он написал Вилату, а Вилат уже мне. Ни к чему это не привело, Фрог добавился обратно, но с того момента ни разу мне ни на что не ответил. Виноват, конечно, я, об этом жалел с тех пор. Ник чела был Null-, скрывать не буду, он уже не близок Доте.

Через сколько-то лет я уже мог играть в Доту, но на минималках, моя семья переехала в «деревню». Оптоволокна там не было, играл с ноутбука, а когда тот сломался – с НЕТБУКА сестры. Там я играл с модема «Билайн», за который я отдавал по 600р/месяц, лимит – 30 Гб/мес. Средний пинг в игре – 130, фпс – 20. Желание играть и улучшаться было большим. Играл на Чене в том числе с такими показателями. Апался.

2019. По науськиванию друзей я решил стримить. Стримил из сарая, чтобы не разбудить родителей. Сарай — отдельное заброшенное у нас здание без отопления, изоляции и электричества, который мы использовали как склад-амбар для лишних бревен и другого говна. Стримил с того же модема, но ночью – появился ночной безлимит. В холодные вечера сидел в сапогах и зимней куртке, с термосом и бутерами. Вебка не зафиксировала, как мыши/крысы пытались воровать эти самые бутеры, но это факт. Очень помог Креветка, который профинансировал и купил первый мой нормальный ПК, он же и стал главным инициатором стримов. Перед ним и многими другими сейчас стыдно. Еще отдельное спасибо Диморгу, который львиный кусок зарплаты отдавал на то, чтобы я тоже смог переехать, и за гусей в чате.

Теперь причина. Это были крутые два года, я добился ВСЕХ целей, которые ставил и даже больше. Мне приятно, что из-за меня многие стали играть на герое, к которому раньше боялись притронуться; я перевернул представление и геймплей полностью и не один раз; повстречал из-за этого много патчей-нерфов, занял первую строчку по герою на трех разных сайтах и набил 8990 ММР, заняв 69-е место в Европе. Благодарен, что смог дать советы Роджеру, и искренне верю, что он дальше сможет переворачивать; Шиспу за интервью, он тоже, надеюсь, открыл для себя много нового. Также повстречал классных людей и игроков, как y0nd.

Однако я потратил 17 лет жизни на игру, которая, по сути, лучше мне не сделала. Я не могу играть всю жизнь, я устал быть связан по рукам Дотой, мне не нужны достижения там. Хочется заниматься хобби, улучшать язык, который я уже забыл, дышать воздухом и проводить больше времени с дорогими людьми. Хочу возобновить свою группу Vocabulary, например. Мое здоровье шатается, и вместо того, чтобы сделать покушать и банальную зарядку — я нажимаю «Начать игру», а во время трапезы смотрю стримы. Эта большая жирная точка должна была поставиться еще лет пять назад, но я не находил в себе силы.

Теперь нашел.

Все мои каналы теперь будут не активны, что на них делать – решать вам. Играть в игры буду, но очень редко и в одиночные; в дискорд редко буду заходить. С людьми общаться тоже, разумеется, но не по Доте (пожалуйста).

Микропатчей и пр. тоже не будет, т.к я перестаю следить за Дотой вообще. Извините. Очень благодарен ВСЕМ, кто когда-то оказался на стриме и остался со мной. Я Вас всегда узнавал везде на других стримах, и старался здороваться, но в этот раз пора прощаться. Надеюсь, останусь чуток в истории Доты в позитивном ключе».

Я связался с Сиклом и мы поговорили о его тренировках с киберспортсменами, общении с Айсфрогом и том, каким был бы фильм по Доте от Сикла.

– Ты ушел из Доты. Судя по посылу твоего монолога в ВК, тебя можно поздравить с этим решением?

– Надеюсь на это, потому что есть очень много разных дел и направлений, где можно еще раскрыть себя. Это было морально сложно, потому что обычно если дотер говорит, что «удаляет» или «уходит» из Доты, то, как правило, это временно, и он возвращается уже через неделю. В моем случае насколько это удачное решение – уйти после 17 лет Доты – только время покажет, но возвращаться планов нет, желания запускать Доту не возникало, хотя признаюсь, что иногда с фейка приходится – для записи видео для кое-кого.

– Ты продолжаешь заниматься с профессиональными игроками в качестве коача по Чену?

– Да, я решил передать знания, насколько максимально это возможно, ибо жалко, т.к накапливал их много лет и за большое количество игр. На про-сцене много лет нет и не было нормальных игроков на Чене, все играют со знаниями из 2010 года. Если играть с такими знаниями, то твой импакт на Чене – 10% от того, что можно было бы сделать.

Тут хотелось бы поправить, что это не коучинг, я просто рассказываю все, что знаю: основные действия, тайминги, фишки и советы по крипам, в каком драфте что лучше бы сделать, а после, если у игрока есть время, смотрим с ним реплеи, и я говорю, где вижу ошибки. Если он соглашается с моим мнением – уже в следующей игре таких ошибок не наблюдается. В таком отношении «уроки» были только с одним игроком – Роджером. Мы начинали до их матчей с Liquid (Dotapit), а после продолжили вплоть до их победы на 2 турнирах. После не списывались, думаю, ему уже хватает знаний, хотя я бы еще много исправил. Остальным игрокам еще не говорил (обратилось двое, еще с одним я сам связался) – я не могу решить, с кого начать, а то получится, что все внезапно будут знать и уметь, как играть, либо не будут выпускать героя из бана.

– Можешь раскрыть имена игроков? 

Duster, ImmortalFaith (он тренер и хотел бы больше информации для своего игрока, который играет на Чене – Seleri), 33 хочет для Fata. Сам же я выразил энтузиазм и связался через Taiga с n0tail. Он помог, пошутив, что их команда тоже не отказалась бы от моей помощи для Инсэйнии. Сейчас как раз-таки пытаюсь передать все Нотейлу.

– Назови трех лучших на твой взгляд Ченов на просцене.

– Их нет, я могу назвать скорее худших. У меня не раздутое эго, просто объективно нет ни одной причины назвать кого-то хотя бы средним игроком на Чене. Слишком мало практики у игроков, либо эта практика основывается на старых решениях и действиях. Только в Роджере пока теплится огонек надежды, что он будет дальше развивать игру, и найдет что-то новое. Однако, тут стоит оговориться, т.к он играет на 4 позиции, а у меня больше накопленных знаний для пятерки – весьма разные вещи.

– Хорошо, назовешь тройку худших?

– Да, Solo, fng, Puppey. Пуппея можно было бы заменить, конечно, т.к. он вроде в последнее время немного пересмотрел свои действия, и играет слегка лучше, чем раньше, но все еще ужасно. Остальных бы тоже назвал, но они играют меньше, чем эти трое. Solo и Puppey когда-то играли на этом герое, и, наверно, с моей стороны было бы невежливо называть «худшим» игрока, который до меня играл, но это было в те времена, когда герой был настолько сильным, что никто даже не понимал степень этой силы. Сейчас же герой очень зависит от правильных хоткеев, хорошего менеджмента крипов и всех этих микрофишек, т.к многочисленные нерфы довели героя до такой степени, что нужно много знать.

– Кстати, а насколько сейчас, в 7.27-7.28, Чен сильный герой?

– Такой же сильный, как и патчами ранее. Я много раз говорил, что Чена можно нерфить сколько угодно раз. Удалите ему все способности, кроме Holy Persuasion, и он все равно будет сильным, потому что сила в нейтралах, а не способностях. Я бы сказал, что он зайдет практически в любой драфт, если уметь играть и знать все сценарии, и как играть против сильного пика. Даже в проигрышных драфтах этот герой не мертв.

Многие привыкли видеть Чена как ходячую ауру, которая не дает никакого импакта как на линии, так и при доминации соперника, когда Чена считают хуже крипа, но это не так. Все дело в опыте игрока и том, как он сможет управлять ситуацией. Все, с кем я общался и кому приводил аргументы из вышеперечисленных игроков (на удивление они тоже это спрашивали), впоследствии соглашались.

– Я не буду тебя много расспрашивать про механики Чена, потому что у тебя было обширное интервью с Шиспом на эту тему – лишь один вопрос. Расскажи один лайфхак при игре за Чена, о котором почти никто не знает.

– Не могу сказать, что это никто не знает, т.к я все показывал на стримах, но торнадо-совуха при райтклике на вражеского настоящего ПЛа будет всегда следовать за настоящим, даже если тот прожмет Doppelganger или Manta Style. Пока есть вижн, разумеется.

– Ты очень много сделал для популяризации Чена. Тебе грустно, что Чен никогда не был популярным героем для массового игрока, да и вряд ли будет?

– Да, грустно, пикрейт героя не меняется на протяжении много лет, но это как раз-таки частично вытекает из проблемы, о которой я намекнул выше – мало кто из про-игроков умеет на нем играть. Если герой, например, окажется в 1-2 финальных картах на TI10 и при помощи него каким-нибудь безумным способом команда выиграет, то пикрейт поднимется, появится больше косметических предметов, и ситуация может измениться. Хотя шансы маленькие, да и Вальв ничего не делают для привлечения новых игроков, которым этот герой точно покажется сложным.

– Ты написал в VK, что «перевернул представление и геймплей полностью и не один раз. повстречал из-за этого много патчей-нерфов». Приведи 2-3 примера.

