2k Аналитика
Блог

Морфошейкер – комбинация, сломавшая Доту. Против нее было невозможно драться (почти)

Black Swan.

Осень 2019 года, OG стала двукратными чемпионами Инта и отправилась в отпуск как и половина топовых команд, остальные же постепенно готовились к первому мейджору сезона в Чэнду. Примерно в этот момент на про-сцене набирала популярность комба через Морфа и Шейкера, которую в первый раз на тир-1 сцене показал Ana во время Эпицентра. Но если тогда Анатан собрал Аганим лишь четвертым слотом, то осенью его собирали первым или вторым. И эта комба ломала Доту.

И нет, текст не про то, как TNC выиграла мейджор благодаря этой комбе. Он про команду, что использовала Морфошейкера еще до турнира в Чэнду – IG. Парни были первыми из тир-1/2 команд, кто поставил стабильную игру через сломанную комбу, благодаря чему выиграли майнор и дошли аж до топ-3 мейджора. Это новый текст из серии «Black Swan», где мы разбираем события меты, которые было почти невозможно предугадать с точки зрения команд, игравших против «черного лебедя». А первые два текста вы можете прочитать тут:

Почти каждая карта – унижение Морфа на линии

Flyfly – очень и очень неплохой игрок на Морфе, но все же не лучший лейнер. Плюс уже тогда были весьма популярны оффлейнеры, что способны задавить Морфа на первых уровнях – Кентавр, СК, Тайд. Поэтому если противник брал не крипа на тройку, то легкая линия IG страдала. Почти классика – flyfly умирает на 3-й или 4-й минуте от чейн-контроля, не успевая перекачаться:

IG почти всегда проигрывала легкую линию с Морфом, исключение – случаи, когда противник пикал на тройку что-то странное вроде Кункки или Тини, в таких случаях линия получалась равной. Бывали даже случаи, когда flyfly к концу 3-й минуты имел всего четырех крипов и стоял при этом в перекачке 50 на 50, имея 41 урона с руки. И как только он подходил к крипам – на него сразу же бежал огромный Кентавр под четверкой вроде Рубика:

Да, в большинстве случаев у противника получалось создать хорошее давление на Морфа и достаточно быстро сломать Т1 в легкой, но решающим фактором успеха в матчапе против Морфошейкера это стать никак не могло – Морф просто покупал Морбидку до ПТ и успешно сбегал в лес, откуда и камбэкал. Вернее, выигранная линия не могла стать единственным фактором успеха.

Шейкера же IG брали исключительно на тройку, чтобы тот успел и уровень получить для 4-го Тотема + 4-й пассивки, и не быть бесполезной четверкой с замакшенным вторым скиллом. А так как лейнер из оффлейн-Шейкера далеко не лучший, то прикрывали его преимущественно Линой на четверку, из-за чего противник в большинстве случаев просто забивал на оффлейн IG. Да и зачем его сильно душить? К таймингу Аганима на Морфе он в любом случае вкачал бы Тотем в 4 и купил бы Блинк, а большего от него по сути и не требовалось.

Игра исключительно в макро или точечные фраги – удобный путь к поражению

Выигранная линия – скорее приятный бонус при игре против Морфа, что позволяет в подарок забрать Т1 в легкой. Но настоящая игра начиналась после линий, и почти во всех картах против Морфошейкера IG противник выбирал одну из трех глобальных стратегий:

  • Использовать темповый драфт и максимально быстро запереть противника на базе через прямолинейный пуш.
  • Сбить тайминги Морфу через точечные ганги и задавить перефармом.
  • Воспользоваться тем, что после 1-й стадии драфта есть всего лишь три бана, набрать контрпиков вроде Дровки, Титана и ОД, а после попробовать выиграть через них тимфайты в мидгейме и лейте.

Про третий чуть позже, а пока – первые два. Лучше всех игру через обжективы исполнила Newbee, хотя она первой встретилась с Морфошейкером IG – и уничтожила Морфа на линии даблой Кентавр+Рубик, а после через мид-Лешрака снесла Т1 в легкой IG еще до появления вторых катапульт. Как только вышка упала – вся команда, кроме Кентавра, мгновенно перетягивается к Т1 в оффлейне противника и убивает там Шейкера, но в то же время обозначаются сразу три проблемы:

  • Морф полетел не в треугольник, а вернулся на нижнюю линию и все это время спокойно фармит.
  • Т1 в оффлейне не смогли спушить даже с Лешраком. 
  • У вас на керри почему-то не герой, а БХ.

В дальнейшем именно Т1 в оффлейне станет поворотным моментом той карты. А пока Newbee в первые 15 минут очень неплохо зажимала IG по карте – уже в начале 14-й минуты они снесли Т2 в легкой противника и заняли его большой лес. При этом сама IG Т1 в легкой открыла только в момент падения своей Т2. Казалось бы – отличный сетап под пуш нижней линии, пока Морф еще не боеспособен и у IG нет урона, или же под выход на центральную линию. В любом из этих вариантов Newbee получила бы хорошее макро-преимущество – отрезала бы IG От большого леса и одной-двух линий, а также не пустили бы их в свой большой лес – с Т2 и Шрайном туда слишком опасно заходить против противника, обладающего преимуществом в тимфайте.

Но вместо этого Newbee делает что-то максимально нелогичное – перетягивается в полном составе на Т1 в оффлейне, встает в кривую позиционку и отдает Лешрака, а вместе с ним и все макро-преимущество на карте – Морф подсуетился и занял большой лес с нижней линией:

После такого мува игроки не смогли навязать IG ни одной хорошей драки, а драться против Морфошейкера с керри-БХ – что-то из раздела «да OG точно 3-й Инт подряд выиграет». Еще неплохая по своему концепту попытка была у CDEC – взяли Ликантроп+Темпларка и оффлейн-Тини, который через прокаст и четверку с контролем способен превратить линию против Морфа в конвеер. Но разница в скилле была такова, что конвейер запустился в обратную сторону – Тини в самом начале лейнинга подставился, когда четверка пуллила крипов, а через пару минут еще раз. И так как Ликантроп с Темпларкой до 14-й минуты – неплохие крипы, а плеймейкер CDEC даже в Доту поиграть не успел, то Морф вновь отфармился и вынес CDEC за 21 минуту.

Что же до второй страты через точечные атаки, то лучше остальных ее применяла jfshfh178 на Саммите. Но «лучше остальных» – не значит, что ее хорошо реализовали. Да, один раз парни очень неплохо сбили Морфу тайминги – ОД из смока ваншотнул его ультом прямо перед покупкой Яши, а через 8 минут jfshfh178 убила flyfly в треугольнике из еще одной смок-атаки прямо после покупки Аганима:

Морфа дважды убили в неприятные для него тайминги, но создать главное противники не смогли – давления на карте не было. Хотя был очень неплохой драфт против Морфа – ОД, Дровка и Рубик. Несмотря на эти фраги, разница нетворсов команд была примерно в нуле, и состав из СНГ явно действовал по принципу «у нас три контрпика, мы сильнее на шмотках, поэтому давайте фармить».

Но тогда это так просто не работало. Результат у этих стратегий одинаковый – Морф получает Аганим и переезжает без шансов. Драться против такого урона в столь ранний тайминг почти невозможно:

Драфты с надеждой на крутую драку в чистом поле не работали, он перебивал даже контрпики

Теперь подробнее про третью страту. Осенью 2019 года Captain’s Mode был немного другой – три бана было не во 2-й стадии драфта, а в 1-й, да еще и в 3-й стадии драфта у каждой команды было всего по одному бану. И это ставило команды с Морфошейкером в пуле перед выбором:

  • Забанить часть контрпиков Морфа в 1-й стадии и надеяться, что противник не забанит Морфа, отправив в помойку сразу 2-3 ваших бана.
  • Смириться с Дровкой, ОД, СК, Аппаратом, Никсом, ЦК, Тини, Бэйном, Сайленсером, Алхимиком (нужное подчеркнуть) в пике и забанить двух самых неприятных героев во 2-й стадии.
  • Рискнуть и оставить комбу до 2-й стадии, но противник почти наверняка забанит либо Морфа, либо Шейкера во 2-й стадии просто на всякий случай. 

Почти всегда команды, использующие Морфошейкера, выбирали второй вариант и забирали комбу в 1-й стадии, даже если противник превентивно брал контрпик-героя. Почему Морфошейкера все равно использовали? Потому что он просто перебивал контрпики. Конечно, случались ситуации вроде этой, когда Морф ошибался и Дровка уничтожала его за секунду:

Но в большинстве случаев это чудище просто давило контролем и сверхуроном весь драфт противника – даже если там была Дровка с ОД. Две Фиссуры, Тотем, Эхо и как бы все:

И даже если у Морфа не получалось найти точку входа в тимфайт (а происходило такое крайне редко) и он попадал под фокус противника, то Морф IG имел сразу несколько вариантов отхода – Волна, аганимный Тотем, да еще и БКБ, которое flyfly собирал в каждой игре сразу после Аганима. Плюс для матчапа с Дровкой есть Этериал, на который у нее не будет ответа вплоть до лейта (покупать Нулифаер раньше – ну такое):

Лучший способ контры – тотально щемить по макро с линий. Исполнили лишь перуанцы

И все же у IG был не 100% винрейт с Морфошейкером – Newbee переиграла его через Аллхимика, Скаймага и ШД (это была единственная карта, где flyfly не собрал БКБ), а Beastcoast переехала Морфошейкера по макро на мейджоре. И если матч с Newbee – квала на не самый важный локальный турнир с мид-Сайленсером в пике, то игра с Beascoast – нижняя сетка мейджора, поэтому рассмотрим именно эту карту.

  • IG блефовала с Морфошекером в 1-й стадии так хорошо, что оставила Аппарата в пуле. Beascoast его мгновенно забрала.
  • Тини в комбинации с Аппаратом способен вырубить Морфа через прокаст на всех стадиях игры, если тот не бегает с перекачкой в силу.
  • ЦК – отличный герой под концепцию игры Beastcoast: он способен уничтожить Шейкера на линии, пережить урон Морфа, да еще и вырубить того через берст-урон до полноценной Перекачки.
  • Сайленсер – главная обманка в драфте. IG банила pos1/3, а перуанцы спокойно сместили Аппарата в оффлейн и добрали еще одного крутого героя против Морфа.

Да, карта для Морфа выглядит весьма сложной, но, как мы видели в предыдущей части текста, Морфошейкер мог переигрывать даже контрпики – только драфта тогда было недостаточно, необходимо еще и очень правильно двигаться по карте. И перуанцы смогли. Но сначала они продолжили славную традицию с фрагом на Морфе во время лейнинга:

Дальше Beastcoast либо очень хорошо подготовилась к IG, либо игроки действительно гении макро, потому что прекрасно читали все выходы IG. После проигранной легкой линии китайский клуб перевел Морфа в мид, весьма уязвимую позицию для гангов противника, поэтому IG сами прожали смок и пошли к Т1 в центре, чтобы выйти в спину атакующей группе Beastcoast. Вот только Тини уже прожал смок и вышел к Т1, Аппарат уже прожал ульт в Морфа, а Кункка стоял у Т1 в соло:

Перуанцы развивали сильные линии, тесня IG по всей карте, а основной упор делали на треугольник – завардили его двумя Обсами и регулярно выходили оттуда в смоке за фрагом на Морфе через Тини+Аппарат. Получалось результативно – Морф, что любил пушить линии в соло, чувствуя безнаказанность по прошлым картам, стабильно отправлялся на Фонтан. Иными словами – Beascoast в своему темповому плейстайлу соединили все три страты из предыдущих пунктов текста. 

Особенно крутой момент – 25-я минута, когда перуанцы в очередной раз заняли треугольник IG. О чем думает керри, когда его треугольник заняли? Надо уйти во вражеский! Вот только Beastcoast специально оставили там Обс. Мгновенная перетяжка Тини и фраг на Морфе с Аганимом:

При этом Beastcoast никуда не ломилась, ведь драться против Морфошейкера, не имея достаточной плотности, – откровенно плохая идея. Перуанцы, несмотря на любовь к активной Доте, немного притормозили и сыграли очень академично – использовали макро-преимущество и забрали Рошана, а вместе с ним и большую часть карты, выфармили БКБ на Кункке, а также Сильвер на ЦК. И пошли вперед. Морф не то что пробить это не мог – даже в драку нормально войти не представлялось возможным:

IG не хватало буквально всего – урона, контроля, скорости решений – Beastcoast просто были лучше на той карте. Впрочем, IG все равно смогла в микрокамбэк, выдав драку мечты – отзонила ЦК от команды двумя Фиссурами и убила за чейн-контроль. Но глобально это мало что изменило – перуанцы после возрождения ЦК вновь заняли карту и задавили IG через непробиваемый для Морфа в лейте драфт. Beastcoast стала единственной командой, обыгравшей Морфошейкера IG, когда те играли в полную силу.

Вот только для перуанцев сложились вообще все звезды – ноль серьезных ошибок, что совершенно нетипично для Beastcoast, отданные Аппарат, ЦК и Тини от IG при бане WK и весьма читаемые макро-перемещения от flyfly, который отыграл эту карту заметно ниже своего среднего уровня. Если бы хоть что-то из этого не сработало, то победила бы IG.

* * *

Спустя пару дней после этого матча Vici в финале мейджора дважды отдадут TNC Морфошейкера, попытавшись законтрить комбу чем-то очень далеким от планов Beastcoast с ЦК и Newbee c Алхимиком. А еще через пару дней вышел 7.23, который не только добавил Войд Спирита и Снэп в Доту, но и понерфил Морфошейкера:

  • Прыжок от Тотема можно сбить оглушением или рутами (да, раньше было нельзя).
  • Процент ХП и маны у Морфа при использовании ульта остается тем же. То есть если раньше у героя было фактически две полоски ХП, то в 7.23 оставили лишь одну.

Нерф очень серьезный, что лишний раз подтверждает – комба на момент мейджора в Чэнду находилась далеко за рамками баланса Доты. И 7.23 с задачей справился – с того момента Морфошейкер появляется лишь в драфтах про-команд, где есть настоящие гении Морфа (к примеру, TNC), да и то крайне редко. С осени 2019 года у комбы был лишь один короткий период славы благодаря шарду Шейкера. Но понерфили его достаточно быстро, и сейчас Морфошейкер – скорее способ развлечься в пабе, чем выиграть в Доту.

Шард Шейкера – что-то сломанное. Огромный импакт всего за 1400 золота

Поговорили со Штормом из Maincast: как фанат «Звездных войн» учит нас любить китайскую Доту

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные