Чернышевщина
Блог

Почему они так играли? NS и Санта – о походах в лес с нулевой минуты

Путешествие во времени.

В этой рубрике мы будем разбираться, почему раньше было в мете то, за что сейчас можно получить парочку репортов и что повлияло на изменения. Сегодня вместе с НС’ом и Сантой разберем, почему игроки ходили в лес с нулевой минуты.

Когда появились лесники?

Кажется, лесники в Доте были всегда. Ведь это естественное желание – расслабиться, не воевать на линии, а спокойно поиграть в PvE в лесу. Не самый высокий уровень игры в первой Доте позволял начинать из леса: очень редко кто-то пытался напрягать лесника, блокировать лагеря вардами или просто гонять его. Тогда к Доте относились как к развлечению, а зачем портить игру и себе, и вражескому леснику? Непонятно.

Санта: Все это пошло как раз с первой Доты, с тех времен, когда лесника было нормально взять, типа все линии разобрали, пойду в лес качаться, дам врагам ##### [по голове]. Раньше это было нормой – в клубе компьютерном человек хавает, сухарики себе взял – кириешки с хреном. Руки заняты, взял Акса, он вертится сам. Доел – уже уровень есть, можно и поиграть.

Уходить в лес было нормально

Потом про-игроки пришли к расстановке 1-1-3, но лесники все равно остались и стали отдельной стратегической фишкой. На форумах до сих пор спорят, когда появилась идея ходить триплой: кто-то говорит, что ее придумал PGG, кто-то, что еще в 2006 году так играли в ЮВА. Так или иначе, расстановка 2-1-2 редко использовалась – команды старались обеспечить хороший фарм своему керри и отправляли к нему на линию сразу двух саппортов. Тут-то и наступил звездный час лесников – команды брали себе саппорта, который мог начинать из леса и зарабатывать деньги, а оффлейнеры страдали против трех героев.

NS: Ходить в лес со старта было нормально, потому что крипы появлялись на нулевой секунде (или на 30-й, я честно уже и не помню), вместе с крипами на линиях, очевидно. Ну и на части персонажей, типа Чена, Энчи или Энигмы, фармить лес с первого уровня было довольно полезным занятием.

Показательная карта, в которой оба оффлейнера имели первый уровень на 6-й минуте, зато Пуппей отлично себя чувствовал в лесу и имел третий крипстат на карте, а Войд и Нага вовсе стояли против крипов:

Nix – лучший керри СНГ. И это беда

NS: Расстановка 2-1-2 в принципе всегда имела место быть, но чаще играли 1-1-3, ну или брали лесника. Сам факт того, что брали лесника, который вообще мог минут 5-10 ничего не делать, намекает, что и 2-1-2 могло использоваться. Но долгое время профессиональная сцена была достаточно консервативна, к тому же были и иные причины, связанные с игровой экономикой.

Santa:  Лес – это проигранная линия, где герой 1 стоит. Когда триплы ставили проигрывался еще и мид, но и с даблами это возможно. Зачем брать лес если на линии ты получаешь очень много? Это можно делать только если у врагов слабые линии или у тебя суперсильный оффлейнер, но зачем брать в таком случае лес тоже непонятно – возьми сильного сапа, выиграй линию и игру.

Фишки фарма леса: как Лост ошарашил Санту стаками

В лесу можно было достаточно эффективно фармить – стакать лагеря, отводить пеньков Фуриона или Эйдалонов Энигмы, чтобы они танчили крипов по очереди и наносили при этом урон; использовать Доминатор и стакать лес не отходя от линии или фармить лагеря прирученным Совухом. Одно время у сил тьмы был очень удобно расположенный лагерь древних крипов, которых можно было стакать Бистмастером или Алхимиком. 

Virtus.pro всех напугали, сыграв худшую карту за три года. Но исправились

NS: Вопрос эффективности лежит в плоскости того, о каком периоде речь. Когда-то очень давно крипы в лесу были настоящими демонами, они использовали все свои скиллы в любого персонажа, который их атакует. Скажем сатиры начинали тебя пуржить и манабернить  — не очень приятно, особенно в начале. Ну вообще одной из первых фишек, что придумали в лесу, конечно, были стаки. И кто-то когда-то сообразил, что можно настакать 3-4 раза и зафармить это всё Ченом, переменив Совуха и использовав его торнадо. Вообще механики и сам лес очень сильно изменились за 5-10 лет. 

Santa: Не знаю, никогда лес не любил. Есть история – пришел я как то 100 лет назад на турнир еще в первой доте с Лостом, а играли против ПГГ и НС’а в финале. Я на Тайде бахал, а Лост на Луне. Смотрю, Лост Доминатор собрал и что-то там мутит, я особо за ним не следил – ситуация в игре напряженная была. И тут он говорит: «Санек, пойдем». Ну я иду за ним, заходим на древних, а их там тьма-тьмущая, нет числа просто. Ну стаков 7 было, может больше, комп залагал сразу. Я в шоке был, никогда такого не видел. В итоге я затанчил, он зафармил, сразу половину слота как с куста, в итоге выиграли. Тогда Димон в моих глазах богом Доты был, а он эту фишку у китайца какого-то подглядел вроде. Никто в мире так не делал. Никто. Это так просто, но так сложно для понимания в то время.

Пулить крипов только учились: Funn1k доигрался и потерял две вышки

Через год после TI2 практически ничего не изменилось в плане расстановки линий или востребованности лесников. В финале TI у каждой команды оказалось по леснику, которые занимали третью и четвертую строчку таблицы крипстатов, а керри снова стояли против крипов. Дота развивалась в другом направлении – команды старались решить проблему отсутствия фарма оффлейнеров. Уже в 2013 году Фанник демонстрировал ноу-хау и пулил крипов из под вражеской Т2, поэтому на 6-й минуте у него уже был четвертый уровень! 

У Gambit большие проблемы: проиграли Vikin.gg, неуверенные драфты, нет работы над ошибками

NS: Оффлейнеры очень редко что-то подобное делали. Помню знаменитый мув Фанника в игре за NAVI против HR (сейчас не вспомню, что за турнир был). Фанник стоял в оффлейне на Друиде и начал саммоном водить крипов, как это сейчас часто делают, но он немного перестарался и настакал пачки 4 крипов, которые спушили ему 2 вышки, и при этом он толком ничего не зафармил. Ту игру NAVI минут за 20 проиграли в итоге. Да, до грамотных игр с крипами доходили очень долго, по факту этому изобретению года 3-4, не больше, до этого все честно стояли на линиях :)

Santa: Я помню, в Китае был на турнире, спрашиваю Денди в мирке: «Данила, помогай, как китайцев побороть?». Он говорит: «Есть одна фишка в оффлейне – на саппорте встречаешь пачку крипов и гуляешь с ними, подводишь под башню и хопана – линия у твоей вышки. Я попробовал и это реально сработало. Потом я на какой-то лиге также сделал, все были в шоке и меня в европейскую команду позвали Демон и Фир, потому что никто так не делал. Единицы. А рассказал мне это Данька.

TI 4 – последний турнир с лесниками. Китайцы уже отказывались от них и придумали роам

На TI4 западные команды продолжали использовали лесников: например Cloud9 дважды играли с Энигмой и проиграли обе игры, NAVI безуспешно брали себе Энчу, а Evil Geniuses проиграли Newbee в финале верхней сетки с лесником. Будущие чемпионы турнира заблокировали лес с помощью вардов, поэтому Заю пришлось бить древних крипов на Энигме с Миднайт Пульсом (ниже – таймкод):

«Ана, почему ты фидишь?». Пятая карта финала TI8 от Нотейла

Team Liquid решила взять себе жадную Энигму в лес, а игроки LGD наказали их за это – сначала пришли триплой в сложную, сбили темп вражескому керри, а потом убивали всю карту:

NS: Фарм леса мог превратить игру в 4х5 на старте. Это особенно актуально, если речь идет о Энигме, которая просто фармит и не особо чем-то может помочь на карте. А вот Чен и Энча всегда были очень сильными как раз за счет того, что брали крипа и сразу же имели возможность пойти на помощь куда требуется. Чена вообще частенько банили, потому что он считался имбой. Забавно, он и до сих пор ей является в какой-то степени. Времена идут, а этот аспект не особо изменился.

Santa: Самый сильный лес – это Энча и Чен, они реально были рабочие, потому что их сложно лесниками было назвать – они 50% времени были в лесу, 50% били лица. В лесу сидели просто чтобы их на карте не видно было, еще и крипы дают очень много. Получалось, что ты играл как за двух героев, а то и за трех, если речь об Энче или Чене, у которых игра пошла, но это высший пилотаж, сыграть хорошо на Чене.

* * *

А вот китайские команды практически полностью отказались от лесников на том турнире. DK, с которыми отказывались тренироваться накануне турнира один раз сыграли с Энчой и проиграли LGD, еще 2 раза Newbee брали Чена и побеждали за 14 и 17 минут. Оба раза против Vici Gaming и оба раза на последний пик.

У топовых команд региона стали появлялись роумеры (помните связку Fy + Fenrir?), темп игры ускорился, а в финале нас ждали карты по 20 минут. Можно сказать, что это последний турнир, на котором лесники появлялись не в качестве исключения. 

Раста, Шейкер, Рубик и Фурион в оффлейне были востребованы на протяжении всего TI. Игра строилась через активного кора вроде Фуриона или Разора, либо через пару саппортов, которые частенько ходили триплой в сложную линию, уничтожали ее, а затем и всю карту.  

Честный Резоль: объяснил, в чем проблема Эпилептика и Сэйва и чем хорош Куман

NS: На самом деле роумеров придумали лет 12 назад и довольно успешно использовали, героев было меньше, да и баланс был иной совсем, поэтому в качестве роумера обычно выступал один и тот же герой — Шейкер.

Santa: Гангать сложнее, чем фармить. Ну и были меты, когда грамотный фарм леса и пассивная игра были эффективнее, но надо было делать все суперкруто – соблюдать идеальные тайминги, стакать, брать героев которые могут 4х5 поиграть. Даже при этом чаще всего просто ставили вард в лес и убивали лесника убивали пару раз. 80% времени в доте агрессивная мета, кто напал – тот и прав, кто навязал темп – тот и прав.

К TI5 лес сильно ослабили

Еще перед четвертым Интом Айсфрог ослабил лес, но команды все равно продолжали брать героев типа Энигмы и отправлять их в лес. Перед TI5 вышел еще один патч, который окончательно дал понять, что Valve не хотят видеть лесников в игре. В итоге за весь плей-офф лесники появились всего три раза – Пуппей брал себе героя в джунгли дважды и оба раза проиграл (один раз против Virtus.pro), еще один раз Энигму взяли EG и за 59 минут смогли одолеть LGD в финале нижней сетки. 

Изменения перед TI4 (6.79):

  • Опыт от убийства нейтралов (кроме древних) делится теперь между обоими командами, а не между героями той команды, которая их убила;
  • Опыт за убийство Сатира-душекрада уменьшен с 88 до 62;
  • Опыт за убийство Сатира-мучителя уменьшен с 155 до 119;
  • Опыт за убийство Грязевого голема уменьшен с 119 до 88;
  • Опыт за убийство Тёмного тролля-призывателя уменьшен с 155 до 119.

Изменения перед TI5 (6.84):

  • Древний дракон: награда за убийство уменьшена со 199 до 170;
  • Древний дракончик: награда за убийство уменьшена с 50 до 40;
  • Древний грохозавр: награда за убийство уменьшена с 83 до 65;
  • Сатир-мучитель: награда за убийство уменьшена со 104 до 84;
  • Медведемон: запас здоровья уменьшен с 950 до 700;
  • Медведемон: награда за убийство уменьшена с 65 до 50;
  • Огр-чародей: награда за убийство уменьшена с 52 до 40.

Этот TI запомнится тем, что постановка линий снова изменилась – на этот раз на среднюю линию все чаще приходил саппорт и охранял своего мидера от гангов, ведь роумеры стали еще популярнее. Пуппей, конечно, понимал что делает – Квопу на миде загангать героями Virtus.pro было сложно, а Энигма имела идеальный фарм. Но посмотрите на остальные крипстаты – Луна страдает, а Дарксир не может уйти в лес: 

Четыре репорта: Баратрум на керри. Фармим разгоном, играем без BKB

Santa: В этих патчах экономику изменили, убили лесников. И слава богу. Это была такая себе тактика, потому что у саппортов развязывались руки, они начинали отводить, стакать, а самое главное – гангать мид. Привитая идеология Пуппея с лесными четверками не является 100% верной. Это Пуппей, он играет в свою Доту, не надо на него смотреть, у вас не получится ее понять и сыграть также. Это как повторять за Мираклом. Лес – позиция, которой надо спейсить, это как Алхимика взять, но он герой первой или второй позиции, а не четвертой.

Иногда лес воскрешали. Но ненадолго

В патче 6.86 Айсфрог придумал Iron Talon, тогда в пабликах снова начали появляться лесники, ведь новый артефакт позволял гораздо эффективнее фармить лес. Именно в этот период я перестал много играть в Доту и занялся другими вещами, а благодарить за это стоит лесных Легионок с талоном в каждой игре, которым не дали линию.

В Valve поняли, что погорячились и начали нерфить этот артефакт, а затем вовсе удалили его в патче 7.07 и возродили только в качестве нейтрального предмета. В профессиональных играх в лес с нулевой ходили не так часто, но оффлейнеры могли сместиться туда, если у них была действительно сложная линия. Тем не менее, в первом раунде плей-офф в матче появилось сразу два лесника с нулевой минуты:

Santa: Вот ты оффлейнер, против тебя трипла – ты ушел в лес. Но если не умираешь ты, то умирает мидер. Лучше тройке умирать. Вот я вспомнил, было время темное когда я в пабе в лес Сикера брал, когда забирали мид и керри. Не сказать, что руинил – брал 6 уровень быстро и бегал гангал, но это ##### [фигня] полная. Я просто саппортить не хотел, а то что получалось выигрывать значит, что враги раки.

* * *

С 7.00 по 7.06 было золотое время леса. Valve изменили время появления лесных крипов на раз в 2 минуты – но нейтральных лагерей стало больше, и количество доступного золота даже выросло.

Именно в это время прошел финал The Kiev Major: помните, как OG раз за разом проигрывали линии Virtus.pro, но затем лучше выжимали ресурсы с карты?

В 7.06 вернули респ нейтралов каждую минуту, уменьшив общее золото и экспу на 20% - но лес все равно остался более прибыльным, чем до 7.00.

Но 7.07 окончательно убил идею полноценных лесников: нейтральные крипы теперь появлялись с 1:00, а не на 0:30. 

Лес был действительно эффективным или не хватало понимания?

NS: Трудно сказать, очевидно, общий уровень понимания игровых возможностей был ниже, опять же, никто не мог додуматься до эффективных действий с захватом крипов между вышек и так далее. В общем, до того, чем сейчас занимаются даже в паблике в каждой второй игре.

Лесников перестали брать, когда крипы в лесу стали появляться позже, чем крипы на линиях. Чистый лесник, который вынужден ждать минуту, ничего не делая, стал не очень эффективным. Впрочем, опять же, лесники есть и сейчас, всё те же герои, они просто немного изменили геймплей. Энигма приходит в хард, стоит там какое-то время, а потом с удовольствием уходит в лес оставляя лайн другому персонажу. Чен какой-нибудь приходит и первую минуту просто стоит на линии, а потом идет за крипов, ну и так далее.

Santa: Вообще лес – для гениев. Проще пойти на линию и разбить лицо врагу – это просто и эффективно. Если люди берут лесника, то им или на игру плевать, или они себя гениями считают. В любом случае играть с гением в команде тяжело, потому что его не понимают простые смертные(привет Папич).

Сейчас фарм леса совмещают с другими полезными делами. Например, оффлейнеры могут пулить крипов за вышками и подфармливать вражеский лес – как это ловко показывал Близзи:

Или GH на Котле может долго стакать и фармить лес, если выиграл линию, но чистые лесники остались в прошлом. Профессиональные команды четко знают, зачем им нужен тот или иной герой, а вот в паблике лес со старта может серьезно нарушить баланс линий, ведь в моде снова расстановка 2-1-2.

Наверное, оно и к лучшему.

Больше бородатых историй от Санты на его стриме

Fantasy ESL One Los Angeles началось! Собери команду – в розыгрыше 15 суперпризов

11 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Хороший материал!
+14
0
+14
Отличный материал! Спасибо, было интересно почитать
+4
0
+4
Вспомнил фуриона на горке - прослезился
+2
0
+2
В чем проблема играть ролевой? там такое 1 из 10 игр максимум на любом рейте
В ролевом ты просто получишь бесполезного Пуджа или Мирану к себе в харду, которые еще и опыт в кустах стилить будут.
А пикрейт этих героев на всех рангах, кроме Divine и Immortal говорит о том, что таких игр точно больше 10% будет.
+1
0
+1
Вот это крутая статья!
+1
0
+1
"Помню знаменитый мув Фанника в игре за NAVI против HR"
против rox.kis играли
+1
0
+1
на 2к играть на хардлайнерах это сущий ад, каждую вторая-третья игру тебя пинают 1 на 2 потому что парень проиграл ролл за мид
0
0
0
на 2к играть на хардлайнерах это сущий ад, каждую вторая-третья игру тебя пинают 1 на 2 потому что парень проиграл ролл за мид
А раньше вообще 1 на 3 пинали. И это на турнирах!
0
0
0
на 2к играть на хардлайнерах это сущий ад, каждую вторая-третья игру тебя пинают 1 на 2 потому что парень проиграл ролл за мид
В чем проблема играть ролевой? там такое 1 из 10 игр максимум на любом рейте
0
0
0
В ролевом ты просто получишь бесполезного Пуджа или Мирану к себе в харду, которые еще и опыт в кустах стилить будут. А пикрейт этих героев на всех рангах, кроме Divine и Immortal говорит о том, что таких игр точно больше 10% будет.
10% можно и потерпеть
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий