Киберспорт: пособие для чайников
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Это пособие создано для людей не понимающих, что такое киберспорт. Здесь будет рассказана история появления киберспорта, как в нем появились огромные призовые, как себя чувствуют наши спортсмены, и что это вообще такое киберспорт.
Кибер СПОРТ?
Всем же известно, что геймер (человек играющий в видеоигры) меньше всех в мире похож на спортсмена, он мало двигается, физически не развит, да и вообще компьютер ведь отупляет. Это стандартные аргументы твоей мамы, когда ты в очередной раз сел гонять каких-то гоблинов по экрану. Для начала нужно дать определение этому термину. Если говорить обобщенно, то киберспорт – это спорт, основанный на соревновательной деятельности с использованием видеоигр. Но что это за спорт такой, где нужно сидеть за компьютером и жать кнопки на клавиатуре и мышке. Тут то мы и обратимся к тому, что такое вообще спорт. Под спортом понимают деятельность людей, состоящую в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей. Киберспорт это деятельность? Да! Определенно киберспортсмены не соревнуются в физических способностях, а что насчет интеллектуальных. Для примера возьмем игру под названием DOTA 2. Борис Белозеров самый молодой капитан телевизионной игры «Что? Где? Когда?» и Ян Непомнящий - российский шахматист, гроссмейстер вице-чемпион мира (2021, 2023) чемпион Европы 2010 года, сравнивали по сложности Доту с шахматами. Так вот они ошиблись, Дота намного сложнее. В ней 124 героя, каждый из них имеет минимум 4 способности, в отдельно взятых случаях немного больше, также на выбор к покупке игрокам представлено 136 предметов, со своими уникальными характеристиками. Только, чтобы запомнить все это потребуются месяцы. Но дота требует еще и скорость принятия решений, здесь не будет и 10 минут на размышление. Все нужно делать быстро и четко, при этом нужно делать это впятером. Таким образом мы понимаем, что общий и максимальный объёмы расчётов в Dota2 гораздо более велики чем в шахматах, которые в отличии от Доты ещё и являются представителем более простого жанра пошаговых стратегий. То есть в Dota2 думать нужно не только больше, но и быстрее.
Как это начиналось?
Эта история берет начало нет не в нулевых, и даже не в девяностых. Первый турнир прошел в 1972 году. Преподаватели и студенты Стэнфордского университета собрались в лаборатории изучения искусственного интеллекта, чтобы посоревноваться в игре Spacewar – одной из первых цифровых видеоигр, смысл которой заключался в том, чтобы маневрировать космическим кораблем, пытаясь уничтожить корабль соперника.
Выглядело это примерно так. Конечно, тогда никто это киберспортом не называл. Это считалось больше научным исследованием, однако факт остается фактом – первый киберспортивный турнир состоялся в бородатом 1972 году.
Кто хочет стать миллионером?
С появлением скоростного интернета все пошло в гору. Появилась возможность играть с людьми со всего мира, не выходя из дома. С появлением глобальной сети также началось развитие платформ, где транслировался киберспорт, теперь, чтобы посмотреть на игру профессионалов было достаточно открыть Twitch. В это время стартовал турнир «ASUS Cup» его проводили 4 раза в год: по 1 разу на каждое время года. Соревнования проводились по всем популярным дисциплинам: «WarCraft 3 DOTA», «CS 1.6», «Quake», «Starcraft: Broodwar», и другим. Призовой фонд на турнирах серии «ASUS Cup» доходил до сумасшедших 3000 долларов на команду, состоящую из 5 игроков, и примерно 1500 долларов в дисциплинах, где каждый играл за себя, тогда о тренерах не шло и речи. И наконец-то киберспортсмены могли перестать есть лапшу быстрого приготовления, а например позволить себе целую шаурму или того больше сходить во Вкусно и Точку, МакДональдс.
К концу нулевых свет увидела игра, которая получила название Defense of the Ancients 2 или сокращенно Dota2 от американской компании «Valve». Компания увидела перспективу в киберспорте, и поэтому в августе 2011 года организовала турнир, который сразу же стал культовым «The International» и объявила призовой фонд размером 1 600 000 долларов США. Вот как выглядит американская мечта: еще вчера ты был обычным задротом, но «Valve» подарила тебе путевку в жизнь и в одночасье сделала миллионером. Первым победителем стала украинская команда «Natus Vincere», рожденные побеждать, именно так переводится название команды, оправдали его и навсегда записали свои имена в зал славы геймеров.
В следующие два года призовой фонд не увеличивался, но вот в 2014 году он составил уже не скромные 10 900 000 долларов, в 2015 18 500 000 долларов. Призовой фонд продолжал кратно расти, пока не составил 40 000 000, так «The International» стал турниром с самым большим призовым фондом за всю историю киберспорта, и главной мечтой любого игромана.
А что же сейчас? Сейчас профессиональные игроки не бедствуют, «The International» никуда не пропал, появились более мелкие турниры для слабых команд, любой клуб, играющий в первом или втором дивизионе, имеет спонсора, а таже продает атрибутику клуба. В общем все в лучших традициях большого спорта.
Наши кибератлеты
А что там с российскими киберспортсменами? В 2001 году киберспорт в нашей стране признан официально, причем Россия сделала это первой в мире. Правда в 2006 году правительство исключила его из реестра официальных видов спорта, и вернула только в 2016, но лавры первенства все равно за нами, что бы ни говорили завистники. Сейчас существует ФКСР – Федерация компьютерного спорта России. Они проводят мелкие внутренние турниры с маленькими призовыми, в основном занимаются студенческими и школьными лигами, кроме того, ФКС России занимается построением полноценной инфраструктуры массового киберспорта: обучением и аттестацией судей, аккредитацией площадок, подготовкой методических материалов, образовательными проектами, развитием клубов и секций.
Но по большому счету ни ФКСР ни МФКС (Международная федерация компьютерного спорта) не имеют влияния на большой киберспорт и на топовых спортсменов, это происходит из-за того, что самые крупные турниры проводят частные компании, а гранды киберспорта не имеют желания биться за призовые в 1 000 000 рублей. «The International» по сути заменяет командам чемпионат мира, и мотивации выиграть его гораздо больше, ведь его смотрят миллионы людей по всему миру, а на турнире от МФКС или ФКСР наберется дай бог 100 000 человек.
Киберспорт самый аполитичный вид спорта. Здесь нет никаких санкций против российских игроков ни со стороны компаний, проводящих крупные турниры ни со стороны МФКС. Киберспортсменам разрешено выступать под своими флагами, и со своими гимном, наших ребят не уличают в допинге, а он представьте существует. Это хорошо, потому что россияне на протяжении всей истории показывают стабильно высокий результат, наш регион вообще считается одним из самых сильнейших в мире из 20 команд, участвующих в предстоящем «The International» 4 российских клуба.
Также российская команда «Team Spirit» на «The International» 2021 года одержала победу. Ребят встречали в аэропорту как героев, их даже поздравил президент страны В.В. Путин. Он написал: «Дорогие друзья!
Поздравляю вас с заслуженной победой на The International 2021 — чемпионате мира по Dota 2. Впервые в истории российская команда клуба Team Spirit выиграла эти престижные состязания. Молодцы!
На пути к финалу вы продемонстрировали яркие лидерские качества и сплочённость, а в решающем поединке, который стал настоящим испытанием мастерства и характеров, сумели сконцентрироваться и в самый ответственный момент перехватить инициативу у сильных соперников. На деле доказали, что наши киберспортсмены всегда нацелены на результат и способны покорить любые вершины.
Желаю вам новых успехов и всего наилучшего.»
Ребят даже пригласили на шоу «Вечерний Ургант» .
Совсем недавно в июле «The International» выиграли престижный турнир «Riyadh Masters», проходивший в столице Саудовской Аравии городе Эр-Рияд.
Послесловие
Киберспорт прошел непростой путь от аркадных залов до турниров с миллионами зрителей по всему миру. От турниров за копейки до многомиллионных призовых. Команды обзавелись тренерами, психологами, менеджерами. Начали следить за питанием и добавлять к компьютерным тренировкам физические. Сейчас каждая команда имеет четкий распорядок дня. Геймеры превратились из мерзких задротов в героев страны. «Valve» подарила надежду игрокам со всего мира, что их могут признать, Гемеры могут доказать всему миру, что компьютер уже не просто детское развлечение, а осознанный жизненный путь. Остается наедятся, что это только начало, и все лучшее будет впереди. С большой любовью к любимому виду спорта Данил «labe» Калчин.