DOOM и Wolfenstein – не первые шутеры. Им была странная игра про глаза в лабиринте
Историю надо знать!
Считается, что шутеры от первого лица появились в 90-е с выходом Wolfenstein 3D и DOOM: в первой игроки расстреливали нацистов, а во второй загоняли демонов обратно в ад. Хотя обе игры только симулировали трехмерность и не позволяли перемещать камеру вверх-вниз, концепт жанра с тех пор не поменялся.
На самом деле, шутеры появились гораздо раньше, в 1973 году. Тогда для древнего компьютера Imlac PDS-1 вышла Maze War – игра, в которой нужно бродить по коридорам и стрелять в других игроков. Тут же впервые появился режим Deathmatch, без которого сложно представить любой сетевой шутер.
Тут впервые использовалась трехмерная перспектива – пусть окружение и состояло из одноцветных линий, это был прорыв. Технологию позже воспроизвели в одних из первых RPG, Wizardy и Ultima.
Геймплей Maze War такой же простой, как и графика. Игроки перемещаются по лабиринту, двигаясь взад-вперед, поворачивая налево или направо на пересечении коридоров, а также выглядывают за угол через дверные проемы. Другие игроки в ранних версиях отображалась в виде ников, а в более продвинутой версии для компьютеров Xerox Star и Macintosh их заменили на гигантские глаза – это еще и одна из первых игр с живыми персонажами, а не космическими кораблями или абстрактными фигурами. Встретив друг друга, игроки стреляли. За попадание по врагу начисляются очки, за получение урона – отнимаются.
В 1973 году Maze War уже имела полноценный сетевой мультиплеер – игроки хостили матчи на своих компьютерах. Необязательно даже было находиться рядом – игра получила поддержку через прототип интернета, Арпанет, созданный минобороны США. И тут даже был встроенный анти-чит – исходный код шифровался, не позволяя вносить изменения в файлы игры.