– Стак катапульт под фонтаном для последующей телепортации при пуше. 3-4 катапульты уничтожали любую вышку за 1 заход, если хорошо все сделать с командой. И это Чен уже 7-го левела мог сделать. Впоследствии вышел патч, запрещающий приручать катапульту Чену, Энче и Доминатору. Стак крипов на магический резист, при котором у всей команды был резист от магии в 78% (или 90+% с Пайпом, Доминатором и на 25-м левеле). В патче убрали возможность стакать этих крипов вообще – теперь работает только одна такая аура. Ввел Чена на оффлейн через доминатор первым предметом. В патче Доминатор полностью переделали, изменив кардинально все компоненты, до этого его мало кто собирал даже на других героях.

* * *

– Как ты познакомился с Айсфрогом?

– Я был заядлым форумчанином на prodota.ru еще с первых лет основания сайта, там познакомился со многими ребятами и даже с некоторыми из которых до сих пор общаюсь. Один из них впоследствии сильно поднялся и стал администратором сайта, он откуда-то уже знал Айсфрога, вот он меня и свел с ним, потому что знал, что я отправляю баги разные. Ах да, забыл написать как звали того парня – Juse. До момента знакомства с Айсфрогом я передавал все, что находил из багов либо у него на стене, либо по почте, потом уже кидал напрямую в скайп.

– Как хорошо ты с ним общался? Только о Доте говорили или могли поболтать на отвлеченные темы?

– Я старался общаться по делу всегда, он как тогда, так и, полагаю, сейчас – достаточно занятой человек. Даже на важные темы по Доте он мог не отвечать или вовсе не прочесть сразу.

– Ты предлагал идеи для Доты. Сколько тебе лет было на тот момент?

– Сколько лет не вспомню, кажется, я еще учился в школе в последних классах. Если оглядываться назад, то многие идеи были слабо аргументированы и плохо проработаны. Не мудрено, что почти ничего не попало в Доту из них.

– Есть что-то из предложенного тобой, что до сих пор работает в игре или было введено когда-то?

– Как раз-таки какие-то из давних изменений Чена, мелкие изменения баланса в виде «увеличение длительности стана от лужи Слардара» и все в таком духе, т.к я собирал разные идеи с Продоты, компилировал все в файлик и кидал Фрогу, а тот похоже кидал дальше, т.к в гугл-диске было всегда несколько человек помимо меня. Зато за последние 2 года у меня взяли изменение холилокета, исправление многочисленных багов с хилящим нейтральным троллем, исправление не работающей всю жизнь ауры у Thunderhide крипа и бафф способности Slam у того же крипа.

– Я видел твои посты на Реддите! Слушай, это же титанический труд. Сколько времени у тебя заняло найти все баги с хилящим троллем?

– Мало, я все это каждый раз замечал во всех играх, где присутствовал этот крип. Раньше если его приручить, то это означало фрилуз на лайне, т.к невозможно использовать крипа, у которого:

1) отсутствует атака вообще,

2) после использование способности один раз он останавливался, а КД у способности – 0.5 секунды,

3) его нельзя было забиндить на кнопку.

Это не все баги с ним, но все это было прекрасно видно каждый раз, и это очень сильно раздражало, ибо крип очень-очень сильный.

– Раньше Айсфрог активно общался с сообществом, появлялся на публичных форумах. У тебя есть версия, почему сейчас он закрыт для диалога?

– Да, и она ни для кого не секрет. Это все началось с одного события. Как ты уже сказал, он часто общался с комьюнити и чаще всего у себя на стене на playdota.com (сайт сейчас не активен, только архивы сохранены). В один день он выложил свою кошку (кажется, у нее кличка Nova, как у Луны) и все. Посыпались комментарии вроде «лучше бы патчи делал, а не кошку постил», «зачем нам кошка» – все в таком плане. С тех пор он ни разу на стене больше не написал. Так что, полагаю, он разочаровался в комьюнити.

– Как думаешь, Айсфрог до сих пор главный по изменениям Доты?

– Нет, думаю кто-то тоже прикладывает руку к изменениям. Скорее всего, все изменения обсуждаются и принимаются коллективно.

– Тебе нравится, куда в целом движется Дота и ее механики?

– Да, есть мнение, что усложнение Доты отпугивает потенциальных новичков, но удерживает т.н ветеранов игры. Вальв все время добавляют все больше механик, от чего становится интереснее, появляется больше стратегий, вариаций. С одной стороны это плохо, т.к новый игрок попросту забросит Доту после получаса мучений и мытарств в нескончаемом потоке описаний и неразберихи, но с другой стороны, если Вальв добавят добротную систему обучения (чем они сейчас и занимаются), то все должно измениться. Так что да, я всегда обеими руками за большее количество нововведений.

* * *

– У тебя в профиле Discord стоит статус: «Играет в Dota 3». Что это значит?

– Просто байт для внимательных, ну и шутка, что говорил, что ушел из Доты, а на самом деле ушел просто из второй в третью часть.

– Если бы ты делал Доту 3, в чем было бы ее основное отличие от второй?

– Можно было бы пошутить про трассировку лучей, чем кичится сейчас каждая игровая компания, но не буду. Наверно, снова новый движок. Главное изменение, которое мы застали в Доте, это переход с движка Source 1 на Source 2, и это сыграло на руку в хорошем смысле. Возможно, снова изменить интерфейс и обновить все модельки. Наверно, это базовый набор при создании новой части любой игры. Хотелось бы еще какой-то новой уникальной механики, которую нельзя ввести сейчас как раз из-за ограничений движка.

– Ты много работал над обучающим контентом по Доте, причем контентом для узкой аудитории. После ухода из Доты возродил группу по изучению редких английских слов. Откуда такая тяга к роли учителя? Думал ли стать педагогом когда-нибудь?

– Нет, если честно, то я не люблю учить, особенно, если это что-то сложное, неосязаемое, как Дота, где надо эмпирическим путем понимать, что лучше и в какой ситуации. Звучит парадоксально, учитывая, что я сейчас делаю, но я в первую очередь хочу передать знания и передать их человеку уже опытному. Насчет педагога, много раз предлагали еще со времен университета, но это абсолютно не мое. Обращусь к этой сфере деятельности только в редком случае, когда буду в тяжелой ситуации.

– Ты монетизировал талант игры на Чене?

– В каком смысле? Получал ли я деньги? Не совсем. Могу сказать вкратце, что за последние полгода стримов я получил тысяч 5 рублей максимум, а еще 17 долларов с подписок, которые до сих пор лежат на Твиче и их нельзя вывести. Большие богатства или огромное количество зрителей не были моей целью, когда я начинал стримить. Было твердое желание показать себя и помочь другим увидеть это. Забыл упомянуть, что давал еще уроки игры на Чене, суммарно обратилось человека четыре, вот с этого еще немного средств получил.

– В 2013 году у тебя была возможность продать ключей от Доты на несколько сотен тысяч рублей. Почему не воспользовался шансом?

– Мал, глуп, добр сердцем. Сам не мог играть, хотелось другим дать такую возможность. Признавался и себе и другим, что если б можно было вернуть время назад, то продал бы хотя бы половину. Знаю много имен, которые продавали все полученные ключи в большом количестве, и на этом сильно поднялись. Показывать на них пальцем не буду, некоторые до сих пор активно играют в Доту.

– Чем планируешь зарабатывать на жизнь?

– Пока что работать кем придется, но хотелось бы найти новое поприще – освоить нечто востребованное. Что – еще не знаю. Я еще в поисках, не могу найти себя уже много лет, вот и бросаюсь в разные сферы. Возможно, удастся наконец связать свою жизнь с языками, даже если буду использовать их косвенно.

– Ты – киноман, и в группе VK есть отдельная ссылка на твой профиль на Кинопоиске. Назови три лучших фильма на твой вкус.

– Это всегда сложная задача, не могу выделить лучшие фильмы, т.к они все чем-то примечательны, но назову те, которые повлияли на меня тем или иным образом или вызвали какие-либо чувства: «Я – начало», «Район номер 9», «Машинист».

– Если бы ты снимал фильм о Доте – неважно, об игроках, героях, лоре или ее создании, в каком жанре ты бы снимал его и о чем он был?

– Научная фантастика – наверняка в жанре и атмосфере близкой к уже снятому «Варкрафту». Скорее всего, о становлении конфликта Radiant и Dire, о том, как один мир сталкивается с другим, и как прежде обычным людям приходится выбирать ту или иную сторону в зависимости от личных интересов и жизненной ситуации. Борьба конфликтов без выраженного злодея – это интересный сюжет, часть которого додумываешь сам. Разумеется, с открытой концовкой-намеком на продолжение. Третью часть бы не делал по очевидным причинам, конечно же.

– Если бы у тебя была возможность отмотать время назад и никогда не запускать Доту, а потратить 17 лет на что-то другое – согласился бы?

– Нет, я никогда ни о чем не жалел: все, что делалось ранее – привело к тому, что я имею сейчас.

Бросил МГУ ради Доты. Хулиган, подобревший после аниме. Это TORONTOTOKYO

Iceiceice апает MMR на оффлейн-Наге. Метеор + Аганим = куча контроля

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья