КиберКотлетки
Блог

Два человека, которые создали CS. Где они сейчас?

Один работал над CS 2 в 2005 году.

Counter-Strike в 1999 году – лишь еще одна модификация для Half-Life. Два энтузиаста, познакомившихся во время разработки модов для Quake 2, случайно создали главный шутер в мире. Между ними было много общего, даже день рождения, но в итоге судьба раскидала их в разные концы планеты. 

В 2000 году Valve выкупила права на игру и предложила работу обоим разработчикам. Мин Ли сразу принял предложение, а Джесс Клифф сначала закончил обучение и присоединился к компании лишь в 2003 году. Тогда же разработчики впервые встретились вживую – до этого все общение проходило только в интернете. 

Джесс работал в Valve до 2018 года, а потом его арестовали за «сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних»

Джесс продолжил работу над CS и участвовал в разработке каждой игры студии. Он был и дизайнером карт, и 3D-художником, и даже звукорежиссером – легендарная фраза Counter-Terrorists Win была озвучена именно им. Согласно сохранившейся в архиве странице с сайта Valve, Джесс больше всего времени проводил над Left 4 Dead 2.

В 2018 году Джесса арестовали по обвинению в «сексуальной эксплуатации несовершеннолетних». Клифф познакомился с девушкой через дейтинг-приложение, а позднее она обратилась в полицию с заявлением, что разработчик снимал их встречи на видео. На тот момент Джессу было 36 лет, а девушке 16, но, по его словам, она неоднократно говорила, что ей 23.

Джесс пошел на сделку и получил довольно лояльное наказание. В течение трех месяцев он должен был ходить на работу, после чего возвращаться на ночь в исправительное учреждение. Но так как Valve уволила его сразу после ареста, он вынужден был находиться в заключении все время. Впрочем, уже через 57 дней его выпустили за хорошее поведение. 

«57 дней были потрачены, чтобы пить кофе, смотреть фильмы на Blu-ray и помогать на территории учреждения. Это даже близко не тюрьма — по определению вы не можете сидеть в тюрьме такой срок, потому что она предназначена для приговоров, превышающих год», – вспоминал позже Клифф.

В 2019 году он написал развернутый пост на реддите: «[...] Мой адвокат считает, что у нас была высокая вероятность оправдания, учитывая доказательства, которые ясно показали ее ложь, включая многократное искажение ее возраста. [...] Однако мое недоверие к правовой системе и желание покончить с этим заставили меня принять сделку, чтобы двигаться дальше. [...] Количество лжи, ложных обвинений и дезинформации, содержащихся в новостных статьях в Интернете, было особенно удручающим и душераздирающим.

Я вообще никогда не снимал этого человека. Это была ложь с самого начала. Я даже открыл свой мобильный телефон для полиции, предоставив им полный доступ, чтобы доказать это. Я также прошел государственный полиграф по этому поводу.

[...] В любом случае, это была очень неудачная ситуация, и я не собирался встречаться с кем-то, кто лгал о своем возрасте. Несмотря на добросовестные усилия с моей стороны проявить должную осмотрительность, меня все равно обманули на сайте знакомств для взрослых, где вы должны указать, что вам больше 18 лет. Этот человек признался в полиции, что она лгала мне о ее истинном возрасте. [...] Кроме того, если кто-то попросит у вас денег на оплату аренды, то не делайте этого, пока не узнаете человека и не начнете ему доверять».

О дальнейшей судьбе Джесса ничего не слышно. В последний раз он появлялся на реддите в 2019 году, а Valve до сих пор указана его последней компанией на Linkedin.

Мин Ли ушел после отмены CS 2

Мин проработал в Valve лишь до 2006 года. После CS 1.6 он сосредоточился на Counter-Strike 2. Да, внутри Valve сиквел разрабатывался еще в середине нулевых, но проект быстро отменили. По словам Мина, игра была готова на 20%. Из-за этого он покинул студию, улетел в Корею и занялся другим шутером со схожими механиками – Tactical Intervention. Она была очень похожа на CS и даже использовала движок Source.

Но в игре были и существенные отличия: появились транспортные средства, собаки, щиты во всех режимах, а на картах было много интерактивных элементов. Проект провалился – всего 47 баллов на Metacritic. Tactical Intervention не набрала критическую массу игроков, из-за чего серверы игры, выпущенной в марте 2013 года, отключились уже в июне. 

Позднее другой издатель пытался ее реанимировать, но в октябре 2017 года проект был окончательно закрыт.

С февраля 2014 года по март 2018 года он работал наемным 3D-дизайнером в FacePunch – студии, работающей над Rust и Garry’s Mod. После ухода он снова улетел в Корею, где по сей день работает в студии Pearl Abyss. Мин снова создает шутер от первого лица: разрабатывает механики, строит локации и модели персонажей, занимается звукорежиссурой.

Хоть Мин и был основным разработчиком оригинальной CS, игра довольно быстро переросла его. К моменту ухода из Valve в нем оставалось мышление моддера: желание экспериментировать, добавлять новый функционал для необычного геймплея. 

Когда-то он даже искренне удивлялся, что соревновательный CS стал намного популярнее казуальных режимов. И с таким мировоззрением он вряд ли смог бы дать CS что-то полезное. В неудачную Tactical Intervention он перенес многие наработки из своей версии CS 2, но они не нашли отклика у игроков. Мин не принимал участия в разработке CS:GO – игры, которая вывела серию на новый уровень.

Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий