CS:GO по полочкам
Блог

Zews: «На одну кровать приходилось по 3 человека, а я спал на диване в гостиной, либо на полу»

Тренер Liquid Вилтон «zews» Прадо дал большое интервью Алексею «OverDrive» Бирюкову. Cyber.sports.ru публикует текст с разрешения автора.

- Расскажи, как ты стал тренером?

– Это произошло в несколько шагов, не сразу. Раньше я играл и в Source, и в 1.6, потом перешел в CS:GO, тогда сцена в Бразилии еще не была развита. Первая команда, которая переехала в Северную Америку была Keyd Stars, они меня позвали на фулл-тайм работу тренером в новый проект gamesacademy, и это был мой первый тренерский опыт. Целью этого проекта было перевезти из Бразилии еще одну команду в Америку. Победитель турнира GoldenChance получал полностью оплаченную поездку в штаты на сезон и возможность начать свою профессиональную карьеру. Параллельно с этим проектом появилась Luminosity, в какой-то момент Линкольн “fnx” Лао и Эпитасио “Taco” Де Мело позвали меня тренировать их команду, меня это, конечно, заинтересовало. Мы проделали хорошую работу, выиграли два мейджора. Потом я почувствовал, что хочу опять играть и присоединился к команде Immortals на небольшой период в роли игрока, к сожалению, все пошло не так, как я ожидал, и стало ясно, что надо сконцентрироваться на тренерской работе и закончить карьеру игрока. Из Immortals я перешел в Liquid где-то год назад.

 - То есть праки, эйм карты и работа над своей игрой надоела?

 – Профессиональные игроки играют по 10-12 часов в день. Вначале тебе это нравится, но в какой-то момент это становится каждодневной рутинной работой, и я не хочу, чтобы у меня таким образом пропал интерес к игре.

- Связано ли это с возрастом?

 – Я никогда не связываю игру с возрастом, каждый человек сам выбирает, что ему нужно, и как он этого будет добиваться. Мой не самый удачный период в Immortals связан не с тем, что мне было 30, а с тем, что уже была недостаточная самоотдача и целеустремленность. Те примеры 30-летних игроков, которые мы сейчас имеем говорят нам не о том, что они с возрастом стали хуже, а о том, что с возрастом они потеряли настрой, мотивацию и страсть к игре.

- Есть ли пределы по возрасту?

– Нам пока еще это неизвестно, никто даже близко не подошел к такому возрасту, может 40. Время покажет. Если человек в 30 лет готов работать над собой и тренироваться, то мы будем видеть его игровой рост.

- Легко ли дался переход от популярности и медийности к человеку второго плана, который стоит за спинами игроков?

– Мне всегда было все равно на повышенное внимание. Если бы я хотел популярности, я мог бы быть тренером в SK или Luminosity. Мне важна сама игра, даже когда я перестал быть игроком, любовь к игре не прошла, и я хотел тренировать. Тактическая составляющая в CS всегда очаровывала меня, поэтому я просто хотел заниматься этим и дальше.

- Из-за чего так выросла бразильская сцена?

– Раньше не было никаких контрактов и соответственно выкупов по контракту, можно было сконцентрировать самых сильных игроков в стране в одной–двух командах. Не было никаких особенных условий для команд, никаких зарплат и спонсоров. Все играли, потому что это их мечта и цель в жизни стать лучшими в CS. Все уехали от своих семей и девушек в Северную Америку получая 0 долларов, рискуя всем. Нельзя было гарантировать место в пролиге или инвайт на мейджор. Очень дорого было снимать дом на всех, помню, как на одну кровать приходилось по 3 человека, а я спал либо на диване в гостиной, либо на полу. Было много трудностей, но нам было все равно, мы просто хотели играть, у нас была мечта, мы хотели становиться все сильнее и сильнее. Бразильская сцена была немного заброшена, трудно найти талантливых игроков, когда твой регион никому не интересен, никто там не будет кого-то искать. Но когда мы выиграли мейджор в первый раз, люди другими глазами посмотрели на нашу сцену, а игроки в нашем регионе в свою очередь поверили, что это их шанс и стали тренироваться.

- Почему именно Бразилия, а, например, не Аргентина?

– Этот регион пока еще находится вне зоны внимания, тем не менее появляются команды, которые уже показывают неплохие результаты. Конечно, не у всех команд есть хорошая инфраструктура, мощные компьютеры, достаточное финансирование, но регион все равно развивается, как и другие в Латинской Америке. 

- Была ли работа вне киберспорта?

– Да, конечно. Я был менеджером по импорту\экспорту, я был сотрудником иммиграционной службы, помогал людям получать иммиграционную визу, чтобы они приехали в Бразилию или уехали в США, я работал в Warner Brothers промоутером со своим братом в течение 4 лет, так что у меня было очень много разного рода деятельности. Средняя зарплата в киберспорте в Бразилии в то время была где-то 600-700 долларов, это неплохо, но я, например, из Сан-Паулу, и на такие деньги там нереально жить, поэтому надо было параллельно работать в другой сфере. 

- Какая была работа до окончательного перехода в CS?

– Я работал в компании Seniro Import консультантом по экспорту. Занимался экспортом и импортом, в основном связанным с Китаем. Мы могли помочь с перевозом каких-то персональных вещей, а могли помочь переехать компании целиком. Я вел бухгалтерию всего этого и привлекал новых клиентов. Это было 4 года назад, потом я полностью сконцентрировался на CS’e. 

zeus liquid

- Как произошел переход из Immortals в Liquid?

– Все произошло довольно быстро. Я уже на тот момент решил остаться в США, вариантов куда пойти было не много. В SK я не мог пойти, так как я от них только ушел. Были варианты Cloud9 и Liquid. Со мной связался Виктор Гусенс – совладелец Liquid, и менеджер команды Стив “Jokasteve” Перино, и я стал там работать, все произошло просто.

- Как удалось так хорошо сыграть на мейджоре будучи тренером, все были удивлены твоей игрой?

– Я отыграл лучше, чем многие от меня ожидали, если бы я этого не сделал, мы бы просто не смогли показать нужный для нас результат. Основной задачей было пройти квалификационный этап, чтобы избежать майнора и квалификации, что нам удалось.

- Должен ли тренер быть в хорошей игровой форме?

– Необязательно иметь жесткий айм, но уметь играть в игру нужно. У тренера должно быть представление об игре, о команде, которую он тренирует. Что касается участия тренера в роли игрока в официальных играх, то это форс-мажор, такое редко случается. Все должно быть профессионально, тренер занимается своим делом, а если кто-то из игроков не может играть, то ищется замена.

- Ты был ингейм-лидером на мейджорe?

– Сначала коллы делал я, а Ник “nitro” Канелла был вторым коллером. Потом мы с ним поменялись ролями. Он почувствовал ритм игры и ему стало комфортно делать коллы и играть.

ZEWS ON MAJOR

- Твой импакт в команде как тренера?

– У нас демократия. Каждый может высказать свою идею, все что-то привносят в нашу игру. Нет такого, что кто-то один все делает, отметая идеи остальных. Когда я что-то говорю, вся команда всегда меня внимательно слушает, я очень рад, что мне удалось заслужить такое уважение. 

- На чем ты больше концентрируешься: на Т или СТ стороне?

– Я думаю, 50 на 50. В какой-то момент у тебя СТ сторона работает, в какой-то Т. Потом меняется мета, и нужно правильно адаптироваться. Я стараюсь помогать во всем от глобальных тактических решений до простых микро-таймингов. 

- Твой обычный день тренера?

– Со всеми путешествиями по турнирам трудно соблюдать определенный график. Но когда мы дома, он выглядит следующим образом: стараемся проснуться в 11, в 12 ланч, в 13 начинается теоретическая часть, мы придумываем новые тактики, фиксим что-то готовое или просто смотрим демки, разбираем нашу коммуникацию, потом у нас 3 прака, час перерыв, и еще 3 прака. Соответственно, если есть официальная игра, мы вставляем ее в расписание.

- Лучше тренироваться против европейских команд или против американских?

– Если мы говорим о качестве, конечно, лучше играть против европейских команд, но перед турниром, когда ты все поменял, лучше играть против американских команд, чтобы твои будущее оппоненты не узнали, как ты теперь играешь.

- Ты влияешь на изменения в составе команды?

– Все зависит от ситуации. В идеале я стараюсь помогать с ошибками, чтобы игроки становились сильнее. Но если кто-то реально очень плохо играет и ничего не делает чтобы это изменить, я могу его кикнуть. Игроки в команде должны работать вместе, исправлять свои ошибки пока они не дойдут до своего предела.

- Расскажи про замену Jdm на Naf-Fly?

– Я по контракту не могу говорить, почему мы сделали замену. Могу только сказать, что Naf-Fly очень круто играл, мы о нем давно думали, и вот, наконец, его время пришло.

jdm

- Расскажи про Саммит, какой план был на турнир?

– Мы хотели дойти минимум до полуфинала. После того, как мы выполнили задачу, уничтожив Heroic, напряжение спало, нам попались SK, мы сыграли невероятный матч, выиграли, и поняли, что можем выиграть турнир.

- Как не потерять мотивацию после побед?

– Мы выиграли Саммит, это круто, но это ничего не значит, мы не лучшая команда в мире, есть еще много более крупных турниров. Даже когда ты выигрываешь, можно найти кучу ошибок и совершенствовать свою игру. Конечно, основная цель для команды – это победа, но вместе с победой ты должен понимать, что тебе нужно улучшать, чтобы на следующий день стать еще сильнее. 

liquid wins summit

- Почему вы решили заменить Лукаса “steel” Лопеса на Эпитасио “Taco” де Мело?

– На самом деле, это Steel решил покинуть состав, а Taco – это самый логичный пик. У него такие же роли в игре, как и у Steel’a, ну и он очень опытный и сильный игрок, который наверняка поможет команде.

- Тебе нравится швейцарская система?

– Я не знаю, возможно, нужно что-то придумать еще. Мне не понравилось bo1 на мейджоре, а на Старладдере bo3 было для всех очень утомительным. Для игроков самая комфортная система – это швейцарская bo3: несмотря на то, что она изнурительна для команд и для комментаторо, она самая честная для определения сильнейших команд.

- Мы можем затронуть денежный вопрос? Как сильно выросла твоя зарплата за время в киберспорте?

 – Как ты понимаешь, я об этом говорить не могу, скажу только то, что когда я сюда переехал у меня зарплата была 0$, а сейчас, слава богу, гораздо больше.

- Хорошо, а сколько была в Америке одна из первых зарплат?

– В районе 1500$.

- Давай поговорим о СНГ-сцене, до мейджорa все говорили, что СНГ-регион недостоин двух слотов, что ты думаешь теперь?

– СНГ-регион заслуживает двух слотов, он это доказал. Тем не менее, надо все время доказывать свою силу, пробиваться сквозь отборочные и показывать хорошие результаты на финалах. Меня больше беспокоит когда региону отдают 2 квоты, а там всего две сильных команды, которые без борьбы эти квоты заберут. Если сцена в регионе не развивается и там всего 1-2 команды нормального уровня, слот лучше отдать другому региону, где более конкурентоспособная среда. Чтобы получить место на мейджорe нужно реально работать, нужно это заслужить. Возьмем, например, Tyloo, кто им может помешать забрать квоту? Вот в этом плане надо что-то придумать. 

- Скандинавская сцена провалила мейджор, что с ними происходит?

– Ну ничего плохого с ними не происходит. Один мейджор ничего не значит, надо смотреть на картину в целом. Astralis в хорошей форме, Heroic всегда на слуху, North только что обновилась. Может скандинавы упали в рейтинге, но насколько вообще реально, чтобы 2 датские команды, например, были в топ-5? Может шведы чуть просели, хотя Fnatic только что выиграла турнир. Никакого кризиса нет, если что-то идет не так, всегда можно поменять игрока, попробовать что-то новое, как и в любом другом регионе, все универсально. Вообще, на такой вопрос лучше ответит представитель этой сцены.

- Самые трудные и самые легкие для вас соперники?

– Самые трудные: Faze, SK, Astralis, где собраны самые талантливые игроки с хорошей тактической подготовкой. Легких соперников нет.

- Назови книги или фильмы, которые могут мотивировать игроков?

– Любой фильм, который игрока расслабит, может пойти на пользу. Если ты хочешь настроить себя на победу, посмотри что-нибудь про спорт, если хочешь напрячь мозги, посмотри что-нибудь интеллектуальное. Что касается книг, мне нравится «Игры Разума» или книги про покер, которые помогают анализировать твоего оппонента. Если вы хотите узнать как должен мыслить и работать тренер, вы можете прочитать, например, книгу Винса Ломбарди. Можно прочитать автобиографию какого-нибудь спортсмена, чтобы понять через что он прошел, чтобы стать лучшим. Много чего может помочь в этом плане, главное хотеть этого.

- Какое у тебя основное хобби?

Тоже Counter-strike, а так, когда есть свободное время, могу потусоваться с друзьями.

- А если ты в будущем решишь уйти из киберспорта, в какой сфере ты бы хотел работать? 

– Надеюсь, я никогда не уйду из киберспорта. Если я закончу с соревновательной частью, возможно, перейду в другую сферу бизнеса в прогейминге.

Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий