Киноманство
Блог

Обзор «Шан-Чи и легенда десяти колец». Восточное боевое фэнтези с минимумом привычного Marvel

Погорский рад возвращению MCU.

После мощного проката «Мстителей: Финал» и «Человека-паука: Вдали от дома» киновселенная Marvel Studios оказалась в очень странном и непривычном положении: студия завершила десятилетнюю сюжетную арку, полностью перетасовала активный состав Мстителей, а после этого по реальному миру ударил коронавирус, парализовавший прокат блокбастеров. Два года без новых фильмов Marvel – за этот срок их обычно выходило по 5-6 штук – что-то невероятное. Конечно, можно было получить свою дозу супергероики в виде сериалов Disney+ с теми же персонажами, но это все равно не то.

Поэтому в 2021 году уже сложилось впечатление, что привычный хайп по новинкам Marvel Studios безвозвратно улетучился. Релиз во всех смыслах запоздалой «Черной Вдовы» только усилил опасения – кажется, долгожданный сольник Наташи Романофф впечатлил только часть ярых фанатов.

И вот в прокат вышел «Шан-Чи и легенда десяти колец» – уже не какой-то странный приквел или спин-офф, а безоговорочно новая глава в киносаге Marvel Studios, к тому же представляющая еще одного ключевого персонажа. Все это здорово, но важнее другое: фильм получился очень хорошим. Не новым словом в киноязыке или шедевром на все времена, а добротным Marvel-блокбастером – в хорошем и плохом смыслах одновременно.

Шан-Чи в фильме, как и в комиксах – не мутант или полубог, но все равно могущественный боец исключительной силы. Вместо банальных суперсил у него феноменальное мастерство в боевых искусствах – особенно кунг-фу – и такой же впечатляющий навык владения различным холодным оружием. К тому же Шан-Чи умеет управлять своей энергией ци, что повышает его выносливость, ловкость и силу практически до сверхчеловеческого уровня. Словом, идеальный протагонист для фильма о боевых искусствах, но не самый очевидный кандидат во Мстители – по описанию способностей персонажа непонятно, как его уравняют с классическими супергероями и богами.

Приземленность героя забавно обыгрывают в первой половине картины. Уже взрослый Шан-Чи (Симу Лю) сбежал от отца-узурпатора из Китая в США, где взял себе имя Шон и устроился парковщиком в отеле. Лучшая подруга и коллега Шона, Кэти (Аквафина), на его фоне кажется куда более безумной и яркой: она мастак погонять на «одолженных» спорткарах в рабочее время, подбивает Шона завалиться в караоке на всю ночь вместо здорового сна посреди недели, даже еще в школе защищала его от расистов-задир. Дружеские взаимоотношения героев так мило показаны, что даже хотелось посмотреть целый фильм про жизнь молодых и в меру развязных китайцев в современных США.

Только после того, как на Шона – точнее, уже Шан-Чи – в обычном автобусе нападает румынский качок с гигантским механическим мачете вместо руки, фильм сворачивает с тропы комедии об ассимиляции и повседневности в сторону блокбастера о боевых искусствах. Герой отказывается от облика простого иммигранта и постепенно смиряется с насыщенным прошлым. Например, отец Шан-Чи – полумифический воин, сумевший в тайне захватить контроль над всеми государствами и проживший уже тысячу лет благодаря волшебным Десяти кольцам.

Крутейшее, что есть в «Шан-Чи», кроме харизматичного дуэта Симу Лю и Аквафины, это хореография боев. Часть многочисленных потасовок здесь стилизована под фильмы, близкие к работам Джеки Чана: стычки в совершенно бытовых условиях и декорациях, неожиданное использование подручных предметов вроде куртки, постоянное нахождение героя на волоске от поражения. Другие экшен-сцены уходят ближе к жанру уся: воздушные движения боевых приемов, практически переходящие в танец, невозможные с точки зрения физики прыжки и полеты, кружащиеся вихрем листья и водные потоки. И то, и другое выглядит удивительно красиво и прекрасно сочетается друг с другом – сосуществование правдоподобных и фэнтезийных боев объясняется волшебством.

Да, Marvel Studios наконец окончательно приняла и адаптировала самую буйную, нелепую и важную часть комикс-вселенной – магию во всех ее проявлениях. Изначально мистика появилась еще в «Докторе Стрэндже» 2016 года, но там весь восторг и, собственно, волшебство происходящего раздавили излишней рационализацией всего «непонятного»: мол, это просто очень-очень-очень продвинутая наука и технологии, а не магия в чистом виде.

В «Шан-Чи» тоже есть несколько сцен, где «волшебство» (которое герои называют буквально этим словом) привязывают к «науке» и «технологиям». Только этих моментов в фильме совсем мало, к тому же они вытесняются буйством магических элементов: тут речь идет уже не просто о порталах и визуальных трюках с искажением пространства. На экране появляются драконы, волшебные измерения, похищающие души демоны, живые бамбуковые леса-лабиринты и еще десяток совершенно удивительных существ и явлений. Такой Marvel выглядит веселее и смелее, чем все, что было раньше – кроме разве что безумных экзотических планет из «Стражей Галактики».

Иронично, что самое приятное качество «Шан-Чи», делающее его одним из лучших фильмов Marvel – то, что почти весь сеанс о причастности картины к киновселенной совершенно не задумываешься. Кроме пары сцен в начале и в конце, Шан-Чи будто существует в совершенно самостоятельной реальности, в приключения героя не вмешиваются уже известные герои. Учитывая, что в последних сольных фильмах Marvel непременно втискивала в действие то Железного человека, то хотя бы Сокола, самостоятельность фильма радует.

Только под конец вспоминаешь, какая студия сняла это нетипично яркое кино. Не из-за условного появления Камней бесконечности или Мстителей, а по структуре: финальный акт Шан-Чи придуман и снят по шаблону, который Marvel Studios не меняла еще с первого «Железного человека». Протагонист и злодей сражаются, используя абсолютно зеркальные способности – тем самым герой доказывает, что достоин обладать своей силой, а еще растет как личность. Было и в «Железном человеке», и в «Человеке-муравье», и в «Докторе Стрэндже», и в «Черной пантере» – в пятый раз наблюдать за одной и той же кульминацией сюжета уже почти физически больно.

Тем более что в остальном «Шан-Чи и легенда десяти колец» получился нетипично уникальным фильмом в рамках знакомых гайдлайнов MCU. Не такой постмодернистский, как «Стражи Галактики: Часть 2», но такой, что радуешься каждой экшен-сцене, смеешься над шутками, не связанными с багажом киновселенной и умиляешься даже сценам с походом в караоке. «Шан-Чи» хочется порекомендовать к просмотру даже тем, кто до этого не видел фильмы Marvel – и это круто.

Что показали в сценах после титров в «Шан-Чи и легенда десяти колец»

Кто делает лучшие мультфильмы? Сравниваем Disney и Pixar

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные