«В душе я киберспортсмен, абсолютно точно». Интервью с Cake – о Варкрафте, покере и стримерских турнирах
Керимов поговорил с Кириллом.
30 января стартует турнир BetBoom Classic: Warcraft III Reforged. Один из организаторов и автор идеи – стример Кирилл «Cake» Забродин. В преддверии турнира мы поговорили с Кириллом:
- о любви к Warcraft III;
- почему турнир Кейка – топовый киберспорт;
- что у команды Кирилла пошло не так на BetBoom Streamers Battle;
- почему он постоянно копается в механиках Доты;
- о спидране игр;
- почему Кейк в душе – киберспортсмен;
- чему киберспортсменов может научить покер;
- как совмещать карьеру стримера и воспитание ребенка;
- во что играет отец Кирилла.
– Вот-вот стартует твой турнир по Warcraft 3. Как не надоедает играть в такую уже старенькую игру?
– Можно начать со сравнения с Дотой, которой тоже на секундочку скоро 20 с чем-то лет. Мы такие, мы что-то в детстве полюбили и, может быть, до самой смерти, до самой старости будем играть или как-то вспоминать, поглядывать турниры какие-то, если они будут.
Поэтому тут не знаю, честно сказать. Не надоедает. Старая игра, но, наверное, для меня, для многих, кто будет на моем турнире, для Сани Вудуша, для Майкера, я уверен, это одна из любимейших игр. И в чем-то первая такая игра, которая привела к месту, где мы сейчас находимся. К тому, что я стал стримером, полюбил соревновательные игры, полюбил их стримить, играть в них плотно. Все с Варкрафта началось – без него никак.
– Такая любовь с детства!
– Да, любовь с детства. Если бы Blizzard не способствовала умиранию естественному, а наоборот пробовала ее оживить, то возможно даже гораздо чаще бы играл. А так, любовь есть, но и ненависть нарастает. Боремся с этим, продолжаем играть, продолжаем смотреть, но меньше, чем могли бы.
– Как родилась идея турнира?
– Собственно, она по этой причине и родилась. Игра не в лучшем состоянии, играть самому тяжело, потому что я как стример стартую и играю 3 часа с одним и тем же оппонентом. Потому что народу мало банально. Хочется всегда что-то придумать необычное, чтобы и зрителям зашло, и самому снова окунуться в это, и не играть с одним и тем же персонажем в сети. Из UltimateGG ребята тоже многие связаны с Варкрафтом. Почему бы и нет? Есть возможность, давайте сделаем. Посмотрим, как получится.
– Доволен составом участников?
– На 95% довольны, потому что не смогли два топовых игрока приехать, Lyn и 120, лучшие представители своих рас, наверное, орков и андедов. А так, в целом, состав плотный. Из топ-11 игроков мира 8 здесь. Нет Lyn, 120 и еще один игрок просто не поместился. Состав очень плотный, несмотря на это. Я доволен.
– А думали над тем, чтобы позвать каких-то легенд вроде Grubby?
– Grubby давно уже не профессиональный игрок, он легенда, но если бы у нас был англоязычный каст на арене, мы бы его обязательно позвали. На соревнования среди текущих профессионалов он сам бы не согласился, я с ним на эту тему общался, когда шоу-матч хотели сделать. Он говорил: «Обязательно, с радостью», – но только чтобы он не играл с профессионалами, а играл бы с кем-то своего уровня. При всем уважении к нему, тем более он сейчас на Доту плотно подсел, у него все в Доте неплохо получается, вроде как. О нем мы всегда думаем, но, конечно, в качестве игрока его звать смысла не было.
– Ваш турнир – супертоповый киберспорт, не фановый, как дотерский Streamers Battle?
– Нет, это тир-1 турнир, тут самый высокий уровень Варкрафта будет абсолютно точно. Во-первых, призовые хорошие для Варкрафта, организация. Я сейчас в студии сижу, студия просто офигительная. Давно такой красоты не было в Варкрафте.
Во-вторых, состав игроков такой, что это самый высокий уровень, который доступен сейчас. Можно смело сказать, что это тир-1, тир-S турнир. Без всяких рофлов, без стримеров.
Да, может, какой-то шоу-матч будет между Саней Вудушем и мной, сыграем с кем-то в пати. Что касается самого турнира, он будет максимально профессиональный.
– Как ты относишься к такому количеству профессионалов и около-профессионалов на стримерском турнире?
– Я, как и многие, наверное, зрители, считаю, что хотелось бы больше подпивасов. Именно стримеров, приколистов, контент-мейкеров, комментаторов, а не профессионалов. Но как стример, как человек, который в этом участвует, больше кухню изнутри знает, я понимаю, что просто не собрать нормальный Streamers Battle, где не будет подпивасных стримеров, вроде меня. Столько нет народу, столько нет желающих. В любом случае получится дизбаланс и, возможно, даже еще больший.
Условно говоря, есть стример Ярослав Кузнецов, с 10 лет в Доту играет, а есть стример Орк-подкастер, который в Доту играет раз в месяц с ребятами. Оба стримеры, но у одного 20 лет Доты за спиной, а у другого – Варкрафта. И тут баланс – это вещь такая, надо к этому относиться как к шоу, попроще. Я вот так отнесся. Я, проиграв все игры, нисколько не расстроился. Мне было прикольно поиграть с ребятами, получить такой опыт, с удовольствием еще раз приму участие.
– А что пошло не так в команде? Вы не стакнулись или что-то другое произошло?
– Просто противники были сильнее. Изнутри чувствовалось, что у нас какого-то жесткого стержня нет. Я смотрел, как противники играют, бегают ########### [разносят] всех. А у нас как-то не получалось.
Есть разные игроки. Есть 12к игрок, он сидит, молчит. Есть 12к игрок, он сидит, все контролирует, все видит. Есть условный Кекс, который вообще ничего не думает и ничего не делает. Просто так сложились звезды. В целом-то играли нормально, но все игры как будто в одну калитку, в одну сторону шли. Даже где была интрига, все равно заканчивались, как и остальные.
Не знаю, мне сложно, я не дотер, не аналитик, не комментатор даже, мне сложно сказать. Ярик, наверное, NS, на стриме более верно все подметил. Он комментировал игры, наши в том числе. Можно к нему за этим мнением сходить.
– Ты получил удовольствие, на которое рассчитывал?
– Да. Я в Доту-то на турнирах не играл никогда, но у меня большой опыт именно таких мероприятий, каких-то турниров в других играх. Я не волновался, я расслабился. Я услышал, что у нас самый слабый состав, и попытался просто сыграть в свою игру, получить удовольствие, вот Бейном на мид сходил. Мне по кайфу. Я понимаю, что это делается не для определения самого сильного стримера, а делается для шоу, для зрителей. Чтобы сделать шоу, чтобы зрители были довольны, надо с хорошим настроением на стриме стараться сидеть.
– Ты постоянно копаешься в каких-то неочевидных механиках, фишках Доты. Как ты приходишь к мысли, что надо что-то протестить?
– Я плотно играл в Доту 10 лет назад, в 2013 году последний раз. И с тех пор я Доту забросил. Но так как ее очень частно патчат, у меня иногда возникает природный интерес поиграть в старую игру. Чем хуже я начинаю в нее играть, тем мне интереснее становится в ней разобраться. Периодически у меня наступает какой-то месяц Доты, который многие мои зрители, может, недолюбливают. Но мне просто очень сильно становится интересно. Там раз, сделали, что Виверна на мид сейчас ходит и отлично себя чувствует. Мне интересно, как это работает. Потом Бейн сейчас суперсильный на мид.
В общем, это природный интерес дает мне. Эти механики новые, которые постоянно Габен то тут подкрутил, то тут изменил, то тут добавил. Герой полностью перестает быть дерьмом или наоборот полностью дерьмом становится. Мне этот момент интересен. Мне не интересно играть на метовой какой-нибудь Темпларке в миде, Вайпере, ОД и так далее, и просто долбить. Ради чего, не понятно. А вот именно зайти и на каком-то кривом герое сделать конфетку – это то, что мне дает интерес к Доте. Только поэтому этим и занимаюсь.
– При этом создается впечатление, что игры для тебя не столько про чилл, сколько про какое-то достижение целей. Ты отдыхаешь в играх?
– Отдыхаю я, когда в сингл-игры играю. А соревновательные игры, естественно, привлекают – туда не отдыхать приходят, а ########### [разваливать]. Поэтому, естественно, когда в нее заходишь, и когда тебя жестко разваливают, это наоборот подогревает мой интерес. Тут не про чилл речь, тут надо запотеть и понять, что к чему, как сделать плохо твоему противнику. Это вся суть игр.
– В душе ты киберспортсмен!
– В душе я киберспортсмен, абсолютно точно. С 13 лет киберспортсмен, можно сказать, с Варкрафта.
– Ты еще и любишь спидраны. Не теряется кайф от игры?
– Кайф от игры был, когда ты проходил ее в первый раз. Потом с ней делать нечего. И, соответственно, та же соревновательная составляющая, замастерить прохождение этой игры – то, что вторую волну кайфа возрождает. Вот ты прошел Ведьмака, все сюжетные повороты, все знаешь, что тебе делать? Ведьмак, может, плохой пример, там спидран не очень интересный. Но в целом, ты игру полюбил, это твоя любимая игра, но ты в нее больше не заходишь. А спидраны дают вторую жизнь игре. Ты заходишь в игру, разбираешься в том, что твоя любимая игра была не просто классной и замечательной, а еще настолько кривой, что там можно в стену провалиться, пропустить какую-нибудь кат-сцену, прибежать туда, каким-то очень крутым и точным способом куда-нибудь запрыгнуть, даже звучит интересно. Спидран – соревнование в сингл-играх.
– А какая твоя любимая игра для спидрана?
– Я люблю следить за спидранами, у меня не особо это заходит на стримах, я не так много игр бегал. Но, наверное, в GTA: Vice City было прикольно. Я на одном ивенте участвовал, там не до конца смог пробежать, времени было мало, то ли 40 минут, то ли 20. Но когда я изучал спидраны по GTA, они очень мемные, там постоянно какие-то приколы с тем, что надо ударить твоего напарника, чтобы он упал в обморок, и ты уехал без него. Или ты бежишь вперед в стену и пробегаешь сквозь нее. В общем, игра мемная, и спидраны по ней очень крутые.
Хотя в свое время я был зачарован спидраном по Боши [I wanna be the Boshy]. Игра такая, она очень точная, очень сложная, на механику. В свое время я ее прошел, и спидран по ней смотрелся очень круто.
– Ты, как и очень многие варкрафтеры, сильно любишь покер. Расскажи, как это связано?
– Это связано в первую очередь хронологически. Так получилось, что покерный бум конкретно в Россию, как я это прочувствовал, пришел примерно в 2006 году. Около того времени Иван Демидов выиграл свой WSOP [World Series of Poker – самая престижная серия покерных турниров в мире], занял второе место, точнее. Пошел этот покерный бум. И многие молодые люди в интернете играли в компьютерные игры, у них уже были какие-то предрасположенности к тому, что надо много сидеть, много уделять времени игре, пытаться что-то выиграть, как-то разбогатеть, на дядю не работать. И тут покер залетает, где все про деньги, те же самые соревнования, и то, что можно стать лучше.
Еще в 2003-2004 году мы первые слышали истории, что кто-то ушел в покер, 3wD.RangeR или Karma, уже не помню. Мы это обсуждали и думали: «Что за глупости, какой покер?». Играя в Варкрафт, в том числе с Саней Вудушем это обсуждали. И спустя какое-то время, в 2008 году, дошел этот бум и до нас в итоге. Саня Вудуш открыл Poker Strategy, я думал, что это такое – дай тоже открою. Ну и пошло-поехало. Просто так сложилось. Все, кто был в тогдашнем киберспорте, слышали что-то о покере. И воспринимали это тоже, как некий спорт, где ты не какие-то очки в игре зарабатываешь, а уже конкретные деньги, на которые ты растешь.
– А что тебя привлекает в покере как в игре помимо денег?
– Раньше покер меня привлекал гораздо больше, чем сейчас, поэтому я попытаюсь именно тогдашнее время вспомнить. Тогда привлекала независимость в первую очередь. Как и в любой, наверное, компьютерной игре. Маленький мальчик смотрит, как чемпион по Доте выигрывает миллион долларов и понимает: «Зачем мне работать на заводе, когда я могу выиграть столько денег, играя в свою любимую игру». И тогда тоже какие-то чары были, того, что просто играя, можно не работать, кайфовать, быть независимым и свободным. Наверное, это больше всего привлекало в покере.
Но именно в самой игре: покер – то же самое, что и киберспорт. Там, конечно, гораздо больше фактор удачи, чем в классическом киберспорте, но и фактор скилла там тоже очень велик. И всегда было интересно играть, пробовать выигрывать турниры, видеть эту заветную надпись «вы выиграли», у вас осталось позади сколько-то тысяч игроков. Это тоже какое-то желание побеждать, которое есть у любого киберспортсмена.
Сама по себе игра тоже очень глубокая, сложная, психологически привлекательная. Там много навыков по жизни приобретается. Я вообще благодарен покеру, научил не тильтовать, не думать о том, что тебе не везет больше, чем другим, что все плохо. Покер научил какой-то психологии, которая многим киберспортсменам бы помогла быстрее влиться в коллектив, меньше нервничать. В общем, меня больше привлекает не витрина покера, а именно что-то чуть-чуть за ней, вот эта внутренняя психология, какие-то навыки. Вот это мне больше всего заходило в покере.
Сама игра тоже прикольная, тут врать не буду, но все-таки для меня конкретно игра в покер – раскидывание картонок – было второстепенно.
– Насколько медийный покер, медиатурниры близки к соревновательному покеру?
– Если говорить откровенно, они очень далеки от соревновательного покера, потому что все-таки медийный турнир – больше про людей, про кайфовый вайб на стриме, про шутки за столом и остальное. И это начинает очень сильно вредить именно киберспортивной составляющей покера. Потому что турнир проходит очень быстро, добавляется много рандома. Это не плохо, это тоже вариант покера, но он становится немножечко ближе к шоу, чем к соревнованиям. Собственно, так и задумывалось.
Мне этот вариант гораздо больше нравится, потому что соревновательный покер на стриме было бы смотреть скучно. А тут весело, много олл-инов, много разговоров, шуток, контента. В общем, круто.
– Ты стримишь уже почти 11 лет. Как ты изменился за это время?
– Многое поменялось за эти годы. Банально опыт получаешь какой-то общения с людьми, с аудиторией. Что-то навсегда остается со мной, тяжело что-то изменить, какие-то реакции на конкретных людей в чате. Но, конечно, огромное количество опыта я получил, какую-то уверенность в себе. Да и в принципе, я начинал сопливым парнишей в городе, жил один, ни жены, ни детей. А сейчас у меня жена, ребенок, все благодаря стримам. Просто другой человек уже. 11 лет прошло, черт подери, – полностью поменялся я. Уже совсем другая жизнь.
И индустрия выросла. Раньше стримы – это какой-то прикол был. А сейчас я сижу в студии, в Дубае, в каком-то огромном ангаре, где будет турнир по Варкрафту. Это уже совсем другое. Это уже жизнь.
– Как совмещать стримерство и воспитание ребенка?
– Сейчас узнаем, пока не знаю. Только скоро-скоро, в течение месяца уже узнаем.
– Есть идеи?
– Так как кругом тонна примеров – да нормально совмещать. Кто-то студию снимает, чтобы не отвлекали, кто-то так же дома сидит в звукоизоляции. И тоже по кайфу. Примеров тонна, и у всех все хорошо. Главное – самому психологически готовиться, не сомневаться, что все будет здорово. И тогда все будет здорово.
– Тебя смотрят твои родители. Они играют в игры?
– Из родителей меня смотрит только отец, просто потому что он следит, чем я занимаюсь, знает, чем я занимаюсь. Он поигрывает в танки, попробовал в PUBG, но тяжеловато для него было. Но как-то на стрим бабушка заходила. Причем почему-то именно на стрим Доты она заглянула, говорит: «Что-то много материшься». Я говорю: «Ну, а как ты хотела? Я в Доту же играю».
А так, только отец поглядывает. Но ему стрелялки нравятся, он на них заглядывает. На танках советики пишет в телеграм мне, где место занять. Я стримил танки, а он мне советики в телеге кидал.
– То есть, относятся все хорошо?
– К любой деятельности наши родители будут относиться хорошо, если ты на этом какие-то хорошие деньги зарабатываешь. У всех вопросы сразу отпадают. Если это не что-то противозаконное, то тут же у родителей мнение меняется. В детстве, естественно, к киберспорту так себе относились: «Вот, в школе тройка, по-любому из-за того, что ты за компом сидел». А когда у тебя появляются деньги, ты сам уже родителям помогаешь, они такие: «А, неплохо-неплохо, продолжай-продолжай. Ты уже в Питере живешь, как замечательно. Молодец».
– Как ты думаешь, твои родители гордятся тобой?
– Наверное. Думаю, да, учитывая, что я им помогаю постоянно. Бабушке тоже помогаю. Думаю, довольны, да.
– Удачи с проведением турнира!
– Спасибо!
* * *
Мемный телеграм Руслана Керимова (и о Доте, конечно, тоже)
Что за пуш от Госуслуг про «Игры Будущего»? Это – киберспортивный турнир в Казани на $10 миллионов
UPD: хорошее интервью, спасибо! :)