Как играют фавориты TI8. Team Secret
Среди команд из топ-4 рейтинга DPC, Team Secret – самая непредсказуемая и хаотичная. Игру этих парней точно не получится описать одним словом. Эта команда способна удивлять не только зрителей и аналитиков, но и саму себя.
Стратегия и драфты
У всех топовых команд есть узнаваемый стиль. Вы точно знаете, чего ждать от игры Virtus.pro (если только они играют не на Саммите), Team Liquid (если только они не играют в матче за третье место) или LGD (если только с китайского Нового года не прошло меньше месяца). Излюбленный стиль Team Secret – своеобразное переосмысление классической стратегии 4+1 с непривычным наконечником, вроде Арк Вардена или Лон Друида. Puppey после ухода из Нави всегда тяготел к жадной и медленной игре с постоянным растягиванием соперников по карте. Неважно, как звали его кор-игроков, Arteezy или EnVy, MP, Midone или Ace – Клемент хочет выжать из карты больше ресурсов, чем возможно, и постоянно сталкивается с одними и теми же проблемами.
Год назад Пуппей стоял перед дилеммой: MidOne тяготел к активной игре и предпочитал агрессивных персонажей, но Puppey хотел, чтобы именно он играл на первой позиции, и упорно подсовывал ему Медузу, Тролля и даже ТБ. MP же был не против отыгрывать первую позицию, но по уровню игры он сильно уступал лучшим представителям амплуа space eater. Это ставило Клемента в тупик. На последнем ЛАНе перед TI7 – 7-м сезоне Дрим Лиги – Team Secret играли в свою фирменную доту: PL, Invoker, TA, OD, постоянный фарм и отсутствие мысли. На TI7 Puppey приехал все с тем же внутренним конфликтом: играть на Мидвана или МП? Жадно или агрессивно? В трех керри или ни в одного? В итоге Team Secret бросало из одной крайности в другую: они то брали пик вообще без керри и проигрывали Team Empire в затяжной игре, или брали трех керри и выигрывали за 25 минут.
Сейчас ситуация несколько иная. Между Дримлигой и TI7 было около двух недель, и играли команды в одном и том же патче. Перед The International 2018 мы не видели Team Secret в официальных играх больше двух месяцев. За это время вышло целых три патча, в которых разработчики понерфили билдообразующий артефакт для Эмбер Спирита от Мидвана (Aeon Disk первым айтемом – не от хорошей жизни, но отчаянные драфты Пуппея требуют соответствующих решений), удалили из доты Найт Сталкера (героя с нюком на 45 урона за 80 маны на первом уровне даже ситуативным не назовешь – его в доте все равно что нет), понерфили Чена и произвели еще кучу изменений, которые, несомненно, повлияют на игру Team Secret.
***
У меня нет доступа к скримам Team Secret, и никто не делится информацией о количестве стратегий, которое Puppey отрабатывает перед чемпионатом мира. Но опыт подсказывает, что на TI игра Team Secret концептуально не меняется относительно всего сезона: в 2015 году Puppey играл только на Артизи, и на TI5 Артур на СФ’е остался один против четырех коров и саппорт-Дроу от VP. 2016-й лучше не вспоминать, а про 2017-й было чуть выше. Основываясь на игре Team Secret по ходу этого сезона, можно предположить, в каком виде команда предстанет на главном турнире года.
«Перед турнирами мы обычно тренируемся на буткемпе около недели, стараемся провести работу над ошибками с предыдущего турнира и убедиться, правы мы или нет насчет своих идей» – так Puppey описал стандартную подготовку Team Secret к турнирам. Рассмотрим результаты буткемпов TS на примере трех мейджоров – EPICENTER XL, MDL Changsha и Super Major.
EPICENTER получился самым неудачным из этих турниров, как по игре, так и по результату. 7-8 место, Techies, поражение от Na’Vi – выглядит как топ самых карикатурных нелепостей, которые только могут произойти с командой из топ-4 на мейджоре. Из 14 игр на турнире Team Secret выиграла всего 6. Но даже со скидкой на винрейт 42%, статистика команды выглядит просто несуразно.
В глаза сразу бросаются две вещи: гигантский разрыв между Мидваном и всеми остальными в графе “Урон по героям” и неприлично низкий суммарный показатель урона по зданиям – меньше 7 тысяч. Для наглядности: если вы навалитесь впятером по одной линии, как боты Open AI, 7 тысяч урона вам хватит только для того, чтобы уничтожить 3 вышки и спилить милишный барак. После патча 6.82 игры таким способом уже не выигрываются.
С уроном по героям все не намного лучше. Ace, номинально первая позиция в команде, наносил чуть больше 14 тысяч урона за игру. К слову, fy на Эпицентре вносил почти 16 тысяч здоровья при идентичной средней продолжительности игр. Когда твой керри по части убийства героев уступает вражескому саппорту (пусть даже речь идет о гениальном fy), ты понимаешь, над чем тебе следует поработать.
На буткемпе перед MDL Changsha Puppeuy действительно потрудился на славу. На китайском мейджоре в драфты Team Secret периодически начали попадать метовые персонажи. К тому же, уровень соперников на MDL был на порядок ниже, чем на Эпицентре. Все вместе это позволило Team Secret забраться на одну ступень выше по сравнению с Эпицентром и значительно улучшить статистику.
Урон по героям вырос на 30%, по зданиям на 67%. Puppey решил проблему просто: сделал ставку на сильных в пуше коров. ЦК, Бристлбеки и прочие анахронизмы уступили место Ликану и Луне. Если на Эпицентре игроки Team Secret общими усилиями наносили всего 7 тысяч урона по зданиям, то на MDL у одного Эйса почти 8 тысяч за игру. Но решение одной проблемы породило другую: тотальную зависимость пуша команды от одного игрока. Вместо того чтобы выстроить четкую структуру игры и сбалансировать драфты, убрав перекос в сторону урона по героям, Puppey просто передвинул ползунки в противоположную сторону, сместив акцент на пуш. Больше половины игр на MDL Ace провел на Ликане, Друиде и Луне. К концу турнира против Team Secret просто начали банить Волка и Медведя, а как играть без них команда не придумала.
В этом тексте была сравнительная статистика Team Liquid на Эпицентре и Супер Мейджоре. 53% командного урона по зданиям на последнем мейджоре наносил Матумба, и это было частью продуманной и качественно реализованной стратегии Team Liquid. Когда один игрок наносит 68% общего урона по зданиям – это признак серьезной игровой дисфункции.
На буткемпе перед Супермейджором игровые приоритеты Team Secret сместились обратно в сторону убийства героев. Если на Эпицентре главной звездой команды был MidOne, а на MDL игра Team Secret крутилась вокруг Эйса, то на Супермейджоре на первый план вышел YapzOr.
Иорданец был лучшим в своей команде по KDA, вторым по урону по героям, обогнав даже Эйса, имел больше всех ассистов и меньше всего смертей. Team Secret провела Super Major если не на максимуме с точки зрения стратегий, исполнения и самоотдачи, то довольно близко в этому. В Шанхае Team Secret проиграла тем, кому должны были проиграть (VP, Team Liquid), и обыграла тех, кого должна была обыгрывать исходя из своего статуса и подбора игроков: VGJ.Storm, Optic Gaming и Vici Gaming – не самые слабые команды на свете, каждая из которых вполне может претендовать на попадание в топ-6 на TI.
Теперь самое время расшифровать статистические выкладки через несколько базовых вопросов.
Что означает статистическое недоразумение на Эпицентре?
Это как раз тот случай, в котором статистика команды объясняется крайне неудачной игрой. Team Secret в Москве много экспериментировали с пиками: Techies, Bristleback, Chaos Knight, Timbersaw. Team Secret ехала на турнир без четкого понимания меты и во многом действовала наугад.
“У нас не было времени организовать буткемп перед Эпицентром, так что я просто предложил Мидвану приехать в Эстонию и поиграть. Он приехал, и мы начали отрабатывать несколько стратегий, которые затем были уничтожены новым патчем. Все команды рано или поздно оказываются в подобной ситуации, тебе приходится смириться с этим” – тру стори от Пуппея. На Эпицентре Клемент просто брал удобного героя для Мидвана, как мог подстраивал под него драфт, и смотрел, что из этого получится.
На MDL Changsha Ace наносил почти 8 тысяч урона по зданиям, разве это не круто?
В данном случае – нет. Аномальные изгибы осей HD или TD на статистических графиках отдельно взятого игрока обычно объясняются одной из трех причин. Первая – стратегия команды, идеальный пример – Матумба в Team Liquid. Вторая – индивидуальный стиль игрока, и здесь мы вспоминаем Резоля в любой его команде. Третий – особенности драфта, и это как раз случай Team Secret.
Клемент создал уникальный прецедент. Team Secret, это команда, которая:
- не чурается играть с саппортом ТБ и мидовым Даззлом;
- имеет в своем составе самого разнопланового керри на про-сцене;
- наконец, в её составе есть топовый исполнитель на четвертой позиции.
И при всех этих данных, она оказалась максимально ограничена на драфте, когда дело касается пуша. Если соперник банит Ликана и Друида, лучшим решением Team Secret становится Luna, которая существенно сужает список доступных персонажей на роль второго кора и еще сильнее сковывает команду на драфте. Пуш Team Secret зависит от одного игрока, который, в свою очередь, зависит от двух-трех героев.
На Супермейджоре YapzOr по KDA и урону по героям отыграл на уровне кор-игроков. Он тащил в соло?
Не совсем. Вся суть игры Япзора идеально отражена в этом видео:
Япзор – элитный исполнитель. По умению реализовывать имеющиеся ресурсы он, возможно, лучший в мире на своей позиции. Но сама по себе структура игры Team Secret подразумевает, что эти ресурсы ему придется забирать у кого-то из кор-героев. Легко можно представить следующую картину: Мидвана убивают в миде, пока Япзор получает опыт на боковой линии. Малазиец прилетает обратно на тп, умирает вновь, и, пока его телепорт в кд, в мид летит Япзор и забирает крипов под своей вышкой.
Дикий статистический прыжок Япзора на Супермейджоре обусловлен двумя факторами: драфтами и спецификой позиционной игры Team Secret. О позиционке TS чуть ниже, для начала о героях.
Вот десятка самых популярных персонажей TS на Супермейджоре. На первом месте герой, на котором преимущественно играет как раз Япзор.
“Птичья личность” в руках иорданца наносит 33 тысячи урона по героям при вполне допустимом количестве смертей. В абсолютных цифрах саппорт-Скай от Япзора получается даже эффективнее, чем мидер-Скай от Мидвана. Правда, малазиец сыграл на этом герое всего одну игру, а на счету иорданца их пять, включая полуторачасовую зарубу против VP, что существенно влияет на статистику.
Кроме Скаймага, грозным оружием в руках Япзора является Elder Titan: 31 тысяча урона по героям и 100% винрейт в трех играх на Супермейджоре.
Мечта, а не саппорт!
Как видно, ответы на все три вопроса так или иначе связаны с драфтами. Драфты – это главная болевая точка для Team Secret, и дело не в тех самых саппортах ТБ или мидовых Фениксах.
Вернемся к основам. В доте можно выделить три глобальные задачи: герои, вышки, Рошан. Если ваш пик способен справляться со всеми тремя – поздравляем, у вас отличный драфт. Две из трех – тоже неплохо. Но когда ваш пик способен делать лишь что-то одно, вы собственноручно ограничиваете свои победные опции. Это все равно, что зайти поиграть в Цивилизацию, изначально настроившись на военную победу, а после старта узнать, что единственный доступный вариант – дипломатическая победа. И как теперь договариваться с дикарями?
Драфты Team Secret в большинстве случаев имеют сильный перекос в одну сторону. Вот таких героев Пуппей набрал на второй карте против VP на Супер Мейджоре.
Знаете, как коры PL-Ember-Mirana убивают Рошана в мидгейме, пока вражеский керри в таверне?
Никак. А сколько времени им потребовалось, чтобы подняться на вражеский хайграунд? 64 минуты. Таких однобоких драфтов у Team Secret – большинство. Чаще всего Пуппея кренит именно в сторону тимфайтов, хотя, бывают и обратные случаи, например, игра против LGD на MDL Changsha, с мидовым Джакиро и парой Луна + ШД в легкой линии. В первом случае, даже если у TS получается добыть преимущество за счет тимфайтов, реализовать его проблематично из-за отсутствия полноценного пуша. А во втором случае слабость в тимфайтах пытаются компенсировать либо через deathball, который практически невозможно реализовать против VP, TL или LGD, либо через распределение своих коров по разным участкам карты, в надежде, что хоть один из них нафармит.
Вардинг
Разбираем на примере Супер Мейджора. При игре за Radiant Пуппей чаще всего ставит стартовые варды на боковых линиях.
При игре за Dire он старается получить вижен в районе баунти рун.
Стратегия Team Secret в отношении вардинга – отражение игры команды в целом. В выигранных картах на Супер Мейджоре, 45% вардов команды приходилась на свою половину карты – 9 из 20. Для сравнения: у Virtus.pro в выигранных играх на свою половину приходилось всего лишь 29% вардов – в среднем 5 из 17. Примерно так обычно выглядит карта вижена в выигранных играх VP (Radiant):
И Team Liquid (Dire):
Пара вардов на своей половине, остальные сосредоточены на половине карты соперника, некоторые из них прямо у него на базе. А вот так выглядит среднестатистическая карта вижена в победных играх Team Secret:
Лишь одинокий вард Radiant на базе Dire намекает на победителя этой игры. Team Secret здесь действительно играла за Свет. Исходя из карты вижена, может показаться, что игра проходила в равной борьбе, и команды до последнего не могли определить победителя. На самом же деле, эта игра закончилась со счетом 20:2, а соперник Team Secret, Vici Gaming, проиграла две линии из трех, и за всю игру ни разу не имела перевеса по золоту. И даже такая игра у Team Secret превратилась в нудное перетягивание каната в районе центральной линии.
