5 мин.

Как Дота помогла мне найти дело жизни. История юриста-геймера

12-й эпизод «Кибер Реалити».

Мы запустили «Кибер Реалити» – рубрику, где геймеры делятся личными историями. Как игры спасли в трудной ситуации? Зачем покорять Эльбрус после прохождения Uncharted и Skyrim? Как благодаря Доте встретить жену? 

Герой 12-го эпизода – Вадим Кудряшов, профессиональный юрист в области авторского права. Его история – о том, как благодаря Доте он смог определиться со специализацией.

Погнали!

* * *

В 2016 году, будучи третьекурсником МГЮА им. О.Е. Кутафина, я не до конца понимал, каким именно юристом мне хотелось бы стать – специализаций и развилок в юриспруденции действительно очень много. Сверху еще немного давило, что я с детства играю на музыкальных инструментах, а тут начал писать песни и репетировать с друзьями. Поэтому в тот момент думал, как бы объединить все вместе, поскольку выбирать что-то одно и выбрасывать другое не хотелось.

Внезапно мой научный руководитель предложил подготовить статью на Международный юридический форум «Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики» (IP Форум). В итоге я выступил с докладом, который даже отметили стажировкой в Суде по интеллектуальным правам. И он был... о мастерской Steam.

Нужно понимать, что в тот момент я был не самым дисциплинированным человеком, поэтому тянул до последнего. А когда тянуть с выбором темы уже было нельзя, как-то вечером, заходя в родную Доту и добивая кририпов на ZXC, меня вдруг осенило – можно же просто совместить юриспруденцию и то, что мне нравится. А Дота мне тогда нравилась. Можно сказать, что у нас с ней уже 12 лет абьюзивные отношения, в которых мы часто расстаемся, но я все равно к ней возвращаюсь. 

Сперва зародилась сама идея доклада, после я понял, что нужно пытаться ее супербыстро реализовать. Я оценил законодательство и судебную практику на тот момент и понял, что дела обстоят не очень. В основном суды отказывали по делам, где происходила блокировка аккаунта, поскольку считали, что игрок должен доказать наличие у него авторских прав (что вообще не относится к предмету доказывания, если честно).

Ознакомился с мнением ученых-юристов. Стало интереснее, потому что некоторые считали, что необходимо предоставить такой же правовой режим, как и у настоящих вещей (как, например, в одном из дел того времени в Китае). Другие ученые считали, что приобретение вещи является приобретением дополнительной услуги.

В итоге понял, что никто не описывал вещи в Steam, особенно с учетом Мастерской. Если очень кратко, то получается, что любой пользователь может приобрести такую вещь. Но пользователь, который создал вещь через Мастерскую, является ее автором и может собирать вознаграждение за каждую продажу.

Простая аналогия с книгой: каждый может купить книгу как вещь, но автор получает процент с продажи каждой книги, потому что он ее сочинил.

Научный руководитель, кстати, отнесся к такой статье положительно. Для него было главным, чтобы мне нравилось, чтобы было написано грамотным юридическим языком и чтобы я правильно оформил сноски...

А вот стажировкой в Суде по интеллектуальным правам я, к своему стыду, не воспользовался. Решил провести дополнительный месяц дома, в Крыму, поэтому проходил практику там же.

После этого я написал уже курсовую по поводу виртуального имущества не только в Доте, но и в целом в играх: от MMORPG до отдельных площадок вроде Steam. 

1. Каждый мир MMORPG – это фактически отдельное экономическое субпространство, в котором происходит взаимодействие людей друг с другом по поводу каких-то благ.

2. Вмешиваться в это взаимодействие нужно, только если идет внешнее воздействие – либо отжали аккаунт, либо заблокировали.

3. Есть разные виды аккаунтов – коммерческие и некоммерческие, – поэтому я предложил свою классификацию, суть которой, если кратко, такова: если ты просто гриндишь, то все должно решаться в рамках пользовательского соглашения, а если вкладываешь, то в случае лишения доступа – имеешь право на компенсацию.

Благодаря этому я решил поступать в магистратуру МГЮА им. О.Е. Кутафина на кафедру интеллектуальных прав и права новых технологий с углубленным изучением авторского права. И уже 2020-м защитил магистерскую диссертацию в сфере интеллектуальных прав на объекты в виртуальной реальности и технологии VR и AR. А сейчас окончил аспирантуру и в этом году, надеюсь, защищу кандидатскую диссертацию.

Вот так вот, в частности благодаря Доте, у меня получилось определиться с направлением в моей профессиональной и научной деятельности. Хоть что-то получил взамен потраченных нервов.

В новый патч пока не заходил, но точно знаю, что скоро опять вернусь в битву древних. Хотя бы для того, чтобы похвастаться своим СФ’ом 27-го уровня и наконец-то добить грандмастера!

* * *

Статью Вадима можно найти по ссылке на страницах 147-151. А еще герой выпуска ведет блог в телеграме и инстаграме на схожие темы, например, про выступление Трэвиса Скотта в Fortnite, авторские права в виртуальной реальности и так далее.

Следующая история – уже 21 апреля. Подписывайтесь на блог, чтобы ничего не пропустить, а если хочется поделиться своей историей, пришлите ее на почту v.tokarev@sports.ru или заполните форму.

Благодаря Доте я встретил жену. Она первая, кому важен я, а не кошелек

Игры спасли меня после сокращения на работе. 7 простых открытий, которые я тогда сделала

Игры научили меня всему – и завели в Магадан. История Василисы

Ваши самые сокровенные истории
1 комментарий
По дате
Лучшие
Актуальные
скоро будет ру реддит по играм...