Акция в «Пятерочке»
Блог

Хочу инвестировать в российские игровые компании. Куда нести деньги?

Разбираемся в ситуации.

Короче, сейчас бум инвестиций. И если на западе выбор компаний на бирже огромный – можно стать совладельцем чего угодно, – то в РФ выбор, мягко говоря, поменьше. Но даже в нем все не ограничивается газом, нефтью и металлами. Разберем, куда можно отнести свои кровные, чтобы поддержать отечественные компании в сфере гейминга.

Сразу оговорюсь, что речь идет только о покупке акций (и депозитарных расписок) публичных компаний, доступных на бирже обычному российскому неквалифицированному инвестору. Как бы ни хотелось прикупить акций условной 1C (которая одной рукой делает софт для бухгалтеров, а другой издает игры через «Буку», «СофтКлаб» и держит 1С Game Studios) – нельзя. Компания просто не торгуется на бирже.

VK (бывшая Mail.ru Group): зарабатывает на мобилках, чтобы покрыть убытки от доставки еды и такси

Если вы хотя бы немного не следите за деятельностью и отчетами Mail.ru Group, то такое начало поста может удивить. На самом деле, среди российских публичных компаний именно VK ближе всего к тому, что можно назвать «игровой компанией».

Да, по итогам 2020 года чуть больше половины денег компании принесли ее соцсети (название одной из которых компания взяла для ребрендинга и теперь будет строить на ее основе экосистему), но на втором месте – сегмент игр с 40,7 млрд руб. выручки из общих 107,4 млрд. Серьезные цифры! Вот на чем компания их зарабатывает:

И в мобилках компания видит будущее. MY.GAMES (так называется игровое подразделение VK) постепенно смещает фокус на мобильные игры (76% выручки от F2P) и пользователей вне России и СНГ (77% всей выручки).

Деньги Mail.ru приносят такие проекты, как «Интерактивная романтическая история», порт Варфейса или игра по «Американскому Папаше» с постройкой убежища, клонами Роджера и другими увлекательными вещами (например, золотыми какашками за $4,99, занимающими уверенное первое место в топе внутриигровых покупок).

В качестве небольшого бонуса к игровому подразделению Mail.ru относятся и несколько сервисов, в том числе популярный Donation Alerts. Так что когда вы донатите стримеру через DA, вы невольно вносите вклад в благополучие Mail.ru.

Еще один бонус – киберспортивный холдинг ESforce, который пока что только генерирует убытки и в какой-то момент был выставлен на продажу (сейчас планов на продажу уже нет, холдинг остается под контролем VK – ESforce спас коронавирус).

Последние несколько месяцев акции VK падают – аналитики называют перспективы компании умеренно позитивными в долгосрочной перспективе, но пока что не видят очевидных драйверов для роста в ближайшее время.

И не последнюю роль в этом могут сыграть игровые проекты компании, которые ценой внутриигровых покупок, премиум-аккаунтов и рекламы могут покрыть убытки от совместного предприятия Mail.ru со Сбербанком («О2О Холдинг», в который входят Delivery Club, «Самокат», «Ситимобил» и другие компании, во 2 квартале 2021 года получил убыток в 2,1 млрд руб.) и совместного предприятия AliExpress Россия.

М.Видео: российский Gamestop на минималках с доминированием PlayStation и репликами старенькой Dendi

Из-за того, что российский рынок относительно небольшой (как в деньгах, так и по количеству потенциальных покупателей), сложно представить российский аналог Gamestop – это сеть магазинов в США специально для геймеров, продающая диски с играми, приставки и ПК уже 37 лет – с 1984 года.

Лудоманы с реддита устроили войну с бумерами и подняли на 1000% акции компании по продаже дисков. Теперь их пытаются остановить

В России такой крупной специализированной компании просто нет, поэтому рассмотрим самую крупную сеть, продающую всю электронику от утюгов до PS5 – М.Видео. А точнее, группу «М.Видео – Эльдорадо», в 2018 году компании объединились.

Физические диски, например, по-прежнему пользуются популярностью у игроков, и М.Видео по собственным прикидкам занимает 60% этого рынка. В 2020 году компания оценивала российский рынок в 1,8 млн копий, а в первые 6 месяцев 2021 – в более скромные 800 тыс. копий (из которых 75% – для PS4).

Вообще, доминирование PlayStation на российском рынке очевидно из пресс-релизов компании:

  • В июне, когда шел чемпионат Европы, спрос на FIFA вырос в полтора раза, но 90% продаж франшизы пришлись на PlayStation, 7% на Xbox, остальное – Nintendo Switch.
  • Кроме Фифы на PS4 люди чаще всего покупают Last of Us 2, Cyberpunk 2077, Ghost of Tsushima и GTA 5 (статистика только за половину 2021 года, в котором игроки все еще любят игру Rockstar).
  • На PS5 в 2020 году в лидерах продаж Marvel’s Spider-Man: Miles Morales, Demon’s Souls, Assassin’s Creed: Вальгалла, Mortal Kombat 11: Ultimate и Сэкбой: Большое приключение.
  • На Xbox – FIFA 20, GTA 5 , Red Dead Redemption 2, UFC 3 и Cyberpunk 2077.

Правда, есть еще одна популярная категория консолей – недорогие «8- и 16-битные ретро-приставки». На них пришлось 35% продаж (в штуках) за 2020 год. Картриджами для них компания не торгует – игры уже встроены в память устройств.

Если же взглянуть на компанию в общем, то продажи дисков для игр не приносят М.Видео огромных денег. Даже по грубым прикидкам 2,64 млрд выручки от дисков (60% от российского рынка в 4,4 млрд руб., данные компании) в общей выручке за 2020 год (417,85 млрд) выглядят более чем скромно.

К счастью, гейминг это не только диски с консолями, но и ПК, ноутбуки и периферия для них. Пандемийный 2020-й в этом плане положительно сказался на компании, и это явно принесло больше денег, чем диски с GTA из 2013. Спрос в 2020 вырос везде:

  • Каждый пятый купленный в России ноутбук – игровой (до этого было 13%)
  • 40% проданных мониторов – гейминговые
  • Игровые мыши, клавиатуры и гарнитуры уже конкурируют по удобству и возможностям с традиционной офисной периферией
  • Специальные игровые кресла выбирают не только любители засесть в CS:GO на кучу часов, но и удаленщики

И если приплюсовать все эти продажи, то роль геймеров (или потребителей, которые хотят покупать геймерские продукты) для компании становится более очевидной. Не полноценный российский Gamestop, но на минималках – сойдет.

С марта 2021-го акции М.Видео падают: на пике бумага стоила больше 870 рублей, а сейчас торгуется на уровне 600 рублей. Несмотря на это, аналитики по-прежнему позитивно оценивают потенциал компании. Общий консенсус-прогноз – «Покупать», последние таргеты были опубликованы в августе и октябре. Прогноз «Ренессанс Капитал» – 780 рублей, Bank of America – 915 рублей, JPMorgan в октябре дали таргет в 820 рублей.

Кому принадлежит GFN.ru и при чем тут М.Видео?

Технологии не стоят на месте, и целый ряд компаний работает над тем, чтобы ПК (или телефон) пользователя вместо рендеринга игры просто показывал видеопоток и передавал команды на удаленный мощный сервер, где и происходят все вычисления. Один из значимых игроков на этом рынке – Nvidia с сервисом GeForce Now, который в России работает по адресу GFN.ru.

Создать такую платформу – дело непростое и накладное с точки зрения финансов, для работы на нашем рынке Nvidia заручилась поддержкой крупного финансового холдинга. На открытие GeForce Now в России компанией «Сафмар» в 2019 году дали 1 млрд рублей инвестиций.

«Сафмар» – финансовая компания семьи Гуцериевых (4-е место в спиcке богатейших семей от Forbes). «Сафмар» торгуется на бирже, но не пользуется большой популярностью у инвесторов. Объемы торгов на Мосбирже в некоторые дни могут составлять несколько сотен тысяч рублей, иногда поднимаясь до нескольких миллионов, что в общем объеме все равно очень мало.

Тем не менее, компания владеет крупными активами: от 49% страхового дома ВСК и 11,1% нефтяной компании РуссНефть до уже знакомой группы «М.Видео – Эльдорадо» (10%) и, конечно же, GFN.ru (51%).

При этом оценить роль облачного сервиса в выручке компании сложно. В презентации «Сафмара» по итогам 2020 года упоминания GFN нет, в презентации для инвесторов от августа 2021 года раскрываются данные только по общему игровому времени до декабря 2020 года (как раз тогда вышел Cyberpunk 2077 и игроки обвалили сервера компании, которой пришлось извиняться и объяснять произошедшее слишком высокой нагрузкой в условиях ковида, во время которого доставить высокотехнологичное серверное оборудование не так уж и просто).

МТС: растит убийцу Twitch, купил Gambit и держит инвесторов в курсе киберспортивных результатов

Так или иначе, любой телеком опосредованно зарабатывает на геймерах (отдельно тут можно отметить государственный Ростелеком с игровым тарифом, который рекламируют Рамзес и Алина Ри), но МТС в этом плане пошел дальше.

Во-первых, у компании есть «маркетплейс сервисов облачного гейминга» – МТС Cloud Gaming, внутри которого изначально было четыре сервиса: упомянутый выше GFN.RU, Playkey, Loudplay и DROVA, а сейчас остался только GFN. 

Во-вторых, в декабре 2017-го МТС за 313 млн рублей купила Gambit Esports.

В-третьих, в 2019 году был запущен стриминговый сервис WASD.tv.

Все это укладываются в стратегию компании, которая хочет развиваться не только в традиционных телекоммуникационных продуктах, но и в других областях. Одна из них – киберспорт.

В 2018 году, после покупки Gambit, представитель МТС рассказывал «Ведомостям», что «оператору интересна молодая и потенциально платежеспособная аудитория киберспортсменов» и «МТС планирует использовать маркетинговые возможности команд и турниров с их участием, создавать продукты для поклонников киберспорта, продвигать бренд МТС через рекламные возможности Gambit Esports и предлагать спонсорские контракты сторонним компаниям».

WASD пока что любовь обычных зрителей не заработал, несмотря на все конкурсы...

... зато популярные стримеры вроде Hardplay могут использовать площадку как запасной аэродром для стрима фильмов.

В официальном медиа-центре МТС WASD упоминается не так часто, и, как правило, в конце новостей про Gambit. Киберспортивный клуб МТС в этом плане радует чаще.

Компания держит инвесторов и общественность в курсе всех крупных событий. Например, победа Gambit на Intel Extreme Masters вышла под заголовком «Киберспортивная команда МТС стала чемпионом мира», еще одна новость посвящена первому месту в рейтинге HLTV («Состав киберспортивной команды МТС по CS:GO стал лучшим в мире»).

Новость про победу состава по Валоранту на мейджоре в официальном пресс-центре мне найти не удалось.

При этом очевидно, что интерес инвесторов в первую очередь сконцентрирован на дивидендах от телекоммуникационного бизнеса компании, а во вторую и третью – на банковском бизнесе и постройку экосистемы.

Учитывают ли инвестдома киберспортивное направление МТС, выдавая рекомендации «Покупать» и таргетные цены на уровне 400 руб. за акцию – вопрос риторический.

АФК Система: матрешка с МТС и Ozon внутри

Как и в случае с «М.Видео – Эльдорадо» и «Сафмаром», АФК Система – холдинговая компания, владеющая кучей активов. В их числе уже упомянутый МТС (эффективная доля владения – 50,3%) и маркетплейс Ozon (совокупная доля владения Системы – 32,4%), торгующий в том числе и приставками с другими геймерскими продуктами.

При этом прибылью в Озоне пока и не пахнет. Компания работает в убыток, наращивая капитальные затраты, выручку, а также количество покупателей, заказов и товаров. Роль игровых товаров в отчетности и пресс-релизах маркетплейса не отражается, хотя такими товарами торгует в том числе сам Ozon, без участия посредников. Понять это можно по плашке «Продавец Ozon» на страницах сайта.

Xbox, наушники и подписку продает сам Ozon, зарядную станцию – партнер

Кроме Озона и МТС, АФК Система инвестирует в самые разные компании и стартапы, среди которых в 2016 году оказались 25% разработчика игр Luden.io. Но речь не про мобильные игры, как у Mail.ru Group, а про образовательные проекты, помогающие школьникам в изучении предметов. Наиболее известные игры (в этой сфере, по данным компании) – InMind и InCell, посвященные изучению биологии в игровой форме.

Учитывая невысокие инвестиции (речь о 65 млн руб.), в сравнении с общей выручкой Системы в 691,6 млрд рублей за 2020 год, вряд ли компания по разработке игр для школьников сможет оказать какой-то значимый финансовый импакт на выручку компании в обозримом будущем.

