Блог One-way
Трибуна

Расследование про Astralis: игрокам не дают отдыхать, урезали зарплату на 30%, они уходят и зовут юристов

Вынужденный отпуск Gla1ve и Xyp9x может стать началом конца.

  • Киберспорт захвачен проблемой профессионального выгорания (состояние истощения, спровоцированное долгим стрессом на работе, признаки – усталость, падение продуктивности и мотивации). Спортсмены жалуются на истощение из-за плотных графиков.
  • Проблема выгорания – в центре расследования журналиста Ричарда Льюиса, посвященного расколу внутри Astralis, одной из главных команд мира по Counter-Strike: GO.
  • Спортивный директор команды Каспер Хвидт -- сторонник жестких методов управления. Игроки Astralis были в разъездах весь 2019 год, после чего попросили отпуск, но он отказал, не желая терять деньги.
  • В начале апреля игрокам Astralis урезали зарплаты на 30%, хотя команда не потеряла из-за короны ни одного спонсора. Это усилило конфликт внутри команды – игроки и так были обижены на руководство, потому что не получили отпуск
  • Звезды Astralis обратились в CS-профсоюз, который возглавляет бывший футболист Мадс Оланд. Только благодаря этому они выбили законный отпуск.

Со стороны кажется, что датская Astralis – идеал киберспортивной команды, созданной игроками. В прошлом году они первыми среди киберспортивных клубов стали публичной компанией, собрав 22 миллиона долларов инвестиций после выхода на биржу. Основа этого успеха – конечно же, состав по CS:GO, который за последние два года выиграл все, что только можно.

В апреле 2018 года Astralis стала сильнейшей командой по CS:GO в мире и пробыла в этом статусе почти два года (с небольшой паузой в первой половине 2019-го). Она выиграла 3 последних мейджора (важнейших турниров по CS:GO, которые проводят сами разработчики дважды в год)  и вошла в топ-4 почти на всех крупных турнирах последних лет. Величие – лучшее слово, чтобы описать Astralis.

Датчане годами летали по всему миру, выигрывая турниры один за другим, но стоило им заикнуться по поводу усталости и попросить временный отдых – тут же последовал жесткий ответ от руководства. Об этом в расследовании для Dexerto говорит журналист Ричард Льюис, репутация которого не вызывает сомнений.

Он, к примеру, в свое время раскрыл громкое дело с матчем iBUYPOWER, когда команда поставила против себя и специально проиграла матч, что стоило некоторым игрокам пожизненного бана от Valve. Из последнего можно вспомнить интервью с бывшим шведским игроком Фиффлареном, который пришел в гости к Льюису и казнил менеджмент своей команды Ninjas in Pyjamas рассказом об удержании призовых и запрете на встречи с девушками.

Текст про Astralis сообщает: после того, как руководство отказало вымотанным игрокам в отпуске, в клубе начались большие проблемы. В целом выгорание в киберспорте – важная проблема, о которой говорят все чаще. Судя по расследованию Льюиса, в случае с Astralis она привела к такому мощному расколу, что падение с первого места в рейтинге HLTV (самый статусный топ лучших команд мира по CS:GO), которое состав удерживал очень долгое время, – далеко не самая большая проблема Astralis.

Выгорание – крайне важная и актуальная проблема в киберспорте

Несмотря на то, что соревнования по видеоиграм появились уже более 20 лет назад, эта индустрия все еще крайне молода. До недавнего времени у многих команд даже не было тренера, что уж говорить о других высококлассных специалистах. К счастью, сейчас ситуация меняется. Киберспортивные организации начинают все больше обращаться внимание на проблемы игроков со здоровьем, нанимают опытных психологов, диетологов и других врачей. 

Пожалуй, важнейшая проблема, с которой сейчас сталкиваются киберспортсмены, это выгорание. Вкратце это можно описать как усталость игрока после длительного рабочего цикла, в который входят долгие тренировки, выматывающие турниры и постоянные перелеты из одной части земного шара в другую. Последний пункт особенно влияет на людей, которые плохо переносят перелеты и испытывают трудности из-за акклиматизации. Вот такой маршрут прошли игроки команды Evil Geniuses в конце 2019 года – 12 полетов за 3 месяца, часто – на огромные расстояния.

В последнее время киберспортсмены стали все чаще жаловаться на физическое и моральное изнеможение. Большую часть времени им приходится проводить дома за компьютером, из-за чего многие испытывают проблемы со здоровьем и депрессии. Последствия – нежелание продолжать игровую карьеру.

Казалось бы, решение достаточно простое: дать игрокам возможность время от времени брать перерывы. Но тут же возникла проблема с самими киберспортивными клубами. Большинство из них тратит так много денег на содержание состава, что им просто невыгодно расширять команду до 6-7 человек. Из-за этого игрокам приходится летать на турниры одним и тем же составом несколько раз в месяц, что через некоторое время и приводит к выгоранию.

CS:GO-сцена лишь с недавнего времени стала по-настоящему страдать от выгорания. В начале 2020 года игрок французской команды Team Vitality Алекс «ALEX» МакМикин приостановил карьеру из-за огромного количества перелетов. Новость шокировала всех, ведь еще в конце 2019 года эта команда была лучшей в мире. Этот случай заставил всех задуматься о необходимости противостоять выгоранию и о создании экосистемы, удобной как для игроков, так и для организаций.

У Astralis пока явно не получается.

Руководство боялось потерять деньги и долгое время не разрешало составу уйти в отпуск

Возвращаемся к расследованию Льюиса. Главным злодеем в тексте выставлен спортивный директор Astralis Каспер Хвидт (на фото). Сообщается, что со временем он стал более жестким и его позиция не всегда совпадала с командной.

«Каспер известен управлением, основанным на страхе, и очень тверд во взглядах. Он представляет высшее руководство в диалогах с игроками. У них определенно конфликт», – утверждает анонимный источник, близкий к организации.

Режим тренировок Astralis приближен к расписанию традиционной спортивной команды и четко контролируется начальством. Игроков раздражает такая позиция и нежелание руководителей стать более гибкими.

После зимнего ивента BLASTPremier в Лондоне, где датчане проиграли NAVI и CompLexity, команда начала изучать варианты с отпуском. Они были в разъездах весь 2019 год и считали, что спад – прямой результат загруженности и отсутствия полноценного отдыха. Руководство не согласилось. Игрокам сказали, что потребуется время для планирования стратегии, которая позволит им сделать паузу.

Хвидт и другие боссы Astralis переживали за договоры с ESL и BLAST, по которым они обязаны посещать определенное количество турниров, чтобы не терять долю от общей прибыли. Найти время на отдых игрокам без нарушения каких-либо соглашений оказалось не так просто. Все это подкреплялось статусом публичной компании, которая подотчетна акционерам и не может просто так пропасть из виду даже на несколько недель.

Контракты игроков заключены по датскому трудовому законодательству, в рамках которого они имеют право взять 25 оплаченных выходных дней. При этом в любое время активировать такую опцию невозможно – она действительна лишь с 1 мая по 30 сентября. В другие даты отпуск не должен пересекаться с календарем соревнований, который даже в условиях пандемии составлен на несколько месяцев вперед. В такой ситуации игрокам пришлось искать другие рычаги давления на руководство.

Сокращение зарплаты на 30% стало последней каплей

В начале апреля руководство Astralis понизило игрокам и персоналу зарплату на 30%. Сотрудникам это показалось странным, так как организация не потеряла ни одного спонсора из-за коронавируса, а без транспортных расходов и вовсе экономила деньги.

В контрактах по поводу уменьшения зарплат ничего прописано, но руководство ясно дало понять, что лучше бы согласиться на предложенные условия. Позже деньги обещали компенсировать сразу после выправления финансовой ситуации в мире. Часть игроков согласились на снижение выплат, а некоторые привлекли юристов для отстаивания интересов.

Ужаться в деньгах попросили не только CS:GO-состав, но также команды по League of Legend и FIFA, которые входят в Astralis Group. Денежный вопрос тоже обидел игроков, которые весь год отыграли по ненормированному графику, дико устали эмоционально и физически, а вместо отдыха получили урезанные зарплаты.

Gla1ve и Xyp9x ушли в отпуск благодаря экс-футболисту, который борется с «рабством» в спорте

Ассоциация профессиональных игроков Counter-Strike (CSPPA) была создана в 2018 году и стала первой официальной организацией такого рода в киберспорте. Ее главная цель – помогать игрокам в решении различных проблем, будь то условия турниров, тренировок или споры с руководством. В 2018 году Дания признала выгорание профессиональным заболеванием, что усиливало позиции игроков Astralis в борьбе с верхушкой мультигейминга.

Глава CSPPA – бывший футболист Мадс Оланд, который боролся за трудовые права коллег еще когда играл. Позже, став директором Ассоциации футболистов Дании, он одновременно стал волонтером киберспортивной организации. На момент ухода из ассоциации Мадс проработал в футболе 23 года.

Игрок Astralis Андреас «Xyp9x» Хойслет, по совместительству председатель Ассоциации, долго обсуждал с Оландом давление со стороны боссов. Вместе они обосновали проблемы состава и в соответствии с датским законодательством выбили время на консультации с врачами. Все закончилось в пользу игроков: первым в отпуск ушел капитан Лукас «Gla1ve» Россандер, а вслед за ним и Xyp9x. Руководство не стало нарушать закон и переключилось на поиски замены.

Подписание двух дополнительных игроков – это кризисное решение, а не часть глобальной стратегии

В начале 2020 года Astralis изложила хитрый план по расширению ростера сначала до 6, а после и 7 игроков, который мало кто понял. В многочисленных интервью спортивный директор и тренер рассказывали как будут использовать весь состав, а теории о смене игроков по ходу турнира, матча или даже одной карты только добавляли интереса. Ранее осознанные замены прямо на чемпионате не практиковала ни одна команда – это сложно, невыгодно и рушит синергию в команде.

На деле все намного проще. Поняв неизбежность временного ухода Gla1ve и Xyp9x, руководство пригласило новых игроков из более слабых команд: Патрика «Es3tag» Хансена (на контракте с 1 июля) и Якуба «JUGi» Хансена, а Марко «Snappi» Пфайффер был взят в аренду. Единственная причина таких действий – нежелание надолго выпадать из соревновательного процесса и терять деньги.

«Отчетность перед акционерами сильно повлияла на то, в каком ключе была подана новость о расширении состава, – говорит источник в клубе. – Им нужно было грамотно обосновать причину, по которой команда потеряла лучших игроков в мире и заменила их теми, кто не дотягивает до уровня Astralis».

Еще интереснее информация, что недовольные организацией игроки задумались об уходе после окончания действующих контрактов.

Руководство Astralis отказалось комментировать ситуацию

Перед публикацией материала Льюис обратился за пояснениями к представителям Astralis Group, но те ограничились лишь скупым пресс-релизом.

«Мы не комментируем личные вопросы, контракты и слухи, которые являются частью статьи. Мы стремимся создать конкурентоспособную среду вокруг наших игроков для обеспечения долгосрочного успеха. За последние четыре года новые идеи обсудили со всеми сотрудниками. Не всегда удавалось найти взаимопонимание, но то, что мы сделали за это время, – результат большой командной работы игроков, тренеров и персонала. 

В конечном счете спортивный директор должен определиться с общим направлением и действиями, которые необходимо предпринять. Наш принцип заключается в том, чтобы предоставить игрокам наилучшие программы тренировок. Это также относится к физическим упражнениям, работе с диетологом, врачом, физиотерапевтом, психологом и другими специалистами», – заявили в Astralis.

Такой ответ вызвал еще больше вопросов. Странно выглядит организация, которая на словах делает все возможное для предотвращения выгорания, но при этом становится первым громким примером команды, в которой игрокам для отпуска требуется справка от врача. Почему спортсмены выгорели именно во время отсутствия LAN-турниров и связанных с ними путешествий? Почему организация, настроенная на поддержку игроков, не смогла организовать нормальный график в 2019 году, который, вероятно, предотвратил бы усталость и нежелание играть весной 2020?

Эта ситуация значительно подкосила репутацию Astralis как в глазах болельщиков, так и среди многих популярных журналистов и блогеров. К примеру, знаменитый британский аналитик Данкан «Thorin» Шилдс уже не раз критиковал руководство команды и его методы работы. При этом к самим игрокам все относятся с пониманием, потому что к 2020 году все осознали, насколько сильно выгорание влияет на продуктивность составов.

Очевидно, что история получит продолжение. В идеале ждем пояснений от руководства или игроков. Пока же из-за отсутствия турниров Astralis взяла паузу до августа и может насладиться долгожданным отпуском, который, как оказалось, достался команде с боем.

Лучшие посты по CS:GO – у нас

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья