Хочу инвестировать в российские игровые компании. Куда нести деньги?
Разбираемся в ситуации.
Короче, сейчас бум инвестиций. И если на западе выбор компаний на бирже огромный – можно стать совладельцем чего угодно, – то в РФ выбор, мягко говоря, поменьше. Но даже в нем все не ограничивается газом, нефтью и металлами. Разберем, куда можно отнести свои кровные, чтобы поддержать отечественные компании в сфере гейминга.
Сразу оговорюсь, что речь идет только о покупке акций (и депозитарных расписок) публичных компаний, доступных на бирже обычному российскому неквалифицированному инвестору. Как бы ни хотелось прикупить акций условной 1C (которая одной рукой делает софт для бухгалтеров, а другой издает игры через «Буку», «СофтКлаб» и держит 1С Game Studios) – нельзя. Компания просто не торгуется на бирже.
VK (бывшая Mail.ru Group): зарабатывает на мобилках, чтобы покрыть убытки от доставки еды и такси
Если вы хотя бы немного не следите за деятельностью и отчетами Mail.ru Group, то такое начало поста может удивить. На самом деле, среди российских публичных компаний именно VK ближе всего к тому, что можно назвать «игровой компанией».
Ответы для игры 5 букв Тинькофф
Да, по итогам 2020 года чуть больше половины денег компании принесли ее соцсети (название одной из которых компания взяла для ребрендинга и теперь будет строить на ее основе экосистему), но на втором месте – сегмент игр с 40,7 млрд руб. выручки из общих 107,4 млрд. Серьезные цифры! Вот на чем компания их зарабатывает:
- Warface и Skyfroge – доступны на ПК и консолях
- Perfect World, Lost Ark, Conqueror’s Blade, Revelation, ArcheAge и еще дышащие «Аллоды Онлайн» – только на ПК
- Десятки игр для мобилок
И в мобилках компания видит будущее. MY.GAMES (так называется игровое подразделение VK) постепенно смещает фокус на мобильные игры (76% выручки от F2P) и пользователей вне России и СНГ (77% всей выручки).
Деньги Mail.ru приносят такие проекты, как «Интерактивная романтическая история», порт Варфейса или игра по «Американскому Папаше» с постройкой убежища, клонами Роджера и другими увлекательными вещами (например, золотыми какашками за $4,99, занимающими уверенное первое место в топе внутриигровых покупок).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/b3/c667dbac14992adb42e698981248f.jpeg)
В качестве небольшого бонуса к игровому подразделению Mail.ru относятся и несколько сервисов, в том числе популярный Donation Alerts. Так что когда вы донатите стримеру через DA, вы невольно вносите вклад в благополучие Mail.ru.
Еще один бонус – киберспортивный холдинг ESforce, который пока что только генерирует убытки и в какой-то момент был выставлен на продажу (сейчас планов на продажу уже нет, холдинг остается под контролем VK – ESforce спас коронавирус).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/23/f1472146d4c86b5bc72f6f2e42325.jpeg)
Последние несколько месяцев акции VK падают – аналитики называют перспективы компании умеренно позитивными в долгосрочной перспективе, но пока что не видят очевидных драйверов для роста в ближайшее время.
И не последнюю роль в этом могут сыграть игровые проекты компании, которые ценой внутриигровых покупок, премиум-аккаунтов и рекламы могут покрыть убытки от совместного предприятия Mail.ru со Сбербанком («О2О Холдинг», в который входят Delivery Club, «Самокат», «Ситимобил» и другие компании, во 2 квартале 2021 года получил убыток в 2,1 млрд руб.) и совместного предприятия AliExpress Россия.
М.Видео: российский Gamestop на минималках с доминированием PlayStation и репликами старенькой Dendi
Из-за того, что российский рынок относительно небольшой (как в деньгах, так и по количеству потенциальных покупателей), сложно представить российский аналог Gamestop – это сеть магазинов в США специально для геймеров, продающая диски с играми, приставки и ПК уже 37 лет – с 1984 года.
В России такой крупной специализированной компании просто нет, поэтому рассмотрим самую крупную сеть, продающую всю электронику от утюгов до PS5 – М.Видео. А точнее, группу «М.Видео – Эльдорадо», в 2018 году компании объединились.
Физические диски, например, по-прежнему пользуются популярностью у игроков, и М.Видео по собственным прикидкам занимает 60% этого рынка. В 2020 году компания оценивала российский рынок в 1,8 млн копий, а в первые 6 месяцев 2021 – в более скромные 800 тыс. копий (из которых 75% – для PS4).
Вообще, доминирование PlayStation на российском рынке очевидно из пресс-релизов компании:
- В июне, когда шел чемпионат Европы, спрос на FIFA вырос в полтора раза, но 90% продаж франшизы пришлись на PlayStation, 7% на Xbox, остальное – Nintendo Switch.
- Кроме Фифы на PS4 люди чаще всего покупают Last of Us 2, Cyberpunk 2077, Ghost of Tsushima и GTA 5 (статистика только за половину 2021 года, в котором игроки все еще любят игру Rockstar).
- На PS5 в 2020 году в лидерах продаж Marvel’s Spider-Man: Miles Morales, Demon’s Souls, Assassin’s Creed: Вальгалла, Mortal Kombat 11: Ultimate и Сэкбой: Большое приключение.
- На Xbox – FIFA 20, GTA 5 , Red Dead Redemption 2, UFC 3 и Cyberpunk 2077.
Правда, есть еще одна популярная категория консолей – недорогие «8- и 16-битные ретро-приставки». На них пришлось 35% продаж (в штуках) за 2020 год. Картриджами для них компания не торгует – игры уже встроены в память устройств.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/db/6590e988d4c2589c5c21d0dda637d.jpeg)
Если же взглянуть на компанию в общем, то продажи дисков для игр не приносят М.Видео огромных денег. Даже по грубым прикидкам 2,64 млрд выручки от дисков (60% от российского рынка в 4,4 млрд руб., данные компании) в общей выручке за 2020 год (417,85 млрд) выглядят более чем скромно.
К счастью, гейминг это не только диски с консолями, но и ПК, ноутбуки и периферия для них. Пандемийный 2020-й в этом плане положительно сказался на компании, и это явно принесло больше денег, чем диски с GTA из 2013. Спрос в 2020 вырос везде:
- Каждый пятый купленный в России ноутбук – игровой (до этого было 13%)
- 40% проданных мониторов – гейминговые
- Игровые мыши, клавиатуры и гарнитуры уже конкурируют по удобству и возможностям с традиционной офисной периферией
- Специальные игровые кресла выбирают не только любители засесть в CS:GO на кучу часов, но и удаленщики
И если приплюсовать все эти продажи, то роль геймеров (или потребителей, которые хотят покупать геймерские продукты) для компании становится более очевидной. Не полноценный российский Gamestop, но на минималках – сойдет.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/71/668e98645433985c8f8884a169803.jpeg)
С марта 2021-го акции М.Видео падают: на пике бумага стоила больше 870 рублей, а сейчас торгуется на уровне 600 рублей. Несмотря на это, аналитики по-прежнему позитивно оценивают потенциал компании. Общий консенсус-прогноз – «Покупать», последние таргеты были опубликованы в августе и октябре. Прогноз «Ренессанс Капитал» – 780 рублей, Bank of America – 915 рублей, JPMorgan в октябре дали таргет в 820 рублей.
Кому принадлежит GFN.ru и при чем тут М.Видео?
Технологии не стоят на месте, и целый ряд компаний работает над тем, чтобы ПК (или телефон) пользователя вместо рендеринга игры просто показывал видеопоток и передавал команды на удаленный мощный сервер, где и происходят все вычисления. Один из значимых игроков на этом рынке – Nvidia с сервисом GeForce Now, который в России работает по адресу GFN.ru.
Создать такую платформу – дело непростое и накладное с точки зрения финансов, для работы на нашем рынке Nvidia заручилась поддержкой крупного финансового холдинга. На открытие GeForce Now в России компанией «Сафмар» в 2019 году дали 1 млрд рублей инвестиций.
«Сафмар» – финансовая компания семьи Гуцериевых (4-е место в спиcке богатейших семей от Forbes). «Сафмар» торгуется на бирже, но не пользуется большой популярностью у инвесторов. Объемы торгов на Мосбирже в некоторые дни могут составлять несколько сотен тысяч рублей, иногда поднимаясь до нескольких миллионов, что в общем объеме все равно очень мало.
Тем не менее, компания владеет крупными активами: от 49% страхового дома ВСК и 11,1% нефтяной компании РуссНефть до уже знакомой группы «М.Видео – Эльдорадо» (10%) и, конечно же, GFN.ru (51%).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/bf/f45b3e8ab407998f7945807fe25cc.jpeg)
При этом оценить роль облачного сервиса в выручке компании сложно. В презентации «Сафмара» по итогам 2020 года упоминания GFN нет, в презентации для инвесторов от августа 2021 года раскрываются данные только по общему игровому времени до декабря 2020 года (как раз тогда вышел Cyberpunk 2077 и игроки обвалили сервера компании, которой пришлось извиняться и объяснять произошедшее слишком высокой нагрузкой в условиях ковида, во время которого доставить высокотехнологичное серверное оборудование не так уж и просто).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/47/7c9c71103430c924b69fa6b86c7cc.jpeg)
МТС: растит убийцу Twitch, купил Gambit и держит инвесторов в курсе киберспортивных результатов
Так или иначе, любой телеком опосредованно зарабатывает на геймерах (отдельно тут можно отметить государственный Ростелеком с игровым тарифом, который рекламируют Рамзес и Алина Ри), но МТС в этом плане пошел дальше.
Во-первых, у компании есть «маркетплейс сервисов облачного гейминга» – МТС Cloud Gaming, внутри которого изначально было четыре сервиса: упомянутый выше GFN.RU, Playkey, Loudplay и DROVA, а сейчас остался только GFN.
Во-вторых, в декабре 2017-го МТС за 313 млн рублей купила Gambit Esports.
В-третьих, в 2019 году был запущен стриминговый сервис WASD.tv.
Все это укладываются в стратегию компании, которая хочет развиваться не только в традиционных телекоммуникационных продуктах, но и в других областях. Одна из них – киберспорт.
В 2018 году, после покупки Gambit, представитель МТС рассказывал «Ведомостям», что «оператору интересна молодая и потенциально платежеспособная аудитория киберспортсменов» и «МТС планирует использовать маркетинговые возможности команд и турниров с их участием, создавать продукты для поклонников киберспорта, продвигать бренд МТС через рекламные возможности Gambit Esports и предлагать спонсорские контракты сторонним компаниям».
WASD пока что любовь обычных зрителей не заработал, несмотря на все конкурсы...
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/95/66e0191f74d7280ab7a29bab88203.jpeg)
... зато популярные стримеры вроде Hardplay могут использовать площадку как запасной аэродром для стрима фильмов.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/19/fd694314e417ebda9735dd6de5943.jpeg)
В официальном медиа-центре МТС WASD упоминается не так часто, и, как правило, в конце новостей про Gambit. Киберспортивный клуб МТС в этом плане радует чаще.
Компания держит инвесторов и общественность в курсе всех крупных событий. Например, победа Gambit на Intel Extreme Masters вышла под заголовком «Киберспортивная команда МТС стала чемпионом мира», еще одна новость посвящена первому месту в рейтинге HLTV («Состав киберспортивной команды МТС по CS:GO стал лучшим в мире»).
Новость про победу состава по Валоранту на мейджоре в официальном пресс-центре мне найти не удалось.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/7e/0fa05b68348dab72af2f1908d1253.jpeg)
При этом очевидно, что интерес инвесторов в первую очередь сконцентрирован на дивидендах от телекоммуникационного бизнеса компании, а во вторую и третью – на банковском бизнесе и постройку экосистемы.
Учитывают ли инвестдома киберспортивное направление МТС, выдавая рекомендации «Покупать» и таргетные цены на уровне 400 руб. за акцию – вопрос риторический.
АФК Система: матрешка с МТС и Ozon внутри
Как и в случае с «М.Видео – Эльдорадо» и «Сафмаром», АФК Система – холдинговая компания, владеющая кучей активов. В их числе уже упомянутый МТС (эффективная доля владения – 50,3%) и маркетплейс Ozon (совокупная доля владения Системы – 32,4%), торгующий в том числе и приставками с другими геймерскими продуктами.
При этом прибылью в Озоне пока и не пахнет. Компания работает в убыток, наращивая капитальные затраты, выручку, а также количество покупателей, заказов и товаров. Роль игровых товаров в отчетности и пресс-релизах маркетплейса не отражается, хотя такими товарами торгует в том числе сам Ozon, без участия посредников. Понять это можно по плашке «Продавец Ozon» на страницах сайта.
Xbox, наушники и подписку продает сам Ozon, зарядную станцию – партнер
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/fb/246eb41664fd98676b92ec7770613.jpeg)
Кроме Озона и МТС, АФК Система инвестирует в самые разные компании и стартапы, среди которых в 2016 году оказались 25% разработчика игр Luden.io. Но речь не про мобильные игры, как у Mail.ru Group, а про образовательные проекты, помогающие школьникам в изучении предметов. Наиболее известные игры (в этой сфере, по данным компании) – InMind и InCell, посвященные изучению биологии в игровой форме.
Учитывая невысокие инвестиции (речь о 65 млн руб.), в сравнении с общей выручкой Системы в 691,6 млрд рублей за 2020 год, вряд ли компания по разработке игр для школьников сможет оказать какой-то значимый финансовый импакт на выручку компании в обозримом будущем.
Сбербанк: растит свою экосистему, открыл игровое издательство
Госбанк, успевший заработать триллион рублей за 10 месяцев 2021 года, усиленно строит экосистему, скупая все, что можно купить. Неудивительно, что среди сервисов у Сбера есть пара геймерских.
Во-первых, у банка есть своя платформа для облачного гейминга, но используется она для продвижения SberBox (специальной ТВ-приставки), телевизоров с Салют ТВ (виртуальным голосовым ассистентом Сбера) и SberBox Top (SberBox на максималках с камерой). Просто поиграть на телефоне или компьютере не получится.
Во-вторых, весной 2021 Сбер расширил игровое направление, учредив игровое издательство СберИгры. Возглавляет новую структуру госбанка Алиса Чумаченко, создавшая студию Game Insight и Gosu.ai – проект, который начинался с обычного виртуального помощника для дотеров, а сейчас вырос в голосовой ассистент для Доты, Лиги Легенд и PUBG, и в будущем может войти в состав Сберигр.
Пока что на сайте SberGames нет опубликованных проектов – команда начала формироваться только весной, но у компании есть планы по созданию продюсерского центра, издательства, студии внутренней разработки, а также различных околоигровых сервисов. Ну и конечно Сбер не был Сбером, если бы банк не рассматривал возможность приобретения существующих игроков на рынке.
Пока что в планах компании запуск маркетплейса игр для мобильных телефонов и ПК, издание игр для телефонов, ПК и консолей, а также их персонализация («все игры SberGames будут меняться в реальном времени в зависимости от того, кто в них играет»).
При этом монетизация – не главный приоритет для SberGames. По словам Алисы Чумаченко, многие крупные компании забыли, зачем они в принципе делают игры, и думают только о прибыли. В противовес этому у СберИгр будет большой бюджет на исследования и разработку (R&D), а также сильный упор на бесплатные игры для детей.
Один из первых анонсированных проектов – развивающие мобильные игры для детей с героями мультиков «Союзмультфильма» (удивляться тут нечему: еще в 2020 году, до открытия игрового направления, Сбербанк проинвестировал миллиард рублей в совместное предприятие с «Союзмультфильмом», банку принадлежит 80% СП).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/ab/0e980d102431aade8813dfbc9c475.jpeg)
При этом рассчитывать на большую роль игрового направления в триллионной прибыли банка не приходится. Сбер – в первую очередь банк, зарабатывающий огромные деньги на кредитах и комиссиях, пока экосистема генерирует убытки. Флагманом по генерации убытков на этом этапе, конечно, выступает совсем не SberGames, а «Самокат», Delivery Club и «Ситимобил» из совместного предприятия с Mail.ru.
И хотя стратегия банка предполагает выход нефинансового бизнеса на безубыточность в 2023 году и получение экосистемой 20-30% от общей прибыли в 2030 году, акции банка пользуются популярностью у инвесторов совсем не из-за планов по разработке обучающих детских игр с Чебурашкой. И вряд ли это изменится в ближайшее время.
Так что в итоге?
- Если говорить про российские публичные компании, то сильнее всего от разработки и продвижения игр зависит VK – это значительная часть выручки компании.
- «М.Видео – Эльдорадо» – единственный публично торгующийся на бирже российский ритейлер электроники, в ассортименте которого игровые товары играют все большую роль, но не ключевую роль.
- МТС использует гейминг и киберспорт скорее для рекламы и завлечения в свою экосистему, чем заработка.
- Сбербанк – огромный бизнес с внушительной прибылью от финансовой деятельности, который на эти деньги строит свою экосистему, скупая все что скупается. Так получилось, что в экосистему попали и игры, но планов по заработку на них у банка нет – когда Сбер говорит про заработок к 2030 году, в первую очередь речь идет о доставке еды и такси. Но даже если игровое подразделение в будущем выйдет на прибыльность, займет ли оно важную часть в выручке Сбера – большой вопрос (если только Сбер внезапно не купит Valve, конечно же).
Других публичных игровых и «игровых» российских компаний нет.
Я никогда с такой радостью не удалял игры. Обожаю «Стражей галактики». И ненавижу
Легендарные читы в играх, которые мы до сих пор набираем с закрытыми глазами