Блог Daily Oracle

Вы знали, что торговую площадку Steam придумал будущий министр финансов Греции? Его позвал лично Гейб

История Яниса Варуфакиса.

• В ноябре 2012 года в главном онлайн-магазине компьютерных игр Steam открылась торговая площадка – место, где игроки покупают и продают за реальные деньги внутриигровые предметы, не дающие преимуществ в игре (вроде скинов и наклеек для оружия в Counter-Strike). ТП устроена так, что заработанные с продажи деньги нельзя (по крайней мере легально) вывести из Steam, а потратить можно или на такие же предметы, или на покупку игр.

• Точных чисел никто не раскрывает, но известно, что Steam берет 10% с каждой сделки, что приносит владеющей магазином компании Valve миллионы долларов прибыли ежегодно. Большие медиа экономику ТП не считали, но есть исследование на реддите: за первый год работы площадки Valve заработала около 6 млн долларов при 7 млн сделок.

• Игроков привлекает шанс купить у другого игрока предмет дешевле, чем он стоит в магазине. Другие даже пытаются заработать на ТП, их называют трейдерами. Торговая площадка Steam стала отдельной самостоятельной экономикой.

• За ее созданием стоит Янис Варуфакис – экономист, который так успешно поработал с Valve, что из офиса в Сиэтле отправился в кресло министра финансов Греции.

Янис чуть не удалил письмо с приглашением на работу в Valve

Варуфакис вспоминает, что его очень удивило письмо с предложением поработать с виртуальной экономикой в Valve. До этого Янис три года был финансовым советником при Георгиосе Папандреу, премьер-министре Греции, и стал известен после прогнозов о Мировом кризисе 2008 года и критике экономической политики правительства Греции.

Письмо было написано лично Гейбом Ньюэллом, самым известным человеком Valve. «Я – президент компании, разрабатывающей видеоигры...», – на этом моменте Варуфакис почти удалил письмо, но глаз зацепился за следующие строки:

«Мы ищем пути решения проблем с развивающейся виртуальной экономикой, которую мы свяжем с реальной. Хотим предложить вам роль консультанта. Я долго слежу за вашим блогом. Когда мы решали проблему с созданием общей валюты для двух экономик, мне пришла в голову мысль, которая не случилась бы, если б я не читал вас. Вместо того, чтобы каждый раз запускать в голове эмулятор Яниса Варуфакиса, я решил проверить, может ли сам Янис Варуфакис заинтересоваться нашим делом».

Гейб читал работы Яниса о слиянии двух принципиально разных экономик – Греции и Германии. В Valve Варуфакис получил похожую задачу – объединить поток денег из разных игр с разными моделями.

Если раньше кошелек в Стиме использовался только для покупки игр, то теперь вы могли покупать за них косметические предметы. Позже вы могли продать их и выручить деньги – только вывести их нельзя, лишь потратить на новые вещи или игры. Получалось два разных потока денег. Valve контролировала оба и дополнительно получала процент с любой покупки. Компания всегда была в плюсе и не теряла ни цента.

 

Янис совсем не играл в компьютерные игры (последняя катка – в Space Invaders в 1981 году!), но его настолько заинтересовали перспективы и особенности работы, что он тут же согласился. Он понял, что это уникальная возможность протестировать в виртуальной экономике стратегии, которые он потом сможет применить в реальных экономических системах.

Когда грек прилетел в Сиэтл, его встретил Гейб Ньюэлл и небольшая команда «очень странных молодых людей», которые набросились на Яниса (страдавшего от жуткого джетлага) с вопросами. Позже Варуфакис признает, что эти люди на самом деле замечательные, а работа в Valve – мечта любого экономиста.

«Представьте: экономическая модель, где каждое действие зафиксировано. Экономика, где не нужна статистика, потому что доступны абсолютно все данные! Кроме того, можно поменять ключевые данные в системе и онлайн следить за реакцией сообщества, за новыми поведенческими паттернами. Рай для экономиста!»

Чем именно Янис занимался в Valve?

Грек верил, что видеоиграм нужны не только сами игроки, но и трейдеры. Неслучайно именно он занимался легендарной шапочной экономикой Team Fortress 2.

 

Не знаете, что это? Объясняем.

Team Fortress 2 – первая игра, где появилась система покупки/продажи предметов, включенная в торговую площадку. Персонажей можно было переодевать в купленные на ТП предметы – процесс чисто косметический, на игру это никак не влияло. «Шапочной» систему назвали из-за того, что больше всего в продаже было как раз шапок. Они еще и мемными стали.

По итогам работы Янис написал большой пост в блоге Valve (сейчас удален, но полную версию можно найти в архивных копиях сайта). Вот главное.

1. Основной трейд TF2 – арбитраж (трейд с целью извлечения прибыли на разнице в ценах). Купить сет подешевле, продать подороже: именно так жили и живут все трейдеры Стима. Спекуляция чистой воды. Опытные трейдеры, например, заранее скупают виртуальные автографы профессиональных игроков, которые вот-вот закончит карьеру. Как только игрок делает официальное заявление, цены на автографы взлетают в космос.

Именно жажда навариться на арбитраже заставляла людей скупать мины на Тайдхантера, дешевый и откровенно некрасивый предмет. Тогда прошла информация, что они станут очень редкими или даже Immortal (один из самых редких и дорогих типов предметов в Dota).

2. Варуфакис изучал, как бартерная система постепенно превращается в денежную. Иногда какой-то предмет (назовем его X) становится золотым стандартом, после чего все остальные предметы оцениваются в то или иное количество X. Пример – ключи от старых сокровищниц, в которых можно было измерить стоимость любого косметического предмета Dota 2. Скажем, один ключ – это 20 редких предметов, 7 мифических и так далее. 

«Выбор валюты основывается не только на ликвидности или относительной цене, но и на нематериальных ценностях. По этой же системе в тюрьмах валютой служат сигареты, а в средневековой Азии все считалось солью», – объясняет Янис.

3. Варуфакис отчитался о разработке методов слияния двух экономик. Его задачей было объединить экономики разных игр от Valve, слить их в единый механизм и не допустить дисбаланса. Сейчас этот механизм настолько отлажен, что на торговой площадке появились продукты игр от других разработчиков.

Из офиса Valve – в кабмин Греции

В 2015 году к власти в Греции, страдавшей от тяжелого экономического кризиса, пришла партия «Сириза» Алексиса Ципраса. Через несколько дней он назначил Яниса министром финансов. К сожалению, это означало конец работе в Valve. 

Варуфакис очень быстро привлек внимание. Через три дня после назначения он заявил, что Греция не хочет более сотрудничать с тройкой кредиторов (без которых страна бы обанкротилась): Еврокомиссией, МВФ и ЕЦБ. Они спасли Грецию от банкротства в 2010 году, но потребовали от страны жесточайшей экономии во всех сферах.

Почему Греция вообще оказалась в плачевном положении? Есть две причины.

1. Начиная с 2002 года, предыдущее правительство правило статистику и данные об экономической и финансовой ситуации, чтобы показать годовой дефицит бюджета на уровне 3% ВВП. Превышение этой отметки нарушало бюджетное правило Еврозоны.

2. Мировой кризис 2008 года сильно ударил по Греции как по стране, у которой высокий процент доходов связан с туризмом.

Вернемся к Янису, которой применил в правительстве Греции кое-какие ходы с прошлой работы. Во-первых, новый министр не общался с народом через газеты и телевидение, а использовал блог и социальные сети. Причем еще до того, как твиттер Трампа стал определять политику США.

Во-вторых, он очень стильно приезжал на встречи – на спортивном мотоцикле и часто без классического костюма-тройки.

К сожалению, на этом посту Янис продержался всего полгода. Варуфакис выступал решительно против «антисоциальных требований», выдвинутых кредиторами Греции, и настаивал на списании части внешнего долга. Партия Ципраса после долгих переговоров и вопреки референдуму все же приняла меморандум с пакетом мер строгой экономии. Это шло вразрез с принципами Яниса – через три дня он подал в отставку.

Сейчас Янис – создатель парламентской греческой партии «Движение за демократию в Европе 2025». Варуфакис называет себя эксцентричным марксистом. «Если мои идеи актуальны, то и идеи Маркса тоже, потому что основу я беру у него», – говорит он. 

* * *

Приход Варуфакиса в Valve – не первый случай, когда игровая компания приглашает экономиста с мировым именем. Космическую онлайн-РПГ EVE Online курирует звездный исландский экономист Эйольфур Гудмундссон (Янис однажды пошутил, что благодаря Гудмундссону его собственные имя и фамилия звучат не так уж и сложно).

Тем не менее теперь вы понимаете, насколько ТП в Стиме – серьезная и продуманная система.

Как играть в Доту с проигранным драфтом? Советы от Топ-20 керри

Урса через Battle Fury. Новая мета от Arteezy и Moo

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья