Ваша бабушка теперь узнает, кто такой Дурачье. Вышла документалка, которая сделала киберспорт понятным
Руслан Керимов сходил на премьеру.
11 июня на фестивале Beat Film Festival в Москве прошла премьера документального фильма «POV: Киберспорт» от BetBoom Esports. 15 августа фильм вышел на VK Video, и скоро появится в онлайн-кинотеатрах.
От редакции: впервые текст вышел сразу после премьерного показа, а теперь мы подняли его к выходу фильма в общий доступ.
Достойных документалок про киберспорт хватает: Free to Play, True Sight и двухсерийник про историю преодоления от OG и Red Bull. А еще «Рожденные побеждать» и много-много всего. Но все они – для посвященных фанатов. В этих фильмах с трудом объясняют сложные нюансы киберспорта простому зрителю: обычно получается нелепо, неуместно или кринжово.
«POV: Киберспорт» на этом фоне выделяется – он старается переосмыслить сам подход к тому, как принято рассказывать о киберспорте. Получилось ли?
Что за фильм «POV: Киберспорт»
Дата выхода: 13 июня 2025
Жанр: документальный
Время: 1 ч 47 мин
О чем фильм: исследование мира киберспорта глазами его хедлайнеров – киберспортсменов-чемпионов, турнирных операторов, комментаторов и стримеров.
Где смотреть: вскоре после премьеры фильм будет доступен онлайн.
Киберспорт уже давно не маргинальная песочница для «своих». О нем знают все, его презентуют Неймар и Роналду, Магнус Карлсен – да даже Егор Крид в этом списке. Шутки Павла Воли про внешний вид Топсона с посылом «и этот чудик делает миллионы игрой в компьютер, ха-ха, задрот» выглядели глупо еще 6 лет назад. А сейчас устарели окончательно.

Киберспорт – большая и устоявшаяся индустрия. С одной проблемой: спроси у родителей, какой человек у них ассоциируется с киберспортом – ответа не получишь.
В футболе есть Роналду и Месси, в баскетболе – Леброн и Майкл Джордан, в теннисе – Джокович, Надаль, Федерер. Да даже в гольфе, плавании и американском футболе есть Тайгер Вудс, Майкл Фелпс и Том Брэди. Но у киберспорта нет лица. И «POV: Киберспорт» пытается это исправить, рассказывая 4 истории совершенно разных людей.
Истории не сильно связаны между собой:
есть рассказ про Донка и его успех;
обрывочное (и не очень убедительное) пояснение, что у нас есть громадная суперзвезда с двумя финалами TI и бешеной медийкой – Дурачье;
долгие страдания и успех студии FISSURE и ее основателей Николая Веснина и Андрея Михеева;
история обычного фаната Доты из Перми – Олега.

Создатели фильма взялись за очень сложную задачу: уместить в 107 минут целых четыре самостоятельных рассказа. В итоге получилось очень уж хаотично и суетливо. Представляю себя на месте человека, который впервые видит этих героев, и становится страшно. Как понять, о ком сейчас речь?
Сначала на меня обрушился поток информации о детстве Донка в компьютерных клубах Томска. Не успел я ее усвоить, а уже рассказывают, как Веснин и Михеев проводили в Кирове ланы на 30 тысяч рублей и выпрашивали компы у друзей. Ничего не понятно, но очень интересно.

Этот фильм стал бы потрясающим сериалом. Разбей историю на четыре отдельных больших эпизода, сделай каждому час хронометража и заставь новую аудиторию влюбиться. Потому что влюбляться есть во что! Панк-разгильдяй и прирожденная суперзвезда Антоха Дурачье, юный гений и самый большой талант в истории Даня Донк, парни из FISSURE, которые пашут без выходных.
Вместо этого фильм торопится и пытается рассказать все сразу – и в результате мало что раскрывает. Все сюжеты сплетаются в один из-за хаотичного повествования. Получается не «смотрите, какие крутые и разные в киберспорте ребята». Получается что-то размытое, с постоянно скачущим тоном.
История Дурачья вышла странной. Местами напутан порядок футажей с выигранных мейджоров. Где-то хочется закрыть уши от Никса, который в тысячный раз говорит про отданные пасы и забитые голы. Да и сам Дурачье охотно рассказывает только про свой первый финал Инта, а второй подается почти без эмоций – мол, «было и было». Смотреть на Антона всегда приятно, но даже его очарование не спасает от чувства, что мне не раскрыли и половины настоящей истории.

Сюжет о простом пареньке Олеге – самая слабая часть фильма. В ней нет ни напряжения, ни настоящего конфликта. Просто «парень с мечтой», которого провели за руку по киберспортивной сказке.
Проблема не в самом Олеге, просто его история в этом фильме не работает. Она обрывает ритм, ничего не добавляет и выглядит слишком «правильной», чтобы восприниматься всерьез. Половина сцен мне казалась постановочной, поэтому не отпускало чувство, что я смотрю уже не документалку, а типичную спортивную драму о преодолении. Представьте обратную историю: найти такого же Олега, но чтобы ему было не 18-19 лет, а 30. И пускай он расскажет, как бросил учебу, работу и здоровье под каток мечты и не добился ничего. В жизни чего-то добивается 1% игроков, а остальные теряют все. Розовые очки и «нет ничего невозможного» испортили прекрасную возможность показать настоящую и цепляющую драму.

Несмотря на минусы, это все еще замечательная история, от которой получаешь удовольствие. Тут тебе и древние ролики с малюткой-Донком, и вайб залитых пивом турниров по CS из нулевых. С чувством, будто это ты помог парням добиться всего, смотришь, как UCC перестает платить сотрудникам картошкой с грядки: выбирается из долгов и наконец проводит топовые тир-1 ланы. Прекрасно выдержанный контраст между «было» и «стало» покорил даже меня – человека, который давно все это знал.
Из всех сюжетов особенно сильными получились истории Донка и FISSURE. Пусть и не без изъянов: я так и не понял, почему крутость Донка поясняет дотер Milan. Но в остальном спикеры для Данила Крышковца подобраны изумительно: Хуч, Сотфик (тренер академии Spirit), Халли. Да и сам Даня говорит действительно много и по делу.

Выглядит фильм очень красиво и ярко. Тут и стильные мультяшные зарисовки:

И истории из жизни в стиле древних игр:

В итоге вышло яркое и стильное документальное кино о киберспорте. Пусть получилось неидеально, но теперь мы можем без стыда показать нашим родителям приличную «обложку» киберспорта. Она-то у нас красивая, любопытная и очаровательная! Да и фанат Доты и CS точно проведет время с удовольствием.
* * *
































Хотя продвижение буков само себя не продвинет.