Герой, который сломал TI9. Висп, Ана, OG
Black Swan.
Sports.ru запускает новую серию текстов «Black Swan». В ней мы рассмотрим события меты, которые было почти невозможно предугадать заранее – нестандартные билды или героев на неочевидных позициях, которые всего за пару карт стали главной метой турнира или всего матчмейкинга. А главная особенность – смотреть на этого «черного лебедя» мы будем с позиции команд, игравших против него.
Первый выпуск серии будет посвящен герою и про-игроку, которые не нуждаются в подробном представлении – Висп, Ana, TI9.
Стадия первая – «Мы уничтожим его на линии»
От Виспа Анатана на TI9 пострадали 5 команд – NiP (дважды), Virtus.pro, Newbee, Fnatic и Liquid. Первыми с Виспом столкнулась команда ppd – OG, абсолютно уверенные в Ио, взяли героя в потенциально ужасную для него игру:
- СК + Мирана – линия смерти с чейн-станом. Альтернативно – СК+Бэт не дадут Виспу подойти к крипам.
- Титан – урон в процентах от ХП + лишает Виспа брони и магрезиста.
- Бэт – точечная атака на Виспа вне позиции под Мирану и СК.
- Сларк – темповый керри, способный задавить драфт OG.
Вот только NiP, имея комбу Подкоп+Стрела или неприятную линию СК+Бэт, оставили СК одного на линии против даблы OG, а Мирану поставили в мид. Итог – Анатан фрифармит и уже видит, как покупает Доминатор в хороший тайминг. На 3-й минуте к СК приходит... Нет, не Бэт, а Титан, у которого в паре с СК недостаточный килл-потенциал по Виспу. Изначально крутой драфт NiP тогда полностью проигнорировал силу против Виспа на линии, предпочтя отфармить Сларка. СК+Титан же напрягали исключительно Нотейла:
Ana в этот момент спокойно фармил и получил Доминатор на 8-й минуте. NiP явно недооценили силу отфармленного керри-Виспа – никак не помешали ему на линии, а после спокойно отпустили его на фарм большого леса. Что же до второй карты – на линию против Виспа NiP поставили Огра через Мидас. На этом с игрой можно закончить.
Очень возможно, что реакция ppd на пик керри-Виспа была схожа с реакцией Гоблака и Бафика, комментировавших тот матч:
Goblak: «Ana на Виспе. Ana на керри-Виспе. Ну посмотрим мы сейчас».
Bafik: «Ну попали мы с тобой, конечно, в передрягу. Интересно, это мог быть случайный выбор или нет? Вообще у них 5 секунд оставалось».
VP и Newbee создали две весьма оригинальные стратегии для контры Виспа, которого NiP уже чекнули собой. Обе команды сделали упор на сильную линию против Виспа:
- Virtus.pro первыми поставили против Виспа триплу – Свен, Аппарат и Грим. Главный ее смысл – тройной чейн-стан, под которым Висп регулярно погибает, если его пятерка оказывается вне позиции:
- Newbee выбрали еще более необычную страту – Бист + Визаж. В теории Визаж способен буквально взрывать Виспа на линии при постоянном давлении на него Бистмастером.
Обе команды попытались уничтожить Виспа на линии сложной стратегией и заставить его собрать БКБ сразу после Аганима, сдвинув тайминг Тараски или Молний. Но все уперлось в исполнение – VP лишь раз смогли провернуть свою комбинацию на линии (но выглядело красиво):
Главные проблемы той триплы VP – никакого сейва и очень тонкие саппорты. И сначала Virtus.pro очень не повезло – Topson на Тини нашел хасту и OG за нее убили триплу «медведей». Да, неприятно, но после этого момента ситуацию еще можно было выправить.
На 4-й и 5-й минутах к линии OG подключался JerAx на Панго. И оба раза VP сильнейшей чейн-стан комбой фокусили кого угодно, кроме Виспа, который сам подставлялся под стан. OG же синхронно били Свена:
Если Висп на 6-й минуте против такого драфта обгоняет Свена по нетворсу и уровню, то выиграть уже очень сложно.
С Newbee все получилось еще быстрее – Визаж + Бист, исходя из плана, должны были отправить Виспа или Титана на Фонтан на 1-м или 2-м уровне хотя бы раз (далее урона не будет хватать), чтобы получить преимущество по опыту. Но N0tail первым делом убивает Кабана, и Soul Assumtion обменивается всего лишь на Фласку – Newbee просто не хватило замедления, чтобы зарядить Визажа еще раз. Уже к концу 5-й минуты OG сами гоняли даблу Newbee:
Но стоит отметить, что Newbee до конца пытались сбить Виспу тайминг Доминатора, важнейшего артефакта в его билде. Американская команда специально пикнула для этого Тини, способного взорвать Ио за прокаст в ранней игре. Тини и Грим прожали смок в центре, но, как и в случае с задумкой VP, их подвели мелочи исполнения – Грим не попал задувкой по Виспу, Визаж испугался и был слишком далеко, чтобы дать Grave Chill, а у Биста не было Кабана. В итоге Quinn просто не догнал Анатана:
Ио выиграл линию в салат, а если такое происходило на TI9, то шансов на победу против Виспа не оставалось. Особенно если вы баните команде с Виспом Акса, Тайда и Эмбера, оставляя в пуле Бристла и Омника. А потом берете Найкса в Висп+Омник, как это сделали Newbee.
Генерал дождался провала NAVI и идеально добил бывших тиммейтов
Стадия вторая – «Расставим Обсы и выгоним Виспа из леса»
После лейнинга противники Виспа применяли две модели атаки, отталкиваясь от глубоких вардов в лесу OG (их ставили все, кроме VP):
- Атака, направленная в область фарма в лесу.
- Если Виспа нет на Обсе, то скоро он будет на линии.
Первый метод всегда упирался в позиционку OG – Обсы в лес поставить получалось, а вот атаку на Ио прерывал Нотейл, находившийся где-то рядом:
Newbee же еще на драфте подготовились к такому развитию событий – Бистмастер активно блочил Виспу лагеря нейтралов Птицами (не блочат с 7.25c), выигрывая тем самым время для Найкса с Мидасом (в лейте перебил бы Виспа). Но работало это в обе стороны – N0tail находил Обсы Newbee, пока снимал Птиц с лагерей нейтралов:
Отчасти из-за этого у Newbee не получилось сломать важнейшую Т1 в центре – все потенциальные выходы на нее из большого леса постоянно перекрывал N0tail.
Куда эффективнее оказался метод атаки линий – NiP на 1-й карте убили Виспа во время фарма аж три раза (!). И три раза его накрывали благодаря Обсам в лесу – NiP смотрели на дальнейшее перемещение Анатана и перетягивали героев на нужную линию. И так как драфт против Виспа у них был отличный, то Ana очень быстро отправлялся на Фонтан:
Но подход со сбитием таймингов Виспа через точечные атаки на деле оказался не самым верным – OG просто делали новые стаки под Анатана, а сам Висп с Доминатором фармил очень быстро, поэтому даже с тремя смертями Анатан получил Аганим к 19-й минуте, что неприятно, но не критично, особенно с учетом ситуации на карте – у OG упала только Т1 в легкой.
Стадия третья – «А как нам с этим драться?»
Как только у Анатана появлялся Аганим, его показатель GPM улетал куда-то очень высоко. Что самое опасное, Аганим появлялся примерно в один тайминг с 15-м уровнем. Во времена TI9 талант на урон от Духов находился именно там и давал не +60 урона, как сейчас на 20 уровне, а сразу +75. Это был очень высокий пик силы героя, и если драфт не был заточен под быстрое убийство Виспа в мидгейме, то шансов просто не оставалось – Ио превращался в Джина из «Ведьмака» на максимальном уровне сложности.
Тяжелее всего Ане было с NiP – против СК, Титана, Бэта и Мираны не хотелось даже подходить к тимфайту. В одном из важнейших моментов той карты Виспа спасло два фактора – Fata потратил Стрелу в Акса, а PPD дал очень плохой Earth Splitter:
Но стоило Виспу получить Тараску, и остановить его было уже невозможно. Слишком много урона и выживаемости для такого тайминга карты – он получал Аганим+Тараску уже к 26-й минуте и просто шел заканчивать (против VP закончил с Аганим+Молнии на 18-й). Тот же драфт Newbee был физически неспособен даже перебить его хил, хотя до Тараски еще справлялся с героями OG:
Если Висп добирался до Аганима и 15-го уровня, когда у него еще стояли все стороны, а противник не вел 10к золота на 20-й минуте, то победить его было нельзя. Отдельная контра на линии или точечные ганги в раннем мидгейме лишь отсрочивали наступление конца.
Бруда в оффлейн – грязь. Заберет ваш лес и спушит Т2 за 14 минут
Истинные слабости героя поняли только Fnatic и Liquid
Да, в начале текста я упоминал про 5 команд, противостоявших Виспу OG, но, как вы могли заметить, пока использовал примеры только трех из них. Все дело в том, что VP, NiP и Newbee разгадали загадку контры Виспа лишь частично. Задумки VP и Newbee были неплохи, но излишне упирались в идеальность исполнения на всех этапах игры – как по макро, так и по микро. NiP же просто недооценили незнакомого героя – отдали ему фрифарм в начале карты и не отнимали области фарма у OG. Что объединяет все 3 команды – они ставили в приоритет собственный фарма, а не от отсутствие такого у OG.
И именно поэтому Fnatic с Liquid стоят отдельным пунктом – они нашли оптимальные стратегии мышления против того абсолютно сломанного Виспа. Да, не победили, но были очень близки.
Team Liquid – отзоним его от всех крипов на карте
Liquid взяли идею Virtus.pro с триплой в оффлейн против Виспа и улучшили ее – взяли Бриста и Чен+Земля к нему, полагаясь на постоянное давление, а не сверхсильную комбу. Они не только отзонили Ану от крипов (12 крипов на 6-й минуте), но и убили его после нападения OG на Миракла:
От катастрофы на линии OG спас только пик Абаддона – за первые 7 минут карты он трижды спас Виспа на линии. Доминатор он получил только на 10-й минуте, худший результат за весь TI9.
Что еще важнее сильного лейнинга – Liquid не тартили время на точечные атаки Виспа, а методично атаковали вышки пятью героями – на 19-й минуте забрали Рошу, на 20-й сломали Т2 в оффлейне. На 21-й минуте у Миракла закончилась мана из-за Диффузов Топсона, а Ана забрал Книжку и получил 15 уровень. Если бы OG играли с Виспом образца мейджора в Сингапуре, то Liquid смогли бы задавить, но у Виспа образца TI9 были абсолютно сломанные тайминги:
Fnatic – идеальный драфт против керри-Виспа
Команда Абеда и iceiceice почти идеально закрыла закрыла сильнейшее оружие OG. Каждый герой их драфта создавал серьезные неприятности для Ио, а баны второй стадии говорят о том, что прямо настаивали, чтобы OG взяли именно Виспа:
- Титан – урон в процентах с ульта, снимает всю броню и сопротивление магии.
- ЦМ – лишает Виспа мобильности от Tether и Overcharge, много магического урона, особенно под Титаном.
- Эмбер – цепляет Ио с огромной дистанции, способен давить Ио сразу после лейнинга.
- Тимбер – идеальный лейнер против Виспа и один из лучших героев против него в мидгейме. Ио ничего не может ему сделать, а Тимбер добирается до Виспа почти всегда.
- Морф – потенциальный Морф-о-Шейкер + Дробовик в Виспа. Если у Fnatic получится темпануть – Морф уничтожит Ио.
Оффлейн Fnatic работал прекрасно – у Виспа не было фарма, а стоило ему подойти к крипам – сразу же летела Колба и прокаст Тимбера:
Iceiceice спушил Т1 в легкой с первой катой, а Т2 в легкой Fnatic уничтожили уже на 11-й минуте, пассивно лишив Виспа безопасной территории для фарма. И они не снизили свой темп – уже на 13-й минуте команда из ЮВА в полном составе вышла в мид, а Тимбер в тимфайте уничтожил Ио буквально за секунду:
Fnatic держали прекрасный темп и полностью заняли большой лес OG уже на 17-й минуте. Они не обращали внимание на самого Виспа (он все равно получит свои арты), но хотели максимально зажать его команду на карте, чтобы не позволить реализовать Аганим в фарм и закончить до Тараски. При этом Аганим им был не страшен – Виспа без особых проблем убивали за берст-урон, не позволяя реализовать силу Скипетра в затяжной драке:
Но реализовать драфт не получилось из-за цепочки ошибок с 17-й по 22-ю минуты:
- Fnatic почти бесплатно отдали катапульту на 17-й минуте у Т2 OG в центре – iceiceice пытался держать фокус башни на себе, но команды не было рядом, и OG отогнали его.
- На 19-й минуте iceiceice пушил в соло Т1 в оффлейне – OG поймали его и сбили стрик из 7 фрагов.
- На 22-й минуте Abed подставился под Кентавров Чена, а Морфу не хватило 20 урона, чтобы добить Шейкера. OG сразу же идут за Аегисом на Виспа. Fnatic явно детально изучили прошлые игры OG с Ио, поэтому понимают, чем им грозит этот Аегис, когда у OG появятся кнопки. Поэтому они форсят файт у Рошпита в меньшинстве, но не успевают и теряют любые намеки на позиционку, окончательно отдавая карту OG:
Все что оставалось Fnatic после этого файта – отбиваться, откладывая поражение, ведь перебить связку Тролль+Висп было уже нечем.
* * *
The International 2019 стал первым турниром, где про-игроки показали керри-Виспа в действии – кроме Аны, на нем сыграл Nisha (уничтожил Vici за 24 минуты). За весь турнир керри-Ио проиграл лишь одну карту (Liquid обыграли Secret). Герой тогда был настолько силен, что для победы над ним требовалось идеальное исполнение, когда сам Висп мог совершить несколько серьезных ошибок.
Сломанную страту оперативно порезали – Инт закончился 25 августа, а уже 6 сентября Valve перенесли талант на +75 к урону Духов с 15-го на 20-й уровень. Но эффект Инта было уже не остановить – идея керри-Виспа уже проникла во все ранги матчмейкинга. И кто мог предположить перед TI9, что герой, всю историю про-Доты рассматривавшийся исключительно на роль саппорта, уже скоро превратится в лучшего керри меты?
ошибка в заголовке раздела текста