Сбербанк: растит свою экосистему, открыл игровое издательство

Госбанк, успевший заработать триллион рублей за 10 месяцев 2021 года, усиленно строит экосистему, скупая все, что можно купить. Неудивительно, что среди сервисов у Сбера есть пара геймерских.

Во-первых, у банка есть своя платформа для облачного гейминга, но используется она для продвижения SberBox (специальной ТВ-приставки), телевизоров с Салют ТВ (виртуальным голосовым ассистентом Сбера) и SberBox Top (SberBox на максималках с камерой). Просто поиграть на телефоне или компьютере не получится.

Во-вторых, весной 2021 Сбер расширил игровое направление, учредив игровое издательство СберИгры. Возглавляет новую структуру госбанка Алиса Чумаченко, создавшая студию Game Insight и Gosu.ai – проект, который начинался с обычного виртуального помощника для дотеров, а сейчас вырос в голосовой ассистент для Доты, Лиги Легенд и PUBG, и в будущем может войти в состав Сберигр.

Пока что на сайте SberGames нет опубликованных проектов – команда начала формироваться только весной, но у компании есть планы по созданию продюсерского центра, издательства, студии внутренней разработки, а также различных околоигровых сервисов. Ну и конечно Сбер не был Сбером, если бы банк не рассматривал возможность приобретения существующих игроков на рынке.

Пока что в планах компании запуск маркетплейса игр для мобильных телефонов и ПК, издание игр для телефонов, ПК и консолей, а также их персонализация («все игры SberGames будут меняться в реальном времени в зависимости от того, кто в них играет»).

При этом монетизация – не главный приоритет для SberGames. По словам Алисы Чумаченко, многие крупные компании забыли, зачем они в принципе делают игры, и думают только о прибыли. В противовес этому у СберИгр будет большой бюджет на исследования и разработку (R&D), а также сильный упор на бесплатные игры для детей.

Один из первых анонсированных проектов – развивающие мобильные игры для детей с героями мультиков «Союзмультфильма» (удивляться тут нечему: еще в 2020 году, до открытия игрового направления, Сбербанк проинвестировал миллиард рублей в совместное предприятие с «Союзмультфильмом», банку принадлежит 80% СП).

При этом рассчитывать на большую роль игрового направления в триллионной прибыли банка не приходится. Сбер – в первую очередь банк, зарабатывающий огромные деньги на кредитах и комиссиях, пока экосистема генерирует убытки. Флагманом по генерации убытков на этом этапе, конечно, выступает совсем не SberGames, а «Самокат», Delivery Club и «Ситимобил» из совместного предприятия с Mail.ru.

И хотя стратегия банка предполагает выход нефинансового бизнеса на безубыточность в 2023 году и получение экосистемой 20-30% от общей прибыли в 2030 году, акции банка пользуются популярностью у инвесторов совсем не из-за планов по разработке обучающих детских игр с Чебурашкой. И вряд ли это изменится в ближайшее время.

Так что в итоге?

  • Если говорить про российские публичные компании, то сильнее всего от разработки и продвижения игр зависит VK – это значительная часть выручки компании.
  • «М.Видео – Эльдорадо» – единственный публично торгующийся на бирже российский ритейлер электроники, в ассортименте которого игровые товары играют все большую роль, но не ключевую роль.
  • МТС использует гейминг и киберспорт скорее для рекламы и завлечения в свою экосистему, чем заработка.
  • Сбербанк – огромный бизнес с внушительной прибылью от финансовой деятельности, который на эти деньги строит свою экосистему, скупая все что скупается. Так получилось, что в экосистему попали и игры, но планов по заработку на них у банка нет – когда Сбер говорит про заработок к 2030 году, в первую очередь речь идет о доставке еды и такси. Но даже если игровое подразделение в будущем выйдет на прибыльность, займет ли оно важную часть в выручке Сбера – большой вопрос (если только Сбер внезапно не купит Valve, конечно же).

Других публичных игровых и «игровых» российских компаний нет.

Я никогда с такой радостью не удалял игры. Обожаю «Стражей галактики». И ненавижу

Легендарные читы в играх, которые мы до сих пор набираем с закрытыми глазами

Купил обе
6%
The Medium
Купил PlayStation 5
15%
PlayStation 5
Купил Xbox Series
10%
Xbox Series X
Не купил PlayStation 5, но хочу ее
28%
Sony PlayStation
Не купил Xbox Series, но хочу ее
7%
Xbox
Не купил ни одной и не собираюсь
34%
Steam

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные