Блог Как это работает?

Quake изобрел киберспорт. Теперь он никому не нужен

Александр Чернышев выяснил, как это вышло.

  • Quake – первая в истории серьезная киберспортивная дисциплина.
  • Основной режим Quake – Дуэль, и это очень сложно: надо следить за появлением айтемов на карте, знать 7 видов оружия, уметь перемещаться прыжками и правильно стрелять себе под ноги из ракетницы.
  • В Quake было сильное коммьюнити, но очень для своих (хотя к новичкам относились хорошо). Это тоже отрицательно сказалось на популярности игры.
  • Последняя серия Quake – Quake Champions, вышедшая в 2017 году. Пока ее не получилось раскачать как киберспорт.

Первый киберспортивный турнир в истории, QuakeCon, прошел в 1996 году. Вряд ли кто-то из его участников мечтал, что игры когда-нибудь станут профессией. Они просто устроили фестиваль для любителей Quake и принесли собственные компьютеры в отель неподалеку от офиса id Software (компании, которая создала их любимую игру), надеясь пообщаться с разработчиками. Топы id Software Джон Кармак и Джон Ромеро пришли в отель, где собрались фанаты, помогли оплатить им счета, поиграли вместе с ними и рассказали о планах. С тех пор QuakeCon стал ежегодным турниром, а роль разработчиков в его организации росла с каждым годом.

В 1997 году Кармак усилил турнир по Quake Red Annihilation и организовал призовой фонд. На кону оказалась Ferrari 328 GTS Джона, которую выиграл Деннис Thresh Фонг.

На QuakeCon в том же году Джон познакомился с будущей женой, а в 1998-м турнир стал профессиональным – официальный призовой фонд составлял $15 тысяч.

В декабре 1999 года вышла Quake III: Arena. Впервые в серии разработчики вовсе отказались от одиночной кампании и полностью сосредоточились на мультиплеере. В то время это была идеальная киберспортивная дисциплина. В игре было 4 режима, а дуэльный даже назвали турниром:

  • Free For All — классический Deathmatch;
  • Team Deathmatch — командный Deathmatch;
  • Tournament — Дуэль;
  • Capture The Flag — захват флага.

В Quake 3 играли на каждом уважающем себя турнире до 2003 года – и на WCG, и на CPL. В 2003 году место Квейка занял Unreal Tournament 2003, а разработчики поторопились реанимировать дисциплину и через 2 года выпустили Quake 4. Но c него начался закат Quake: игра вышла сырой, с кучей багов и поломанным балансом, поэтому квейкерам пришлось уйти в другие дисциплины.

Реальный шанс спасти серию был у вышедшей в 2010-м Quake Live – игра получилась действительно качественной и понравилась геймерам. Это был любимый всеми Quake 3, но абсолютно бесплатный и запускающийся через браузер. За полгода бета-теста в нем зарегистрировались более миллиона игроков. Появились ачивки и обучение, сервера показывали уровень мастерства игроков, а турнирные операторы выбирали QL в качестве дисциплины – на ESWC, DreamHack и ASUS играли в Quake Live.

Несмотря на улучшения, игра все равно осталась слишком тяжелой для новичков, которые заканчивали матчи с двузначным числом в графе смертей. Сложные механики никуда не делись, а система подбора сервера была далека от идеальной. Если переводить на Доту, то в одной игре могли спокойно попасться игроки с 200 MMR и 3000 MMR.

* * *

Спустя 24 года на Инте разыгрывают более $30 млн, клубы подписывают спонсорские контракты с BMW, а топовые дисциплины собирают миллионы зрителей. Но не Quake.

Пиковый онлайн Quake Live на карантине вырос на 25%. Звучит сильно, если не знать итоговое число: 814 человек. Quake Champions подрос на 28% - итоговый онлайн 1876 человек. Меньше двух тысяч игроков запустили шутер, который должен был стать убийцей Overwatch. Сегодня вместе с профессиональным игроком в Quake Live, участником ASUS Winter 2011 и чемпионом HouseofQuake по TDM4 Apollo мы выясним, почему Quake не смог в киберспорт.

Quake просто очень сложный. Есть казуальный режим для новичков, но переход на следующую ступень жесткий

Основным турнирным режимом Quake считалась Дуэль. Для того, чтобы заиграть на среднем уровне, необходимо было уметь использовать кучу механик. Нужно считать предметы, которые появляются на карте, предугадывать, куда может пойти соперник и заспамить проход ракетами/гранатами. Отслеживать, сколько урона вы нанесли, чтобы понимать момент для агрессии. Идеально знать карты, расположение всех айтемов и самые быстрые маршруты передвижения.

Если в режиме 5х5 можно просто бегать и стрелять, то Дуэль превращается в шахматы – необходимо захватить контроль над картой и оставить противника без ресурсов. Естественно, более опытный игрок легко ставит мат человеку, который только что выучил, как передвигаются фигуры.

Расскажем поподробнее о важнейших механиках Quake, чтобы вы поняли, насколько это сложная игра. 

Айтемы

Обязательно нужно следить за появлением трех наиболее важных предметов: Меги, красного армора и желтого армора. Мега добавляет 100 здоровья, красный армор – 100 брони, а желтый – 50 брони. Арморы появляются на карте каждые 25 секунд, а Мега – 35.

Дополнительные броня и здоровье это здорово, но даже если не получается контролировать карту, вы все равно обязаны знать, в какой момент они появятся. Следя за таймингами, можно примерно предсказать, когда враг будет неподалеку от предметов, чтобы убить его и перехватить контроль.

Оружие

В игре 7 основных видов оружия, которые тоже разбросаны по карте. Их нужно контролировать и понимать, какое оружие лучше использовать в конкретной ситуации, в какой момент его можно безопасно поднять и помнить, что подобрал соперник.

  • Machine gun – дефолтный пулемет, с которым вы возрождаетесь;
  • Shot gun – дробовик, который очень эффективен в ближнем бою;
  • Rail gun – аналог снайперской винтовки. Патрон летит моментально и наносит много урона;
  • Lightning gun – оружие, которое стреляет без кулдауна, но требует навыка. Шафт наносит много урона, если получится идеально водить мышкой за соперником;
  • Grenade Launcher – гранатомет, который используется для спама проходов;
  • Plasma gun – наносит много урона, быстро стреляет, но патрон летит долго. Что-то среднее между дробовиком и шафтом;
  • Rocket Launcher – ракетница, которая наносит много урона по области, имеет взрывную волну, которая отталкивает соперника или игрока. Отлично подходит для прострелов проходов и айтемов. Используется для Рокет Джампов.

Rocket Jump

Быстро перемещаться по карте важнее, чем иметь полный столб здоровья, поэтому в Quake игроки очень часто используют Rocket Jump – стреляют ракетницей под себя и прыгают, чтобы их подбросило взрывной волной. Звучит легко, но получается далеко не всегда. От взрывной волны герой получает урон, а в полете невозможно управлять перемещением персонажа, который становится легкой мишенью. Нужно понимать, когда, как и куда можно запрыгивать. Для тренировки этого навыка даже была специальная обучалка:

Распрыжка

Это основа движения в Quake, игроки прыгают всегда. Буквально. В игре физика работает так, что каждый следующий прыжок длиннее предыдущего, если все делать правильно. Невозможно выиграть в Quake без распрыжки. Для удобства прыжок биндят на правую кнопку мыши, а в игре есть тренировка, которая поможет освоить этот навык:

Только на изучение основ могло уйти несколько месяцев. Правда, для веселья и знакомства с игрой в Quake был предусмотрен особый режим.

5 самых сложных и секретных концовок видеоигр

«Кроме Дуэлей, в Quake был специальный режим для новичков – Free For All, – рассказывает Apollo, – на самом деле это был обычный Deathmatch (то есть все стреляют во всех – Sports.ru). В него играли только новички – это наиболее рандомный и веселый режим. Те, кому надоедало просто стрелять и бегать по карте, переходили сначала в Клан арену – драку 5х5 с со всеми айтемами, а потом и в дуэли и командные дисциплины.

Считать айтемы – дело привычки. Вначале, конечно, сложно грамотно передвигаться по карте, каждые 30 секунд считать, держать 1-2 цифры в голове, но потом привыкаешь. Эти тайминги у тебя уже на уровне чувств проходят и ты бессознательно понимаешь, когда появится айтем. Были и оптимальные маршруты на картах, которые укладывались в идеальные тайминги. Игроков, которые по ним играли, называли маршруточниками. С помощью маршрута ты, конечно, мог обыграть новичка, но не сильного игрока».

Небольшое и дружное комьюнити – круто, но тоже не для новичков

Небольшое комьюнити Quake имело свои плюсы и минусы. На серверах всегда были знакомые люди, с которыми можно было тренироваться и общаться, все знали друг друга, проводили турниры. Собрать команду из сильных игроков было несложно. Но для новичков Quake был непростой игрой. Комьюнити поддерживало их, проводились специальные турниры только для слабых игроков, чтобы они могли совершенствоваться, находить друзей и оставаться в тусовке, но игра все равно была слишком сложной.

Дота тоже была сложнее. Тест для олдов про старые сборки: ШБ без Амулета, Армлет без Когтей

Об этом говорит и Apollo:

«Соревнования по Quake всегда были и будут, в каком бы состоянии игра ни была. Quake в мое время был игрой для своих, со своим коммьюнити, со своими организаторами, со своими спонсорами-меценатами. Турниров и участников всегда было достаточно, хоть каждый день играй. Места для турниров были вполне обыкновенные – компьютерные клубы. Пиво пили после соревнований, тусили вместе. Ну кто-то конечно и во время пил :). Даже вне ланов собирались на шашлыки в парке, компания довольно дружная была у нас.

Легко завязывалось общение, все было просто, каждый день на серверах можно было встретить знакомых людей. Были каналы в mIRC, Teamspeak, а затем в Discord для комьюнити. Если ты хотел быть в тусовке, знать о всех проходящих турнирах, собрать команду для TDM (командный турнирный режим – Sports.ru), потренироваться с хорошими игроками, то тебе просто необходимо было в них состоять. Это и был Quake.

Иначе зашел ты пострелял день, два, неделю. А дальше надоедает – в чем смысл? И ты уходишь. Смысл любой соревновательной игры – совершенствование своего скилла, а без комьюнити это было гораздо сложнее и скучнее делать. Easy to learn, hard to master – есть куча нюансов, которые постигаются во время игры».

Никаких возможностей заработать в этой системе у средних игроков не было. Либо ты лучший в мире и зарабатываешь на этом, либо играешь ради веселья. Из-за небольшого количества игроков и топовых турниров, о тир-3 сцене вообще не могло быть и речи. На всех более-менее приличных турнирах принимали участие все – и лучшие игроки мира, и те, кто играет несколько месяцев. Конечно, приятно выйти против какого-то знаменитого игрока на турнире, но заработать было невозможно. Даже системы рейтинговых игр не было – игра показывала сложность на сервере, но не запрещала присоединиться. Новичок мог зайти на любой сервер и попасть на очень сильного игрока.

В Quake Champions добавили нормальный матчмейкинг, но игра все равно осталась очень сложной для новичков – в нерейтинговых играх даже убрали колонку, показывающую количество смертей, чтобы не расстраивать нубов неприятной статистикой.

В VK Play распродажа! Assassin’s Creed: Одиссея за 799 рублей, Mortal Kombat 11 за 414 рублей, а Batman: Arkham Origins – за 104 рубля

Хотя Apollo не считает это проблемой:

«Что было реально круто в Квейке. Играй ты хоть первый день, ты мог записаться практически на любой турнир и сыграть с лучшими игроками мира, хоть с тем же Кулером или Сайфером (россиянин и беларус, многократные победители топовых турниров по Quake – Sports.ru), если тебе повезет попасться на них в сетке.

На серьезных турнирах с достаточно крупными призовыми играли лучшие в мире. Если ты не являлся таковым, шансов у тебя было немного. Хотя поучаствовать в отборах можно было всегда. На более мелкие турниры топ-игроки записывались по возможности, и для игроков среднего или чуть выше среднего уровня было неплохим результатом занять место в топ 3-8 и получить небольшую символическую денежку за свои старания. За победу на Московской Киберлиге для студентов за 1-е место мне подарили розовый ноутбук, на котором Quake даже не шел, а за победу в ТДМ 2 на 2 с Latrommi (Latrommi выиграл первое место в командном режиме первого турнира по Quake Champions с призовым фондом в $1 млн – Sports.ru) на турнире в Питере отбил билет в одну сторону :)».

В Quake остались кое-какие деньги, не так давно прошел турнир с призовым фондом в миллион долларов. Но серию он не спас

Quake Live был обновленной версией Quake III – и предпоследней на данный момент. За первые 8 месяцев бета-теста в игре зарегистрировалось более миллиона игроков, на QuakeCon разыграли почти 400 тысяч долларов за 8 лет.

«Я начал играть в него примерно в 2008 году, когда учился в школе, – вспоминает Apollo. – На тот момент у меня был выбор между Counter-Strike: Source и Quake Live в плане того, где можно пострелять. Очевидно, что выбор пал именно на Quake, ведь он гораздо более динамичный и интересный. Еще и патроны летят туда, куда наводишь прицелом, в отличие от CS».

Team Fortress 2 – великая игра. Valve любила ее невероятно, а потом просто забыла

Продолжение Quake Live, Quake Champions, появилось в 2017 году. На первом турнире по Quake Champions призовой фонд составлял $1 млн.

«Крупные турниры всегда были, хотя, конечно, призовые с той же Дотой ни в какое сравнение не идут (на ASUS Winter 2011 победитель турнира по QL получил 6000 рублей, победитель по Доте – 40 тысяч рублей, а победитель по CS получил 150 тысяч – Sports.ru), – говорит Apollo. – Но посмотрите на заработки топовых игроков в Quake Live и Quake Champions (Cooller заработал более $300 тысяч, Cypher – более $150 тыс. – Sports.ru.) – достаточно хорошие деньги, я бы точно не жаловался, если бы мог столько выигрывать».

Но именно Quake Champions стал символом упадка серии. Люди уходили в другие дисциплины, онлайн начал падать, на выход пошли и спонсоры – и количество зрителей на турнирах по Quake Champions было в 20 раз ниже, чем у конкурентов. Новая игра не спасла Quake – показатели не изменились, а проблемы никуда не делись. В России некоторые турниры порой организовывались одним человеком, а призовых едва хватало на поезд до города, в котором проводился лан.

Из Quake Live и Quake Champions стали уходить не только казуалы, но и профессиональные игроки, например Cypher играл за NAVI в Apex Legends, а Cooler успел поиграть и в Apex Legends, и в Overwatch. В 2018 году было всего 6 крупных турниров по Quake, из-за этого содержать игроков стало невыгодно, ведь медиа-поводов очень мало, а зарплату нужно платить каждый месяц. Призовые тоже начали резко снижаться. На первом турнире по Quake Champions разыграли $1 млн, на втором $155 тысяч, а на третьем всего $65 тыс. Уход казуалов Apollo объясняет все той же сложностью – с введением в Quake Champions способностей для персонажей игра проще не стала.

Natus Vincere подписали легенду Quake. Но играть он будет в Apex Legends

У конкурентов по-другому.

«Если Quake изначально игра, заточенная под соло даже в командных режимах, то Overwatch – командная игра, – объясняет Apollo. – Это даже не шутер, а скорее моба с элементами шутера. Игра как будто говорит: «Поиграй в меня, тебе будет очень приятно». Близзарды продумали все аспекты. Есть соревновательный режим для задротства, но в целом в ней можно просто отдыхать и получать фан. В Quake же только пот и только хардкор. А вообще вопрос, почему Quake не нравится всем, для квейкеров очень философский. Определенно каждый квейкер-задрот просто до безумия обожал эту игру и каждый был горд называть себя квейкером».

Разработчики Quake Champions уверяют, что работают над тем, чтобы сделать игру более дружелюбной. Но, кажется, уже поздно.

Разработчики Assassin’s Creed добавили побочные миссии за пять дней до печати. Все из-за ребенка директора Ubisoft

5 фанатских теорий, подтвержденных разработчиками. Ядерные бомбы, аутизм и суперсилы

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья