«Если дать игрокам слишком много свободы, они садятся на шею». Говорим с Хучом – о планах и тренерстве
Спрашивал Федя Хван.
Во время BetBoom Aunkere Cup 2 мы побеседовали с Хучом – об уходе из Aurora и его деятельности в Cloud9 (спойлер: Дмитрий там ненадолго).
– Как ощущения от турнира?
– Крутые ощущения, по которым я сильно соскучился. Последние несколько месяцев после ухода из Aurora у меня не было особой практики. Единственное, я играл праки пару дней с Cloud9 и пару игр на Faceit. Естественно, это очень мало, чтобы выступать даже на таком уровне. Но я скучал по этому соревновательному чувству. Было очень приятно, несмотря на то, что ожидания были чуть другие от своей игры и команды.
Вспомнил это чувство, когда сильно переживаешь из-за поражения. Сейчас, как бы странно это ни звучало, такая мотивация снова поиграть в CS, чтобы в следующий раз не ударить в грязь лицом.
📌 «Даже я делал бы больше работы, чем тренер сборной Англии». Интервью с Flamie
– Бывают случаи, когда тренеры заменяют игроков на крупных турнирах. Насколько ты уверен, что смог бы сыграть как Taz или B1ad3?
– У меня же были такие примеры. В Entropiq мы обыграли Sprout в важнейшем матче, я играл из Испании на ноутбуке. Когда тренер на замене, очень часто случаются сенсации, но не потому что тренер реально жестко играет. Он понимает, во что играет команда, может закрывать какие-то дырки и выполнять определенные задачи. А соперник немного расслаблен, потому что играет против тренера.
Активный тренер много времени проводит в игре и понимает фишки, которые можно использовать. Когда ты делаешь небольшой перерыв и смотришь CS со стороны, ты уже не так актуален в плане принятия правильных решений. Поэтому, мне кажется, если бы была практика, было бы все гораздо лучше.
– На BetBoom Aunkere Cup 2 тащат некоторые стримеры. Как думаешь, кто-то из них мог бы в киберспорте засветиться?
– Это сложный вопрос, потому что одно дело, когда ты играешь медийный турнир, другое – когда постоянно тренируешься и выступаешь на соревнованиях. Я думаю, что у многих здесь был потенциал. Тот же самый Женя Aunkere, который подавал огромные надежды и ушел в стримеры.
Да и другие ребята. Shadowkek, допустим, жестко стреляет. Nix вообще из Доты и четко все выполнял. В принципе, конечно, можно всем сказать, что они могли бы заиграть. Но каждый выбирает сам для себя, что ему больше нравится: соревновательный CS или медийка.
– Ты провел в Aurora три месяца, после чего назвал это стратегической ошибкой и взял на себя вину за плохие результаты.
– Я не хочу сказать, что это прям моя вина за плохие результаты. Мне просто не хочется перекладывать ответственность.
– А что было не так тогда?
– Знаешь, бывает такое, что у людей абсолютно разные взгляды на устройство команды.
– Там же были Lack1 и Deko, с которыми ты уже до этого работал.
– Да. Но я же и убирал Lack1 из команды до этого. Видимо, какие-то недомолвки и вещи, которые не решились в Entropiq, перетянулись в Aurora.
По поводу Deko – нельзя сказать, что это мой воспитанник. Просто так получилось, что мы попали в одну команду.
Поэтому да, это была стратегическая ошибка – идти в Aurora. Не хочу говорить, что это была только моя вина за плохие выступления, просто мне не хотелось говорить, что я молодец, а они плохие. Так бывает, что люди друг другу не подходят, и все. Время покажет, кто был прав.
– Сейчас ты в Cloud9. Чем там занимаешься?
– Костя попросил меня помочь со скаутингом новичков после ухода из команды трех игроков. Ему было сложно одному справляться, поэтому он подключил меня. Мы с Костей очень давно знакомы, это мой первый капитан и тренер. Поэтому я легко согласился на это предложение, тем более в свое время часто получалось находить молодых игроков. Сейчас, конечно, система по-другому выстроена: искать гораздо сложнее, потому что академки не спят и всех забирают.
– Как происходит этот процесс?
– Основной объем задач в процессе скаутинга выполняем мы с Грувом, также активное участие принимают Бумыч и Аксиль. Я наряду с другими участниками Cloud9 предлагаю кандидатов на определенные роли: даю описание игрока, говорю, как он может играть, подходит ли на определенную роль; составляю психологический портрет игрока по возможности. Дальше всем занимается Костя и менеджер Саша.
– Расскажи про Грува. Как изменился его тренерский стиль?
– Я не считаю, что как-то сильно изменился. Костя – пример того, что он может быть успешным в разных дисциплинах. Напомню, что он тренировал команду Moscow Five по League of Legends, и они стали чемпионами. Это говорит о том, что академический подход работает везде.
Поэтому я не думаю, что как-то сильно его методики и технологии изменились. Любой тренер и человек должен идти в ногу со временем и развиваться. Но отказываться от своих истин, которые работали раньше, никогда не имеет смысла. Конечно, есть архаизмы, которые уже абсолютно не актуальны. Но вещи, которые закладывались 20 лет назад, до сих пор работают. То же самое в футболе и любом другом виде спорта.
– В комьюнити обсуждают, что Groove, возможно, не самый сильный тренер. Можешь выделить его сильные стороны?
– Получается очень комплементарное интервью, в котором мне приходится оправдывать Костю, потому что в комьюнити сложилось некое мнение. Я считаю, что люди бывают резки в своих высказываниях: очень много требуют и возлагают ответственность на тех, кто на самом деле не виноват. Да, тренер несет ответственность за результат, но не всегда все так просто. Поэтому я не хочу перечислять хорошие или плохие качества Кости. Я считаю, что результат говорит сам за себя. Поэтому можно говорить о том, что он крутой, можно говорить, что он не крутой – это не имеет значения. Время расставит все на свои места.
– Ты совмещаешь аналитику на турнирах с работой в клубах. Не выматывает?
– Когда я был активным тренером, работа в аналитике была гораздо сложнее, очевидно. Сейчас, когда я работаю в Fissure и являюсь амбассадором BetBoom, уже гораздо больше свободного времени. Поэтому не могу сказать, что это сложно. Скорее приятное времяпровождение и возможность помочь хорошим друзьям собрать команду. Вот и все. Не сказать, что я получаю какую-то огромную выгоду с этого или что для меня важно, чтобы люди узнали, что я работаю в Cloud9. Нет, это просто взаимовыгодные отношения.
– Был рад снова поработать с Бумычем?
– Если честно, мы с Кириллом сейчас не особо работаем. Мы пару дней праки поиграли, когда я был в Белграде – тогда тестили Syph0 и не было пятого игрока. Я мог изнутри посмотреть, как все происходит. С Кириллом, конечно, всегда приятно поработать. Каждый раз для меня встреча с ним – это радость.
– А что тогда у вас не пошло на BetBoom Aunkere Cup 2?
– Все очень просто: у нас слишком много капитанов. Каждый в каком-то моменте, мне кажется, тянул одеяло на себя. Как будто нам немножко не хватило индивидуального скилла. На таких турнирах решает и атмосфера внутри команды, и какие-то микромоменты.
– Составы сбалансированы на турнире?
– Конечно, состав Нафани несколько сильнее, но так вышло. Я первый раз вообще на медийном турнире, мне очень понравилось. Мне нет резона кого-то критиковать, но в составе Нафани играют два профессиональных игрока, Дося, который недавно завершил профессиональную карьеру и очень много стримит. Есть Рекрент, один из лучших игроков в шутеры из России. Ну и Эрик тоже неплохо играет.
Я считаю, что перед Женей стояла очень сложная задача – собрать сбалансированные составы, потому что каждый из игроков или медийных личностей хочет играть со своим другом. Всегда будут составы более сильные и более слабые. Я не хочу говорить, что мы проиграли, потому что у нас был плохой состав. Так бывает.
– Как думаешь, какой тренерский подход сильнее: авторитарный стиль, как у Зоника, или такой тренер-помощник, как был Кейн у Зевса?
– В целом очень многое зависит от ингейм-лидера, но все равно у меня есть принципиальная позиция, в которой я укоренился в последнее время: тренер несет ответственность за результат. Соответственно, он и должен решать.
Не должно быть такого, что тренер – жестокий тиран, который никого не слышит, но если давать игрокам слишком много свободы, они садятся тебе на шею.
Я считаю, что это единственный правильный подход. Другой вопрос, что нужно правильно это делать: в одних моментах быть жестким, в других – мягким. Но повторюсь, когда игроки получают власть, это ничем хорошим не заканчивается. Я сам был игроком и иногда был достаточно дерзким и непослушным. Когда стал тренером, понял, насколько это было неправильно.
– Как я понимаю, ты в Cloud9 надолго не планируешь задерживаться. Какие у тебя планы?
– В ближайшее время планирую заняться стримами. Я поеду в Рияд транслировать для вас чемпионат мира. Плюс хочется поехать на мейджор в Шанхае. В этом году я решил сделать небольшой перерыв, потому что, если честно, быть тренером – очень непростая и энергозатратная работа. После Aurora я выгорел и решил взять перерыв.
– Что задумаешь об изменении формата отборочных к мейджору?
– Сложно подобрать слова без мата. Это полный бред вообще. Потому что это убивает экосистему. У нас вообще такая вакханалия в плане структуры в CS. Молодые организации закрываются, потому что не могут попасть на мейджор.
Спортивный принцип всегда должен быть прямым и простым: любой человек может попасть на мейджор. Благодаря открытым отборочным мы увидели много интересных команд. Сейчас они теряют этот шанс.
Вместо того, чтобы сделать нормальный античит или хотя бы нанять нормальных админов… Окей, нет античита, но когда на квалах на главный турнир года работает полтора админа, конечно, читеры будут проходить.
С одной стороны, Valve говорит, что уходит от франшизных лиг, чтобы был спортивный принцип. С другой стороны, они закрывают отборочные.
– Кто выиграет Евро?
– Блин, ну, я ставил на итальянцев, но они точно не выиграют. По игре пока мои фавориты – испанцы. Но я могу неожиданный пик еще сказать – мне очень понравились австрийцы.