Позиционная игра
В предыдущем тексте о Team Liquid я упоминал, что позиционная игра чемпионов мира построена таким образом, что впереди постоянно оказывается GH. У Team Secret все с точностью до наоборот – Yapzor обычно занимает место в арьергарде. Это – вторая причина огромного количества урона, которое он раздавал на Супермейджоре.
Лучшие герои Япзора с точки зрения нанесения урона – Зевс, Скаймаг, Титан – все они требуют грамотного позиционирования и осторожной игры. Если вашего Зевса или Ская, у которого 10-12 тысяч нетворса, в самом начале драки выловил вражеский Никс с общей ценностью 5-7 тысяч, вы фактически лишаетесь 5-7 тысяч преимущества. С одной стороны, это логично. С другой, подобное построение порождает новые проблемы.
Если ваши саппорты, а) нацелены исключительно на урон, и б) занимают место за спинами коров, то очевидно, что инициировать сражения приходится кому-то из верхней тройки. Если кор-герой инициирует неудачно, у Team Secret не остается плана Б – ожидать подсейва от Скаймага или Лешрака не приходится. При этом даже идеальная инициация при варианте Team Secret вовсе не означает, что команде не придется пожертвовать кем-то из кор-героев.
Такая модель позиционной игры могла бы работать при грамотных драфтах, но с этим у Team Secret все сложно. При Скаймаге или Зевсе на четверке вам нужен сильный инициатор на третьей позиции, способный зафиксировать противника на месте, или хотя бы принять на себя удар за партнеров. На Супер Мейджоре Фата пару раз играл на Аксе (два поражения из двух) и Брюмастере, но так же часто он играл на Миране, Пугне или Бистмастере с вообще другими задачами. Фактически, роль инициатора зачастую приходится брать на себя Мидвану, отсюда и билд через Aeon Disk первым артефактом на Эмбера.
Нацеленные исключительно на убийство героев драфты зачастую вносят свои коррективы в позиционную игру Team Secret в мидгейме.
Этот момент начался с того, что Team Secret, имея Аегис, без сопротивления забирает тир-2 вышку на нижней линии. После этого:
- MidOne делает ТП на топ;
- Fata- и YapzOr смещаются в сторону мида и пробегают под тир-2 вышкой в попытке зацепить Найт Сталкера;
- Ace остается на боте, чтобы законтролить 3 руны.
В итоге, все игроки Team Secret погибают по одному. MidOne даже дважды. Имея Аегис и перевес по золоту, Team Secret собственноручно рушит свою позиционку из-за нежелания подниматься на ХГ с таким пиком.
Чем Team Secret может удивить
Удивительным будет, если Team Secret не будет удивлять. Если Клемент прекратит свои безумные эксперименты и перестанет пытаться исключительно контрить а не банить героев, это будет настоящим чудом.
У Team Secret нет единой структуры игры. В одном матче Эйс может гангать на Лайфстилере на 5-й минуте, в другой в афк режиме фармить на Арк Вардене, когда враги впятером дайвят под тир-1 вышку. Мидвану пикают условного Эмбера в максимально неудобный матч-ап (например против Лины) и заставляют его инициировать каждый тимфайт и умирать первым. Фата постоянно дрейфует между первой и третьей позициями, а Япзор так и норовит своровать где-то лишнего крипа или немного опыта. Такая игра в наперстки своими исполнителями и близко не похожа на систематизированную игру в трех коров как у Team Liquid. Перед двухмесячным перерывом, Team Secret по структуре игры больше всего была похожа на Fnatic, и я не знаю, есть ли больше оскорбление для команды из топ-8 (хотя нет, знаю). И при этом, Team Secret заняла четвертое место в регулярном сезоне DPC. Это лишний повод восхититься удивительным индивидуальным мастерством игроков, собранных в этой команде.
У TS одна проблема - Паппи. Их успешная/неуспешная игра зависит от того, в какое полушарие мозга ударит ему моча, и, соответственно, что он напикает)
А так, с детства за TS.
На спортсе точно есть блоги, сомнительного качества, с кучей ссылок "на поддержку 10 авторов" *любой подобное за 30 минут напишет. А у нас такая серия, если этот выпуск ещё и один человек делает - просто шок! Недели летнего времени потратить для посетителей и ничего не получить... Тем более, мы привыкли давать на чай" стримерам