Дота возвращается на 10 лет назад: Америка, Китай и СНГ снова играют по-разному
Регионы возвращают индивидуальность.
Международные турниры не только определяют сильнейшую команду, но и помогают разным регионам обмениваться идеями. Но сейчас таких турниров нет, и это очень круто – каждый регион получит время на создание собственного стиля игры.
Что такое общая и региональные меты
Общая мета создается в несколько этапов:
- Квалификация на мейджор/майнор. В каждом регионе образуется региональная мета, зарождается стиль на основе этой меты.
- Победители квал едут на основной этап турнира с конечным вариантом этой меты.
- На турнире пересекаются меты шести регионов, которые по ходу турнира трансформируются в одну общую.
Да, это помогает найти лучшие стратегии и героев патча. Но в то же время убивает индивидуальность и стиль каждого региона, ведь за один цикл DPC стиль просто не успевает выработаться.
Вымирание региональной меты
Почти всегда на основной турнир отбираются самые сильные команды каждого региона, они задают мету регионов своей игрой и своими стратегиями, именно поэтому они играют основную роль в вымирании региональной меты.
Возьмем в пример два турнира – MDL Disneyland Paris Major и Epicenter 2019. Рассмотрим мету на них с точки зрения ЮВА-региона. Начнем с квалификации к MDL.
Мы видим десять самых популярных героев региона, которые формируют мету. Теперь перейдем к аналогичной статистике с LAN-финала турнира.
Можем заметить, что десятка самых популярных героев сильно отличается от квалификаций в ЮВА. А теперь третий пункт – квалификация ЮВА к Epicenter 2019.
Список с LAN-финала MDL почти полностью совпадает со списком с Epicenter 2019. Как такое произошло?
- Тир-1 команда региона возвращается в регион и начинает доминировать за счет общемировой меты.
- Региональные команды, которые ранее играли по менее совершенной региональной мете, вынуждены адаптироваться. Весь регион принимает общую мету, переделывая свой стиль игры под эту мету.
В результате получаем 6 регионов, которые играют почти одинаково.
А что сейчас?
Cейчас международных турниров нет. Регионы могут играть только с соседними (например, Европа и СНГ). Это создает ситуацию, когда региональные меты получают дополнительное время на развитие. Они эволюционируют не в общемировую мету, а в абсолютную версию региональной меты. И ее уже можно назвать иначе – стиль региона.
Можно сказать, что мы возвращаемся во времена первых TI, когда регионы редко играли друг с другом. Когда игра азиатских и европейских команд имела кардинальные различия – можно было закрыть ники игроков и узнать регион команды по стилю ее игры.
Проверим эту идею на практике. Мы рассмотрели 4 разных турнира, где играли команды одного или двух соседних регионов. Особое внимание мы уделили следующим критериям:
- 10 популярных пиков.
- Среднее время игры.
Отдельно остановимся на победителе турнира, либо на команде, которая сейчас занимает 1-е место в таблице. А если точнее, то на самых популярных героях в драфтах этой команды. Чаще всего именно победитель сильнее всех влияет на мету.
Знаток Борис Белозеров: играл на 3700 MMR, болеет за EG и Сумаила, пытается учиться у Себа
Юго-Восточная Азия – «Все играем на этого парня»
Турнир: BTS Pro Series. Среднее время игры: 34:53.
Очень выделяется Эмбер. У него аномальный винрейт для такой частоты выбора. Если один герой так выбивается, то его геймплей идеально подходит под мету/стиль региона. Успех Эмбера может говорить о двух разных вещах:
- Популярна стратегия 4+1 с Эмбером на 2-й позиции и упором на командные драки.
- Стиль команд смещается в сторону активных действий с участием кор-героев в раннем мидгейме. Упор на частые пик-оффы.
Из контекста других популярных пиков можно сделать вывод, что 2-е утверждение верно. Но средняя продолжительность игры в этом регионе – 2-я с конца и часто уходит за мидгейм. Значит, 1-е утверждение тоже верное. Ответ на такое противоречие может быть только один – смешение.
Очень популярны герои под командные драки – Шейкер, Кентавр, ДП, Снэпфайр, Котл. Но еще в драфты часто попадают Войд Спирит, Морф и Туск, которые нацелены именно на темп. Поэтому стиль этого региона можно описать так:
- Нацеленность на ранние командные драки. Плеймейкер – герой 2-й позиции.
- 4+1, но не для фарма на пассивном керри. На 1-й позиции используется керри под мидгейм, который получает буст к темпу за счет пространства для фарма. Это обеспечивает перефарм на главном кор-герое в момент пика силы драфта.
Лидер региона – Fnatic. Самые частые пики: Алхимик, Войд Спирит, Эмбер и Шейкер. 3 героя из их пула находятся в десятке популярных героев региона. Алхимик встречался в пиках региона всего 14 раз, 7 из них у Fnatic. Можно сказать, что лидирующая команда лучше всех реализует мету.
Америка – «Тотальная Дота. Ну, почти»
Турнир: BTS Pro Series. Среднее время игры: 31:59.
И снова Эмбер с огромным винрейтом. Но окружен он одним темпом, в отличие от ЮВА. Феникса можно назвать лейт-героем, но последнее время он используется именно под темп из-за огромного числа магического урона и отхила.
Самые короткие игры, обилие кучаобилие пуш-героев (ДК, Бист, Брист), герои под разрушения позиционки и пик-оффов с дистанции. Итого:
- Упор на пуш через сильные линии и плотных героев.
- Сноуболл через темповых и подвижных героев, «тотальная дота».
Но качество реализации подобной стратегии среднее. Все же 32 минуты для быстрой пуш-стратегии – это слишком долго. Да и команды из Южной Америки не могут показать себя в полной красе, ведь они играют с пингом 100+.
Лидер региона – Evil Geniuses. Популярные герои: Грим, Эмбер, Туск, ДК, Бистмастер и Фурион. Полное совпадение с региональной метой, только Фурион находится вне топ-10 (он 12-й).
Спектра снова в мете? ILTW дал на ней двойную Рампагу
Китай – «Вместе мы сила»
Турнир: Лига CDA. Среднее время игры: 32:04.
Уклон в абсолютный тимфайт. Фактически, 6 из 10 героев обладают огромным потенциалом в командных драках. Все герои в списке (кроме Лансера) идеально подходят под открывающий пик драфта. Универсальность – главное слово в стиле китайского региона.
Отличительные особенности:
- Универсальность. Самые популярные герои смотрятся отлично почти в любом драфте.
- Уклон в командные драки. Главная особенность региона. За счет победы в массовых драках начинают развивать свое преимущество за счет захвата пустых областей на половине противника. Именно эта особенность – главная сила региона.
- Агрессивный вардинг. Производная от 2-го пункта. Через пограничный обзор контролируют начало атак противника.
- Общекомандные перемещения. Чаще всего упор делается на перемещения минимум тройкой героев для создания численного превосходства в малой области.
Отличный пример – Sparking Arrow, которая выиграла эту лигу. Популярные герои: Лансер, Панго, Аппарат, Никс, Шторм. Полное совпадение с метой региона. Главное отличие – Никс, которого используют для сетапа командных драк и разведки.
Европа и СНГ – «Сила личности»
Турнир: ESL One LA. Среднее время игры: 35:17.
Единственный регион, который высоко рейтит Фуриона. Но он, как и везде, выигрывает около 30% матчей. Фактически, стиль региона – сплав Америки и Китая с щепоткой ЮВА.
В регионе нет единого стиля – у каждой команды из плей-офф индивидуальный плейстайл. Тут и ОГ-Дота от ВП, и 4+1 от Нигмы, и китайский стиль Vikin.gg, и уникальные OG через двух оффлейнеров. Но все же некоторые общие черты выделить можно:
- Побеждает самый активный. Часто берут оффлейнеров, обладающих способностями под командую драку.
- Давление – круто. Отсюда и популярность Эмбера, которого чаще использовали на 1-й позиции. Сверхактивный керри, который может участвовать в командных перемещениях уже с 6-го уровня.
- Игра без жадных кор-героев. Нет разделения на спейс и фарм-героев.
* * *
Уже сейчас можно сказать, что в каждом регионе есть своя собственная мета со своим общим игровым стилем. Исключением может быть только Европа-СНГ, где есть общая мета, но нет общего стиля. И даже это можно посчитать за культурную особенность региона, где исторически существовало множество разных государств со своей культурой.
Мы, возможно, получим ситуацию, когда стиль игры будет в какой-то мере отражать менталитет и культурные особенности региона. Ведь все легионеры разъехались по своим регионам. И это главная причина, почему после изоляции нас будет ждать, наверное, самый интересный в игровом плане мейджор/Инт за все время существования Доты.
Прошла только первая серия онлайн-турниров, а мировой карантин закончится, скорее всего, не скоро. Так что есть еще много времени для того, чтобы каждый регион развил свою индивидуальность.