Блог Мама, я в телевизоре

«Про медийку ноют только ленивые дети». Из Na`Vi в ESL и обратно в СНГ

Блог «Мама, я в телевизоре» совместно с телеграм-каналом «#КиберSLOVO» поговорил с одним из немногих русскоязычных сотрудников турнирного оператора ESL. Бывший геймер, журналист, контент и видео-продюссер Natus Vincere, который покинул украинскую организацию спустя 4,5 года и переехал в Польшу для работы в ESL. На днях Андрей «xeozor» Яценко не стал продлевать контракт с ESL и решил вернуться в Киев.

Xeo

– В твоих соцсетях указан довольно обширный список профессий. Расскажи немного о себе. С чего начинал и как сложилась твоя большая киберспортивная карьера?

– В старших классах серьёзно увлекался WarCraft 3. Играл на турнирах, был лучшим игроком в Харькове, но на всеукраинской арене особых результатов не достиг. Поэтому постепенно забил и переключился на World of Warcraft – играл PVP, был в топовой гильдии PVE, показывал хорошие результаты. Меня всегда привлекал соревновательный аспект в играх.

Параллельно с этим делал переводы на русский и английский всяких статей и интервью, потом начал писать новости на разные сайты. Мне было интересно, а еще за это иногда платили – идеальный фриланс для студента-геймера! Начал ездить на украинские турниры уже в качестве журналиста. На одном из них познакомился с Александром «ZeroGravity» Кохановским (основатель Na’Vi), а потом через несколько лет он пригласил меня в Natus Vincere. Думаю, с этого и началась моя карьера в киберспорте, в серьезном смысле этого слова.

– Самый актуальный вопрос последние десять лет: «как попасть в киберспорт». А как стать медийной частью этого движения, может быть какой-то совет от тебя?

– Если ты смотришь киберспортивные трансляции турниров или играешь в «киберспортивные дисциплины», то ты уже «попал в киберспорт». Если речь о том, чтобы работать в индустрии, то здесь нет никакой разницы, чем, если бы кто-то хотел работать в спортивной сфере, в бизнес-журналистике, ведущим на TV, маркетинг-менеджером в диджитал агентстве, и прочее. Самое важное – это большое желание и постоянная, фанатичная работа над собой. Ты должен любить то, что ты делаешь. Если идти в киберспорт чисто из-за денег – ничего не получится.

Что касается медийной части, то здесь уже нужны определенные личные качества. Интроверт вряд ли будет хорошим ведущим, застенчивому человеку трудно будет разговорить собеседника на качественное интервью, плохо разбирающийся в игре – не будет нормальным аналитиком. Нужно четко оценивать свои сильные и слабые стороны, а также много работать. Тогда возможно и невозможное.

– С чего начилась твоя карьера в Natus Vincere. Чем занимался и почему решил покинуть организацию после 4,5 лет работы?

 Я начал работать в Na’Vi внештатным редактором англоязычной версии сайта, а осенью 2010 года Александр «ZeroGravity» Кохановский позвал меня на фулл-тайм в офис. Тогда, не считая состава по Counter-Strike, весь штат состоял всего из 4-х человек: ZeroGravity, меня, Олега «prb» Булавко и Сергея «ZooM» Попова. Мы с Олегом занимались медийкой – он больше сайтом и контентом, я больше соцсетями. Сергей отвечал за дизайн и всю визуальную часть.

Чуть позже от SMM я перешел к маркетингу – вел спонсоров, делал спонсорские отчеты, придумывал и реализовывал маркетинг кампании. Параллельно с этим на мне все также был контент, в частности – YouTube-каналы. Ездил снимать репортажи и делать интервью с турниров. С ростом организации уже окончательно отошел от маркетинга и SMM, а плотно занялся видеопродакшеном и YT-каналами Na’Vi.

Я проработал в Natus Vincere 4,5 года и ушёл после реструктуризации компании. В какой-то момент там начали появляться люди, не особо понимающие в киберспорте и не желающие вникать. Меня не устроили новые условия, и я решил уйти. К счастью, впоследствии эти люди надолго не задержались, так что в итоге все вышло хорошо для обеих сторон.

медийка

Примерно так выглядит текущая медийная команда Natus Vincere.

– «Медийка» – это настоящий камень преткновения текущих составов Na’Vi. По крайней мере, так считают многие фанаты. Действительно ли работа с командой в медийном плане сильно отвлекает игроков от их работы?

– Это полный бред. «Прогеймер» – это не только сидеть 24 часа и 7 дней в неделю играть в игры, тренироваться и ездить на турниры. Это ещё про создание контента, развитие соцсетей – личных и клубных, работа с аудиторией, спонсорами, разными менеджерами. Профессиональный игрок тем и отличается от непрофессионального – это огромная работа над совершенно разными аспектами, включая медийку.

Смоделируем ситуацию: нахрена мне, как владельцу клуба, платить 3-6 тысяч долларов ежемесячно игроку, который не приносит мне никакой пользы? При этом я ещё оплачиваю буткемпы, менеджерский штат, форму, работу кучи других людей. Естественно, я хочу, чтобы мои инвестиции в него имели смысл. И медийка – это как раз один из способ их окупить.

Более того, развитие медийности – это и огромный плюс для самого киберспортсмена. Чем больше он успешен, харизматичен, популярен в сообществе – тем становится выше его ценность для клуба, спонсоров, личных партнёров. Те, кто это всё понимают – настоящие профессионалы. Те, кто ноют, что медийка – это фигня, пока ещё просто ленивые дети.

– Как бывший член команды, который отвечал за видеоконтент, чем ты занимался ещё? Какие-то фишки твоего времени остались в роликах?

– Да, на должности Head of Video Production я отвечал за все YouTube-каналы и весь контент: от регулярных рубрик, хайлайтов, демок-мувиков, до создания спонсорских прероллов, съёмок документальных фильмов и рекламных/вирусных роликов. Кроме этого в обязанности входила медиа-стратегия, достижения KPI по просмотрам, SEO-оптимизация каналов и роликов, визуальный стиль оформления и подачи контента, а также репортажи с турниров.

Многие из придуманных ещё тогда разделов и рубрик успешно прижились и мигрировали на другие каналы клуба. Так же практически с нуля был собран штат сотрудников и сформирован весь отдел. Сейчас, конечно, многое поменялось, но сама структура и система осталась, что говорит о том, что схема действительно рабочая.

– По факту, медийка Natus Vincere практически на голову выше чем у других СНГ-команд и даже мировых организацией. Что на это повлияло, приход Алексей Костылева на должность креативного директора, новая команда?

 Лично меня радует уровень контента, который делают Na’Vi в последнее время. Года два назад у них была определенная стагнация и отсутствие новых идей, но с приходом как Костылева, так и нового Head of Media, эта проблема была решена. Я не знаю, какая роль и заслуга в этом лично Алексея, но мне кажется, он хороший и харизматичный ведущий. Своя аудитория у него есть. Также нельзя не отметить Яну «b2ru» Химченко  и её работу – она сильно выросла и продолжает работать над собой. Прямо очень приятно смотреть.

Алексей

Алексей Костылев пришёл на должность креактивного директора Natus Vincere 3 апреля 2017 года. Является старшим братом одного из лучших CS:GO-игроков мира и действующим игроком Na’Vi – Александра «s1mple» Костылева.

– Насколько сейчас важно организациям уделять время медийности и действительно ли это приносит много денег от рекламодателей?

– Медийке уделять внимание не просто нужно, а крайне важно. Сейчас не 2000-2010 года, когда можно было просто взять состав, что-то там выигрывать и ничего не делать. Своим успехом Na’Vi обязаны тем, что в своё время Кохановский сделал упор на медийку и вкладывал туда много ресурсов. Очень мало команд в мире, в принципе, так делали. Это и позволило клубу быстро вырваться вперёд не только по спортивным достижениям, но и контенту, количеству подписчиков, фанатов. Сейчас любой серьёзный клуб должен хорошо работать со своими составами и фанатами, иначе они просто не выживут.

Для спонсоров это тоже важно. Потому что спонсору не нужны только игроки, им нужно, чтобы они, как лидеры мнений, смогли донести их месседж до целевой аудитории. И такая целевая аудитория находится именно среди подписчиков клубов и игроков в соцсетях – твиттере, ВК, YouTube, Facebook и прочее. В киберспорте, как и в любом бизнесе – без медийки никуда.

– О твоей работе в ESL. Как ты там оказался?

 После ухода из Natus Vincere я примерно год-полтора занимался фрилансом – консультировал киберспортивные стартапы или бренды, которые заходили в киберспорт, а также занимался видеопродакшеном. В частности, продюсировал YouTube-канал Conclave, создавал репортажи с турниров, но уже не как интервьювер-репортер, а как продюсер контента.

Весной 2016 года со мной связался Кшиштоф Пикевич – тогда ещё CEO ESL Poland. Он искал человека на должность Product Manager WGL в СНГ, так как в том году ESL получили контракт от Wargaming на организацию и проведение World of Tanks Wargaming League и в русскоязычном регионе. До этого они отвечали за Европу, Северную Америку и Азию, а СНГ делал StarLadder. Меня порекомендовал Кшиштофу Александр Кохановский.

– Может вспомнишь своё собеседование и как всё начиналось?

– Собеседование было весьма простым и быстрым – сначала пообщался напрямую с Кшиштофом, а потом с Esports Director’ом, ответственным за весь WGL проект – Рафалем Вовничаком. Где-то месяц думал, взвешивал все за и против, но в итоге решил, что поработать в самой известной киберспортивной компании в мире – это более чем круто. Параллельно с этим ребята искали Account Manager’а по работе с СНГ-рынком, и я порекомендовал на эту должность моего бывшего коллегу из Na’Vi Кирилла Алексеева. Нас обоих приняли, и уже в июне мы переехали в Катовице. Самостоятельно снимал квартиру недалеко от офиса.

ESL

– Что вообще представляет из себя компания ESL?

 ESL – это глобальный турнирный оператор. Главный офис ESL находится в Кёльне, но ещё есть офисы и студии в разных точках мира: Франции, Испании, Польше, Великобритании, Турции, США, Бразилии, Сингапуре, Австралии и так далее. Кроме организации турниров, компания также занимается маркетингом и другой деятельностью в сфере киберспорта, плотно сотрудничает с издателями и крупными спонсорами глобально и локально.

Обычно офисы работают по региональному принципу – французы работают на французском рынке, Австралия – в Юго-Восточной Азии, США – в Северной Америке и прочее, но на крупных турнирах все работают сообща. Всё зависит от региона и размера турнира. Например, одно из самых крупных мероприятий ESL – Intel Extreme Masters Katowice – создаётся стараниями сразу нескольких офисов. Также структура работы зависит от продукта: у собственных турниров типа ESL One, ESL Pro League и IEM – своя структура и команда. В неё могут входить люди из разных офисов, в зависимости от географии данного конкретного мероприятия.

– Будучи работником ESL ты поучаствовал в организации WGL Grand Finals, Rainbow 6 Invitational, PUBG IEM Katowice. Чем ты конкретно занимался на этих турнирах? Какой был твой график?

–Я был Senior Project Manager’ом на этих турнирах. Напрямую общался с клиентом, составлял бюджеты и был за них ответственен, ездил на скаутинги площадок, общался с администрацией, искал и вел переговоры с подрядчиками, составлял ТЗ для внутреннего персонала, контролировал дедлайны и ход подготовки к турниру.

На самих турнирах мне нужно следить, чтобы все шло так, как запланировано, и решать вопросы и форс-мажоры, в случае их возникновения. Нужно одновременно следить, чтобы техническая и TV часть мероприятия была безупречной, чтобы зрители и клиент был доволен, чтобы подрядчики и внутренний персонал делал свою работу хорошо, ни в чем не нуждался и все было хорошо. В теории звучит просто и понятно, но в реальности всю работу можно описать одной картинкой.

gg

– В начале года ESL заключили партнёрское соглашение с Facebook. С тех пор прошло несколько турниров, правильным ли было это решение?

– Я считаю, что это правильно решение. Давайте подумаем вместе: раньше были стриминговые платформы Azubu, Hitbox, Own3d, сейчас остались по сути только Twitch и YouTube. Twitch – монополист на рынке киберспортивных трансляций. Плохо ли это? Конечно, плохо, ведь тогда монополист может диктовать свои условия, ставить свои цены, и у него нет мотивации к развитию. В последние годы YouTube тоже начал шевелиться, там есть свои конкурентные преимущества, но пока этого недостаточно.

И тут появляется Facebook – большая компания и платформа, способная генерировать огромный трафик. Они заинтересовались киберспортом и подписали соглашение с ESL. Я не знаю подробностей сделки, но ESL и FB посчитали это хорошим партнёрством.

– Но ведь по этому поводу случилось множество конфликтов и бойкотов, комьюнити просто отказывается смотреть трансляции на Facebook? 

– Я согласен с тем, что, вероятно, сам Facebook был ещё не готов соперничать с Твичом, да и вообще является сырой площадкой для стриминга. Но вместе с желанием, командой разработчиков и опытом ESL, я более чем уверен, что они смогут решить эту проблему и вернуть лояльность аудитории.

А бойкот и «бунты» на Твиче – это детский сад. Никто не любит перемен, все привыкли к уютному чатику. Я помню времена, как адепты Own3d обкладывали мужскими половыми органами Justin.tv и Twitch на заре своего появления. Точно такая же ситуация происходит и сейчас. Главна задача ESL и Facebook – сделать хороший продукт.

– ESL один из немногих турнирных операторов, который привлекает очень крутых спонсоров (Intel, Mercedes-Benz, Vodafone, paysafecard, DHL и другие). Что нужно сделать условным StarLadder или RuHub, чтобы их начали спонсировать подобные гранды?

– Я не знаю, что нужно сделать условным Старладдеру или Рухабу, чтобы подписать условный Мерседес, но крутых сейлзов в киберспорте – единицы. Некоторые компании могут делать реально крутой продукт, создавать крутые истории, но их ещё нужно уметь грамотно продать. Это совсем другая история.

Проблема СНГ региона также в низкой покупательской способности. Вот сотрудничество Мерседеса и Gillette с ESL логично: аудитория подрастёт и будет покупать продукцию этих брендов. А что в СНГ? Ну, тут бы какую-нибудь кампанию со Сбербанком на ипотеку замутить, в лучшем случае...

На самом деле, это грустно. На данный момент реалии именно таковы. Хотя при наличии формулы хороший продукт плюс гениальный сейлз менеджер любой вариант возможен.

– Как тебе EPICENTER и Epic Events в целом? Это лучшие турниры в СНГ на данный момент?

– У меня не было возможности наблюдать за последним мейджором EPICENTER XL по Dota 2 в Москве, как-то всё не получалось из-за расписания своих турниров и съездить посмотреть на турнир вживую.

У EPICENTER очень большой бюджет и над ним работает огромная команда. Конечно, это должен быть лучший турнир в СНГ, как иначе? Кто вообще, кроме EEE и Starladder’а занимается организацией турниров в нашем регионе? Всякие смешные единичные турики за крипту не в счёт. У Starladder другое позиционирование, у них другой продукт. Кроме того, они проводят больше турниров и не только в СНГ. В Китае вместе со своими китайскими партнёрами часто делают. А EEE проводит два турнира в год. Конечно, они должны быть крутыми.

Отдельно отмечу сцену. На Epicenter она всегда впечатляет. Ребята круто работают с декором (CS:GO турнир в Санкт-Петербурге) и 3d-mapping (последний Dota 2 турнир в Москве и предыдущие).

EPICENTER

– Наш разговор должен быть состояться ещё месяц назад, но ты решил, что лучше он будет после твоего ухода. Это этика и уважение к большим компаниям? Всё-таки в СНГ так практически не принято, все говорят и пишут то, что считают нужным, а в Европе люди заботятся не только о своём имидже, но и имидже компании. Следит ли ESL за соцсетями своих работников, может быть дополнительные контрактные обязательства?

– Да никакой особой разницы нет, обычная этика. Хотя я всегда везде и предупреждаю, что мои слова и мнение являются исключительно личными и никак не отражают позицию работодателя, просто не хочу, чтобы за это кто-то цеплялся. Нет, контрактных обязательств, кроме договора о неразглашении внутренней и коммерческой информации, нет. Про соцсети не знаю, но, например, на мой Твиттер подписан Ralf Reichert, CEO ESL, и многие другие сотрудники, включая топ-менеджмент и клиенты-издатели.

– Понятно, что распространяться о своём заработке не принято. Но если взять относительные данные – это было больше, чем ты зарабатывал в Na’Vi или в сравнении с текущими тир2-тир3 командами?

– Ты прав, я не распространяюсь о своих доходах. Скажем так: заработок в Na’Vi был всегда на голову выше чем у тир-2 и тир-3 команд (что логично), там у меня была хорошая зарплата. После ухода из украинской организации, работая в консалтинге, у меня был примерно тот же самый уровень зарплаты, а в ESL я получал на порядок больше.

– Почему ты всё-таки решил не продлевать контракт? Что-то не устраивало или это решение никак не связано с работой?

– Решение связано исключительно с городом, в котором находится польский офис ESL. Мне было жутко скучно и уныло в Катовице. Я прожил всю свою сознательную жизнь в крупных городах, мне было сложно адаптироваться там. Катовице – это маленький промышленно-студенческий городок, 95% населения не говорит и не любит говорить по-английски, учить польский я начал только на второй год жизни там. В целом, кроме работы мне там делать было нечего, поэтому, когда очередной контракт подходил к концу, я решил его не продлять и вернуться в Киев.

– Чем планируешь заниматься дальше? 

– Сейчас рассматриваю несколько вариантов и предложений. Думаю, через 2-3 недели будет какая-то конкретика. В любом случае это будет что-то из сферы киберспорта. Не исключаю, что буду заниматься и личными проектами.

Фото: twitter.com/ESL/; media.epicenter.gg; instagram.com/alexeykostylev; instagram.com/cat.rudenko; atkritka.com/383689.

Подписывайтесь на соцсети героя интервью: Твиттер и телеграм-канал!

Подписывайтесь на телеграм-канал «#КиберSLOVO» и любите киберспорт!

В материале используются фотографии из официального фотобанка Epicenter.

Автор
  • Igor Glushko

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.