Тян не могут в Доту
Блог

«Мы в уникальной ситуации, которой никогда не было на TI». Интервью Эйритель о страхах, Spirit и шаурме

Яна Медведева поговорила с Дашей перед Интом.

Несколько месяцев назад Дария «Eiritel» Морозова покинула студию RuHub. Но без работы не осталась. За это время она откомментировала DPC в Южной Америке, небольшие европейские турниры и часть квалификаций на The International. А теперь вместе со всеми ждет начала TI и бегает за боссами в Elden Ring на стриме. В нашем интервью мы обсудили:

  • решение уйти из Рухаба;
  • рисование и другие хобби;
  • Fired Cast – это студия или нет?
  • в чем кайф комментировать Южную Америку?
  • как касты доводят до обморока;
  • почему удаленная студия аналитики на TI – это нормально;
  • как выбирают кастеров на TI;
  • в чем смысл жизни, если это не TI;
  • что может помешать Team Spirit стать двукратными чемпионами;
  • чему учaт Elden Ring и Minecraft.

– Решение уйти из Рухаба было для тебя спонтанным или ты давно планировала?

– Первые мысли об уходе возникали у меня некоторое время назад. Да, такое было. Но в мае, когда я покинула Рухаб, причина в основном была в новом контракте, который мне предложила студия. Его условия меня совершенно не устраивали. И для меня это было последней каплей – я поняла, что оставаться в штате студии не хочу.

– Сложно было решиться на этот шаг? Все-таки студия – это стабильность.

– Я в принципе тревожный человек. И мне всегда сложно давались решения, которые могут перевернуть ход моей жизни. Но в этом плане февральские события и все, что последовало дальше, научили меня, что нужно принимать сложные решения и делать выборы. Это лично моя ответственность, и какими бы ни были последствия, я продолжаю ее нести.

Я прекрасно понимала, что я ухожу в никуда. Что с рынком комментирования ничего хорошего в ближайшее время не произойдет. Что я могу полностью остаться без работы, оказаться в ситуации, где комментировать больше не смогу. Но я пересилила свои страхи и приняла это решение.

«Зрителю приелись классические трансляции». Интервью с совладельцем FISSURE

– Может ли существовать сейчас такая позиция? Когда «киберспорт вне политики» и ты закрыл глаза и делаешь вид, что ничего не происходит?

– Конечно же нет. Я приведу самый очевидный пример и пока что им ограничусь.

Допустим, у нас проходил весной мейджор в Стокгольме. Из-за проблем с DPC в Восточной Европе о его начале объявили за недельку до старта и добавили, что еще через недельку пройдет сам мейджор. И все команды оказались в ситуации, когда нужно заранее делать визы, чтобы доехать до Стокгольма. И это в майские праздники. Тогда ни у кого проблем не возникло, не считая команду Mind Games (но это не проблема посольства, а неопытность менеджмента).

А теперь с 12 сентября прикрывается упрощенный способ получения шенгена. Для игроков это значит, что нельзя сделать шенген про запас: тебе откроют его только на время поездки. И говорят, что сам процесс получения визы может существенно затягиваться. Выходит, что если сложится такое же расписание, то у игроков уже не получится просто взять и поехать на турнир. Просто физически нельзя будет сделать эту визу за считаные дни.

Помимо этого, некоторые страны вообще теперь не будут давать туристические визы россиянам. А киберспортсмены ездят на турниры именно по ним.

И это самый простой пример. Как бы ты ни игнорировал, как бы ни закрывал глаза, на тебя это будет влиять.

– Когда ты уходила, думала, чем еще, кроме киберспорта, можешь заниматься?

– Я этим вопросом задавалась всю свою взрослую жизнь. Так или иначе карьера комментатора такова, что до 70 лет ты этим заниматься не будешь. Скорее всего, рано или поздно надо будет заняться чем-то еще.

На данный момент я наконец-то вернулась к тому, чем занималась до поступления в универ. Я рисую. Я вообще очень люблю заниматься любой фигней, которую ты делаешь своими руками: скульптура, стругать из дерева, рисовать, вышивать и так далее. Все это мне приносит огромное удовольствие. И теперь я посвящаю этому больше времени. Не знаю, есть ли у этого какие-то перспективы, думаю, что нет. Так что это скорее for fun. 

– Ты сейчас рисуешь в стол?

– В более ранние времена я зарабатывала рисованием. Это были мои первые карманные деньги. А сейчас нет. Когда дело касается любой творческой деятельности, если ты не практикуешься постоянно, у тебя быстро падает навык. И чтобы его восстановить и поистине хорошо рисовать, нужно не только изучать огромное количество материалов на эту тему, нужно еще и постоянно тренироваться. Поэтому сейчас я просто пытаюсь вернуть свои утраченные навыки.

– Как насчет рисовательных стримов?

– Этим тоже иногда занимаюсь. Когда сидишь за компом и занимаешься чем-то, постоянно возникает мысль, почему бы не подрубить. Elden Ring я стримлю уже месяц, например. Я бы и так играла в него то же количество времени – и почему бы не на стриме? Хуже от этого не станет. 

С рисованием примерно такая же штука.

– Можно ли в теории или на практике быть комментатором-фрилансером в Восточной Европе?

– Это понятие было в Восточной Европе, когда существовали одновременно Рухаб, Старладдер и Мейнкаст. И те мои знакомые, которые занимались фрилансом, говорили, что это было очень удобно. У них были варианты предложений, возможность выбивать условия и работать в свое удовольствие.

Но в подавляющей части русскоязычного освещения практически всегда был монополист – студия, которая закупала большинство прав. И помимо этого существовали 1-2 студии, которые разбирали все остальное – не такие хайповые турниры. У этих студий есть свой штат, и им гораздо выгоднее держать комментаторов на контракте, чем нанимать фрилансеров. Фрилансерам как минимум надо больше платить, а иногда это еще и лишняя морока с логистикой.

За последние годы у студий просто сложился ряд не сотрудников, но постоянных фрилансеров. Например, Хвост и Мейнкаст. Он постоянно приходит к ним комментировать, но контракта у него нет. Жекич тоже. Вроде ты и фрилансер, а вроде работаешь все время на одну и ту же студию.

А в Рухабе на моей памяти комментаторы-фрилансеры были последний раз где-то в 2020 году.

Изменится или нет эта ситуация – вопрос. Но мне кажется, что как бы история ни развивалась, снова появится монополист и все сведется к конкретному штату у студий. У меня есть ощущение, что фриланс все равно создает больше проблем, чем перспектив.

PGG заставил всех отжиматься! Засолил на ЦМке и выиграл спор

– С каким настроем появился Fired Cast? С планом вырасти в студию или просто чтобы чем-то заняться?

– Все было гораздо проще! Врывается Адекват и говорит: «У нас есть шанс покомментировать Южную Америку. Нет никаких обязательств, на свои каналы. Вы согласны?» И мы такие: «Да, согласны».

Мы не делали никакую студию, не строили ничего амбициозного. Просто нужно было как-то анонсировать факт того, что мы будем комментировать Южную Америку нашим союзом безработных кастеров.

– А сейчас вас можно назвать студией, объединением?.. Или вы просто коллеги, которые кастят, что подвернется?

– Студией это назвать сложно. Все-таки студия – это другие мощности и заявка на то, что ты можешь закупать права. Так что все так и осталось. Но мы всегда открыты к любым новым предложениям!

– Если кто-то из других русскоязычных кастеров захочет к вам присоединиться, у него будет такая возможность?

– У нас были такие запросы. Но все заканчивалось тем, что у нас пока нет необходимости в этом. То, что у нас было, мы спокойно кастили вчетвером. И никаких перегрузок не было. Если бы случились ситуации, когда нам нужно больше людей, мы бы к этим запросам вернулись.

– Тебе удалось кайфануть от Южной Америки?

– Конечно, ты чего! В любом регионе есть свой шарм. В Европах хайп состоит в очень близких тебе знакомых командах. Когда ты смотришь Китай, то видишь дикий пот от скилловых команд. Помимо этого, там зачастую совершенно другая мета – там появляются герои, которых в обеих Европах ты не увидишь.

А в Южной Америке своя йоло-атмосфера. Там игры совершенно другого темпа. Драфты своеобразные, команды играют своеобразно – и эта Дота создана для ночных эфиров!

Герой «Санта-Барбары» или дотер из Южной Америки? Угадай по имени!

– Кстати о ночных эфирах. Как твое здоровье? Я видела пост о твоем трагическом походе за шаурмой.

– Здоровье нормально! Это все приколы моего организма. 

Да, перед этим было несколько дней сложных эфиров, когда мы одновременно кастили и Америку, и Европу. Поэтому эфиры были либо очень длинные, либо нужно было переворачивать режим с ног на голову почти каждый день. Из-за этого я сильно недосыпала. А когда я начинаю недосыпать, я не хочу ничего в своей жизни, кроме поспать. Все остальные требования моего организма просто отключаются. Например, я абсолютно перестаю ощущать голод. Я не хочу есть. Я хочу только лечь и спать.

В один день так и получилось. После нескольких дней сложных эфиров у меня был выходной. Я как следует поспала, проснулась и поняла, что пора уже и поесть, пару суток как этим не занималась. Пошла за шавухой. До нее нужно было пройти буквально несколько шагов. Я иду и чувствую, что мне плохо, что я сейчас в обморок упаду. Я подошла, заказала шавуху, присела на барный стульчик рядом. Следующий кадр – я лежу на земле. Очки разбила (а с каждыми очками расставаться – это дикое горе), ребро сломала, ногу очень подвернула, глаз чуть не проткнула своими же очками. Самый неудачный обморок в моей жизни!

Мне вызвали скорую, шавуху мне дали с собой. Я ехала в скорой и ела ее. И самое грустное в этой истории то, что шавуха оказалась невкусная! 

– Ты уже оправилась от этого приключения?

– Ребро зажило, нога заживает, очки новые купила. Так что все наладилось.

– Каждый раз, когда заходит речь о правах на освещение турниров, это все превращается в какой-то глобальный срач. Как тебе кажется, почему?

– Отчасти потому что сами инсайдеры и отдельные студии эти истории всегда разгоняли. И причина проста: когда дело касается большой аудитории, то людей сильно интересуют вопросы денег. Это всегда так работало. Деньги и личная жизнь, грязные подробности – это самые горячие темы, которые дают комментарии и просмотры.

Так что сказать «ха, лохи, вы купили права за кучу денег, это самое невыгодное вложение, никогда эту сумму не отобьете» – это хороший способ привлечь внимание.

– А ты встреваешь во все эти разговоры? Или тебе все равно?

– Про суммы, отданные за права, я читала. Сливы Бумыча видела. Я такой же рядовой юзер, байчусь на такие же заголовки, как и все! Но я из тех людей, кто молча сидит в соцсетях, так что в сами обсуждения я никогда не встревала.

Интервью с совладельцем FISSURE: привел Стрейнджера в Empire, променял StarCraft на завод, мейджор – только начало

– Fissure при поддержке букмекера BetBoom за рулем трансляции Инта – это ок или не ок?

– Мы оказались в уникальной ситуации, которой никогда не было в отношении The International. В этом году Valve решила торговать правами на освещение всего TI, вплоть до плей-офф. Теперь на всех языках есть права, которые стоят некоторых денег. Скорее всего, это происходило, как и всегда, на конкурсной основе, своего рода торги. А у кого ты еще найдешь на это такие деньги, кроме букмекерров? 

Те, кто недоволен, что это делают букмекеры... Ну, предложите свои пару лямчиков баксов, замутим свою студию, купим права. В чем проблема? Краудфандинг еще можно устроить: «собери бюджет на освещение TI!» Потом можно деньги собирать на создание студии, на покупку оборудования и так далее. Лучше способов задоджить букмекеров не вижу.

BetBoom в этом отношении вообще очень хайпово зашли. У них есть команда своего имени, у них есть канал на твитче, на котором показывают тир-1 события. В этом плане их бренд-менеджеров можно похвалить.

А если говорить в целом, то у Valve была возможность сказать, что так нельзя, попросить поменять название канала, если бы их это не устраивало. Потому что очевидно, что при подаче документов на тендер в них вся эта информация есть, на каналы с каким названием пойдет эфир и какие лого будут. Всегда можно было вмешаться, всегда можно было запретить так делать. 

– Недавно появилась новость, что в самом Сингапуре будут работать только комментаторы основной стадии. Ты работала на Инте, ты знаешь, что такое атмосфера этого турнира. Как ты отнеслась к такому нововведению?

– Да, все студии аналитики будут работать удаленно. Я лично отношусь к этому спокойно. На TI в Румынии, где я работала ведущей студии аналитики, мы сидели в шатре, который находился вне арены. И большой разницы от того, что мы сидим рядом со стадионом, или находились бы так же в другой стране, вообще нет. Бывали случаи, когда аналитика шла с выходом в зал, но это редкость. И глобально для эфира это ничего не меняло.

Мне кажется, что критически важно оставлять комментаторов на сцене – в этом самый кайф. Поэтому зрители и любят официальные трансляции на ланах – шум толпы, хайп, который никак не подделать. Никакой клинфид со съемками из зала этого не заменит. А для студии аналитики это ничего не поменяет. Разве что аналитики на арену не посмотрят, а зрители с ними не увидятся, а для трансляции все будет, как и всегда.

– А еще вылетевшие про-игроки не придут в студию.

– Да. И на Late Night Show тоже никто не придет. В прошлом году, когда Alliance вылетели, к нам заглядывал Fng. Но справедливость ради, такое все равно происходило очень редко. Условный золотой состав VP после проигрыша на TI не хотел идти в аналитику. Да и они далеко не одни такие были.

10 великих матчей Инта. В первой серии: катастрофа Virtus.pro

– Комментаторов Valve приглашает напрямую. В связи с текущей политической ситуацией и историей с правами эта ситуация изменилась?

– Думаю, все так же, каждому отдельному человеку Valve присылает письмецо на почту. Никакой истории за этим нет. Приходит письмо – и выбираешь, соглашаться или нет. 

– А как же все эти истории про специальных людей, которые смотрят трансляции на русском языке?

– Про специальных людей я не знаю, так что не могу это ни подтвердить, ни опровергнуть. Я знаю, что есть практика, когда у достаточно большого количества людей Valve спрашивает, кого бы они хотели видели на трансляции. И если это письмо приходит руководителю студии, то он всех своих пишет, другой руководитель – своих. Но пул этих людей достаточно большой, так что это позволяет создать общую картину. Возможно, и трансляции тоже кто-то смотрит.

Судя по тому, что я знаю, в этом году ничего в процессе приглашения комментаторов не изменилось.

– Valve приглашает тех, кого считает нужными. Но не случится ли ситуация, когда за одним столом окажутся комментаторы из Украины и России?

– Это мы узнаем не раньше, чем начнется ивент. Потому что расписание комментаторы узнают где-то за день до старта. Я не знаю, случится ли это или нет. Все-таки не все комментаторы друг к другу относятся негативно.

Но судя по тому, что происходит – это будет далеко не главная проблема. 

– А в чем смысл жизни комментатора, если не Инт?

– Комментировать Доту и получать удовольствие. Есть огромное количество аналитиков, ведущих и комментаторов, которые продолжают работать, несмотря на то что их не приглашают на TI. А кого-то приглашают только один раз.

TI – это классное мероприятие в том плане, что это одна из редких возможностей покомментировать на лане. Сейчас на просторах Восточной Европы это случается крайне редко. Но если этого нет – это не смертельно. Ты продолжаешь любить Доту и получать от нее удовольствие. Так что смысл есть всегда.

– От чего лично ты в этом процессе получаешь удовольствие?

– Я получаю огромный заряд эмоций от того, как красиво можно играть. Перевороты, камбэки, как пятая карта на TI3, которую я с теплотой в сердце пересматриваю минимум раз в год. Я получаю удовольствие от того, какие красивые вещи можно творить в этой игре.

– А как поживают шарфики к зиме? Вяжешь что-то новое?

– Пока нет. Хотела поделать шарфики для Нави, если они выйдут с первого места, но я и сама в это не верила. В Спиритов я верила еще с Анимейджора, а в Нави нет. Так что сейчас я ничего не вяжу, но, возможно, к этой мысли еще вернусь.

А перед Спиритами я все обязательства выполнила!

– Как насчет связать всю пасту про Дахака?

– Могу рассмотреть такой вариант, если они первое место на TI возьмут. Но они не возьмут, потому что это сделают Спириты.

– Это твой серьезный прогноз или просто к слову пришлось?

– Если честно, я в этот раз совсем не уверена. И дело не в форме Спиритов, а в том, как будет выглядеть The International в этом году. Будет Wild Card на пять дней со своей групповой стадией и плей-офф. Потом пройдет групповая стадия, которая будет очень потная, с огромным количеством матчей в день. И самая большая проблема в том, что команд стало на две больше, а это значит, что само расписание будет плотнее. Раньше они играли две игры в день максимум, а теперь будут дни с тремя матчами. 

Понятное дело, что для плей-офф количество команд не изменится. Но в этот раз в плей-офф будет продолжительный перерыв с переездом в другую арену. И есть команды, на которых этот перерыв может отразиться хорошо, и команды, на которых это может повлиять очень плохо. Второй случай – это команды, которые набирают кураж. Со Спиритами так и произошло: они начали групповую стадию неказисто, потом разгонялись, пошли ничьи, потом победы. Для них хорошо сработал этот фактор куража. И у таких команд настолько большой перерыв может быстро всю спесь выбить. Они могут сбиться с ритма и во второй половине плей-офф заиграть хуже.

А если кому-то не хватило времени на раскачку, то у них будет время собрать мысли в кучку, охладиться и более обстоятельно подойти к матчам. Таким командам этот перерыв сильно поможет.

Когда в турнире есть один день перерыва, игроки жалуются, что им делать нечего. А тут дней пять. У тебя же просто голова сварится от безделья. Ну или от постоянных праков и накручивания себя.

Поэтому я опасаюсь, что этот перерыв может негативно отразиться на Спирит.  Но, возможно, для Дахака это будет оптимальный расклад! Однако основная конкуренция останется та же самая – это LGD, которых можно сломать морально. А если Дахак морально сломал Outsiders половиной карты, то LGD для него будет как зрелая фисташка. Осталось только до финала дойти, а там на изи!

– Давай вернемся к вязанию. Кто тебя научил вязать?

– Когда я была подростком, начинала заниматься рисованием и разными другими штуками, которые делаешь своими руками. Чего только ни делала! Я по дереву выжигала, скульптурки из глины лепила, фенечки плела, из бисера плела. И от скуки, и от любопытства. И вязание было одним из таких занятий.

Причина была очень простая: мне было трудно не засыпать на уроках. Но мне хорошо слушается, когда руки чем-то заняты, тогда в сон не тянет. В 14 лет в школе я рисовала в тетрадках, но тетрадки быстро кончались. Потом я начала плести феньки – тогда это пользовалось огромным спросом. Мне заказывали феньки с какими-то группами, с названиями аниме – прям балдеж. Этим занималась не только я, так что наши учителя с этим боролись и феньки отбирали.

Поэтому мне пришлось придумывать другой выход. И я нашла вязание. Вязание у меня никто не отнимал и ничего на этот счет не высказывал. Так что это решило мою проблему с засыпанием на уроках.

Потом мне это пригодилось в универе, когда нужно было осваивать огромное количество литературы для экзаменов непосредственно перед сдачей. Читаю я обычно неспешно, поэтому гораздо быстрее было купить аудиокнигу и запустить ее на скорости х2. И начать вязать, чтобы вслушиваться и не отвлекаться.

Все это время в Elden Ring был еще один сталкер. Он всегда знает, что делает главный герой – благодаря жукам и фласкам

– Вязание помогало тебе не засыпать. А чем тебе в жизни помогает Elden Ring?

– Я тут на днях ехала в поезде. Мне было скучно, а в соседях у меня была мама с маленькой девочкой лет девяти. Я с девочкой разговорилась и, глядя на ее маму, пыталась все разговоры сводить к тому, что нужно хорошо учиться. Рассказывала ей, что я комментирую игры, и чтобы в них играть, нужно быть очень умным, как Дота тебя учит разным навыкам. В один момент у меня девочка спрашивает: «Я играю в Майнкрафт. А чему он меня учит?» Мне пришлось придумывать что-то про то, как жить от зарплаты до зарплаты без денег. Вот тебе и сурвайвл! 

И вот я опять оказалась в этой ситуации, только теперь спрашиваешь ты!

– Почему в принципе Elden RIng?

– Для меня творчество FromSoftware, которые делают все Соулсы, перевернуло все представление об игровой индустрии. До появления в моей жизни Dark Souls я смотрела на игры с точки зрения сюжета. Геймплей для меня был делом пятым, главное – это сюжет. Допустим, я была фанатом проходить что-то на мотив «Ведьмака» на легкой сложности, просто наслаждаться историей и исследовать. Я смотрела на игры как на интерактивное кино, каких-то сложных челленджей не искала. 

А когда в моей жизни появился Dark Souls, я решила в него поиграть и поняла, что это жесть как сложно – и начала смотреть, как другие его проходят. Поняла, в чем прикол. Потом увидела, что существует куча роликов про лор и сюжет. А когда я играла, никакого сюжета не увидела. Оказалось, что всю эту историю можно узнать из описания шмоток. Тогда я села проходить еще раз, читая все описания шмоток, которые мне выпадают, что-то специально старалась выбить для этого. Вот тогда разговоры NPC перестали быть бессмысленными, я стала понимать, куда и зачем иду. 

И самое главное – для меня во главу угла вместе с сюжетом игр встали их механики. Я теперь жду от игры челленджа. Любую игру я теперь хочу пробовать изначально на максимальном уровне сложности, чтобы у меня не оставалось выбора, кроме как предельно эффективно пользоваться всеми инструментами, что игра предлагает. Так я полюбила хардкорные платформеры, например. 

Elden Ring – это игра, которую я ждала несколько лет, с момента первых упоминаний о ней. Но вышла она ровно в тот день, когда началась [спецоперация]. Поэтому мне было не до праздника. Дошли руки до нее только сейчас. Я могла бы ее и не стримить, но иногда советчики из чата помогают найти редкие шмотки.

Мне нравятся сложные боссы. Что мне нужно его изучить, понять, что и как он делает – и на основе этого победить. Что нужно выяснить, какие механики для этого эффективнее применить. Мне стали неинтересны боссы в условном вышеупомянутом «Ведьмаке» на легкой сложности, которых можно просто залупить атакой.

– Ты стримишь просто для кайфа?

– Да. Я исхожу из логики «а почему бы и нет?» Кто-то будет этому рад, кто-то вопросы задаст. Я делаю это для кайфа и связываю это с теми вещами, которыми я бы и так занималась и без стрима.

– А что еще ты сегодня сделаешь для кайфа?

– В Elden Ring поиграю! А еще я большой фанат арбузов. Передаю привет Никсу, согласна с его тир-листом по фруктам. И за все это лето я не съела ни одного арбуза. И поняла, что так нельзя. Пошла, купила арбуз – и уже неделю не могу его порезать. Так что для кайфа сегодня я порежу арбуз.

* * *

Их рандомная победа подарила нам Thunder и Beastcoast. Яна Медведева – о лучшем дуэте Южной Америки

«Тебя бьют ногами, а ты учишься». Игривое интервью Хакоды – о Рамзесе, MMR и мудростях пабов

Да, отличная идея!
62%
Wolf Team
Нет, есть проблемы поважнее...
25%
Lycan
Играть в Доту)
13%
Ведьмак
9 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Лайк, если бы помог порезать Даше арбуз
+15
0
+15
Желаю Даше найти вкусную шаурму.
+7
0
+7
Хорошее интервью, как и всегда.
+4
0
+4
Хорошая девочка и комментатор
+4
-1
+3
Разрезает как-то Дарья Морозова арбуз, а там армяне в нарды играют!
+1
0
+1
Мач лав Даша <3
+1
-1
0
Даша красивая, коментит неплохо, на мой взгляд. Но стримы ее смотреть такое себе, она на них какая то грустная хабалка...
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий