Блог Daily Oracle

«Зачем я в эфире?». Olsior дает советы для тех, кто хочет стать комментатором

Важнейшая информация для тех, кто хочет стать новым Вилатом или ТобиВаном.

Olsior написал большой пост о работе киберспортивным комментатором. В нем Михаил рассказал, какие вопросы следует задать себе перед началом карьеры. Sports.ru приводит полный текст колонки.

Колонка Олсиора об эфирной работе #1

С момента, как я перестал быть совсем уж новичком в эфирах (тогда еще на стримах в 2010-2011 году), ко мне довольно часто обращаются с вопросами:

  1. «Как попасть в студию X?»
  2. «Как комментировать игру Y, чтобы тебя заметили?»
  3. «С чего начать и какой путь проделать, чтобы стать комментатором?»

Буквально на днях с одним из коллег по цеху довольно фундаментально общались на эту тему и захотелось поделиться мыслями и наработанным опытом, и потому что мне лень каждый раз отвечать какие-то глупости на уровне: «Будь собой, работай круто! Не смотри, сынок, Наруто!», и потому что мне интересно узнать фидбек зрителей/коллег на тему того, какие из моих мыслей подходят только для частных случаев и не очень работают для остальных. Потому, что я буду рад, если эти мысли помогут кому-то немного с другой стороны посмотреть на вопросы эфирной работы. Больше крутых эфирных людей в СНГ – больше конкуренции – лучше для сообщества.

Важно обозначить несколько моментов:

  • Я делюсь этими мыслями не потому, что считаю себя лучшим комментатором СНГ и думаю, что всем стоит поучиться у меня. Но, полагаю, я один из лучших (конкуренция у меня небольшая) аналитиков эфирной работы в СНГ, что очень мешает мне получать неосознанное удовольствие от просмотра киберспортивных матчей.
  • Я постоянно думаю о том, кто и где в эфире допустил, на мой взгляд, ошибки, об энергичности подачи, сути сказанного людьми, о том, как они взаимодействуют со своими партнерами по эфиру etc.

У нас была очень крутая культура эфирной работы еще в 2011 году на sc2tv.ru, откуда я почерпнул огромное количество рекомендаций, советов и личных правил; в СНГ LoL я собирал эфирную команду Riot и постоянно был человеком, который отслушивает, отслеживает развитие всех, и относительно регулярно дает фидбек о том, куда можно развиваться. Проф. деформация во всей красе! И так же, как про-игроки смотрят за отыгрышем и подмечают огромное количество деталей, которые недоступны (да и не нужны) обычному зрителю, я слежу за поведением, настроением, отыгрышем ситуаций и т.д. у эфирных работников.

В разных дисциплинах очень по-разному смотрят на то, что есть «качество», что позволено и что вообще хочет увидеть зритель. Мне довелось поработать и на заре отечественного киберспортивного комментирования, где человек, который без запинки, оговорок и речевых дефектов мог терпимо описать происходящее на экране – уже считался крутым комментатором. Я работал в Лиге Легенд, где на момент моего прихода было всего несколько людей, которые обладали талантом и харизмой и умели делать шоу, но какой-то школы комментирования не было, и мы, по факту, выстраивали ее в регионе. И я уже поработал год в Доте 2, где есть очень хорошо сформированный арсенал талантов, ожиданий зрителя от эфирных работников и в целом «законы жанра» определены.

PGG устроил дедовщину в студии. Кажется, ему не понравился Олсиор 

С одной стороны, вам всегда нужно слушать фидбек зрителей и коллег, подстраиваться под степень серьезности и форматности турнира и эфира, но с другой стороны – есть незыблемые фундаментальные вещи, которые всегда нужно держать в голове и от которых нужно сначала оттолкнуться, чтобы дальше включиться в эфир и выдать крутой перформанс.

Сегодня я предлагаю начать с одной из таких фундаментальных задач, которая осознанно или неосознанно появляется в карьере любого эфирного работника – осознание/создание своего эфирного образа.

Чтобы упростить, в дальнейшем я вместо слова «эфирный работник» буду говорить «комментатор», хотя это же подходит для любого человека в эфире – аналитика, ведущего, интервьюера etc.

Зачастую начинающим комментаторам свойственна ошибка, которую допускают во всех сферах жизни, по-моему. У них не очень получается, они ловят негативный или смешанный фидбек, и начинают срочно исправлять тактики своего комментирования, игнорируя общую стратегическую картину. Обычно это следующие проблемы, которые люди пытаются исправить тактически:

  1. Я недостаточно разбираюсь в игре. Если я наберу +N MMR относительно текущего, я никогда больше не буду ошибаться и зрителям это точно понравится.
  2. Я говорю слишком быстро/медленно/неразборчиво/переигрываю. Надо просто исправить эту ошибку и уже в следующем эфире все будет четко.
  3. Я волнуюсь, и из-за этого все проблемы. Надо просто перестать волноваться!

На деле же, вполне реально можно сгенерировать образ уверенного в себе человека с огромным MMR и прекрасной дикцией, но он все еще может уступить по эффекту, реакции и зрительской любви человеку, у которых этих ресурсов меньше.

На мой взгляд, самый важный стратегический вопрос для любого комментатора звучит следующим образом:

«Зачем я в эфире?»

Переставляя акцент в этом вопросе, вы поставите себе сразу 3 разных и очень важных вопроса:

1) Зачем Я в эфире?

Вы хотите этого? У вас есть амбиции? Вам кажется, что можно сделать лучше? Вы хотите помочь сообществу, в котором вы находитесь? Вам просто весело смотреть игры и болтать на их фоне?

Лично меня устроит любая из этих причин и любая дополнительная, которая устраивает вас. По одной из этих причин и работают 95% людей, которые здесь еще с незапамятных времен – попросили покомментить один ланчик, записал одно обучающее видео, написал одну статью, оказался в нужном месте в нужное время etc.

Вам будет намного сложнее, если основные причины вашего желания кроются в желании непыльной работки, хорошего заработка и легкой славы, которые можно попробовать получить. Опять-таки, лично я не против любых причин, но бороться со сложностями будет намного сложнее.

На первых порах работа будет пыльной максимально (и на вторых, и даже на третьих порах ничего не изменится!) Хороший заработок в первые несколько лет работы – это очень вряд ли и будет зависеть не только от вас, но и от везения и порядочности ваших работодателей. А славу заработать легко, но вот устроит ли вас дурная? :)

2) Зачем я в ЭФИРЕ?

Хорошо ли вы вписываетесь в live-формат? Вас дезориентирует то, что посреди матча упал интернет, нужно заполнить паузу в 30 минут, или ваш сокастер сегодня поспал 2 часа и раз в 5-7 минут повторяет мысль, которую вы озвучили десятью секундами ранее?

Лично я испытываю близкие к оргазмическим (ментально, конечно, хотя бывает по-разному) ощущения от того, что я на ходу придумал офигенную шутку, уместную аналогию или смог объяснить и передать игровую/человеческую ситуацию, происходящую на экране. Кому-то намного больше нравится поделиться своими эмоциями и мыслями через тексты, кому-то удобнее формат видео, где вы царь и бог (я говорю о дублях и монтаже), и все необходимые ресурсы у вас уже на руках.

Более того, когда вы уже доберетесь до студийной работы, ваши командные и лидерские качества тоже очень пригодятся. Помочь вписаться новичку в эфир, вырулить какой-то ужасный эфирный момент (а они неизбежны), подстраховать ситуацию, когда лажает оборудование или человек – все это придется делать довольно регулярно, спустя часы эфира, несмотря на усталость и раздражение.

Иногда проблема работы в лайве, со стрессом и темпом, действительно может стать камнем преткновения для замечательного человека, у которого есть почти всё для этого. Я наблюдал ситуации, когда не самый успешный комментатор может оказаться бесценным сотрудником на студии – имея свой арсенал знаний и умений, иногда их просто нужно приложить в чуть более правильное русло.

3) И, наконец, ЗАЧЕМ я в эфире?

Первые два вопроса более вспомогательные, их можно наработать, улучшить и исправить, если что-то не так. Но самое главное – зачем вы хотите эфирить и что вы хотите нести зрителю как комментатор, как игрок, как человек?

  • Вы хотите, чтобы зритель получал удовольствие от замечательной игры, которую и вы, и он любите, вместе с вами?
  • Вы хотите нести просвещение в массы и объяснять происходящее на экране, чтобы зрители наслаждались тонкостями и нюансами вашей любимой игры?
  • Вы хотите, чтобы зрителю было смешно, весело и кайфово, когда он заходит на трансляции, а что за турнир, кто играет и почему это важно – вопрос десятый?

Список вопросов можно продолжать бесконечно, как и люди бывают абсолютно разные и по разным причинам оказываются сначала зрителями, а потом и комментаторами в киберспорте. Вы можете прийти как с совершенно новой и свежей идеей, так и просто хорошо отрабатывать некую «роль», «позицию» и т.д., и этого может оказаться достаточно. Хотел бы дополнительно отметить, что эфирная роль =/= то, зачем вы пришли в эфир. Сравните в голове образы XBOCT, Alohadance и Goblak. В эфире они все выполняют роль аналитиков, однако то, зачем они в эфир выходят и как себя там ведут, отличается довольно радикально.

Ответив на один мегаочевидный вопрос, вы, во-первых, намного лучше поймете, надо оно вам или нет, а во-вторых, вы сможете перейти к разбору того, что у вас за образ, и насколько он хорошо придуман и исполнен. Довольно очевидно, что чем дальше ваш образ будет от реальной версии вас, тем сложнее будет его поддерживать и отрабатывать.

Мне кажется, что в лайве поддержание некоего нереального сценического образа намного сложнее, чем сделать это же, исполняя роль в записанном видео, имея практически неограниченное количество дублей и всю силу монтажа. На 5-6 час эфира притворяться не тем, кто вы есть на самом деле, станет довольно сложно, да оно, по правде говоря, и не нужно. Но вот взять за основу себя как личность, подчеркнуть все ее сильные стороны и добавить немного фишек, которые необязательно должны дублироваться в вашей настоящей жизни – из этого вы вполне можете построить очень сильный эфирный образ.

Когда стратегически ваш образ вам самим понятен, вы правильно расставите приоритеты и отпустите то, где вам столько своих сил тратить не нужно. Если ваша жизненная позиция звучит так: «Я мега рофлер, от которого всякий раз в эфире ждут забав и веселья, и я хочу зажигать улыбки людей по всему миру, когда они смотрят на меня», то от лишней тысячи MMR, еще одного занятия с логопедом или дополнительной сотки просмотренных игр изменится немногое.

А вот построить крутые отношения с коллегами, чтобы можно было с ними и над ними ролфить, придумать, как всегда выходить в эфир в правильном настроении и майндсете, сходить на курсы ораторского мастерства, отсматривать лучших юмористов мира и анализировать их работу, да еще и понять и принять то, что не всем людям понравятся ваши рофлы, да и просто рофлы 24/7 – это очень поможет вам развивать свой созданный образ.

Далеко не все успешные комментаторы задавались такими вопросами, и это не мешает им чувствовать себя замечательно и даже развиваться. У некоторых из них была яркая готовая личность, которая понравилась зрителям, либо было намного больше времени, чтобы органически развиваться, либо был природный талант, который получилось допилить без огромного стресса, блокеров и проблем.

Но вот у начинающих и/или не очень успешных комментаторов я часто замечал и замечаю такие проблемы, и они не знают, с какой стороны взяться, чтобы становиться лучше. Поэтому, чтобы импрувнуться, они еще больше наращивают свое мастерство там, где они уже и так достаточно хороши. Если вы волнуетесь, мнетесь в кадре и при направленной на вас камере превращаетесь в глупого валенка – лишние 500 каток в Доту вряд ли это исправят. Работа со своими комплексами, с психологом, преподавателем по публичным выступлениям и ораторскому мастерству – может помочь.

Звучит довольно очевидно, не правда ли? Наверное, если бы я не встречал так часто людей, которые пытаются работать не правильно, а много, и которые не знают, где лежит их развитие – мне было бы слишком лень написать такой лонгрид!

Поэтому мой совет будет звучать примерно следующим образом: если само по себе чудо не происходит, но вы не готовы сдаваться – попробуйте подойти к себе, своей личности, образу и эфирной работе более осознанно. Тогда вы намного легче обнаружите моменты, где вы накосячили и будете знать, что с этим делать.

Вот как-то так выглядит мое мнение на тему: «С чего начать, чтобы комментировать?». Было ли вам это интересно и познавательно читать? Хотите ли, чтобы я продолжил делиться подобными мыслями? Где вы не согласны, и где не узнали?

Как собирали Virtus.pro: Соло стоил в 3 раза дороже Рамзеса, игроки были готовы заплатить NaVi за Роджера

Финал Битвы блогеров: лучшие посты лета уже здесь

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья