В Голливуде секса тоже не было – работал кодекс Хейса. 5 самых абсурдных запретов в кино
Запреты смешные, ситуация страшная.
Главным правилом для американских киноделов в Золотую эпоху Голливуда был кодекс Хейса, запрещавший показывать на экране примерно все, что могло оскорбить очи ханжей.
За нарушение кодекса в 30-60-х годах могли оштрафовать или вовсе не пустить фильм на экраны. Поэтому создатели, которые хотели снимать на табуированные темы, творили с изящной фигой в кармане.
И если запреты на обнаженку, алкоголь и мертвецов еще можно как-то понять, то некоторые правила сейчас вызывают только смех. Итак, что ни в коем случае нельзя было показывать в консервативной Америке?
Мы запустили конкурс прогнозов по CS! Можно выиграть кучу призов
Волосатая мужская грудь
При упоминании Тарзана одни вспомнят замечательный диснеевский мультфильм, другие – сравнительно свежий боевик с Александром Скарсгардом в главной роли, а кому-то на ум вообще придет «Джордж из джунглей» с Бренданом Фрейзером. Но еще задолго до появления цветного кино зрителей покорили многосерийные похождения Тарзана с олимпийским чемпионом Джонни Вайсмюллером в главной роли.
Как думаете, чем вполне невинный по любым меркам «Тарзан» злил консерваторов? Те, кто скажет «ну, там же голый дикарь соблазнил белую женщину», будут правы. Но еще более странная придирка касалась груди пловца Вайсмюллера. Цензоры потребовали сбрить с нее волосы – наверное, решили, что слишком густой покров возбудит в американках неприличные желания. Мотайте на ус, мужчины: когда-то именно эпилированные парни считались самыми благочестивыми!
Женский пупок
Какие уж тут пупки, когда единственную перчатку, снятую Ритой Хейворт в «Гильде» (1946), цензоры приравняли к стриптизу. Максимум наготы, который могли показать режиссеры, – непрозрачный пеньюар (а зритель уже сам додумывал, что под ним).
Но Джоан Коллинз, играя египетскую принцессу в «Земле фараонов» (1955), гениально выкрутилась: прикрыла пупок драгоценным камнем. Остальное, к радости зрителей, под запрет не попало.
В самом деле, не ходить же древним египтянам одетыми в жару. И цензоры ничего сделать не смогли: пупок ведь не видно! А это главное.
Порнофильмы пытаются быть искусством. Сцены секса раскрывают психологию и не всегда нравятся зрителю
Поцелуй, длящийся дольше трех секунд
Этот пункт сводил режиссеров с ума: как показать на экране страсть, если героям нельзя долго целоваться? Но Альфреда Хичкока запреты только веселили: он отвечал цензорам отменнейшим троллингом.
Например, в фильме «Дурная слава» (1946) постановщик заставил Кэри Гранта и Ингрид Бергман целоваться, постоянно прерываясь на разговоры.
А в знаменитой сцене из «Окна во двор» (1954) Хичкок использовал эффект удвоения кадров, как бы растянув поцелуй Грейс Келли и Джеймса Стюарта во времени.
Спальня и совместный сон
Да-да, вы правильно поняли. Спальни рекомендовали показывать как можно реже. Мало ли чем люди там занимаются, помимо сна?
В какой-то момент цензоры дошли до абсурда: заставили супругов на экране спать в разных кроватях. Даже ввели норму, как далеко койки должны стоять друг от друга.
Фильм Фрэнка Капры «Это случилось однажды ночью» (1934) ярче всего иллюстрирует эту глупость: в одной из сцен между супружескими постелями повесили заслон из одеяла. Ведь муж и жена ни в коем случае не должны видеть друг друга в пижамах. Вот только непонятно, как в итоге появляются дети. Ах да, беременность и роды ведь тоже нельзя показывать! И даже говорить о них.
В милейшей комедии «Плезантвиль» (1988) авторы поиздевались над этим требованием: в мире старых ситкомов все спят в раздельных кроватях. Но стоит главным героям принести в эту скучную реальность краски жизни, как в местном магазинчике появляется невиданное чудо: двуспальное супружеское ложе. Кстати, сериал «Ванда/Вижн» тоже смешно обыгрывает эту тему:
Туалет
В знаменитом «Психо» (1960) цензоров больше всего возмутило не жестокое убийство, а обыкновенный унитаз. Более того, Хичкок первым осмелился показать… слив воды! Да еще со звуком! Возмутительно!
К счастью, на тот момент всем было более или менее плевать на цензуру, а «Психо» окончательно разрушил страх перед запретами. Но вот что любопытно: отголоски кодекса Хейса так мощны, что туалет в кино до сих пор называют ванной (bathroom).
* * *
Почему нас пугают роботы и живые чашечки от Disney? Это эффект «зловещей долины»
От «мамы!» до «Кэндимена». 8 красивых и страшных социальных хорроров
Гаспар Ноэ, Абделлатиф Кешиш — Франция.
«Стыд» снял американский режиссер, но аж 11 лет назад.
Кодекс Хейса вроде бы пал, а вроде и нет...