Блог Киберспрут

«После моих слов комментаторы пересмотрели то, как надо работать». Arszeeqq – про драфты VP и споры с аналитиками

Коуч Virtus.pro – о драфтах, команде и скаутинге.

Во время медиадня на Эпицентре мы пообщались с тренером Virtus.pro Арсением «Arszeeqq» Усовым и узнали, какой пик он считает самым интересным и почему лучше представляться киберспортивным тренером, а не игроком.

– Все ваши игры в плей-офф были очень плотными: 2:1 с Secret, 1:2 с Liquid. С командами послабее было бы удобнее?

– Разницы, мне кажется, нет. Мы уже привыкли и так, и так. Если вспомнить, например, Стокгольм, то мы прошлись по лузерам с самыми топовыми командами. Нам без разницы, команда такого уровня встречалась уже со всеми ситуациями. Если приезжаешь на турнир и хочешь его выиграть, ты должен быть готов победить всех.

– Нет такого, что вам приходится показывать заготовки, которые хотелось бы придержать для более позднего этапа?

– Это то, что все думают про комбу с Омнинайтом?

– Ну это же дикий и грязный пик!

– Да нет, заготовок много. Скажем так, это не что-то невероятное, это просто одна из стратегий. Если бы мы не хотели показывать стратегии, то можно было бы и на турнире не участвовать.

VP придумала новый абуз? У них герои не умирают

– Твой самый необычный драфт, который сработал?

– Мне понравился один драфт в Макао. Мы проиграли, но драфт был прикольный. Может, кому-то интересно будет: это групповая стадия, мы рано пикнули Джаггернаута, а против нас взяли Луну, Джаггернаута поставили на четверку, Шадоу Демона в мид, и был Террорблейд, который закрыл эту Луну. То есть это суперкрутой драфт, все было четко, но мы проиграли. 

 

Матч между VP и Newbee на MDL Macau

– Учитывая умения и ресурсы игроков, капитану какой команды проще пикать?

– Тут разницы нет. Роль капитана в том и заключается: это человек, который менеджит команду и знает, как работать с плюсами и минусами каждого игрока. Нельзя говорить, что с каким-то набором игроков удобнее драфтить. У любых игроков будут какие-то минусы, и ты должен будешь под это подстраиваться.

– Первая карта с Liquid, последний бан. Все были уверены, что у них появится Акс – они так уже играли. Вы запретили Фуриона. Акса отдали специально?

– Фурион был бы сильнее. У нас уже был пикнут заранее Раста, который очень хорош против Акса. Против Фуриона на Расте играть невозможно. Мы знали, что они возьмут Акса или Дарк Сира и были готовы к этому, поэтому, кстати, Шаман там и появился. 

– За последнее время Нун сыграл на огромном количестве героев: мидовый Аппарат, Лон Друид, Мипо, Алхимик. Есть ощущение, что на драфтах вы пытаетесь проверить все возможные стратегии. У вас есть заготовки, в которых вы уверены также, как Ликвид в Гиро+Ио?

– У каждой команды есть такие драфты. Отвечу так: у нас есть уверенные опенинги. Мы знаем, что если у нас будет определенный опенинг, нам, скорее всего, будет легко выиграть. Это первые три бана и первые два героя. Все, что идет дальше, почти всегда будет импровизацией. Про Вову Нуна: так в этом и смысл. Он стоит в миде и, частенько, у него ластпик-герои. У него и пул большой, и ты видишь всех героев врага, так что у тебя огромное пространство пикнуть такого персонажа, который победит всех пятерых.

– Паша – отличный Феникс, но редко на нем играет. Что мешает появлению этого героя чаще?

– Против Ликвид мы проиграли из-за Феникса, я считаю. Мы не должны были его пикать, но в ходе драфта пришли к общему мнению, что его надо взять. Так бывает: мы сидим вместе и обсуждаем, подумали, что нам нужен этот герой. Его частому появлению мешает нестабильность. Если Феникса зашатдаунить, как сделала Ликвид, ему очень тяжело камбэкаться.

Паша вспомнил про Феникса и сжег Secret дотла

– Как нужно фиксить Свена, чтобы на TI он не был в первой стадии драфтов?

– Не знаю даже. У него прикол в том, что против него не хочется пикать никаких героев. Вот ты представляешь любого керри, и Свен либо перекеррирует его, либо перетемпует. Он универсальный. Ему, может, стоит сделать что-то, чтобы с ним труднее было убивать на линиях и тяжело наращивать преимущество. Может, со станом что-то сделать. 

– Есть герои, которых вы никогда не возьмете в текущем патче?

– Медленные герои типа Медузы, возможно. Я вот сейчас думаю про Антимага, но с ним, в принципе, можно сыграть. Минера, наверное, мы не пикнем, хотя у нас Роджер на нем играет. Но пока что мы не в силах его брать. С Клинкзом мы тоже не играли, хотя он вроде прикольный. С Рикимару сейчас все в мид ходят, крипов денаят, им мы тоже играть не будем.

– Был ли в сезоне момент, когда ты злился на команду? Придумал идеальную стратегию, а они не смогли ее реализовать.

– Я бы не сказал, что когда-либо злюсь на команду. Есть моменты фрустрации, когда ты реально вложил в драфт всю свою энергию и время, но ничего не получается. Это даже не вина команды. У нас была ситуация в Стокгольме, где мы проиграли Фнатик в верхней сетке, хотя там драфты были продуманы вообще до конца. Но оказалось так, что я не пообщался с Пашей – у нас был Слардар  – хочет ли он вообще играть на этом герое. Чувствует ли он, понимает. И получился такой конфликт: я вроде хорошо подготовился, а на деле команде не нужно было вот это. И, наверное, в тот день была фрустрация. 

– Ты стал первым тренером, который заменил игрока и победил. У OG произошла аналогичная ситуация. Не думал тренироваться с парнями, чтобы в случае необходимости сыграть на замене?

– Я поигрываю в Доту время от времени. Мне не нужно играть с командой, чтобы понимать, как действовать вместе с ними. Именно поэтому мы хорошо сыграли с LGD, именно поэтому Сокс и OG хорошо выступили против Secret. Когда ты тренер, ты всегда вместе с командой. Слушаешь, знаешь, как работает команда. Ты – часть этой команды. Даже можешь что-то новое привнести. Они же все привыкли к тому, как все работает, а вот пришел я, к примеру, и начал много коллить. Может, это для них было по-новому. Леха тоже много коллит, но от меня ожидания были низкие, а я такой вот молодец. Думаю, у Сокса тоже самое – он что-то новое привнес и с ним интересно играть.

– Продолжая твою мысль. Ты бы хотел, чтобы тренер присутствовал с командой и после драфтов?

– Смотря в каком формате. Вот может он брать паузы или говорить все время с командой? Последнее я считаю неправильным, потому что тогда будет большая конкуренция между тренерами. То есть ты должен быть каким-то супертренером-суперменом – это даже сложнее, чем играть. Будут скидывать кучу коммуникативных обязанностей, которые придется выполнять. Это уже как-то нечестно, тренер будет как игрок. А если он может стоять в кабинке и молчать, брать паузы для секундирования, то это было бы интересно. Как в Counter-Strike делают. 

– Окружающим сложно объяснить, кто такие киберспортсмены. Тебе уже приходилось объяснять кому-то, кто такой киберспортивный тренер?

– Мне все время неловко, когда кто-то спрашивает, кем я работаю. Я говорю: «Я тренер киберспортивной команды». На самом деле, когда ты говоришь, что ты тренер, люди извне воспринимают это намного адекватнее, чем когда ты говоришь, что игрок. «Ага, тренер, наверное, ты адекватный человек, наверное, ты кем-то заведуешь, лидер». Намного проще, в отличие от того, что ты просто киберспортсмен.

– Ты часто споришь с аналитиками. Недавно Лил в твиттере предложил сажать кастеров на тест по знанию механик. Как ты относишься к этой идее?

– Тут палка о двух концах. Во-первых, понятно, что это шоу. Никто не хочет видеть подкованного человека, который не может говорить на камеру и в ней работать. Нужен баланс. Проводить тесты – тоже абсурд, если честно. Но нужно, чтобы ребята из аналитики не так забрасывали то, что они делают, смотрели патчноуты и готовились к играм. Хотелось бы видеть, что после выхода патча они приходили на игру с листком патчноута, чтобы их менеджер это отдавал: «Прочитайте, ребята, тут новый патч вышел». Иногда бывает такое, что люди даже патч не читают. 

– Еще ты призывал аналитиков беседовать с игроками и уточнять интересующие их моменты. После этого кто-то из них обращался к тебе?

– Да. В самом Чунцине я общался с НСом, Смайлом. Они не особо подходят, они просто поняли… Если честно, мое мнение: после моего стейтмента, что они делают все неправильно, кастеры пересмотрели то, как надо работать, и сейчас у них это гораздо лучше получается. Они не кроют профессионалов в прямом эфире, а пытаются разобраться.

– В интернете ты создаешь впечатление человека, который не лезет за словом в карман и прямо говорит, о том, что думает. А какой ты в жизни с друзьями и близкими?

– На самом деле, этого я и хочу от сообщества. Чтобы все было честно, чтобы не было лицемерия. Я и с друзьями такой же: всегда говорю напрямую, если мне что-то не нравится. Так проще жить. Зачем держать все в себе? Если ты видишь какую-то проблемы и ты видишь идеи ее решения, если ты не просто так балаболишь. Если ты критикуешь, и тебе есть что предложить – почему бы так не делать? В жизни я точно такой же.

– В свое время ты заметил Нуна и уговорил его перейти в профессионалы. Продолжаешь скаутишь новичков?

– Сейчас мне этого делать не нужно, но в этом есть что-то мое. Мне интересно это делать. Может, когда я закончу тренерскую карьеру, займусь агентским бизнесом или скаутингом.

– Можешь назвать хорошего игрока, который может вскоре зажечь?

– Первое, что приходит в голову – это парень-стример Йонд. Он закончил мед недавно, и, я думаю, если ему не будет мешать учеба, он может стать супержестким игроком. У него все данные для этого есть.

Фото: официальный фотобанк турнира Epicenter, сообщество Virtus.pro ВКонтакте.

«Я предводитель Террорблейдов, и я сам задаю тренды». Рамзес пояснил за шмот в Доте

«В игре давление придает мне сил. Это охренительное ощущение». Topson рассказал, как ощущают игру профессионалы

Да, это был бы прорыв для СНГ
79%
Нет, наши команды этого не заслужили
21%

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья