Реклама 18+
Реклама 18+
Блог Daily Oracle

«Лучше иметь один состав, но лучший в мире». Он подписал команду Резоля

Из-за новых правил Valve составу команды VGJ.Storm пришлось искать нового спонсора. Команда Резоля была лакомым кусочком на рынке, но свой выбор парни из VGJ.Storm остановили на новой организации, Forward Gaming. «Чемпионат» опубликовал большое интервью с ее владельцем, Давидом Даштояном. Он не так известен в коммьюнити, но находится в киберспорте очень давно – каждый из вас знаком с его работой.

Начинал киберспортивную карьеру как организатор турниров с призовым в 10 000 рублей

Изначально я был банковским сотрудником. На самом деле, меня все устраивало, я работал в крутом отделе. Но у меня был друг Саша, который очень любил доту и познакомил меня с профессиональной сценой этой игры. И он постоянно ныл, как он хочет попасть в киберспорт, но никак не может этого сделать. В один момент я ему сказал: «Саша, хватит ныть! Давай прямо сейчас, пока лето, организуем свою любительскую студию». У меня было свободное помещение, мы заказали туда баннер с нашим логотипом, купили веб-камеру и проводили трансляции. Мы тогда организовали онлайн турнир, сначала на 10 тыс. рублей, потом на 12 тыс. и их же и комментировали».

Развивал медийку Comanche 

Мы работали над этой студией, комментировали небольшие турнирчики, на нас подписались 2-3 тысячи зрителей во «ВКонтакте». Потом я написал менеджеру Comanche с просьбой записать интервью с командой. Тогда они как раз были на подъеме, прошли на WESG, о них начали говорить. Когда это интервью вышло на Youtube, владелец Comanche предложил мне снять блог про свою команду, который мы назвали «Путь в киберспорт». Он получился достаточно популярным. Мы сняли 10 серий, и каждую из них посмотрели 60-70 тыс. человек.

Позже у владельца Comanche буквально украли игроков в «Анжи». Тогда он решил не продолжать заниматься командой, но предложил мне работу в одном из своих агентств. Там я руководил отделом киберспорта и гейминга, занимался агентской работой в области медиа: закупал рекламу у стримеров, делал спецпроекты на Youtube. Но все-таки эта работа оказалась немного дальше от киберспорта, чем я того хотел. По сути, ты мало как связан с киберспортивной сферой, кроме общения со стримерами. Поэтому я захотел попробовать поработать в ESforce.

Пробился к Снегу через охрану

Наверное, это самая крутая сказка и история, которую я постоянно рассказывал своим коллегам в ESforce. Я тогда в силу своей юности не до конца представлял, что и себя представляет Антон Черепенников. Конечно, я слышал, что он привлек инвестиции от Усманова, но полтора года назад я был наивнее, чем сейчас. Потому я думал, что мне нужно его «поймать» и просто попроситься на работу. Вот так просто! Я начал ходить на все турниры, которые проводили ESforce и ФКС, ходил на Кубки и Чемпионаты России. И на одном из этих турниров в Yota Арена я увидел, что Антон находился в VIP-комнате, дверь в которую была открыта. Я собрался с мыслями, уверенным шагом пошел в сторону этой комнаты и уже обдумывал, как начать беседу. Тут же ко мне подошли два охранника и мягко объяснили, что я не туда зашел. Тогда я понял, что все будет не так просто. Начался Epicenter по Dota 2, который состоялся в мае 2017-го года. Я пробрался туда по аккредитации для прессы благодаря каналу «Путь в киберспорт». Пресса тогда сидела на одном этаже, а ложи для партнеров и крутых ребят находились на другом уровне. Правдами и неправдами я пробрался на нужный этаж, зашел в Twitch-ложу, где сидят игроки, и начал выискивать Антона глазами. Сидел очень долго, начал отчаиваться, выискивать его в коридоре. Вдруг замечаю – вот он! Прогуливается по холлу с Solo, и тот ему объясняет, почему они проиграли на Epicenter. Я хожу за ними по пятам на расстоянии, чтобы охранники меня не заподозрили в нечистых делах. Когда Solo с ним закончил разговор, я подбегаю к Антону со словами: «Можно с вами буквально две минут переговорить». Он жестом показал охранникам, чтобы они меня пропустили.

Я подошёл, рассказал, что очень хочу у них работать. Рассказал, что посылал своё резюме везде, куда только можно: на HeadHunter, на сайте организации, но мне нигде не отвечали. Антон улыбнулся, пожал мне руку и сказал: «Извини. Продолжай пробиваться. У нас по-другому никак».

Я решил, что это он меня так мягко послал. А на следующий же день мне ответил HR и пригласил на собеседование. Я решил, что это Антон что-то им сказал. Уже потом на работе я к нему подошел, поблагодарил и напомнил всю эту историю. Он посмотрел на меня с недоумением и заявил, что никому ничего не говорил. И сколько бы раз я его не спрашивал об этой ситуации, он всегда утверждал, что он никак не способствовал моему трудоустройству. Вот такая забавная сказка.

Отвечал за спонсорство с Virtus.pro и KFC Battle

В основном я отвечал за спонсорские обязательства Virtus.pro. Но еще был интересный опыт, когда я вел проект KFC Battle. Это получилось практически случайно, обычно я отвечал именно за Virtus.pro.

Считает, что у команд из СНГ проблемы с мерчем

  • Я когда-то являлся фанатом футбола и «Барселоны», и когда ты покупаешь майку этой команды, ты испытываешь особое наслаждение. А в СНГ пока ни у одной команды я не увидел атрибутику, которой было бы приятно владеть.
  • Мне многие объясняли, что в силу низкой покупательной способности нашего населения, нет смысла производить дорогие вещи. Лучше делать дешевле, чтобы люди могли себе это позволить. У меня другая точка зрения. Я считаю, что мерч любимой команды должен быть для тебя ценностью. А ценишь ты то, во что ты вложился, денежно или нет.
  • Когда я работал в ESforce, у нас под крылом был и FragStore, так что я следил за формами и VP, и Na’Vi, и Gambit.
  • Помню, как Алексей Кондаков, владелец Vega Squadron в интервью говорил, как они поработали над своей джерси и как она им нравится. Я посмотрел на нее — и не увидел ничего особенного.

Долго выбирал название организации

Мы очень долго выбирали это имя. Идеальное название должно удовлетворять нескольким критериям. Во-первых, его должно быть приятно произносить и оно должно хорошо «кричаться» на стадионе. С этой точки зрения я считаю Virtus.pro очень удачным названием, потому что последний слог прям хочется выкрикнуть. И как мне показалось, Forward Gaming тоже органично в этом плане.

Второй момент более прагматичный, и он связан с маркетингом и партнерскими обязательствами. Название должно быть нейтрально и не вызывать каких-то негативных эмоций. Например, если назвать организацию Addiction Gaming, то это будет стоп-сигналом для Red Bull или Monster Energy, потому что всегда при упоминания данного партнерства будет проскальзывать “Red Bull / Addiction”. А Forward — нейтральное и даже позитивное слово. Третье ограничение — свободные ссылки и адреса. Домен Forward.gg оказался свободен, страницы в Facebook и Instagram с таким же URL тоже были не заняты. Оказалось, что только в твиттере хорошие URL уже зарезервированы и нам пришлось использовать немного другой адрес. Но насколько я знаю, это можно будет поменять после регистрации товарного знака. И четвертый момент, который хоть и не основной, но желаемый. Этот термин должен быть понятен и для англоговорящих, и для русскоговорящих зрителей. К тому же ясно, как сделать персонализированную форму этого слова и назвать игроков — «форварды». Вот у Na’Vi с этой точки зрения не самое удачное название. Потому что «навишники» — звучит так себе.

Две недели договаривался с игроками Forward Gaming

Покупательная способность американской аудитории примерно в 10 раз выше, чем в СНГ. YouTube за каждый просмотр рекламы от американца может заплатить в 12 раз больше, чем за просмотр рекламы из России. На Twitch, на сколько я знаю, еще больше разница. Так что это привлекательный рынок.

Но есть момент, который помог утвердиться в этом решении — американцы гораздо щепетильнее относятся к обсуждению всех деловых вопросов. Если говорить о нашей команде, то это были очень затяжные переговоры. Их хотели выкупить многие организации, устоявшиеся и богатые. И в процессе этих переговоров мне открылось, насколько американцы более профессиональны в деловых моментах. Они спрашивали у нас о таких вещах, о которых игроки в СНГ никогда не задумываются. Они спрашивали, как устроена наша организация, какая будет связь между отделами и менеджерами, кто и что будет от них требовать, как часто их будут просить публиковать рекламу и так далее. В итоге мы отправили им большой письменный оффер на 10 страниц. Игроки интересовались буквально всем. И это настолько приятно меня поразило, что я утвердился в этом решении.

Не хочет быть как Virtus.pro

Мы категорически не хотим стать организацией с «синдромом Virtus.pro». На протяжении практически всей истории этой организации один состав тянул другой: сначала CS:GO был сильной командой, в Dota 2 слабее, сейчас наоборот. Мы хотим избежать такой ситуации и развиваться как Astralis. Лучше иметь один состав, но лучший в мире. А если есть возможность, то нужно становиться Team Liquid или Cloud 9 и бомбить практически по всем направлениям. Но открывать составы просто чтобы они были, мы не хотим.

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья
Реклама 18+