Блог 2k Аналитика

Все про бизнес NAVI: инвестировать в Доту бессмысленно (виновата Valve), молодежки не нужны, контент важнее всего

А еще про Соннейко и FlyToMoon.

В новом выпуске подкаста «Штормовой улит» в гости Маелшторму пришел Евгений Золотарев, CEO NAVI. Там он рассказал про причины подписания FlyToMoon, проблемы Соннейко, стагнацию киберспортивной Доты и про NAVI в играх Riot Games.

Полную версию подкаста и все остальные выпуски вы сможете найти по этой ссылке: WASD.

* * *

Нави довольны выступлением состава по CS на ESL Pro League, несмотря на поражение в финале: «Мы все расстроились, но особо парням нечего предъявить. Я давно такого не помню, не видел – практически все ключевые клатч-раунды выигрывали Astralis».

В скором времени организация объявит полный ростер по PUBG Mobile. Главный ориентир – китайский рынок, где планируется продвигать состав через стриминг на HUYA.

Подписать состав по PUBG Mobile – идея Хаоса, операционного директора NAVI: «Это его колл, который я полностью поддержал, потому что любая организация заинтересована в экспансии, в построении более стабильной бизнес-модели: чем меньше у тебя дисциплин, тем сложнее эту бизнес-модель сделать стабильной».

• Также Xaoс сейчас выполняет почти всю работу, связанную с составами организации.

• У Нави уже было 3 контент-мейкера, а недавно к организации присоединилась Тоня Предко. За счет этого Нави планируют выйти за рамки привязки одного человека к одной дисциплине и развивать свои соцсети: «Мы понимаем, что 50% нашего бизнеса про контент: чем лучше, чем инновационней, чем свежее мы будем это делать, в том числе за счет привлечения новых лиц, тем успешнее мы будем».

• В СНГ-Доте так много решаффлов из-за фокуса на TI, а FlyToMoon подписали из-за большого желания состава играть вместе: «Мы уже методом проб и ошибок поняли – в Доте формирование состава гораздо важнее, кто с кем хочет играть, нежели какие-то характеристики игровые.

Это уже был больше колл Хаоса, я опять полностью поддерживаю. И, наверное, хватит биться головой об стену: мы тоже наделали ошибок, надо это признавать».

Дота – суперважная дисциплина. Евгений сам играет в Доту и всегда хотел «новой эры».

Вилат вернулся в блоги на Sports.ru! Прогнозирует поражение Secret на ESL и верит в СНГ

После The International Нави уговаривали состав играть вместе: «В итоге на дистанции это, конечно, никакого эффекта не дает, потому что стоит какому-то возгоранию произойти – тут же все рушится. Это то, что произошло с очередным уходом Акбара».

Valve – главный виновник в происходящем с экосистемой Доты. Разработчики слишком апатично относятся к игре, не желают смотреть на лучшие практики из других дисциплин и не хотят менять триггер в виде N-го количества миллионов раз в год на Инте: «Это отличает их от других, но не дает построить нормальную экосистему, потому что клубам абсолютно негде монетизироваться в этой игре, только если ты топ-2, топ-3 Инта, ты хоть какой-то свой cut на призовых получишь, но это все равно не окупает годовое содержание топового состава.

Нет скинов, нет распределения доходов от лиг, как в CS: мы зарабатываем, с нами делятся доходами Blast и ESL. Проблема глубже, чем какой-то дурной лысый, который постоянно кого-то меняет».

Главная проблема Соннейко – авторитарность в вопросах управления командой. Он плохо воспринимает критику и альтернативное мнение. При этом Евгений считает Акбара суперталантливым капитаном.

• Раньше мог зайти на праки к команде или посидеть в тимспике. Сейчас максимум – приехать на буткемп и пообщаться там или обсудить что-то связанное с игрой в телеграме. Считает, что менеджменту не стоит лезть в игровой процесс.

С FTM договорились очень быстро, уже после отправки старого состава в инактив: «У нас был опять вариант клеить состав: было два человека, с которыми мы были готовы работать, но фактор рандома точно присутствовал бы – подберем или нет, пойдет или нет».

• Никто до них не связывался с FTM из-за того, что содержание состава по Доте невыгодно для организаций: «Половина из топовых брендов, с которыми мы работаем в других дисциплинах, они в Доте даже не представлены. И не собираются выходить.

К примеру, Rainbow 6, игра в разы менее популярная и по базе игроков, и по просмотрам. Это чистая тир-2 дисциплина. 54 клуба, с которыми работает Ubisoft, клубы поделены на тир-1, тир-2, тир-3. В тир-1 входит 10 клубов, вот мы один из них, и тир-1 команда получает полный сет на одного оператора (Sports.ru: игровой персонаж)  в сезон: это 7 вещей.  И только продажей скинов мы отбиваем состав, он у нас играет в «плюс». В Доте это просто невозможно – у тебя нет ни одного источника дохода, кроме призовых денег»

Не видит смысла в создании молодежного состава по Доте, ведь даже в CS с этим есть проблемы: «У нас Junior уже год на контрактах как состав, и у них достаточно неплохие результаты: они уже обыгрывают тир-3 команды вроде Espada, Hard Legion, но им негде играть. Нет какой-то площадки, нет challenger-лиги, а наш основной состав на почти все топовые турниры приглашен, поэтому даже в КС есть проблема.

Задача NAVI при работе с составом FTM – не мешать, помогать с поездками и буткемпами. Ожидания от ESL One Germany – топ-4 или топ-6. До конца года организация не будет предпринимать никаких радикальных действий: «Сейчас – возможность для них проявить себя, да и в целом сезона в этом году нет: просто несколько отдельных турниров, которые можно рассматривать как проверку своих сил».

• Игроки прошлого состава по Доте выставлены на трансфер, но очереди за дотерами нет, как и за командами по Доте. В СНГ-Доте можно заплатить за трансфер игрока, но главная проблема в возврате этих инвестиций: «Нет смысла инвестировать в Доту, ты с нее ничего не можешь заработать». 

NAVI хотели вернуться в League of Legends пару лет назад, но тогда сумма в €10-12 млн за слот в лиге казалась неподъемной: «Посчитали, что это невыгодно и не отобьется в ближайшем будущем. Не знаю как на самом деле – мы видим, что Лига успешна с точки зрения просмотров, крутых спонсорских интеграций (Louis Vuitton, MasterCard и т.д.). С точки зрениях доходов у клубов я не знаю точных цифр, поэтому я не могу сказать, за сколько лет эти €10-12 млн отобьются».

• Верит, что у Riot получится реанимировать СНГ-лигу по LoL: «Просмотры последнего сезона – очень ок, 100 тысяч в пике для LoL в СНГ – зашибись. Мы рассматриваем вариант возвращения в LoL. [...] Лола нам действительно не хватает, будем искать».

NAVI смотрят в сторону Valorant, но прямо сейчас у игры есть несколько проблем:

  1. Очень небольшая популярность в СНГ, хотя активных игроков много, но просмотры очень слабые.
  2. В Valorant очень много каэсеров с зарплатными аппетитами каэсеров. Они не понимают, что это новая дисциплина, которая пока не имеет четкой монетизации, формата сезона и т.д. 
  3. Отсутствие дорожной карты по развитию игры в 2021 году.

Топ-30 самых влиятельных людей СНГ-киберспорта

Рамзес нам все рассказал: про ленивый сезон, капитанство в Virtus.pro, паблики на керри и смену региона

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья