«Не бойтесь ошибаться и думайте своей головой». Интервью с Андреем «Xeozor» Яценко
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Интервью взято для группы MrMarkus: киберспорт и игры. Оригинал интервью вы можете найти по этой ссылке.
Прошедший IEM Katowice 2019 не только подарил мне массу незабываемых впечатлений, но и позволил рассказать о героях киберспортивной сцены. Не только тех, кто тащит катку за каткой, но и тех, кто создаёт для геймеров такие возможности, работая за кулисами. Представляю вам масштабное интервью с Андреем «Xeozor» Яценко: рассказ о жизненном пути, золотых горах индустрии и важных человеческих качествах.
Привет, Андрей! Расскажи о том, как ты попал в киберспорт. Чем больше подробностей – тем лучше!
Всем привет! Всё началось в старших классах школы. Тогда я активно играл в Warcraft III. По Харькову был одним из сильнейших игроков, по Украине – не совсем.
Учился я на переводчика английского и французского языков. Да, профильное образование с киберспортом не связано никак.
Шёл в переводчики целенаправленно?
Ну, на самом деле у меня с точными науками не очень складывалось. Поэтому если я видел среди предметов университета математику, физику и химию – вариант сразу же отпадал. А поступать надо было.
Надо было ввиду каких-то обстоятельств?
Нет. Просто я считаю, что высшее образование, хоть и не идеально, даёт человеку очень полезный опыт. Это багаж основных знаний и умение их достигать, социализация – всё это очень важно.
В итоге у меня было два варианта: либо журфак, либо ИнЯз. Я почему-то выбрал второе. Сейчас, если бы был выбор, пошёл бы, наверное, на журфак.
Примерно в то же время я завязал с Warcraft III. Понимал, что всё-таки про-геймера из меня не выйдет. Но интересоваться киберспортом не перестал. Из Харькова вышло много ребят, добившихся больших успехов: Зевс, Эдвард, Артстайл и другие. Вот такая у нас была тусовка.
Уже потом началась моя карьера журналиста. Вернее даже просто молодого человека, который пишет какие-то материалы.
Ну, технически – это журналистика. Находил факты и рассказывал о них людям – так ведь?
Верно. И денежка даже кое-какая капала. Но я не рассматривал это как работу. Первой моей серьёзной деятельностью стал проджект-менеджмент в сфере разработки сайтов. Но с этим не сложилось – вскоре я понял, что киберспорт мне ближе.
Где-то в году 2010-ом я познакомился с ZeroGravity, он пригласил меня работать редактором английской версии сайта организации Na`Vi. В начале 2011 года меня позвали на фулл-тайм в Киев. Сперва я отказался, так как были свои планы. Но практически моментально всё изменилось… И вот, утром я собираю вещи, приезжаю из Сочи в Харьков, а вечером еду уже из Харькова в Киев.
В первые дни в столице хватало приключений. Пока искал квартиру и осваивался, приходилось жить с ребятами КС-ерами на буткемпе. Они очень активно готовились, а я в это время жил у них на диване, тоже что-то делал J
Потом уже начали работать в офисе Na`Vi. Занимались всем подряд – в то время было очень много разной работы. Сперва сайт, потом – соцсети, после них – маркетинг и коммуникации. В итоге работа вылилась в отдельное направление, которое обобщённо можно назвать разработкой контента.
На Na’Vi твоя киберспортивная карьера не остановилась…
Да, в 2015-ом году я ушёл из команды и где-то полгода фрилансил. Потом пришло интересное предложение от ESL. Тогда польский офис ESL получил контракт на проведение Wargaming League для СНГ-региона, но у них не было людей для организации.
Так я перебрался в Польшу, начал набирать команду: комментаторов, админов, менеджеров. Собралось где-то 7 человек, на чьих плечах лежала организация Лиги. Провели. А потом контракт закончился, у Wargaming были свои планы, её с ESL дороги разошлись. Наш отдел распустили, но я остался в ESL, продолжив заниматься другими ивентами.
Несколько лет я проработал в Катовице, организовывая мероприятия. Потом принял решение перебраться в Киев.
После прогулки по Катовице я могу предугадать твои мотивы. Стало скучно?
Мне нравилась работа в ESL, но сам город для меня был очень маленьким. Заняться в нём решительно нечем. И после того, как ты проводишь в Катовице два года, когда твои дни сливаются в работа-дом-работа – понимаешь, что пора что-то менять.
А почему вообще ESL выбрала одной из своих баз Катовице?
Изначально это вообще была отдельная структура, называвшаяся вроде Cybersport.pl. У них был офис в одном из небольших городков под Катовице. Потом структура разрослась и открылсь офисы в Варшаве и Катовице. В Варшаве сидят пиарщики и продажники, а в Катовице – студия и организаторы мероприятий.
Понятно. Итак, ты перебрался в Киев…
Я вернулся в Киев, и мы с коллегами открыли собственное агентство Sidequest. По сути это маркетинговое/ивент агентство, которое занимается киберспортом.
Только киберспортом?
Да, потому что именно в нём наша экспертиза. У нас есть хорошая команда, люди с большим опытом в разных сферах. Сейчас мы стартовали и потихонечку делаем разные интересные вещи.
Какие, например?
Из недавнего – сейчас мы разрабатываем несколько проектов вместе с HyperX. Также были совместные проекты с Пари-Матч и Starladder.
Можно сказать, что у тебя сложилась насыщенная киберспортивная карьера. А как можно попасть в индустрию сегодня? С чего начинать?
Сейчас возможностей зайти в киберспорт очень много. Это раньше индустрия была «подвальной», люди просто что-то делали, не обладая квалификацией и профессионализмом. Теперь она выросла, появилась потребность в людях, умеющих отлаживать бизнес-процессы, продавать, развивать соцсети, производить контент.
То есть сейчас киберспорту нужны не простые энтузиасты, а квалифицированные кадры?
Да, и уже давно!
Какие специалисты особенно востребованы?
Рассматривая СНГ-регион, я считаю, что нужны специалисты по PR и коммуникациям. Многие наши турнирные операторы забывают о том, что важно правильно общаться с публикой.
Нужны сейлзы – люди, которые продают продукт. У нас продавать не умеют. Если посмотреть на Россию, там ситуация чуть лучше, но тоже не все хорошо.
Ещё есть необходимость в разработчиках продукта. Есть шикарные маркетологи и агентства, работающие с брендами по всему миру. Но когда они приходят в киберспорт, они совершенно не понимают, что нужно делать, и работают неэффективно. А маркетологи-выходцы из киберспорта, к сожалению, не разбираются, что нужно брендам и как правильно с ними работать. Эту потребность мы с Sidequest и пытаемся закрыть.
А если ты хочешь быть профессиональным игроком?
В случае геймеров всё несколько иначе. Это вообще отдельная группа людей, обладающих непосредственным талантом к компьютерным играм. Но сегодня, помимо таланта, им необходимы работоспособность и дисциплина. Такое сочетание качеств, конечно же, есть далеко не у каждого.
Кроме того, необходимо умение адаптироваться. Посмотрите, как быстро меняется популярность дисциплин. Год назад был невероятно популярен PUBG, сейчас лидерство захватил Fortnite, и вот на горизонте уже маячит Apex Legends. Даже Counter-Strike не вечна!
Сулит ли попадание в киберспорт золотые горы? Глядя на всю эту роскошь в Катовице, кажется, что в индустрии деньги текут рекой.
Определённо нет. Золотые горы могут быть только у игроков, которые постоянно выигрывают крупные турниры – их очень мало. Хорошие специалисты в киберспорте зарабатывают примерно столько же, сколько их коллеги в других сферах. Поэтому всё зависит от человека. Чтобы купаться в деньгах на нашем маленьком рынке, нужно обладать либо невероятным талантом, либо запредельной квалификацией. А лучше и тем, и другим.
Среди любителей киберспорта действительно бытует мнение, что в нём можно получать огромные деньги, не особо напрягаясь.
Ну это мнение из той же категории, что и об айтишниках, которые сидят, ничего не делают и лутают 3-4 тысячи долларов в месяц. Люди не понимают, что такие деньги получают специалисты, которые получили профильное образование, имеют пять лет опыта работы и ещё к тому же умеют себя продавать. Не говоря уже о куче кранчей, овертаймов и нервов.
Что ж, кадровая картина в киберспорте стала более-менее ясна. Перейдём к более приземлённым вещам. Почему твой Telegram-канал называется «Уголок Тролля»?
Рискну предположить, что кое-какие мысли, которыми я хочу делиться публично, могут кого-то задеть. У нас мало кто любит критику и нередко воспринимает её как хейт. Возможно, я пишу излишне резко. Честно скажу – я пытаюсь отходить от этого стиля. Но всё-таки хочется, чтобы тексты были эмоциональными, а не скучными. Поэтому я и назвал канал «Уголок Тролля» - чтобы обозначить, что моя критика может восприниматься как незлой троллинг.
Что думаешь об отчётах Newzoo и Nielsen, которые активно продвигаются каналом «Киберспорт | Индустрия»?
Я считаю, что они вызывают много вопросов. Когда начинаешь серьёзно присматриваться к этим цифрам, совершенно не понимаешь, откуда они берутся. Методика их получения понятна: опрашивается выборка из нескольких сотен или тысячи людей. Но каких людей, где? Об этом не говорится. Ну и встречаются в отчётах откровенно бредовые моменты. К примеру, в источниках указаны сайты, которых не существует физически.
Мне понятно, почему у нас любят и тиражируют эти отчёты. Цифры там весьма привлекательны для потенциальных спонсоров и рекламодателей.
Но ведь если в краткосрочной перспективе показанные спонсором не соответствующие реальности цифры позволяют найти какие-то деньги, то в долгосрочной они вредят всей индустрии!
Да, это однозначно. С первого же раза разочаровавшись в показателях киберспорта, потенциальный долгосрочный партнёр уходит и не возвращается в индустрию. Я лично знаю много примеров, когда представители бренда говорили: «Киберспорт? А, знаем, пробовали – это полная фигня, больше никогда».
В голове невольно проскакивает аббревиатура OWL…
Кстати, я считаю, что это очень хороший продукт с точки зрения того, как его продают и продвигают. Но в целом – да, организаторы сильно раздувают мероприятие.
И если этот мыльный пузырь лопнет – это негативно скажется на всей индустрии.
Ну, тут не понятно – может и не лопнет. Тут ещё фишка в том, что американцы любят активно инвестировать, закидывать деньги куда-угодно. Большие машины, спортивные команды, миллионные инвестиции – это вопрос менталитета. Ну и да, когда люди наконец задумаются, как отбить свои вложения – к OWL возникнут вопросы.
На контрасте есть история с Rainbow Six Siege. Это отличный пример того, как надо развивать игру. Разработчики активно общаются с комьюнити и организаторами турниров, вводят новые фишки исходя из их потребностей. И как раз на за счёт активной киберспортивной сцены игра продолжает набирать популярность.
Чем-то напоминает путь, по которому прошла Лига Легенд. Что ж, это всё, о чём я хотел поговорить с тобой сегодня. Что-нибудь пожелаешь своим читателям?
Я бы пожелал по возможности проверять информацию, думать своей головой и иметь своё мнение. И не бояться ошибаться – потому что не всё так просто, как кажется. И это отлично – иначе было бы не интересно! Сейчас у людей есть уникальная возможность взрослеть, расти и развиваться вместе с киберспортивной индустрией.
Суперское пожелание! Спасибо за интервью – до новых встреч!