8 мин.

Как быстро Дота теряет популярность?

Онлайн Доты умрет через год (через год прочесть предложение заново). Уже неизвестно сколько времени Дота «умирает», но все никак чего-то не умрет. Хилится, живет и реинкарнирует временами. Мне немного надоело читать бесконечное количество текста о надвигающихся похоронах своей любимой игры, так что я решил провести небольшое исследование на предмет циферок, связанных с популярностью Доты. Основные рассматриваемые метрики:

  • количество онлайна игроков по месяцам (средние и пиковые значения);

  • средний возраст игроков на TI (возможны крайне небольшие погрешности).

Честно говоря, хотел еще ориентироваться и на среднее число зрителей с Твича, но достоверную статистику оказалось найти очень сложно. Да и достоверную ли? Я решил отказаться от этой метрики, учитывая последние новости о накрутке зрителей. К тому же с появлением комьюнити-кастов подсчет стал бы еще куда сложнее. Рассматривать буду три временных отрезка:

  • 2015-ый год (Сумаил и EG на TI 5);

  • 2021-ый (10-ый Инт и триумф Спирит);

  • 2025-ый (последние 12 месяцев и TI 14).

2015-ый год

Со второй Дотой я познакомился в начале этого года, но особого внимания этой игре не придал. А вот TI 5 заворожил меня и заставил влюбиться в Доту. Хоть я не понимал и половины происходящего на экране (а сам собирал по 6 Соул Бустеров, так как они нормально так хп и мп давали), но смотреть за играми профессионалов было безумно интересно. Лишний интерес дарил легендарный СтудАнал с Соло, Дредом и прочими легендами. Онлайна тогда было достаточно:

Средний и пиковый онлайн игроков в 2015-ом году

Средний онлайн в 2015-ом году составил 561,580 человек. По среднему возрасту игроков на The International 5 я собрал такие общие факты:

  • средний возраст игроков составил 23,37 года;

  • средний возраст игроков из топ-4 составил 23,6 года;

  • самая молодая команда — Team Empire. Средний возраст ее игроков составил 21,14 год;

  • самая возрастная команда — Newbee. Средний возраст ее игроков составил 25,18 лет;

  • самый молодой игрок — SumaiL из Evil Geniuses. На старте турнира ему было 16 лет 5 месяцев и 18 дней;

  • самый возрастной игрок — Heen из MVP HOT6ix. На старте турнире ему было 28 лет 5 месяцев и 3 дня;

  • восемь самых возрастных команд представляли Азию.

В 2015-ом года Дота была чуть ли не на пике популярности, основной приток аудитории начался именно в это время. Пятый The International собрал космический призовой фонд по тем временам, чем очень привлек новичков.

2021-ый год

Из-за ковида в 2020-ом году The International не проводился, так что TI 10 был перенесен на 2021-ый год. И получился этот турнир, наверное, лучшим в истории. Причин было достаточно: крупнейший призовой фонд (более сорока (!!!) миллионов долларов), необычайный успех Team Spirit, которая своей победой оставила громадное наследие, а также потрясающий финал. Причем впоследствии ребята из Spirit доказали, что их триумф был не простой случайностью, а абсолютно заслуженной закономерностью. Статистика по среднему онлайну в 2021-ом была такой:

Средний и пиковый онлайн игроков в 2021-ом году

Средний онлайн 2021-го года насчитывал лишь 422 207 игроков. Хотя шесть лет назад игроков было больше почти аж на 130 тысяч человек. Все же стоит отметить, что к концу 2021-го года онлайн стал больше, чем был в начале. Да и восемь месяцев из двенадцати показали положительную динамику увеличения онлайна. Что же по возрасту игроков на TI? А вот, кстати, и информация:

  • средний возраст игроков составил 24,1 года;

  • средний возраст игроков из топ-4 составил 23,6 года (как и 6 лет назад);

  • самая молодая команда — Virtus.pro. Средний возраст ее игроков составил 19,82 лет;

  • самая возрастная команда — Alliance. Средний возраст ее игроков составил 26,55 лет;

  • самый молодой игрок — Yatoro из Team Spirit. На старте турнира ему было 18 лет 6 месяцев и 26 дней;

  • самый возрастной игрок — LaNm из Team Aster. На старте турнире ему было 31 год 9 месяцев и 13 дней;

  • ни один из трех самых возрастных коллективов не представлял Азию.

Средний возраст игроков немного увеличился. Примечательно, что возраст киберспортсменов из топ-4 остался прежним. Если на 5-ом TI не было игроков, достигших 29-летнего возраста, то на TI 10 уже три человека были старше 31-го года. Ну а Virtus.pro оказалась, наверное, самой юной командой в истории The International.

2025-ый год

До конца текущего года осталось еще два с половиной месяца, но практически все интересные события завершились, так что можно сделать более-менее объективные выводы. За последние 12 месяцев средний онлайн выглядит вот так:

Средний и пиковый онлайн игроков за последние 12 месяцев

Средний онлайн за последние 12 месяцев насчитывает 444 791 человек. На 22 тысячи больше, чем четыре года назад. Неплохо для умирающей игры, не так ли? Конечно, в последние месяцы онлайн мог сильно увеличиться из-за наплыва ботов для фарма наград с прогнозов на TI, так что объективно заявлять о росте онлайна не стоит. Но мы можем взять числа с начала года — они тоже лучше, чем в 2021-ом. По TI 14 могу расписать следующее:

  • средний возраст игроков составил 25,11 лет;

  • средний возраст игроков из топ-4 составил 24,6 года;

  • самая молодая команда — Natus Vincere. Средний возраст ее игроков составил 20,25 лет;

  • самая возрастная команда — Yakutou Brothers. Средний возраст ее игроков составил 28,36 лет;

  • самый молодой игрок — Niku из Natus Vincere. На старте турнира ему было 16 лет 7 месяцев;

  • самый возрастной игрок — Insania из Team Liquid. На старте турнире ему было 31 год 2 месяца и 15 дней;

  • Самому молодому китайскому игроку (Shiro) на момент старта основной стадии турнира было 24 года и 5 месяцев;

  • Пятерку самых юных команд составили коллективы из Восточной Европы.

За четыре года средний возраст игроков увеличился на один год. Не так уж фатально, но тенденция заметна. Хотя новички никуда не делись, за примерами далеко ходить не надо: Satanic или почти все игроки из Natus Vincere смогли заявить о себе. А вот на китайской сцене все весьма грустно, так как новых талантов практически нет.

Главные выводы

Возраст каждого игрока я высчитывал вручную через Liquipedia, так что приведенные числа довольно близки к истинным, хотя где-то и могут быть ошибки. По разбору всего текста можно выделить следующие тезисы:

  • Дота не умирает. Пока что. И с некоторыми оговорками. Но средний онлайн уже долгое время держится на одном уровне.

  • Китайский регион практически не показывает развития. Да, на The International коллективы из Китая проявили себя отлично, но самого молодому представителю страны было аж 24 года (и пять месяцев!). Без притока молодых талантов регион скоро загнется. И поводов для появления новых китайских игроков пока что нет, так что перспективы здесь не очень.

  • Восточная Европа делает игру бессмертной. Практически на каждом TI самые молодые игроки представляют как раз этот регион. Западноевропейские киберспортсмены, конечно, до сих пор показывают отличный уровень, но возраст дает о себе знать, все больше и больше игроков вешают мышку на гвоздь. Взять того же Insania.

  • Северная Америка — В С Ё. Wildcard — топ-1 команда региона… Южная Америка и Юго-восточная Азия пока что подают признаки жизни. Надеемся на расцвет Китая.

  • Да, средний возраст игроков на TI неизменно растет. Это вполне ожидаемо, поскольку карьеру завершает не так уж много возрастных киберспортсменов, при этом команды зачастую отдают предпочтение опытным ветеранам, нежели новичкам. Вот вам и статистика.

  • The International теряет популярность из-за отсутствия адекватного Боевого Пропуска. Раньше было действительно лучше. Падают призовые — падает популярность главного турнира. А богатым арабам, кажется, игра тоже слегка надоела.

  • Зато Valve придумывает новые интересные ивенты. Диковинки Квортеро, Павшая Корона (по наполнению это вообще мой любимый ивент за все время) и подобные — являются отличным решением по увеличению онлайна.

Одна из главных причин потери популярности Доты во многих регион — бесконечное увеличение порога вхождения. Новичкам и раньше тяжело было, сейчас же появились нейтральные предметы, аспекты, таланты, врожденки… Обновлений довольно много. Новичку проще отдать предпочтение более казуальной игре, к тому же расцветает и мобильный гейминг, который цепляет своей доступностью.

В СНГ Дота всегда будет популярна, страдать у нас в крови, это наверняка главный фактор. И пока появляются Сатаники, Нику и прочие талантливые молодые игроки — о гибели Доты говорить нет смысла.